Поиск

Лариса Лаппо: Мы посланы не для словопрения

Стремительное развитие компьютерных технологий поставило современных православных христиан перед новым вызовом: насколько безопасно соприкосновение с миром виртуальным.

Интернет - «всемирная сеть, паутина». Это название отражает не только его фрагментарную структуру, но и суть: в сети легко запутаться среди миллионов виртуальных площадок, на которые выбрасываются терабайты самой разной информации. С одной стороны, там можно отыскать полезные сведения, скачать богослужебную литературу и святоотеческие книги, с этой целью и выходят в интернет многие сегодняшние христиане. С другой – враг спасения человеческого не мог не воспользоваться таким мощным ресурсом влияния на ум и душу человека (если не сказать: не мог, попущением Божием, не посодействовать в создании человеком всей электронной системы). А потому больший объем киберпространства занимает оцифрованный соблазн, который, как и в реальной жизни, бывает грубым и явным, и потому легко узнаваемым, или тонким и одетым в одежды благочестия, что делает таковой наиболее опасным.

Интернет появился в результате усовершенствования сети «Arpanet», которая была разработана по заданию министерства обороны США. Созданием надёжной системы связи, способной выдержать ядерную атаку, занимался ряд американских университетов. Эскизный проект появился в 1966 году. Практически в то же время над той же задачей работали в СССР. И уже в 1964 году (на два года раньше, чем в США) в стране была готова проектная документация. Однако если на советский проект тут же посыпались негативные отзывы, то в Америке он был реализован даже без обсуждения. Успех операции вдохновил американскую разведку на следующий шаг: в 1969 году в СССР было практически до конца уничтожено успешно поставленное производство электронно-вычислительных машин.

Важно отметить: как провал проекта сети, так и разрушение отрасли производства ЭВМ были произведены с помощью социальных технологий. С 1970-х годов именно эти технологии доказали свою стратегическую значимость, сравнившись по эффективности с ядерным оружием. С тех пор человечество узнало о множестве ранее не известных социальных явлений: ювенальной юстиции, педофилии, движениях за свободу абортов и содомитов, произошли судьбоносные для стран и народов события, реализованные с помощью социальных технологий, в том числе, и так называемые «цветные революции». Тот, кто выходит в социальные сети, должен понимать, с технологиями какого уровня там предстоит иметь дело и «кто в доме хозяин».

Первая социальная сеть – Facebook – была создана в США студентом престижного университета для детей американской элиты как средство общения между двумя вузами. Но очень скоро потенциал «дорогой игрушки» оценили за пределами кампуса. Первые 500 тысяч долларов внёс член Бильдербергского клуба Питер Тиль, и уже через четыре месяца сеть отчиталась о своем миллионном пользователе. Ещё два миллиона долларов на развитие Facebook подарил Билл Гейтс. Но прежде чем покорить мир, Facebook пополнился ещё 13 миллионами долларов. Одним из организаторов этих инвестиций был исполнительный директор фонда американского разведывательного сообщества Гилман Луи. Вкладывая миллионы, инвесторы делали верную ставку: загнанное в одну виртуальную тюрьму, человечество не только принесёт колоссальную прибыль, главное – станет контролируемым и управляемым.

В связи с отставанием в развитии сферы компьютерных технологий службы безопасности РФ в социальные сети вошли позже, однако вскоре в них тоже освоились. И уже сегодня каждый день за неосторожное движение мышкой на скамью подсудимых попадают от одного до нескольких человек. Большинство из них в роковой момент были активными участниками социальных сетей. Согласно Российским законам, организаторы распространения информации, в числе которых – Яндекс, ВКонтакте, Рамблер, Мейл.ру, на законных основаниях хранят текстовые сообщения пользователей сети «интернет», голосовую информацию, изображения, звуки, видео, другие электронные сообщения и обязаны предоставлять спецслужбам эти данные в случае проведения теми оперативно-розыскной деятельности. Причём, попасть в список неблагонадёжных и стать объектом внимания служб можно не только за явные преступления. В разработке реально оказаться, к примеру, за неосторожное слово или излишне эмоциональный комментарий в церковной полемике – как разжигателю религиозной, национальной розни или оскорбителю чувств верующих. Есть примеры, когда люди страдали за фотографию скатерти из музея или за то, что кто-то оставил комментарий, к которому оказалась прикреплённой картинка с запрещённой символикой. Более того, на законных основаниях прослушивание и просматривание может применяться к тому, кто может располагать сведениями о преступлениях. Эта формулировка, по сути, возводит «колючую проволоку» вокруг всего киберпространства, делая любое взаимодействие пользователей в сети потенциально опасным.

Сегодня социальные сети – это самый контролируемый сегмент интернета. Имея в своей структуре дискуссионные площадки (поля для комментирования), соцсети предоставляют любому участнику возможность свободно высказываться по той или иной теме. Но мало кто знает, что все комментарии остаются в файле даже после их удаления со страницы или закрытия самой страницы. Все текстовые, графические изображения сохраняются. Все аудио и видео файлы записываются и преображаются в текст. Осуществляется это с помощью автоматической системы-робота, которому не требуется разрешение судебных органов. Так же автоматически из миллиардов текстов робот может выбрать целевую группу пользователей по ключевым словам.

Социальные сети являются также сгустком уловок, расставленных мошенниками. Через них идет вербовка в наемники. Через них легко найти нужную аудиторию, прежде чем совершить на неё атаку. Преступники всех уровней ищут способы, как узнать больше о своих потенциальных жертвах, и социальные сети идеально концентрируют эту информацию. К примеру, размещая фотографию в социальной сети, не стоит удивляться, что система распознавания лиц идентифицирует изображение с камеры, висящей, скажем, в крупном магазине, и в ответ на запрос поисковой системы предоставит не только имя и фамилию пользователя, но и его адрес, род занятий, круг друзей, интересов и так далее – все, что сам пользователь о себе сообщил. Даже если он сделал это в закрытой группе под вымышленным именем. Последний приём – не более чем самообман: при регистрации на любом интернет ресурсе администрация требует номер телефона абонента, сим-карта которого привязана к его паспортным данным. Найти пользователя по его автоматически определяемому IP-адресу никакой сложности также не представляет.

Однако не те мошенники, которые преследуют свои корыстные интересы, наиболее опасны. В настоящее время активно ведётся сбор электронного досье на каждого человека. Ко времени, когда откроется человек греха и погибели, личные дела должны быть максимально полными. Именно для этой цели осуществляется наблюдаемый нами стремительный переход всех служб и ведомств с бумажного документооборота на электронный. То, что ещё недавно многие считали апокалипсическими предрассудками, сегодня реализуется в виде государственных законов. В стране поэтапно осуществляется программа перехода к электронному правительству. В нынешнем году министерству финансов дано задание создать единый электронный реестр граждан, в котором будут собраны все данные о каждом человеке. Объемлются все сферы жизни: образование, медицина, социальная защита, правоохранительная система и так далее. Но для полного контроля и управления человеком им нужно знать состояние его души и мировоззрение. Эта задача как раз и решается через социальные сети, в которых пользователи как на духу распахивают и мысли, и сердце посредством общения и полемики. И чем активнее взаимодействие человека в виртуальной реальности, тем полнее досье, которое на него собирается.

Конечно, мы не должны опасаться гонений, безбоязненно исповедуя себя христианами даже до смерти. «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне» (Матф. 10:28)». Именно духовная составляющая является ориентиром в исследовании проблемы опасности участия в полемике в социальных сетях. Может показаться, что на этот новый вызов мы не найдём прямого ответа в Православном вероучении. Однако и Священное Писание, и святые отцы ясно указали путь спасения христиан на все времена и для всех народов – вне зависимости от так называемого технического прогресса или других временных условий.

Несмотря на кажущийся живой диалог, общение в соцсетях по своей форме – это не доверительная беседа с глазу на глаз, а выкрики в толпу на городской площади. Кричать может любой, даже люди в масках, а потому словесные баталии порой достигают высокого накала неконтролируемых страстей. И именно на этих виртуальных площадках, как на многолюдной площади, в последнее время всё чаще разворачивается полемика по религиозным и церковным вопросам. Причём, православные не только отвечают на вызовы, но нередко сами предлагают повод для обсуждения. И когда оппонент подвергает сомнению, отрицает, высмеивает их утверждение, автор или его единомышленники соблазняются необходимостью защитить оклеветанную Веру, Церковь или её служителей, тем самым провоцируя новый виток возражений, как правило, более категоричных и эмоциональных. Чем дальше продолжается полемика, тем более озлобляются участники. Всё заканчивается либо лишением хозяином площадки кого-то из участников права голоса (так называемый бан), либо добровольным выходом из спора той или иной стороны. Зачастую кто-то из участников прибегает к услуге «пожаловаться», чем инициирует проверку в отношении оппонента.

Помимо единомышленников, публика, присутствующая на виртуальной площади, состоит из внешних или внутренних оппонентов (атеистов, представителей других религий, московского патриархата или бывших братий), а также агентов влияния, маскирующихся под тех или иных с целью провокации и дискредитации. Используя искажение фактов, смещение акцентов, выставление второстепенного основным и наоборот, откровенную ложь, играя на страстях (неудовлетворённом тщеславии, обиде, гордости ума), агенты способствуют выносу проблемы из виртуальной плоскости в реальную. Кто-то отшатывается от Веры и Церкви либо уходит или коснеет в расколе или ереси. Это цель и итог многих дискуссий и публичных споров в сети.

Могут оказаться в этой толпе и искренне ищущие Истину. Однако за выкриками и безсмысленной перепалкой они, как правило, слово Истины расслышать не могут. В результате первоначальное благое намерение миссионерствовать в большинстве случаев разбивается о подводные рифы казавшегося для этого привлекательным интернет пространства, работающего по своим безчеловечным правилам. В русском языке существует особенное слово – поведать. Поведать – значит, рассказать доверительно, поделиться от сердца к сердцу, с глазу на глаз, сродни исповедать. С появлением интернета вопросы веры, молитвы, всего того, что свято, стали выноситься на всеобщее обсуждение – на это шумное и безцеремонное позорище виртуальных площадей. И победителем во всех виртуальных спорах чаще выходит враг рода христианского.

Сегодняшнее человечество всё дальше удаляется от Христа. Буйным цветом расцветают язычество, оккультизм, ложная духовность. В России поднимает отсечённую голову «красный дракон». Поместные церкви так называемого «мирового православия» утонули в трясине экуменической ереси, прямо заявляя о своём чаемом воссоединении с еретиками, под прямым руководством которых происходит подготовка мира к пришествию антихриста. Мир, зная о Христе, сегодня делает свой осознанный шаг навстречу антихристу. «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк.18:8).

В этих условиях последнего искушения Господь вменил нам в обязанность явиться исповедниками Веры Истинной. «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1Пет.3:15). Но Он же призвал Своих последователей к рассудительности, предостерегая от ревности не по разуму. "Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак, будьте мудры, как змии, и просты, как голуби" (Мф. 10:16). «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 5:37). Провоцируя православных на полемику, враги спасения лукаво подстрекают, что в споре рождается Истина. Напротив, заявляет Церковь, в споре Истина не рождается, в споре она попирается, осмеивается, над ней издеваются, её злохулят и одевают в терновый венец. Православие Истину не ищет, оно ею обладает и щедро дарует её тем, кто в ней нуждается. Православие не ищет ответов на вопросы. Оно их знает. Провоцируя или поддерживая полемику, каким бы праведным ни казался нам её повод, мы не столько защищаем Православие и служителей его, поставленных в строгом соответствии канонам Церкви отвечать на выпады врага, сколько, вопреки святоотеческому наставлению, не отвергаемся речей богохульных, не заграждаем, а открываем уста нечестивые, преумножая грех.

Святитель Игнатий Брянчанинов сказал: «По причине умножения соблазнов, по причине всеобщности и господства их, по причине забвения евангельских заповедей и пренебрежения ими всем человечеством – необходимо для желающего спастись удаление от общества человеческого в уединение наружное и внутреннее. Необходима осторожность от всякого увлечения разгорячением, думающим совершать дело Божие одними силами человеческими, без действующего и совершающего Свое дело – Бога. Остерегись, желая спасти ближнего, чтоб он не увлек тебя в погибельную пропасть. Последнее случается ежечасно. Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него сам: и этого с тебя достаточно. Ознакомься с духом времени, изучи его, чтоб по возможности избегнуть влияния его».

Человечество во всём своём большинстве будет обольщено, и забвение Бога – самое великое за всю историю – уже происходит, и сыну погибели надлежит открыться. Но, как и во времена апостолов, так и сегодня, кто ищет Истину, тот её услышит и покорится вере. Кто её не ищет, того не убедить никакими самыми горячими доводами. «Еретика после первого и второго вразумления отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» (Тит. 3:10-11). Для решения же внутренних проблем существует один принятый церковным правом путь: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви» (Мф. 18:15-17). Церкви, а не миру, что так активно происходит в последнее время. Именно в этом, а не в вытаскивании жизни Церкви на публичное позорище – её соборность.

Проблемы путём публичной полемики не решаются. Путём публичной полемики тешится враг, усугубляются непонимания и обиды, соблазняются неокрепшие души. Соблазнам должно прийти, но горе нам, православным, если мы окажемся тому виной. Те, кто пытался, свидетельствуют: ни убедить, ни обратить посредством площадного миссионерства нельзя. Сам Господь перед лицом синедриона был безгласен – не потому, что не мог бы одним словом Своим закрыть уста нечестивые, но потому, что Он «наперед сказал всё» (Мк. 13:23), но они не приняли. «Я Царь. Я на то родился и на то пришёл в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего» (Иоан. 18:37).

Первая Церковь, будучи Святой и Соборной, была не публичной, но катакомбной. На площадях же, перед многотысячной толпой еретиков и язычников, громогласно не столько словом, сколько ценою собственной жизни, христиане исповедовали Веру Христову лишь в одном случае – если были приводимы туда держать ответ. «Верую, Господи, и исповедую!», - и были убиваемы за имя Его во свидетельство Истины. Была ли полемика? Было ли иное убеждение кроме крови, за Него пролитой? Были ли межрелигиозные саммиты и дипломатические дискуссии, столь популярные в «мировом православии», с их безсмыссленным многоглаголанием? А потому чем дольше христианин пребывает в сети с «исповеднической миссией», тем более он запутывается в ней, не имея уже ни времени, ни сил на собственное спасение и помощь ближним. «Спасая» тысячи в социальных сетях, не забываем ли мы о той душе рядом, которой необходимо наше тихое, от сердца к сердцу, участие?

Блаженный Феофилакт Болгарский, обращаясь к нам, сказал: «И Дух говорит: отделите Мне Павла и Варнаву (Деян. 13:2), и: дается Духом слово мудрости (1 Кор. 12:8). Убеждение есть дело благодати; ибо делом апостолов было ходить и проповедовать, а убеждать слушающих всецело принадлежит Богу. Покорять вере. Мы посланы, говорит /апостол/, не для словопрения и не для исследования или доказательства, но покорять вере, чтобы научаемые слушали, веруя без всякого противоречия».

Вот святоотеческий ответ на вопрос о допустимости словопрений по вероучительным и церковным вопросам на виртуальных площадях. А потому убережёмся не только от участия, но и от внимания той хуле, которую через своих служителей враг рода человеческого изрыгает в виртуальном пространстве. Поостережёмся и входить в публичные позорища, как бежим от посещения языческих капищ и еретических собраний. Ибо: «Блажен муж иже не иде совет нечестивых» (Пс.1).

«Блюдите убо, како опасно ходите» (Еф. 5:16)

 
«Церковная Жизнь» — Орган Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви.
При перепечатке ссылка на «Церковную Жизнь» обязательна.