Поиск

Дмитрий Карпицкий: Возможность для миссии среди мирян в ИПЦ

Возможность для миссии среди мирян в ИПЦ

(Дмитрий Карпицкий, г. Мичуринск)

Появление новых людей в общине, зачастую замкнутой, где богослужения происходит не часто, и приезд священника это событие, является немаловажно значимым для общины, особенно тогда, когда неофит окончательно делает свой выбор в пользу нашей церкви и конкретной общины.

Представляется весьма важным указать на то, что многие приходящие к нам имеют размытые представления о таких важнейших вещах как: вероучительные истины, сущность Церкви и о разных других немаловажных околоцерковных вопросах. У нового прихожанина может иметься приверженность к лжеучениям, представлениям и отклонениям, чуждым Православному Учению, или даже путаница и пробелы в понимании основ христианства. Весьма затруднительно, когда приходящие не знают историю церковных разделений, происшедших в 20 веке, и догматическую сущность наиболее крупной, называющей себя православной, религиозной организации. Трудности у вновь пришедшего могут быть связаны с адаптацией в общине, особенно там, где храм примыкает к жилому помещению и существование общины имеет замкнутый характер. Здесь могут возникнуть трудности именно психологического свойства.

Помочь разобраться, разрешить затруднения и, где следует, исправить и образумить новопришедшего надлежит архипастырю или клирику - на это имеются четкие указания в 19 и 64 правилах 6 Вселенского Собора. В ХХ веке Поместный Собор 1917 -1918 гг. все же уточнил, что лишь миряне и братства, достойные и способные к выполнению миссионерского служения благовествования Слова Божия, могут привлекаться к православному христианскому благовестию – только ко внебогослужебной проповеди и ”не иначе как по благословению епископа”. Это нисколько не противоречит 64 правилу 6 Вселенского Собора, так как оно ограничивает мирянину благовествовать на богослужении. Участники Поместного Собора ясно понимали, что в то непростое революционное время наступил духовный кризис, и поэтому к миссионерской работе для защиты веры решено было привлечь благонадежных людей из мирян, так как в то время уже действенно проявлялись антицерковные настроения новой власти, а с другой стороны - интеллигенция массово отходила от православия, принимая такие душепагубные учения, как спиритизм и теософию. Главной целью первых православных братств явилось воцерковление людей, представляющих разные слои общества.

Деятельность братств и отдельных миссионеров приносила благие плоды духовного просвещения и отстаивания Истины Христовой и после того момента, когда им пришлось перейти на нелегальное положение.

Ввиду невозможности создания братств в немногочисленных катакомбных общинах предлагаю делегировать одного ответственного мирянина для осуществления помощи и содействию пастырю в работе с новыми людьми. Мирянин-миссионер, содействуя священнику во внебогослужебное время, исполняя свое послушание, ни в коем случае не должен подменять собою пастыря. И для миссионера в суждениях не допустимы ни категоричность, ни высокомерие. Как писал профессор Барсов: «Личность говорящего не меньше значит для убеждения слушающих, чем самое содержание слова и его форма». Важно, чтобы миссионер мог дать обоснованный, компетентный ответ, сохраняя выдержку и самообладание. Ему следует иметь представление о событиях, связанных с нашей Церковью, и знать церковную историю последних 100 лет. Также важно иметь представление о природе Церкви и христианских вероучительных истинах. Порой лишь требуется восполнить пробел, достоверно пересказать ход событий, произошедших в нашей Церкви. Не стоит оставлять без внимания и вопрос церковных разделений и нестроений. Непременным условием должно быть то, чтобы мирянин-миссионер был стоек в своей вере и в своих суждениях, не склонялся к крайностям и бесплодному морализму.

С другой стороны, миссионеру важно помочь новому человеку адаптироваться и раскрыть собственную идентичность в общине, а также помочь влиться в общину, чтобы совместная молитвенно-религиозная жизнь стала более сплоченной. Такой вид миссии, на мой взгляд, сможет содействовать не только привлечению новых членов в общину, но и укреплению внебогослужебного уклада и организации общины. Для содействия пастырю в разъяснении вопросов и затруднений, могущих возникнуть у нового прихожанина, и исходя из того, что подобная практика привлечения мирян к миссионерскому содействию клирику, закрепленная Поместным Собором 1917-1918 гг., канонически обоснована, и опыт такой миссионерской активности уже имеется, предлагаю этот вопрос на рассмотрение.

 
«Церковная Жизнь» — Орган Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви.
При перепечатке ссылка на «Церковную Жизнь» обязательна.