Поиск

Рождественское Послание Преосвященного Гермогена, Епископа Черниговского и Гомельского - 2007/ 2008

Рождество Христово 2007 – 2008 гг.

Величие и радость Праздника Рождества Христова в том, что Сам Бог рождается от Пречистой Девы и соединяется со всем Своим творением через наше человеческое естество, соделывая его навсегда неразлучным с Ним, становится Богочеловеком.

Бог Слово, родившийся от Отца вне времени, безначально, Которым приведен из небытия в бытие весь мiр, все, что существует на земле и на небе, поставивший пределы всему творению, Сам не ограниченный ничем, – лежит как Младенец в яслях для животных и в пеленах повитый, рождается в убогой пещере.

Сам Бог Сыном Своим пришел спасти человека, став Родоначальником нового человечества, пришел распространить на него силу духовного безгрешного рождения, избавить от тления и смерти, привести к вечной жизни благобытия, сделать человека участником высшего духовного вечного блаженства, к обожению в благодати Своей, а через человека — все Свое Творение.

«Дева днесь Пресущественного рождает и земля вертеп Непреступному приносит…» —  все  Ангелы ликуют, и вся тварь благодатно внутренне потрясается, потому что, хоть и тайно, но в Свое творение входит Сам Бог. А вертеп и ясли для скота Бог выбрал, чтобы показать состояние мучимого страстями во тьме своего греховного неведения неверного, падшего человечества, к которому Он пришел через Пречистую Деву, поверившей Ему, принявшей Его Любовь и безболезненно, чудесно Его родившей и Самой спеленавшей.

Господь в рождении воспринял и имел всю нашу природу, но не был нам равен, так как имел ее в чистоте совершенства  и в соединении с Божеством.

В Воплощении Бог претерпевает уничижение и по божеству, воспринимая ограниченную природу, скрывая и удерживая действие Своей  неизменной Славы, и по Своему человечеству, принимая зрак раба в подобии плоти греховной, добровольно приняв неукоризненную тленность человеческого естества, терпя страдания, и даже смерть, в Своей безгрешной, совершенной и обоженной плоти, и по Своему Божественному Лицу, терпя оскорбления, и бесчестие от людей, как преступник. Но именно через это добровольное уничижение, кенозис, свершилась тайна нашего спасения. Христос явил всю полноту праведности в Своем человечестве, нетление в нем воли, полностью последовавшей во всех искушениях и страданиях даже до Крестной смерти Воли Божией.

Уничижение Самого Бога Творца нашего учит нас кроткому терпению скорбей и поношений в падшем мiре за верность и любовь ко Христу, упованию в твердой вере своей на неизменную к нам Любовь Божию и непреложность свершенного Им нашего спасения при его усвоении нами после очистительных для нас испытаний. В Самом Себе Христос уготовил нам спасение, лекарство для нашей падшей тленной воли, сделав нас причастниками Своего обоженного человеческого естества. Вся жизнь земная Спасителя — единый искупительный подвиг, кульминация которого — Голгофский Крест, а завершение — в обожении человека. Цель спасения  по учению Св. Иринея Лионского, Св. Афанасия Великого, Св. Григория Богослова, Преп. Максима Исповедника— обожение, теозис. Слово вочеловечилось, чтобы мы обожились, «чтобы обожить нас в Себе». Обожение есть усыновление Богу, для того, чтобы «сыны человеческие стали сынами Божими» и участвовали в блаженстве вечного благобытия.

Бог творческой силой создал, объял и управляет всем творением. Но Воплощение Его в мiре явилось  началом нового высшего состояния мiра, нравственного единства всего творения с человечеством как Его  Церковью, через восстановление и обожение человека в  воплотившемся Богочеловеке Христе. Христос стал Главою нового человечества, новым Адамом, а человечество стало его мистическим Телом — Церковью, Невестой Христовой, которую он пришел, по Св. Апостолу Павлу, искупить, очистить, сделать Святой Себе. Грядущее благобытие всего Творения достигается через утверждение в добродетели и познания Первой Причины — Бога Троицы, а благодать в искупленном и обоженном человеке становится как бы второй его природой, утверждая неизменность и уже навсегда неразрушимость нашей новой жизни с Богом и даруя нам высшее духовное наслаждение – видение Бога, как Он Сам Воплотившийся нам откроется.

Воплощение Бога делает свершение Им в Себе нашего спасения неотвратимым, воплощение — для спасения и обожения. Рождество Христово уже наполняет нас предпасхальной радостью. Будем помнить, дорогие братья и сестры, чада Церкви Христовой, что наше спасение — Сам Христос, это — наша жизнь во Христе, которая должна начаться и утверждаться здесь, в мiре падшем.

Христос победил мiр — победил действующую в нем богоборческую волю; и нет никакой силы мiра сего, способной нас удержать в своей воле, если мы во Христе!

+ Епископ Гермоген Черниговский и Гомельский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
«Церковная Жизнь» — Орган Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви.
При перепечатке ссылка на «Церковную Жизнь» обязательна.