Поиск

Архив: Празднование 1000-летия Крещения Руси в Катакомбной Церкви


Свой тысячелетний юбилей наша гонимая Церковь Российская встретила в катакомбах. За все время гонений, причем, таких длительных и жестоких, каких еще не знала история Церкви, она обагрилась кровью Святых Новомучеников и Исповедников Российских, убелила ризы свои их святостью и верностью до конца Святому Православию.

Она выжила в этом огне испытаний и страданий, при­чем, страданий не только физических, но и моральных — и сохраняется досель силою, основавшего ее Своею Кровию, Христа. Она спасается, и мы верим, спасет и Россию. Ибо сила Церкви не во внешнем ея служении и в покровительстве сильных міра сего, а в истинном исповедании Святой веры и в постоянном следовании за своим Главою — Христом.

...Охватывает невольно духовный трепет, когда впервые входишь в катакомбный храм. Сейчас их не так много разсеяно на просторах многострадальной Руси, но они есть и в них тайно от внешних совершаются службы по монастырскому уставу, службы продолжительные, со страхом Божиим и благоговением... Идет всенощная. Ее совершает катакомбный епископ Лазарь. Поздний вечер. Электричества нет, горят только свечи. Пение и возгласы совершаются в полголоса, дабы не бать услышанными на улице. Маленькое помещение домового храма заполнено полностью молящимися, так что едва остается место, чтобы епископу и духовенству выйти на полиелей. В храме много тайных монахинь, этих безкорыстных русских жен-мvроносиц, на рамена которых возложен великий жизненный крест — монашеский подвиг поста и молитвы, сопряженный с послушаниями, заботами и трудами по устрой­ству жизни катакомб. У всех собравшихся радостное и тор­жественное настроение, ибо сегодня не просто воскресное все­нощное бдение, которое приходится на Воздвижение Креста Господня, но сегодня также собрались молитвенно отметить 1000-льтний юбилей нашей духовной матери — Церкви Русской.

Мы знаем, что весь 1988 год был юбилейным для всей христианской России. Но, именно, в этот день, день Воздвижения Креста Господня, состоялось крещение русского народа в Днепре, что как бы указывало на судьбу нашей Церкви в конце міра: распятіе ея на Кресте, несение ею Креста в отступническом міре и победа ея Креста над диаволом... Вспоминаются слова апостола, которыя как бы написаны в утешение нам: «Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаеваемся, мы го­нимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем» (2 Кор. 4, 8-9).

Несмотря на такие чрезвычайно тесные обстоятельства ка­такомб, здесь не чувствуется недостатка полноты церковной. Сама домовая церковь с небольшим алтарем и переносным иконостасом, со скромной церковной утварью, мерность и ревность, с какими совершается служба, сознание того, что эти теснота и внешняя скудость переносятся ради верности Церкви Христовой, создают впечатление, дают ощутить, что вы находитесь в римских катакомбах или с нашими подвижниками, которые, чтобы обрести безценное сокровище — благодать Христову — уходили от суеты житейской в дебри лесныя. Перед вами стоят современные последователи тех безчисленных исповедников новых, которые в наше время жесточайших го­нений обходили села и города, поддерживая в народе огонь живой веры — Истинное Православие.

Мерное совершение службы, сам дух катакомбной церкви настраивает душу на молитву. Вы как бы забываете, что существует этот мятежный мір с его неразрешимыми проблемами, которых день ото дня в нем становится все больше и от которых он вот-вот взорвется. Как все просто разрешается: только приди ко Христу истинно, совлачившись гордого «я» — ветхаго человека — и нет никаких проблем, кроме одной, воистину, насущной: как очистить запятнанныя грехом наши души.

Диакон медленно читает ектению: «Міром Господу помо­лимся...» В этот момент хочется усиленно помолиться, ибо от лица собравшихся в катакомбном храме возглашаются стройные, ду­ховно оформленные прошения. Прошения к Престолу Божию за весь мірь, за всю Церковь Христову... «О православном епископстве гонимыя Церкве Российския…» «О Архиерейском Синоде Русския Православныя Зарубежныя Церкви...», — усердно продолжаеть диакон. Как утешительно и приятно слышать слова этого прошения, указывающие на молитвенное общение гонимой Катакомбной Церкви в России и Русской Зарубежной Церкви, твердо стоящей за соблюдение чистоты Православия. Этим общением в молитвах к Богу указывается и подчеркивается их духовное единство. Мы видим, что пред Господом предстоит единая наша духовная Мать — гонимая, страждущая от безбожников, но побеждающая диавола и все его козни в міре, Православная Церковь Русская, во отечестве и в разсеянии сущая. Это именно та наша Греко-Российская Церковь, которой заповедовал держаться великий угодник Божий преподобный Серафим Саровский.

Катакомбный епископ Лазарь и все сослужащие выходят на полиелей. Поется величание, a вернее, несколько величаний. Прославляется св. Троица, как собравшая во едино Православную Русь, про­славляется Матерь Божія, какъ Госпожа дома Своего — Святой Руси, прославляются все святые, в Земле Русской просиявшие, также Новомученики и Исповедники, как указавшие нам путь в Царствие Небесное.

«Величаем вас, святии Новомученицы и Исповедницы Российские, и чтем честная страдания ваша, яже за Христа претерпели есте». И вот главный момент всей службы. По великом славословии начинается воздвижение Креста — зна­мени Церкви. Владыка Лазарь, весь убеленный сединами, на середине храма держит Крест, его под руки поддерживают иеромонах и священник. При стократном пении «Господи, помилуй» начинается медленное и торжественное опускание, а потом подъем Креста и осенение им народа. И так на все четыре стороны. Все молящиеся застыли в молитве и духовном трепете. Владыка тихо произносит: «Молитесь усерднее в сей момент». Забывается усталость от продолжительной службы, ведь время уже за полночь.

Такое тайное молитвенное собрание — богослужение, сопряженное с различными трудностями и волнениями быть замеченным и задержанным советскими безбожными органами, дает возможность ощутить рядом Христа, благословляющего Своих верных последователей. Появляет­ся ревность, желание следовать за Господом и делать дело Божие, не взирая ни на какие трудности.

Е.Л., 1988 г.

Православная Русь, № 9, 1/14 мая 1990 г.



Дополнительно см.:

1. Архивные документы о восстановлении Архиерейским Собором РПЦЗ 1981 года канонической иерархии и церковного управления в Русской Истинно-Православной Церкви

catacomb.org.ua/modules.php

2. Архивные документы по истории Катакомбной Церкви. Доклад Архиепископа Лазаря Тамбовского Архиерейскому Собору РПЦЗ, 14/27 апреля 1993 г.

catacomb.org.ua/modules.php

3. Ищущим Мать. Очерки о Катакомбной Церкви.
Брат Захарий

catacomb.org.ua/modules.php

4. Архиепископ Тихон: «В мiре нет ничего важнее спасения и воссоединения человека со своим Творцом»
Интервью с Председателем Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной (Катакомбной) Церкви Высокопреосвященнейшим Тихоном, Архиепископом Омским и Сибирским
catacomb.org.ua/modules.php

5. Еще одно размышление об истинном единстве Церкви
Протоиерей Тарасий Кравченко, Секретарь Одесского Епархиального управления РИПЦ, г. Одесса

catacomb.org.ua/modules.php

6. Годовщина восстановления апостольской преемственности в Русской Катакомбной Истинно-Православной Церкви

catacomb.org.ua/modules.php

7. Годовщина рукоположения и пастырского служения Архиепископа Лазаря, Председателя Архиерейского Синода РИПЦ

catacomb.org.ua/modules.php

8. Апостасия в Русской Зарубежной Церкви. Хронология основных событий: 2000 - 2003 гг. Часть I.

catacomb.org.ua/modules.php

9. Послание Первоиерарха Русской Православной Зарубежной Церкви Митрополита Филарета о страждущей Истинно-Православной Катакомбной Церкви-Сестре на Родине

catacomb.org.ua/modules.php

10. Святыня Русской Истинно-Православной Церкви: Чудотворный образ Иверской иконы Божьей Матери Благоухающий

catacomb.org.ua/modules.php

11. Окружное Послание Архиерейского Синода РИПЦ по случаю кончины Схи-Архиепископа Лазаря

catacomb.org.ua/modules.php

12. Cхиепископ Петр (Ладыгин). Непоколебимый столп Церкви Катакомбной.

catacomb.org.ua/modules.php

13. Великий молитвенник и печальник земли Русской. Жизнеописание катакомбного старца Феодосия (Кашина) Кавказского.

catacomb.org.ua/modules.php

14. Схиигумения Макария (Чеботарева) и ее подвиг служения Катакомбной Церкви

catacomb.org.ua/modules.php

15. Жизнь в катакомбах

catacomb.org.ua/modules.php

16. Русская Истинно-Православная Церковь

catacomb.org.ua/modules.php




 
«Церковная Жизнь» — Орган Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви.
При перепечатке ссылка на «Церковную Жизнь» обязательна.