Поиск

Митрополит Антоний (Храповицкий): Рѣчь при нареченіи въ санъ епископа

Преосвященнѣйшіе архипастыри!

Когда я грѣшный началъ обдумывать, чтó сказать мнѣ предъ вашимъ освященнымъ соборомъ въ сей знаменательный день моей жизни, то открылъ святую Библію на удачу и прочиталъ сіи слова Апостола: если и всѣ соблазнятся, но не я (Марк. 14, 29).

Извѣстно всякому, чтó отвѣтилъ Господь на это смѣлое обѣщаніе, и сколь горько посрамленъ былъ изрекшій оное. А между тѣмъ, какъ, повидимому, свойственно всякому дѣятелю, призываемому на высокое, святое служеніе, мысленно обозрѣть предстоящій свой жребій и предначертать въ сердцѣ своемъ и въ краснорѣчивомъ словѣ всѣ тѣ добрыя и мудрыя начинанія, которыя тѣснятся въ его воображеніи. Такъ и поступаютъ общественные дѣятели мірскіе, особенно въ странахъ, управляемыхъ выборнымъ началомъ: наперерывъ хвалятся они предъ народной толпой перечисленіемъ своихъ будущихъ подвиговъ, склоняя тѣмъ каждый на свою сторону выборъ народный.

Дѣятели духовные, особенно молодые, тоже нерѣдко поддаются такому же увлеченію, мечтаютъ и говорятъ о будущихъ преобразованіяхъ, о томъ, какъ они «не будутъ подобны прочимъ человѣкамъ хищникамъ, прелюбодѣямъ»; имъ ласкательствуетъ современная печать, изображая подобныхъ имъ мечтателей, осуществившихъ свои предначертанія и бывшихъ образцовыми священниками въ современномъ духѣ — лекарями, гигіенистами, экономистами.

Будемъ ли строго судить ихъ? Вѣдь не столько тщеславіе и самопревозношеніе, сколько незнаніе жизни, а паче того — незнаніе своей немощной человѣческой природы, увлекаютъ воображеніе этихъ юныхъ. Скоро, очень скоро тяжкія испытанія, огорченія, уничиженія отвнѣ и собственныя прегрѣшенія откроютъ глаза неопытному пастырю, и увидитъ онъ, что его надежды на себя подобны надеждѣ человѣка летать по воздуху съ игрушечными крыльями. Такъ и меня многократно смирялъ въ моихъ глазахъ Господь, какъ Петра, еще прежде пошедшаго къ Нему по водамъ и тонувшаго среди волнъ разсвирѣпѣвшаго озера, а затѣмъ постыдно устранившагося враговъ Христовыхъ.

Но вотъ сей самый Петръ, который нѣкогда въ горячности своей отсѣкъ мечемъ ухо Малха, теперь, исшедъ вонъ плакася горько; онъ уже не обѣщаетъ ничего своему Учителю, но со слезами раскаянія и скорби вопіетъ: Господи, Ты вся вѣси, Ты вѣси, яко люблю Тя. Что же мы видимъ послѣ сего самопознанія и покаянія? Смирившійся въ сердцѣ своемъ ученикъ уже съ великимъ дерзновеніемъ свидѣтельствуетъ о Христѣ предъ Его врагами, радостно благодаритъ Бога за темничное заключеніе о имени Его, единымъ словомъ исцѣляетъ хромаго, посрамляетъ лжепророка, низводитъ съ неба, вмѣсто огня, Святаго Духа, наконецъ, единою тѣнью тѣла своего исцѣляетъ болѣзни. — Чего не могла совершить естественная горячность духа, то свершила благодать Духа Божественнаго, обрѣтшая себѣ мѣсто въ сердцѣ, очищенномъ покаяніемъ, украшенномъ вѣрой, укрѣпленномъ смиреніемъ.

То, что совершилось съ первоверховнымъ Апостоломъ, есть законъ жизни, дѣйствующій во всѣхъ служителяхъ Божіихъ. Не въ смѣлыхъ предначертаніяхъ, не въ пылкомъ воображеніи раскрывается сила ихъ, но въ самомъ отреченіи отъ своей естественной силы обрѣтаетъ себѣ мѣсто сила Божія.

Сладцѣ убо похвалюся паче въ немощехъ моихъ, да вселится въ мя сила Христова (2 Кор. 12, 9). Таковы да будутъ мои предначертанія въ широкой и святой дѣятельности, нынѣ мнѣ препоручаемой чрезъ ваше рукоположеніе Святымъ Духомъ. Да будетъ всегда непоколебима предъ моимъ духовнымъ взоромъ та истина, что жизнью правятъ не ухищренія человѣческія, а воля Промыслителя Бога, что Онъ для исполненія Своихъ спасительныхъ предначертаній требуетъ отъ насъ не предугадыванія событій, а внутренней чистоты, любви и смиренія, и если находитъ дѣлателя, исполненнаго сими дарами, то Самъ чрезъ него творитъ великая и славная. Такъ святостью своею Моѵсей и Ааронъ охраняли народъ свой отъ гнѣва Божія; такъ и пророкъ Іезекіиль говоритъ отъ лица Его: Искалъ Я у нихъ человѣка, который поставилъ бы стѣну и сталъ бы предо Мною въ проломѣ за сію землю, чтобъ Я не погубилъ ея (Іез. 22, 30). Отсюда видимъ, что духовный взоръ вновь призываемаго трудника нивы Его долженъ быть обращенъ не вдаль, а внутрь себя, не въ будущее, а въ настоящее: даждь намъ днесь... и не введи насъ во искушеніе, но избави насъ отъ лукаваго.

Неразумные люди міра въ подобныхъ правилахъ жизни видятъ причину бездѣятельности православнаго духовенства и завидуютъ кажущейся ревности еретиковъ. Но если гдѣ замѣтите бездѣятельность, то легко убѣдитесь, при лучшемъ вниманіи, и въ томъ, что ея причина есть внутренній недугъ — себялюбіе или черствость, т. е. пренебреженіе православнымъ правиломъ пастырства, а не выполненіе его. О, какъ бы дѣятеленъ былъ тотъ пастырь, который полагалъ бы заботу души своей въ томъ только, чтобы въ сердцѣ своемъ всегда пріуготовлять храмъ Духа чрезъ подвиги духовной жизни. Онъ пошелъ бы путемъ святаго Іоанна Златоуста въ любви къ людямъ, былъ бы дерзновененъ, какъ святитель Филиппъ предъ врагами истины, поколебалъ бы весь грѣшный міръ правымъ исповѣданіемъ, какъ Максимъ Исповѣдникъ, уразумѣвалъ бы тайны Промысла, какъ Іоаннъ Богословъ, привлекалъ бы къ себѣ любовію въ далекую пустыню всѣ сословія и возрасты, какъ Тихонъ Задонскій. — Эту истину уразумѣлъ я грѣшный среди испытаній своей жизни, но увы, уразумѣвалъ не чрезъ послѣдованіе ей, но чрезъ постоянное отступленіе, чрезъ самонадѣяніе, забвеніе надежды на Бога, колебаніе а тщетные страхи. Васъ, предстоящихъ святителей Божіихъ и духовно соприсутствующаго намъ усопшаго архипастыря града сего, учившаго меня вѣрѣ и надеждѣ примѣромъ любви своей и вѣры, прошу смиренно: вознести молитву, дабы жизнью я исполнялъ эту истину, такъ легко уразумѣваемую умомъ и такъ трудно осуществляемую волею. Вознесите молитву да не како другимъ проповѣдуя, самъ неключимъ буду (1 Кор. 9, 27).

Наипаче же тебя прошу о томъ, мой возродитель въ монашескую жизнь. Третій разъ будешь ты возлагать на меня руку; память первыхъ рукоположеній и любви твоей да даруетъ мнѣ сугубое умиленіе и упованіе въ третичномъ пріятіи сего великаго таинства. Въ пришествіи твоемъ на мое посвященіе я вижу не только подвигъ любви твоей, но и напоминаніе Божіе о томъ, чтобы я въ душѣ своей принесъ покаяніе за всѣ грѣхи свои, содѣянные въ монашествѣ, въ діаконствѣ, въ священствѣ.

Да не оскудѣетъ памятованіе о нихъ и въ дальнѣйшемъ служеніи моемъ, какъ не оскудѣетъ благодарность за твою любовь.

 
«Церковная Жизнь» — Орган Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви.
При перепечатке ссылка на «Церковную Жизнь» обязательна.