Поиск

8/21 марта 2006 г., Иконы Б.М. Знамение Курская

РУССКАЯ ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

АРХИЕРЕЙСКИЙ СИНОД

__________________________________________________________________________________________________

644047, Россия, г. Омск-47, ул. 3-я Ремесленная, 34,
Тел.: 8-10-7-3812-24-34-82; E-mail: sinod_ipc@catacomb.org.ua

 

 

ВЕЛИКОПОСТНОЕ ПОСЛАНИЕ

Председателя Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви

Высокопреосвященнейшего Тихона

Архиепископа Омского и Сибирского

 

 

 

Дорогие о Господе собратья-архиереи, отцы, братья и сестры!

    Вот мы перешли с вами уже рубеж второй седмицы Великого поста, участвовали в Торжестве Православия, отметили вместе с Церковью память великого ревнителя Православной веры святителя Григория Паламы, и сейчас приближаемся к неделе Крестопоклонной. А там не за горами вход Царя-Христа в Иерусалим, Страстная седмица и Воскресение Христово – наша надежда и наше устремление. Но чтобы встретить Воскресение Господа подлинно духовной радостью, нужно пройти путь, проложенный нам Церковью – пост, соединенный с усердной и внимательной молитвою, и омытым покаянными слезами сердцем принять Христа, вместе с Ним пройти путь Его страданий к Воскресению. В этом и есть духовная сущность нашего поста.

    Мы созданы для блаженной вечности любящим нас Богом, и даже падшие, не сохранившие Ему верность, прощены и искуплены к Вечной жизни. Святым крещением возрождены, и Евангелием Христовым призваны к Царству Божиему. Нужно только не отвергнуть вновь дар Его любви.

    Нам дано всё для нашего спасения. Сам Христос пришел в мiр, жил, страдал и умер, чтобы мы получили спасение. Вот насколько велико значение нашего спасения. Но возникает вопрос: спасения от чего? – От погибели, и при том – вечной!

    Чем бы мы ни обладали, без спасения всё – ничто. И одним из главных средств ко спасению, наряду с молитвою, является пост. Он – как посох, помогающий усталому путнику идти тернистым путем, как чаша студеной воды, освежающая в жаркой, всё иссушающей пустыне человеческих страстей.

    Пост есть древнейшее установление Церкви. Еще на заре человечества пост был дан Богом для испытания верности людей, испытания их богоподобного свойства – свободного произволения. И сейчас пост по-прежнему является тем испытанием, которым проверяется наша верность Богу, ведь верный в малом сохранит верность и в большом. Поэтому пост важен и ценен не сам по себе, не как самоцель, но именно как наша готовность к жертвенности, – этого главного критерия истинной, нелицемерной любви к Иисусу Христу, Сыну Божию, и к святой Его Церкви.

    Именно так: не человек для аскезы, а аскеза для человека, иначе всё легко превращается в обрядоверие, в жесткое, сухое уставщичество, где нет ни капли сострадания, ни подлинной любви. Где буква закона убивает дух любви, и дух уже не животворит, не возрождает душу такого постника, и душа постепенно засыхает. И часто вместе усыхают и души других, близких, доверяющих такому законнику людей. Особенно это важно помнить нам, пастырям, поставленным Церковью пасти – т.е. оберегать, хранить и защищать своей любовью души доверенной нам Богом Его паствы.

    Вот почему, наряду с телесным постом, еще большее значение имеет и пост духовный, который предполагает воздержание от всех форм чувственных удовольствий, от страстей, вошедших в нашу человеческую природу с падением прародителей. Ведь страсти, как тонкие нити, опутывают наше сердце, проникают внутрь его, сковывают все благие движения души. С годами, если страсти не искоренять, они становятся всё толще и толще, т.ч. к концу жизни превращаются в толстые и грубые канаты, под которыми живого сердца уже часто и не найти. Поэтому связанные страстями люди так часто бывают злы, ненавистны, подозрительны, мстительны, жестоки. Но чем раньше начать очищение сердца от страстей, тем легче их искоренить, а сердце наполнить влагой божественной любви к Богу и людям.

    И вот одной из главных задач духовного поста и является воздержание от проявлений гордыни – тщеславия, высокоумия, надмения, осуждения и уничижения ближнего, властолюбия, нетерпимости и других подобных отраслей этой губительнейшей из страстей, по сути  – демонской твердыни.

    Но откуда возникает эта страсть? Как она начинается? Чем питается? Какие степени проходит в своем развитии? По каким признакам можно узнать ее? Последнее особенно важно, так как гордый человек обычно не видит своего греха. Да-да, именно не видит, и даже перечитывая все подобные признаки гордости, явно относящиеся к нему, всегда находит их только в других, знакомых ему людях; и очень часто свои собственные страсти или дурные наклонности приписывает другим.

    Итак, по каким же признакам можно узнать ее? Если человеку трудно просить прощения, если он мнителен и обидчив, если помнит зло и осуждает других, то это всё - несомненно признаки гордости. У Святителя Афанасия Великого есть такие слова: «Люди впали в самовожделение, предпочтя собственное созерцанию божественному». В этом кратком определении вскрыта глубинная сущность гордости: сосредоточенность на себе уводит человека от мира в душе и от Бога. Душа становится темной и холодной, в ней поселяется надменность, презрение, злоба, ненависть. Помрачается ум, различение добра и зла делается путанным, так как оно заменяется различением “моего” и “не моего”. Гордый человек выходит из всякого повиновения, для него не существует никаких авторитетов, он сам знает ответы на все вопросы. На этой  почве и создаются расколы и ереси.

    Гордое сердце не может вместить любовь к ближнему. А без любви невозможно наследовать спасение, её не смогут заменить ни жертвы, ни другие подвиги. Никакой самый строгий пост не сможет заменить милующего и любящего сердца. Даже пребывание в истинной Церкви для такого человека не будет спасительным.

    Но какие же признаки истинной любви к Богу и к ближнему?

    Сам апостол Павел дает нам ответ на наш вопрос: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит». – «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Кор. 13, 4-7, 13).

    Именно так. И если мы, пастыри или мiряне, не находим в себе этих признаков любви к ближнему, значит нет в нас любви к Богу, и не станем  обманывать ни себя, ни других.

    Впереди – Страсти Христовы, Его страдания, смерть и Воскресение. Чтобы вкусить радость духовную от Пасхи Господней, требуется потрудиться на поприще Великого поста: очистить свои души и сердца от накипи страстей и страстишек, избавиться хотя бы от одной из многочисленных порочных привычек, и прежде всего – от осуждения своих братий во Христе, от недоверия им, злословия их, надсмеяний и поношений. Вспомним признаки истинной любви и устыдимся, если подобное недоброе отношение к ближнему было в нашей жизни.

    Воспользуемся же, братие, благодатным временем Великого поста, говения; припадем со слезами к Милосердому Спасителю в таинстве покаяния, омоем своими слезами Его ноги и соединимся с Ним в Пречистых Тайнах, и не разлучаясь с Ним найдем покой душам нашим от возмущения окружающей нас жизни мiра сего, во зле лежащего. И с этим покоем в сердцах пойдем навстречу самого великого праздника православных христиан – Славного Воскресения Христова. 

Божией милостию 

+ Архиепископ Тихон Омский и Сибирский,

Председатель Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви

 

 

Резиденция Председателя Архиерейского Синода

 Русской Истинно-Православной Церкви

Архиепископа Омского и Сибирского Тихона:

Кафедральный храм Свв. Царственных Мучеников Омско-Сибирской Епархии Русской Истинно-Православной (катакомбной) Церкви

 Кафедральный Храм Святых Царственных Мучеников

644047, г.Омск-47, ул. 3-я Ремесленная, 34
тел.: 8-10-7-3812-24-34-82

Эл-адрес Канцелярии Архиерейского Синода РИПЦ: sinod_ipc@catacomb.org.ua

 

 

Дополнительно см.:

<?xml:namespace prefix = o ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:office" /><o:p></o:p>

1. Архиепископ Тихон: «В мiре нет ничего важнее спасения и воссоединения человека со своим Творцом»
Интервью с Председателем Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной (Катакомбной) Церкви Высокопреосвященнейшим Тихоном, Архиепископом Омским и Сибирским

 

2. Рождественское Послание Высокопреосвященного Тихона, Архиепископа Омского и Сибирского, Председателя Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви
Рождество Христово 2005 – 2006 гг.<o:p></o:p>
<o:p></o:p>

<o:p></o:p>

 

3. Окружное Послание Председателя Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви Высокопреосвященнейшего Тихона, Архиепископа Омского и Сибирского
18/31 агуста 2005 г., Прп. Иоанна Рыльского

 

4. Рождество Христово в кафедральном храме Омско-Сибирской Епархии Русской Истинно-Православной Церкви

5. Из жизни Свято-Ильинского прихода Русской Истинно-Православной Церкви в Сибири

 

6. Избрание Председателем Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви Архиепископа Тихона и его архипастырская поездка по приходам РИПЦ<o:p></o:p>

7. Состоялось Епархиальное Собрание Омско-Сибирской Епархии Русской Истинно-Православной Церкви<o:p></o:p>

8. Почитание памяти Св. Новомучеников и Исповедников в Омско-Сибирской Епархии Русской Истинно-Православной Церкви<o:p></o:p>

9. В Омско-Сибирскую Епархию РИПЦ перешли двое клириков РПЦЗ(Л)<o:p></o:p>

10. Престольный праздник в Челябинской общине Омско-Сибирской Епархии<o:p></o:p>

11. Из жизни Омской и Сибирской Епархии Русской Истинно-Православной Церкви<o:p></o:p>

12. Фоторепортаж: Из жизни Омско-Сибирской Епархии РИПЦ<o:p></o:p>

13. Визит господина Ле Пена в Омско-Сибирскую Епархию Русской Истинно-Православной Церкви

<o:p></o:p> 

 

 
«Церковная Жизнь» — Орган Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви.
При перепечатке ссылка на «Церковную Жизнь» обязательна.