Поиск

Послание Архиерейского Синода РИПЦ о современных отношениях России и Украины и о духовном смысле сегодняшних конфликтов

Примерно два с половиной года тому назад начался конфликт между Россией и Украиной, который так печально делит Православных христиан, в том числе и чад нашей Церкви, на партии и враждующие стороны и который продолжает ссорить стольких бывших друзей, даже родных и близких. Многие недоумевают, как же на самом деле Православный христианин должен относиться к происходящему.

Нельзя не сознавать, что этот конфликт - величайшая беда и трагедия. Сталкиваются два православных братских народа, которым надлежало бы жить в мире и согласии, «да единомыслием исповедати» Святую Троицу, а не воевать. Мы не можем об этом не скорбеть, и самая наша первая и горячая молитва, общая и обязательная для всех, должна быть о прекращении кровопролития и о водворении мира.

Также надо признать, что помимо вооружённого конфликта идёт информационная война. Все силы и стороны, замешанные в конфликте, используют СМИ, социальные сети и современную технологию, чтобы донести до масс свою «правду». На эту информационную войну пущены колоссальные средства и силы, ведётся она круглосуточно, безпрестанно, и каких-либо правил поведения или понятий о совести и чести на этой войне нет. Информация искажается, передаётся превратно, часто передают заведомую ложь. Надо признаться, что мы не знаем и не можем знать всю правду о том, что происходит, и следовательно, православный христианин никак не может составлять мнение, определяться по отношению к происходящему, ссылаясь исключительно на такие сведения. Нам следует как можно больше избегать СМИ и социальные сети, погружаясь в виртуальный мир только по необходимости, по долгу службы, для переписки и т.п. В наши дни, наверное, как никогда прежде, мы должны помнить, что христианин призван быть «не от мира сего», и необходимо каждому из нас воспитывать в себе Православное мышление и мироощущение, чтобы в душе и сердце были верные духовные ориентиры, которые помогут правильно определяться по отношению к политическим и социальным процессам, происходящим вокруг нас. Это возможно только при постоянной работе над собой, над очищением сердца и при изучении и бережном хранении нашего истинно-православного достояния. Это тот путь, который свят. Филарет нам указал в своём духовном завещании:

«Держи что имеешь» Эти слова, взятые из священной книги Апокалипсис, в наше время, в наши многоскорбные, лукавые, соблазнами исполненные дни, имеют особо важное значение. Они напоминают нам о том драгоценном духовном богатстве, которым обладаем мы, чада Православной Церкви. Да, мы богаты. И это духовное богатство есть то, что имеет Святая Церковь... Учение веры – нашей чудесной, спасающей православной веры; многочисленные живые примеры людей, живших по вере... красота и великолепие нашего православного богослужения, и живое соучастие в нем через веру и молитву; полнота благодатной жизни, открытой всем и каждому...»

Только таким путём мы сможем уберечься от раздоров и разделений, потому что «венец всего» этого, продолжает Святитель, есть:

«единение чад Церкви в той любви, о которой сказал Спаситель: по тому узнают люди, что вы – Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.»

Если мы будем жить «полнотой благодатной жизни», о которой писал свят. Филарет, и помнить, что, по словам Апостола, «житие наше на небеси есть», нам не страшны будут никакая «мировая закулиса» или «мировое правительство», и мы не станем друг друга клеймить «русофобами» или «укрофашистами».

Исходя из того представления, что для нас выше и дороже всего жизнь в Церкви, мы никак не можем поддерживать ту или иную сторону в этом конфликте. Правительство, которое всегда и везде исповедует себя прямым наследником советского режима, который по словам приснопамятного Архиеп. Нафанаила (Львова) «оправдывает, обеляет, и восхваляет величайшие жестокости, обманы, насилия и вообще попрание всех Божеских и человеческих законов, наибольшие преступления, когда-либо бывшие в человеческой истории, никак нельзя считать богоугодным. В церковной жизни, в церковной истории нет срока давности, и пока любое правительство солидаризируется с силой, творящей эти злодеяния, мы никак не можем его считать законным или имеющим какое-либо отношение к прежней, царской России, к Святой Руси, и никогда, ни в чём наши цели не могут совпадать.

Многие считают, что ведется борьба не с украинцами, а с Америкой и с Западом. Наверняка Америка и Евросоюз, защищая свои интересы, поддерживают сегодняшнее правительство Украины, и снабжают украинскую армию техникой и оружием. Но гибнут на войне не американцы или европейцы, сторонники глобализации или развратники, а православные украинцы и русские.

Мы считаем наше время апокалиптическим, возможно, мы живём в преддверии воцарения антихриста. Тем более нам следует обратить внимание на то, что Священная Книга Апокалипсиса не выделяет ни одного народа или государства как особо благословенного или не порабощенного Вавилонской блудницей. Все мирские царства и князья ей поклонятся. Смогут ей противостоять только те, кто поклонится Агнцу, кто признает над собой прежде всего Его владычество. Со времен первой богоборческой французской революции и особенно после крушения Самодержавной Православной монархии в России, никакой народ и тем более никакое современное государство, ни в Америке, ни в Европе, ни в России не может считаться в каком-либо смысле богоизбранным или противостоящим процессам, описанным в Апокалипсисе, противостоящим антихристу. Вовлечённость в эти процессы и степень согласия или соучастия в них могут быть разными, но всё современное общество заражено. Нам следует всё чаще и настойчивее призывать к «полноте благодатной жизни» и к «единению чад Церкви в той любви, о которой сказал Спаситель: по тому узнают люди, что вы – Мои ученики, если будете иметь любовь между собою», как говорил свят. Филарет, а не увлекаться современными политическими вождями или движениями.

Будем же в нашем духовном делании, в наших богослужениях и в частной молитве чаще вспоминать о завете свят. Филарета, и «держать, что имеем», ставя «единение чад Церкви в любви» выше всего.

 
«Церковная Жизнь» — Орган Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви.
При перепечатке ссылка на «Церковную Жизнь» обязательна.