Поиск

Акт о прославлении во святых Преподобной Екатерины Леснинской (Ефимовской)

Акт о прославлении во святых

Русской Истинно-Православной Церковью

первой игумении Леснинского монастыря Преподобной Екатерины (Ефимовской)

 

Архиерейский Синод Русской Истинно-Православной Церкви всем верным чадам Церкви на Родине и в рассеянии сущим - радоваться о Господе, Святой Церкви Божией и Святых Ея предстоятелях!

Ныне Ахиерейский Синод РИПЦ прославляет в лике святых подвижницу, прославленную Самим Господом нетлением мощей, любимую и почитаемую православными России, русского Зарубежья и Сербии, - основательницу и первую игумению Леснинского монастыря Преподобную Екатерину (Ефимовскую).

Богато одарённая Господом широтой и глубиной ума, силой и высотой духа, обилием способностей и талантов, Игумения Екатерина все силы своей незаурядной натуры обратила на службу Богу и Церкви. Велик подвиг этой смиренной молитвенницы, неутомимой проповедницы и защитницы Православия. Подвиг её - не только безукоризненная православная вера и святая жизнь, но и создание «деятельного» женского монашества. В отличие от традиционных русских женских монастырей послепетровской эпохи, монастыри, созданные Матушкой Екатериной на Холмщине и в Сербии, прославились широкой миссионерской, просветительской и благотворительной деятельностью.

Леснинская обитель была центром Православия в западном крае Российской Империи, и заслуга в этом принадлежала высокому уму и великому сердцу Матушки Екатерины. Помимо Леснинского, она основала на Холмщине несколько «деятельных» монастырей: Вировский, Теолинский, Радочницкий, Турковицкий, Березвеческий, Красностокский, - во главе которых поставила самых одарённых и опытных своих учениц. Холмские обители пользовались особым вниманием и попечением Августейшей Семьи и Святейшего Синода, эти монастыри поддерживал и часто посещал св. прав. Иоанн Кронштадтский.

Переехав в 1920 году в Сербию, леснинские сестры, подготовленные Матушкой Екатериной, способствовали возрождению сербского женского монашества, уничтоженного турецкими завоевателями и австрийскими властителями. Знаменитые обители Кувеждин, Манасия и Ваведение и многие другие сербские женские монастыри были возрождены или заново созданы в 1920-30-е годы при самом активном участии леснянок.

В западном крае Российской Империи Леснинский монастырь был не только центром Православия, но и центром просвещения и образования. Матушка Екатерина с первых дней существования обители занялась призрением сирот и православным воспитанием детей. В Лесне и в соседних сёлах работали сиротские приюты и школы, в которых ежегодно обучалось до 500 детей. Приюты и школы были созданы во всех холмских обителях.

Прекрасно поставленное хозяйство Леснинского монастыря позволяло сестрам помогать неимущим и обучать крестьян передовым методам сельского хозяйства, но самой важной стороной благотворительности Леснинской и других холмских обителей была медицинская помощь населению. Монастырские больницы принимали в год по нескольку тысяч больных, а к тем, кто не мог прийти в больницы, сестры отправлялись сами. 

Выросшая в благочестивой православной семье, Матушка Екатерина имела глубокий интерес к святоотеческой и богословской литературе. Её перу принадлежат публикации и доклады для богословских конференций. Самый известный труд игумении Екатерины, «Диакониссы первых веков христианства», вырос из её докладной записки в Предсоборное присутствие в 1906 году. Матушка составляла эту записку в надежде возродить в Русской Церкви древний институт диаконисс. Этот вопрос рассматривался и на Поместном Соборе Русской Церкви 1917-18 годов, но соборное решение так и не состоялось.

При всех своих разнообразных занятиях, Матушка Екатерина была молитвенницей и подвижницей, о чём свидетельствует обретение в 1984 году её нетленных мощей, которые ныне лежат под спудом в Ново-Хоповском монастыре. 

Наконец, само существование Леснинской обители - неопровержимый факт святости её основательницы. Для верующего православного сердца нет сомнений в том, что создание, укрепление и сохранение монастыря во всех испытаниях ХХ века - революциях, мiровых войнах и скитаниях по разным странам, - сделалось возможным по молитвенной помощи его первой игумении.

Сегодня молитвенное заступничество Матушки Екатерины проявляется в том, что в церковных смутах нашего времени Леснинская обитель сохраняет верность Истине: сестры не приняли курс Русской Зарубежной Церкви на соединение с Московской патриархией и тем избежали вступления в ереси сергианства и экуменизма. Более того, по молитвам Матушки Екатерины, обитель продолжает свою миссионерскую деятельность, помогая русским православным людям сохранять верность Истине: при Леснинском монастыре активно работает Миссия Русской Истинно-Православной Церкви в Западной Европе. 

Ныне мы прославляем Преподобную Екатерину и просим ея молитвенной помощи и заступления за нас пред престолом Божиим. Неутомимая просветительница, все свои силы посвятившая хранению и распространению Истины Православия на земле, не оставит нас в своих молитвах и на небе.

 Архиерейский Синод Русской Истинно-Православной Церкви определяет:

1.      Прославить в лике Святых Преподобную Екатерину (Ефимовскую).

2.      Изображение Преподобной Екатерины почитать святой иконой и заботиться о распространении копий иконы Преподобной Екатерины на приходах.

3.      Службу Преподобной Екатерине, составленную в Леснинском монастыре, ввести в богослужебную практику.

4.      Празднование памяти Преподобой Екатерины установить в день ея кончины, 15/28 октября, и в этот день совершать службу Преподобной Екатерине Леснинской.

5.      Почитать творения Преподобной Екатерины и заботиться об их распространении.

6.      Распространять церковное житие Преподобной Екатерины, составленное в Леснинском монастыре.

 

Архиерейский Синод Русской Истинно-Православной Церкви

25 сентября /9 октября 2010 года,

Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова

 

 
«Церковная Жизнь» — Орган Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви.
При перепечатке ссылка на «Церковную Жизнь» обязательна.