Поиск

Исповеднический путь Блаженнейшего Митрополита Виталия (Устинова)

По случаю столетия со дня рождения 18 марта 1910 года Блаженнейшего Митрополита Виталия – четвертого Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви, помещаем основные документы, характеризующие его духовную исповедническую направленность, которой он держался до последнего дня своей жизни. Вражеские обвинения, типа: он ушел на покой и не имел права возвращаться к власти, опровергает даже одно его исповедничество. Когда он увидел, что обманут ложными обещаниями и Церковь чрез предательство епископата в смертельной опасности, он был обязан взять вновь в свои руки кормило церковного корабля.


Хиротония Архимандрита Виталия

В день праздника ссв. апп. Петра и Павла в Лондоне совершилось торжество посвящения в сан епископа архимандрита Виталия Устинова. Новому епископу 41 год, он окончил французский лицей в г. Леман и богословскую школу при монастыре преп. Иова Почаевского в Ладомировой на Словакии, где в 1938 г, он принял монашество. Он блестяще знает французский и английский языки. В последнюю войну он настоятельствовал в глуши Карпат. В составе монастырского братства он прибыл в Берлин, где в период последних месяцев войны развил широкую работу среди русских «ост арбейтеров». Бежав 23 апреля 1945 г. совместно с архимандритом, ныне епископом, Нафанаилом из почти захваченного красными Берлина, добрался до Гамбурга, где развил деятельность среди ДиПи, спасая их от принудительной репатриации и налаживая церковную жизнь в новоорганизованных лагерях. В течении 1945-47 гг был настоятелем лагеря Фишбек, поставив церковную жизнь на исключительную высоту. Прибыв в Англию с основной волной переселенцев из Британской зоны, стал настоятелем в Лондоне, где также развил церковную работу, сосредоточив около себя небольшое братство юных монахов и послушников.

Собор 1950 г. постановил посвятить о. Виталия в сан епископа, назначив его викарием Бразильской епархии, в помощь архиепископу Феодосию.

Слово архимандрита Виталия при наречении его во епископа Монтевидеосского

Преосвященнейшие Владыки!

С чувством страха, трепета и благоговения приступаю я к таинству епископской хиротонии. Когда мысленно взираю я на сонм архипастырей отошедших в вечность и еще здравствующих, украшенных ученостью, мудростью и благочестием и величайшей церковной культурой, которую могла дать только в зените своей славы Российская империя; когда подумаю я, что должен вступить в их ряды и принять их апостольскую милость, то страх поражает мою душу, страх, что самым своим вступлением в этот освященный собор я понижаю уровень епископского звания.

Страх проникает во все мое существо еще и потому, что сия сугубая благодать не может вместиться в нечистом сосуде, а я, кроме естественной унаследованной порчи человеческого естества, проявил еще и греховную озабоченность, прибавить к ней своей личной волей мною приобретенные грехи и страсти. Делаются для меня более понятными слова св. пророка Давида: «от лица Твоего камо бегу». Мыслится мне, что так будет и при кончине века сего, когда Сам Господь приблизится к земле, и все грешное и страстное от Его приближения взволнуется, заметется и выявится с такой силой, что каждый человек воистину будет искать щель в земле, чтобы укрыться в ней, аще возможно, от Всевидящего Ока.

Господь призывает меня служить в апостольском чине Его Святой Церкви. Но в каких условиях живет Она! В древней ли Римской империи, сумевшей железной рукой сковать в одно целое все народы мира, которые с простотой детской души принимали радостную весть о христианском учении и не противились Божией благодати? Нет. Мир, в котором так сиротливо живет теперь Православная Церковь, утратил свою духовную девственность. Лжеучители и лжехристы обтекли всю подсолнечную и каждому народу рассказали о Христе по своим лжеучениям, так что осталось только одно имя Спасителя, которым прикрывают вымышленного Христа, и в нашей ревности мы почти в праве воскликнуть: лучше было бы им совершенно не знать о Христе, ибо научить легче, чем переучивать.

Призывает ли меня Господь архипастырствовать в мире, который управляется благочестивейшим Помазанником Божиим? Нет. Больше нет держащего скипетр, нет удерживающего, и после него почти не осталось на земле правителей, которые почитали бы злом то, что почитает злом Православная Церковь. Лишенному столь могущественной поддержки светской власти, архиерею с болью в сердце приходится часто быть бессильным свидетелем, как чародеи и волшебники расхищают стадо Христово, губят малых сих, ибо нет над ними карающей руки помазанника Божьего.

Хотя мир весь разделился на два стана, однако в них в обоих с одинаковой силой действует одно и тоже стремление к космополитизму. Границы между народами стираются, гибнут национальные ценности, превращая народы в одну бесформенную массу. Странный парадокс перед нами: в мире, когда он был разделен на мелкие народы воюющие между собой, было гораздо больше любви, чем теперь, когда во внешнее единение вошло так много злобы.

Многие поспешные умы хотят и Церкви Православные подчинить этому опасному течению, подчиняясь которому некоторые церковные массивы оставляют свою родину Матерь-Церковь, и как метеоры бросаются в бездну, исчезая совсем с православного небесного свода.

Вседушевно исповедую, что нельзя оставлять свою родную Церковь, иначе как только выросши из нее в святости, как вырос святитель Николай, например, которого наш русский народ всегда чтил и любил как своего русского святого. Впрочем, можно ли вообще вырасти из своей родной Церкви, не выйдя сначала из своей земной оболочки?

Вот перед какими трудностями стоит наше епископство Православной Русской Зарубежной Церкви. И на этот крестный путь архиерейства вступаю и я. Много мне нужно помощи, а наипаче нужна сугубая благодать Божия, благодать премудрости и разума, которые помогли бы мне раскрыть в моей душе широкий диапазон от предельной снисходительности до непреклонности мученичества. Помолитесь обо мне, Преосвященнейшие владыки, и ты, православный христолюбивый народ, чтобы Господь исполнил меня этими духовными богатствами. Это общее наше дело. Аминь.

+ + +

Предсоборное Послание Митрополита Виталия 1/14 августа 2000 г.

Вот уже милостью Божией, как наша Церковь прожила 80 лет в своем заграничном состоянии рассеяния по всему свету, в лице нашего епископата, клира и мирян. В каждой стране свободного мира существуют наши епархии со своими храмами и прихожанами. У нас повсюду царит церковный порядок, регулярный молитвенный богослужебный чин. Законнейший Российский Патриарх Тихон, законно и свободно избранный на эту высочайшую степень российской иерархии, благословил всех нас, покинувших пределы нашей родины, и дал указ (No. 362), на основании которого нашими архиереями было создано новое управление Церкви вне России.

Сам Патриарх Тихон, за его неподчинение тогда коммунистической партии, был предан мученической смерти. Первым главой Зарубежной Церкви стал Митрополит Антоний Храповицкий. Затем ему последовал Митрополит Анастасий, потом Митрополит Филарет и теперь аз недостойный, четвертый Митрополит Виталий. Таким образом, Русская Православная Зарубежная Церковь обладает канонической апостольской преемственностью или, сказать проще, благодатью Святого Духа, текущей через все века от Самого Спасителя нашего Господа Иисуса Христа и Его святых апостолов и до нашей иерархии — и это пока не кончится сей мир страшным Вторым Пришествием Великого Судьи Господа нашего Иисуса Христа.

Дабы прожить эту краткую земную жизнь правильно и праведно, надо быть в Истинной Церкви Христовой. В ней только, и только в ней, преподается всем нам благодать Святого Духа через святые таинства — крещения, миропомазания, покаяния и приобщения к Святому Телу и Крови Самого Спасителя нашего Иисуса Христа. Итак, Истинной Церкви Христовой было обетование Самим ее Спасителем непобедимости, несокрушимости до самого последнего дня существования земли и всего человечества.

Мы должны не только сами сознавать, но и объявить всем во всеуслышание, что наша Русская Православная Зарубежная Церковь с 1927 года, когда Митрополит Сергий подписал печальную «декларацию», и по сей день не имеет никакого молитвенного общения с Московской Патриархией, которая является ничем иным, как неканоническим созданием бывшей Советской власти. Мы также не имеем духовного общения ни с одной другой автокефальной Православной Церковью, которая всю свою духовную и богослужебную жизнь проводит по новому календарю. Какое может быть у нас богослужебное общение, когда мы еще постимся, а они празднуют Рождество Христово по новому стилю? По нашему календарю мы молимся одному святому, а новостильники по своему молятся совершенно другому. Другими словами, совершенно уничтожено единство не только в молитве, но даже в таинствах.

Итак я, как Первоиерарх, призываю вас всех оставаться навсегда верными нашей Русской Православной Зарубежной Церкви и не смущаться теми призывами, которые мы все чаще и чаще слышим об объединении и о сослужении с другими во имя, так громко сказанной, «братской любви». Где же наша «братская любовь», когда мы в самом главном, в богослужении, живем по разным календарям, по разной духовной жизни? Вдумаемся в это важнейшее слово — «богослужение», т. е. служение Богу, и тогда мы поймем, что служим-то мы Самому Богу по-разному.

За все эти 80 лет существования нашей Русской Православной Зарубежной Церкви мы ни шагу не сделали ни в какие сомнительные духовные трущобы; от нашей Церкви не появились никакие сомнительные «учения», заблуждения, и наше Credo «Верую», певаемое на каждой Божественной Литургии, остается нашей неповрежденной верой, которой мы живем и от которой мы дерзаем надеяться быть в «жизни будущаго века». Аминь.

+ Митрополит Виталий

1/14 августа 2000 г.
Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня

+ + +

Окружное Послание Митрополита Виталия 9/22 июня 2001 г.

Всечестные Архипастыри!
Возлюбленные Отцы, Братия и Сестры!

Желая сохранить мир и единство среди нас, вновь обращаюсь к Вам как Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей, ибо считаю своим долгом высказать суждение о положении, сложившемся после Архиерейского Собора, состоявшегося в октябре 2000 г.

Признавая Высшим органом управления Собор Архиереев, которому и я, Первоиерарх, также подчинен, все же хочу напомнить, что нет такой земной церковной инстанции, которая могла бы быть непогрешимой в Истине. История сохранила многочисленные примеры, когда целые поместные Церкви очень продолжительное время были заражены ересями и другими духовными недугами и это отражалось в соборных решениях. В таких случаях последующие соборы вынуждены были отменять неправильные решения предыдущих.

С большой скорбью мы наблюдаем ныне смятение и соблазн, вызванные среди нашего клира и мирян постановлениями и Посланием Архиерейского Собора РПЦЗ.

Мы должны с большим сожалением признать, что некоторые наши собратия сочли возможным восприять и потщиться проводить иной курс нашей Церкви, чем то, что было заповедано нашими предшественниками.

Не имея собственной власти исправить содеянное, не могу и молчать далее, видя как последствия наших ошибок нарушают духовную жизнь паствы и вызывают нестроения. Считаю необходимым в ближайшее время, критически пересмотрев основные положения и документы, созвать новый Собор, который будет иметь законное право отменить некоторые наши решения.

После глубокого осмысления мы теперь считаем ошибочными некоторые деяния Собора, представляющие собой попытки сближения с мировым экуменическим сообществом в целом и к неоправданным контактам с Московской патриархией, в частности. Это нашло свое отражение в следующих документах и решениях Собора:

  1. Так называемая «социальная концепция» Московской патриархии — это чисто римо-католическое понятие, чуждое Православной Церкви и, несмотря на свои, может быть, и добрые декларации, отнюдь не несущее в себе чего-либо хорошего для православного человека. Эта доктрина не несет на себе никакого отпечатка покаяния за прошлые ошибки и ни в коей мере не может перечеркивать предательскую Декларацию 1927 г.
  2. «Прославление» Свв. Новомучеников Московской патриархией, совершенное под давлением верующего народа, сопровожденное рядом унизительных оговорок, полностью исключающее эсхатологическое значение цареубийства — не может нас радовать и утешать. Мы все знаем, что Святые Царственные Мученики пострадали именно в связи с их Царственным служением; их убиение было знаковой частью замышленного разрушения Богоустановленного православного государства. Своими же компромиссами и ложью о Царственных Мучениках, непризнанием подвига Царских слуг, Московская патриархия сознательно уводит паству от духовного осмысления совершенного злодеяния. Московская патриархия, которая в свое время участвовала в гонении исповедников, ни в чем не покаявшись, теперь их прославляет! Иначе, как духовный цинизм, совершенно недопустимый в Церкви, — это назвать нельзя. Мы не можем также не заметить, что эта же печать лжи лежит и на «прославлении» Новомучеников, среди которых Патриархия не погнушалась не признать священномучеником Иосифа Петроградского.
  3. Мы не склонны разделять мнение некоторых наших собратий о якобы «духовном возрождении», происходящем в России. Согласно поступающим нам сведениям, в России происходит не «духовный подъем», но лишь «золочение куполов» в храмах, в которые, по слову св. Преподобного Амвросия Оптинского, будет ходить нельзя. В связи с этим мы поддерживаем, молимся и стремимся духовно укрепить те наши малые общины, которые, несмотря на бессовестные постсоветские законы, держатся в лоне нашей Церкви, невзирая на все тяготы нынешнего бытия.
  4. Создание некоей Комиссии «по единству» с Московской патриархией следует однозначно признать ошибкой Архиерейского Собора. Никакой подобной Комиссии не может быть создано, ибо предмета для ее работы нет.
  5. Сербская патриархия в 1920 году принимала нас как бездомных изгнанников, сохранив за нами канонический статус Русской Церкви по 39 правилу Шестого Вселенского Собора. За это мы пребываем пред ней в неоплатном долгу и великой благодарности. Но после Второй Мировой войны, существовавшая при титовском коммунистическом правлении Церковь, уже не есть та Церковь Святейшего Патриарха Варнавы, которая в свое время приютила русских изгнанников. Подчинение властям и участие в межцерковном экуменическом движении не позволяют нам просить о евхаристическом единстве с Сербской патриархией, возглавляемой Патриархом Павлом.

Нам горько сознавать, что именно теперь, когда апостасийные процессы в мире достигли разрушительных высот, соборное воззвание не призвало паству быть втрое бдительной к апостасии; и также горько сознавать, что наши новые назначения епископов на кафедры в Западно-Европейской Епархии и в России принесли столько смуты и волнений.

Наши пастыри и благочестивая паства всегда шли со своими преосвященными бок о бок. Этим и была сильна Русская Православная Церковь. Пастыри — не есть безответственные исполнители высших приказаний церковной власти, они в первых рядах служителей Христа и чад Его. Они не чиновники, которых можно направить одним расписанием и держать в подчинении угрозами; они рабы Господни как и все мы. Они наша живая сила и их нам нужно беречь как зеницу ока, и не допустить, чтобы они предались отчаянию и ушли в раскол, дабы с ними не понести эту страшную ответственность.

Я, как четвертый Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей, продолжаю непреклонно идти по стопам Блаженнейших Митрополитов Антония, Анастасия и моего блаженнейшего предшественника Митрополита Филарета, мощи которого были обретены нетленными в 1998 году, что является явным знаком свыше истинности пути, по которому он всю свою жизнь шел. Посему призываю всех вас к терпению и прошу не делать скоропалительных выводов и поступков. Мы живем в непростое время. И враг нашего спасения всегда готов уловить нас в свои сети.

Я же вновь обращаю к вам свой призыв: «... не бойтесь, малое стадо, (Лк., 12, 32) Господь с нами ! А ежели Господь с нами, кто против нас?! Не забывайте, что для нас самое страшное — отойти от Истины, то есть от Христа».

+ Митрополит Виталий

9/22 июня 2001 г.
Св. Кирилла, Архиепископа Александрийского

+ + +

Чрезвычайное заявление Митрополита Виталия 14/27 октября 2001 г.

В связи с трагическим развитием противоцерковных событий в последние дни считаю своим Архипастырским долгом заявить, что я категорически осуждаю следующие действия нынешних участников «разбойничего собора», на котором я отказался присутствовать по причине нераскаянности тех архиереев, которые потщились взять новый курс на сближение с лже-церковью — Московской Патриархией и евхаристическое общение с экуменистами:

1. Противозаконная узурпация церковной власти неправославно-мыслящими архиереями;

2. безосновательное и греховное обвинение меня в «поддержке раскольников»; (я никому не позволю называть «раскольниками» и «бунтовщиками» верных и преданных пастырей и пасомых нашей Святой Православной Зарубежной Церкви).

3. содержание меня под домашним арестом с приставлением стражника-наблюдателя, с ведома и «благословения» злобно-настроенных против меня архиереев;

4. насильственное и коварное, в тайне от меня выдворение из Синодального дома моего личного секретаря — т.е., фактически, лишение меня восстановительно-профилактического ухода, который особенно требуется мне после моей травмы руки, боль от которой становится весьма тяжелой с прекращением этого лечения;

5. неблаговидно-алчное вынуждение у меня подписи для переписи записанного на меня имущества (к тому же — непозволительно повышенным и требовательным тоном).

Желая предотвратить пагубные последствия неканонических действий нераскаянного «собора», направленных на любые формы диалога или слияние с экуменическим или, так называемым, «вселенским православием», видя нежелание со стороны большинства архиереев умирить и успокоить небывалое смущение среди наших священнослужителей и паствы, а также учитывая просьбы некоторых преосвященных и многочисленных чад Зарубежной Церкви, я со всей ответственностью заявляю, что снимаю, в согласии с Пар. 34-м Положения о РПЦЗ, свою подпись о своем добровольном уходе на покой и передаче моих полномочий архиепископу Лавру. Имя мое должно по-прежнему возноситься на богослужениях во всех храмах Русской Православной Зарубежной Церкви. В случае непредвиденных обстоятельств, временно нести полномочия Заместителя Первоиерарха РПЦЗ — впредь до избрания нового Первосвятителя Зарубежной Церкви сохранившими верность Православной вере архиереями — завещается Епископу Каннскому Варнаве.

Еще и еще раз призываю к покаянию оступившихся в вере архиереев, а всех верных Архипастырей, пастырей и Боголюбивых чад истинной Церкви Христовой к непоколебимому стоянию в Истине и единомысленному и единодушному объединению их против закосневающих «сынов противления», непрестанно вознося горячие молитвы ко Господу нашему Иисусу Христу, испрашивая у Него милости и помощи.

Да благословит всех нас Господь Бог молитвами Пречистыя Его Матери Пресвятыя Богородицы и поможет нам Своею благодатию противостоять лжи, неоправданному насилию и Отступлению.

+ Митрополит Виталий

14/27 октября 2001 г.
Муч. Назария

+ + +

Рождественское Послание и Духовное Завещание Митрополита Виталия

Властолюбие есть величайшее зло. Ирод совершил убиение младенцев, лишь бы только не потерять власть. А Господь наш Иисус Христос пришел поразить нас не силою, а любовью.

Скромно и незаметно Бог стал человеком.

Итак, оставим худые примеры, отложим всякую похоть греховную в эти святые дни. А тех, которые гонят нас, предадим суду Божию; сами же вооружимся по слову Спасителя: «в терпении вашем стяжите души ваша» (Лук. XXI, 19).

Мы живем в такое время, когда меня могут украсть и от моего имени начнут вас убеждать.

Знайте, что из плена я ни в чем вас не буду убеждать.

Верьте только моему живому голосу; никогда не приобщайтесь к Московской Патриархии, которая была создана КГБ. Никогда не переходите в Московскую Патриархию, которую никак нельзя назвать Церковью. Русская Православная Церковь Зарубежом есть истинная Церковь Христова, только в Ней пребывайте, исповедуйтесь, причащайтесь, крестите ваших детей, ибо это есть настоящая, Неподдельная Российская Церковь.

Господь обетовал нам, что Истинная Церковь перейдет через все превратности и доживет до самого Конца Мира.

Господь наш Иисус Христос, Сын Божий, всех победит, всех покорит под ноги Своя, но до этого времени вас будут гнать, мучить, издеваться и считать вас полусумасшедшими.

Крепитесь, ибо вы будете юродивые во Христе. И за все благодарите Бога самой короткой молитвой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Просите помилования, и если будем мы помилованы Богом, то что нам до того, что нас будут считать сумасшедшими? Но мы не сумасшедшие, но юродивые во Христе.

Старайтесь молиться сердцем, ибо когда вы молитесь сердцем, то вы молитесь всем своим существом. Ваша молитва дойдет до Престола Вседержителя, Господа нашего Иисуса Христа, Всемогущего Превечного Бога, от Которого получите такую милость, такую силу, которую имели все первомученики Христовы.

За ваше стояние в Истине, дорогие священнослужители, вы получите такую несокрушимую силу, такую премудрость слова, что ей не смогут противостоять бедные мудрствующие века сего.

Вот чего я вам завещаю и желаю от всего сердца, ибо большего желания вам я не знаю, ибо его и нет. Аминь.

+ Митрополит Виталий

25 декабря 2001 г.



Составлено по источникам: «Православная Русь», № 14 (489) 15/28 июля 1951 г.; Православное Обозрение # 9 (34) Сентябрь 2000 г.; «ВДъ» №2 (71), август-сентябрь 2001;


Источник: www.eshatologia.org/543-ispovednicheskiy-put-mitropolita-vitaliya.html

 
«Церковная Жизнь» — Орган Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви.
При перепечатке ссылка на «Церковную Жизнь» обязательна.