Поиск

Архиепископ Нафанаил (Львов): О Господнем Преображении

Праздник Преображения Господня один из великих праздников Церкви. И это - событие, о котором подробно говорят три первых евангелиста, Матфей, Марк и Лука, так же как и самоочевидец его, св. апостол Петр в своем втором послании. Только три, из избранных избраннейшие апостолы: Петр, Иаков и Иоанн, сподобились быть его свидетелями. Можно удивляться, что св. апостол Иоанн, написавший Евангелие и бывший свидетелем Преображения Господня, не дал подробного описания его. Но Евангелие от Иоанна, написанное значительно позже прочих Евангелий, ставит своей целью восполнять свидетельства других евангелистов. Видя же три подробные и совершенно истинные описания этого святого события, св. Иоанн не счел нужным повторять его.

Но он не оставил этого преславного и благодатного явления без упоминания о нем в своем Евангелии. Как указывают некоторые свв. отцы, о Преображении говорит св. Иоанн во вдохновенных ярких строках, которые мы слышим в священнейшие часы Пасхальной ночи: «Слово плоть бысть и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко Единородного от Отца, исполнь благодати и истины».

Св. апостол Петр, также самоочевидец Преображения, более подробно говорит о нем во II-ом своем послании к своим духовным чадам и пасомым: «Мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но бывши очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепотной славы принесся к Нему такой глас: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благословение". И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали будучи с Нем на святой горе...» (2 Петр. 1, 16-18).

Полную картину Преображения дают нам три евангелиста, из которых ни один не был свидетелем самого события.

За 40 дней до Своих страданий Господь, желая укрепить веру Своих учеников, чтобы они не поколебались, когда Его подвергнут оскорблениям, унижению и мукам, просиял паче солнца. «Да егда Тя узрят распинаема, страдание уразумеют вольное» - разъясняет нам св. Церковь.

И явились Ему величайшие праведники Ветхого Завета, Моисей и Илия, и беседовали с Ним о наступающих страданиях Его, разъясняя этот мучительный вопрос ученикам, бывшим с Ним на горе.

Но почему, если Господь хочет укрепить веру Своих учеников, Он преображается не пред всеми апостолами, а берет с Собой только трех?

Потому, что даже и они, лучшие из лучших, были лишь отчасти способны увидеть и понять славу Господню. «Якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша». Или, как говорит тропарь: «показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху». Даже Петр, Иаков и Иоанн «можаху» лишь отчасти видеть славу Господню и понимать ее, прочие же еще совсем не дозрели до того.

Эти мысли о недостаточной подготовленности апостолов к тому, чтобы видеть славу Господню, с наибольшей ясностью выражают святые боговдохновенные церковные песнопения. Но об этом же говорит Христос Спаситель в Евангелии от Иоанна, когда, обращаясь к ученикам Своим, сказал: «много имам глаголати вам, но не можете вместити ныне».

Однако, Преображения нельзя было откладывать дольше, ибо приблизилось время страданий Христовых и надо было хотя некоторых нз учеников предупредить и укрепить пред тем. Потому и берет Господь избраннейшую троицу учеников и ведет их на гору (Фаворскую, по церковному преданию) и преображается пред ними.

Впрочем, свв. апостолы быстро преобразились. Ко дню св. Пятидесятницы, когда осенили их крила Св. Духа, все поняли ученики Христовы, как и говорит об этом Христос Спаситель: «когда приидет Он, Дух Истины, то наставит вас на всякую истину».

Быть может, потому воля Божия предопределила, чтобы подробное описание преславных видений Преображения было написано именно прочими апостолами, а не теми, кто был его свидетелем.

Святыми апостолами, как и всеми угодниками Божиими, руководило смирение. Подробное описание величия Преображения высочайше возвеличивало и их - свидетелей и участников его, потому и воздерживаются они от такого описания. Св. апостол Петр не упоминает о своем вдохновенном, трогательном, столь умиляющем нас восклицании: «Наставниче, добро нам зде быти. Сотворим сени три, едину Тебе, едину Моисею и едину Илии», - выражающем основное ощущение христианина при сходных обстоятельствах: хорошо нам быть с Господом.

Но если Преображение, как о том говорят посвященные ему песнопения и явствует из Евангелия, было за 40 дней до страданий Христовых, почему оно празднуется в августе, задолго до этого срока?

Святая Церковь позаботилась о том, чтобы праздновать этот праздник не тогда, когда он происходил исторически, а в более подходящее время; не за 40 дней до Страстей Христовых, а за 40 дней до Воздвижения Креста Господня, которое, по мысли Церкви, должно напоминать христианам о св. Голгофе. Если бы празднование Преображения приходилось за 10 дней до Великой пятницы, оно падало бы на первые дни Великого Поста, и тогда надо было бы или омрачать праздник, или затмевать ответственные великолепные дни. Так заботится Церковь о нас, желая и нас по силе возможности преобразить в подобие славы Господней.

Епископ Нафанаил


Источник: www.eshatologia.org/614-o-gospodnem-preobrazhenii.html

 
«Церковная Жизнь» — Орган Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви.
При перепечатке ссылка на «Церковную Жизнь» обязательна.