Поиск

Рождественское послание Председателя Архиерейского Синода РИПЦ, Высокопреосвященнейшего Тихона, архиепископа Омского и Сибирского

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ<o:p></o:p>

ПРЕДСЕДАТЕЛЯ АРХИЕРЕЙСКОГО СИНОДА РИПЦ<o:p></o:p>

ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННОГО АРХИЕПИСКОПА ТИХОНА<o:p></o:p>

<o:p></o:p>

Дорогим о Господе собратьям архипастырям, пастырям, монашествующим, братьям и сестрам – верным чадам Церкви Христовой:<o:p></o:p>

Христос рождается – славите!<o:p></o:p>

Приветствую Вас с этим воистину вселенским торжеством – великим Божиим снисхождением к нам грешным, с проявлением безконечной любви Божествен­ной. Христос рождается – грядет прежде падший возставити образ. Сегодня свершилась великая тайна вочеловечения Божества. В лице Богочеловека Иисуса Христа соединилось навеки Божественное начало с человеческим. Более двух тысяч лет назад в маленькой Вифлеемской пещере произошло это великое событие – Рождество Богомладенца Иисуса, сравнимое по важности разве что с творением мiра. Там родился Царь царей и Господь господей – родился Сам Бог. Его рождения мiр ожидал давно, как бы предчувствуя его, ибо род человеческий находился в мучительно тяжелом состоянии, погибал в грехах и безбожии, когда недовольство, тоска по истине, безотрадность настоящего, как безпросветная тьма, окутали все человечество. Пророчествами о Христовом пришествии зачитывались не только иудейские книжники, знали их и языческие мудрецы – и трепетно ожидали начала новой эры, которую смутно предчувствовали всей душой. Рождение Христа стало одним из самых радостных событий земного мiра – оно и положило начало новой эре, новому пониманию Завета Божия – Завета любви. Оно стало исходной точкой для привлечения в истинную веру – веру в истинного Бога – всех народов, населяющих землю, оно полностью изменило ход земных событий. Людям свойственно жить надеждой, а Рождество Богомладенца Иисуса, великого Примирителя неба и земли, подарило людям самую светлую и самую верную и твердую надежду – упование вечной жизни и вечной любви в Боге. <o:p></o:p>

До этого земной мiр не знал подобной радости, никогда не случалось в нем такого светлого праздника, в основании которого была бы вера в победу над вечной смертью. Потому и нам с вами в эту ночь так светло и радостно: мы ощущаем веру в вечную жизнь, ибо приоткрывается над ней завеса, и мы испытываем почти райскую радость. Именно ее принес на землю Богомладенец, имеющий целью избавить нас от смертельной болезни греха и проклятия, и воскресить всех праведников.<o:p></o:p>

Эта переполняющая нас радость, к сожалению, может быть кратковременна – стоит только нам окунуться в бурное море житейское, вспомнить о своих житейских невзгодах и скорбях, стоит только выйти из храма на улицу, как нашего слуха невольно коснется шум этого мiра, наше сознание отметит про себя, как много вокруг скорби, злодеяний, разврата… Как же нам сберечь эту рождественскую радость, находясь в этом падшем мiре? Как совместить нашу душевную тишину с этим водоворотом жизни? Как сохранить эту по-детски чистую молитву, которая, может быть, едва разгорелась в наших сердцах?<o:p></o:p>

Но не будем думать, что мы живем в мiре, в котором невозможна настоящая радость. В ту ночь, когда на землю пришел Господь, на земле, как и сегодня, было так же много скорбей, злодеяний и ужасов. Странным образом великая радость о Рождестве Христовом переплелась со скорбью уже тогда, когда чудесный Богомладенец едва раскрыл глазки.<o:p></o:p>

Рождество Сына Божия совершилось в бедной обстановке, в убогом вертепе: «не бе им места во обители». Для Сына Божия не нашлось места в домах Вифлеема – там помещаются люди состоятельные; приютом для Него служит вертеп, пещера, местом обитания – не удобная детская колыбель, а ясли для скота. Бедность, уничижение, скитания Его начинаются с колыбели. Надо думать, это сильно поразило тогда восточных царей-волхвов, пришедших искать Царя, побывавших у Ирода и у книжников иудейских, и нашедших Младенца в яслях для скота. Что они увидели? Вместо роскоши – убожество, вместо столицы – провинция Иудеи, вместо придворных – скот в хлеву и бедное, измученное странствиями, никому не известное семейство… <o:p></o:p>

Так встретила земля своего Творца, так Иудея встретила своего Бога. <o:p></o:p>

Какими же глазами посмотрел тогда на Своих чад Христос? Что чувствовал Он, хранивший Свой народ многие тысячелетия и вынужденный уже на второй день после Своего рождения скрываться в чужой стране? Единственные люди, пришедшие воздать Ему честь, оказались язычниками, которые только по смутному предсказанию, по звездам, узнали о Его пришествии. И Он, радовавшийся несказанно о любви, которую принес людям, должно быть, в эти минуты скорбел о глухоте и слепоте людской!.. Уже тогда радость Его переплелась со скорбью. <o:p></o:p>

Так и радость Пречистой и Преблагословенной Девы Марии о Новорожденном была омрачена: пришлось бежать даже из этого убогого вертепа, который для Нее, умевшей смотреть не телесными, а духовными очами, был «красною палатою», как поется в тропаре предпразднства. Бегство в Египет было только началом длинной цепочки скорбей, которые пришлось вынести Христу и Его Пречистой Матери Деве Марии за время Его земной жизни. Впереди Его ожидали многочисленные оскорбления от книжников, обвинения в богохульстве, непрестанные странствия, лишения, впереди – предательство одного из близких учеников и страшная Крестная смерть… Все это знал Богомладенец уже тогда, но улыбался и любил этот жестокий мiр, в который пришел. Он знал, что после Его бегства будут убиты тысячи младенцев, но знал, что души этих малюток, это «воинст­во младенцев, – по выражению святителя Филарета (Дроздова), – не предаст Вождя своего в руки врагов, но своею кровию пожертвует за жизнь всеобщего Искупителя», и будет во век не забыто людьми и упокоено у Его Отца. Он знал, что в скитаниях и лишениях Он найдет самых близких Ему людей – учеников, будущих апостолов, которые продолжат Его проповедь, и она во веки не умрет на земле. Он знал, что в ночь иудиного предательства Его ученики впервые вкусят Его плоти и Крови и впервые на земле человек причастится своему Богу и Творцу. Знал, что за отречением Петра придет его раскаяние. Знал, что избиения и муки на Кресте закончатся Воскресением. Нелегко дается это знание о высшем Промысле и о радости, которая покрывает скорбь, потому даже Господь на Кресте воздохнет: «Боже мой, Боже мой, для чего Ты Меня оставил?» Воздохнет, но до конца выпьет чашу страданий. <o:p></o:p>

Таков непреложный закон, который действует на нашей грешной земле: скорбь или предшествует радости, или следует за ней. Радость всегда идет рука об руку со скорбью. В Царствии Небесном будет иначе, но здесь, пока мы живы, мы подчиняемся этому закону, ибо и Сам воплотившийся Сын Божий благоволил добровольно подчиниться ему. А потому, никакая радость да не сделает нас безпечными, ибо рядом может быть скорбь, и никакая скорбь да не приведет нас в отчаяние, ибо Господь всегда силен утешить нас радостью. Духовно же опытный христианин уже в самой скорби может найти утешение себе.<o:p></o:p>

Будем помнить об этом единстве печали и радости в те дни, когда у нас случаются скорби, когда нас охватывает уныние, когда мы стоим на грани отчаяния. Пусть тогда придет нам на мысль Богомладенец, по-детски улыбающийся в Своих яслях, хотя и знающий о предстоящих скорбях на Своем пути; пусть нам вспомнится Пречистая и Преблагословенная Дева Мария, сумевшая разглядеть в вертепе царские палаты, а в Христовой смерти – грядущее Воскресение. Пусть в горькие минуты мы вспомним рождественскую радость, испытанную нами в Церкви, которая выше земных скорбей, утрат, измен и всех невзгод, потому что родившийся сегодня Богомладенец Иисус Христос принес в мiр новый закон – закон любви. Сегодня пришла благая весть – весть о Царствии Небесном, пришла твердая надежда – надежда на вечную жизнь и вечную любовь в родившемся Богомладенце Иисусе Христе. <o:p></o:p>

В этот светлый праздник любви, мира и радости о Христе Иисусе, нас ради родившемся от Пречистой Девы Марии, воспоем вместе с ангелами рождественскую песнь:<o:p></o:p>

«Слава в вышних Богу, на земли мир, в человецех благоволение!»<o:p></o:p>

С праздником Рождества Христова всех вас, верных чад Церкви Христовой, поздравляю! АМИНЬ.<o:p></o:p>

<o:p></o:p>

Рождество Христово 2010/2011 год<o:p></o:p>

+ Высокопреосвященнейший Тихон,<o:p></o:p>

архиепископ Омский и Сибирский,<o:p></o:p>

Председатель Архиерейского Синода РИПЦ<o:p></o:p>

 
«Церковная Жизнь» — Орган Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви.
При перепечатке ссылка на «Церковную Жизнь» обязательна.