Поиск

Великоп

Великий пост 2003 г.

Возлюбленные во Христе братья и сестры!

Наступил Великий Пост – время, предназначенное для покаяния и очищения самих себя от греховных страстей. Цель Поста, как учит нас Святая Церковь, состоит в приготовлении нас к достойной встрече величайшего христианского праздника – Светлого Христова Воскресения. Для того чтобы сподобиться благодати этого «Праздника праздников и Торжества из торжеств», нам необходимо покаянное очищение самих себя от нашей греховности. По наставлению Свв. Отцев-подвижников нам необходимо тщательно испытать свою совесть, в чем она обличает нас, сличить свое поведение с заповедями Евангелия. Нам должно познать свои греховные страсти, особенно господствующую страсть, приводящую нас к частому повторению одних и тех же грехов. Принеся подробную исповедь без самооправдания и лукавства, нам необходимо начать борьбу с греховными страстями. Важным пособием в такой борьбе является именно пост, предполагающий всестороннее самоограничение.

1. Мы часто забываем, что первая и главная заповедь Божия требует от нас любви к Богу «всем сердцем, всем помышлением и всею крепостию нашею». Это не совет, не пожелание, а именно заповедь, данная Богом еще в Ветхом Завете. В великопостном богослужении часто напоминает нам Церковь о страданиях Господа нашего Иисуса Христа, которые Он претерпел ради спасения нашего. Воспоминание спасительных страданий Христовых имеет в жизни христианина важнейшее значение. Грешник, который не вдохновляется обетованиями Рая, не устрашается муками ада, равнодушно смотрит на примеры праведной жизни и не желает исправляться, должен, по крайней мере, устыдиться того, что за него Сын Божий умер на Кресте. Любовь Божия к падшему человечеству открылась наиболее ярко в том, что Единородный Сын Божий, восприняв наше человеческое естество, претерпел за нас мучения самые лютые, вплоть до смерти крестной.

И вот поэтому наиболее тяжкие наши грехи – те, которыми оскорбляется эта любовь Божия к нам, те, в которых проявляется наша неблагодарность к Богу, наша холодность к Нему, наша неверность своему Спасителю и Господу.

Живя среди богоотступного мiра, сознательно отвергшегося Христа и стремительно приближающегося к антихристу, мы часто изменяем своему назначению, забываем о том, чего требует от нас наше звание православного христианина. А оно требует всегда помнить, что для нас дороже всего – это наш Спаситель и правая Вера в Него. Потому мы ни в жизни, ни даже в мысли не должны сливаться с мiром сим, во зле лежащем, не должны растворяться в окружающей нас богопротивной среде. Мы должны сохранять иное духовное качество. Наша главная жизненная ценность – это наша вера во Христа и ничто иное. Поэтому наши радостиэто не радости богоотступного мiра, наши горести также не совпадают с горестями тех, кто отвергает Христа и Его Церковь.

2. Одним из главных соблазнов нынешнего времени, по очень точному наблюдению Первоиерарха нашей Русской Церкви Митрополита Виталия, является апостасийное официальное православие, представленное на нашей Родине сергианской Московской патриархией. Сохраняя внешность Православия, видимость церковного благолепия, эта система убивает в душах людей живую веру во Христа, заменяя ее или пустым обрядоверием, или человекопоклонством. Можно сказать, что официальная церковь – это «православие без Христа». В этом таится один из самых опасных соблазнов нашей пред-антихристовой эпохи. По предсказаниям Свв. Отцев (напр. Свтт. Феофана Затворника и Игнатия Брянчанинова), именно в обстановке видимости, пустой внешности, оставшейся от православного христианства, и воцарится антихрист. Мы должны всемерно опасаться того, чтобы от нашего Православия осталась одна лишь форма без содержания, скорлупа, по меткому выражению Митрополита Виталия.

3. Подлинное Православие, которое действительно являет истинное христианство, а не только кажется таковым, всегда сопряжено с усилием, с самопринуждением ради Господа. Наша ответная любовь к пострадавшему за нас Христу немыслима без ответной жертвы с нашей стороны. Ради нашей верности своему Спасителю нам уже сейчас приходится жертвовать удобствами жизни, материальными благами, репутацией в обществе, а в будущем придется жертвовать и гораздо большим… При очищении себя от греховных страстей нам необходимо постоянное самопринуждение, без которого невозможно победить в себе грех. Это очищение своей души и тела от греха, достигнутое трудами и потами, - наша первая жертва Богу.

4. Вторая Заповедь Божия обязывает нас любить ближнего, как самого себя. Против этой заповеди мы также много согрешаем, часто совсем не думаем о ней. В соответствии с предсказаниями Самого Спасителя, одним из главных признаков последнего времени будет оскудение любви за умножение беззаконий. В наше время взаимное недоброжелательство, неприязнь, злопыхательство, презрение к ближнему прочно вошли даже в церковную среду и отравляют ее. Злословие и клевета уже не воспринимаются многими как грех. Немало людей, внешне церковных, разучились просить прощение и примиряться с ближними. Раздутое самолюбие современных православных не уважает ни старинства, ни священного сана, не ценит чужих трудов и добродетелей, смело наносит оскорбления другим и не терпит ни малейшей критики в свой адрес. Отсюда происходят многочисленные нестроения в церковной жизни.

По этой причине кровоточат и не могут зажить многочисленные раны на теле Церкви. Ради Христа мы должны примириться со своими ближними – к этому призывает нас Святая Церковь, особенно в эти дни Великого Поста. Мы должны также осознать греховность своего эгоистического поведения, которое часто выражается в неблагодарности за сделанные нам благодеяния, в равнодушии к нуждам и бедствиям наших ближних. Особенно греховным является иждивенческое и паразитическое отношение к ближним, пользование чужим трудом и безкорыстием без всякой взаимной отдачи.

5. Подлинное покаяние и исправление жизни, настоящее благодатное возрождение христианства немыслимо вне истинной Церкви Христовой. В настоящее время многие, отошедшие от официального лже-православия, ищут Истинную Церковь и не находят. Иные пытаются создать что-то свое. Здесь необходимо подлинное изменение ума (по греч. «метанойя», переводится также словом «покаяние»), отказ от самомнения и самочиния, чтобы увидеть ту Церковь, которая уже существует, а не пытаться создавать вместо этого собственного расколы или секты. Истинная Церковь сохраняет всегда преемство с предыдущей, - преемственно и в вере, и епископате, сохраняет неповрежденно апостольское и сятоотеческое учение и неразрывную цепочку архиерейских хиротоний. Такова наша Русская Истинно-Православная Церковь, наследница Катакомбной тихоновской Церкви, имеющая канонических архиереев, восстановленных Зарубежной Церковью. Наша Церковь сохраняет православное вероучение и традиции исторической Русской Церкви, сохраняет духовную связь и преемство со Святыми Новомучениками и Исповедниками Российскими и со всеми Русскими Святыми.

Истинная Церковь служит Христу, а не мiру сему и не князю мiра сего ради каких-то расчетов. Она сохраняет свою духовную свободу и не порабощается земным благам. Истинная Церковь стремится к духовному благодатному возрождению своих чад, а не просто к соблюдению ими православных обрядов. Она учит их жить по Евангелию, а не по духу мiра сего. Истинная Церковь дает благодатные силы своим чадам для духовного возрождения. Почему мы должны так ценить и беречь нашу Церковь. Нашу принадлежность к ней. Будем помнить, что Церковь устоит и без нас, а мы без нее падем и погибнем.

В последнее время некоторые по дерзости и самомнению отделились от нашей Церкви и составили самочинные сборища и раскольные группы. Этим они наказали только самих себя. Лишив себя полноценной благодатной церковной жизни, благодатного архипастырского окормления, они ныне томятся духовной жаждой, пытаясь заглушить ее «словесами лукавствия и непщеваниями вины о гресех». Если они еще не до конца истлели от зноя своих страстей и способны слушать добрые советы, то наш призыв к ним: оставить самочиние и примириться с той Церковью, с теми архиереями, которых они покинули. Время Великого Поста - самое подходящее для этого. «Се ныне – время благоприятно, се ныне – день спасения».

Верных чад нашей Церкви мы призываем ничем не смущаться, не колебаться от каких-либо искушений, находящих на нас по действию лукавого. Путь нашей Церкви – это правый путь Свв. Новомучеников и Исповедников Российских. Наша Церковь может дать спасение всем своим верным чадам, которые искренно и неленостно подвизаются в деле своего спасения. На это делание своего очищения и возрастания в добродетели да будет направленно внимание каждого.

Господь да благословит труды всех труждающихся и подвизающихся во спасении и даст таковым радость встретить Светлый день Воскресения Христова!

Великий пост 2003 г. от Р.Х.

+Архиепископ ЛАЗАРЬ
Одесский и Тамбовский,
Председатель Совещания Российских Преосвященных

+Епископ ВЕНИАМИН
Черноморский и Кубанский

+Епископ ДИОНИСИЙ
Боровический

+Епископ ИРИНЕЙ
Бурненский

+Епископ ГЕРМОГЕН
Жлобинский

+Епископ ТИХОН
Шадринский

 
«Церковная Жизнь» — Орган Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви.
При перепечатке ссылка на «Церковную Жизнь» обязательна.