Поиск

Митрополит Виталий (Устинов): Итоги

1-го марта 1881 года, — ровно сто лет тому назад, — был убит русский царь Александр II, сын импе­ратора Николая I и дед царя-мученика Государя императора Николая II.

Русский народ назвал Александра II Царем-Освободителем, и он вошел в историю России с этим славным титулом, потому что он положил конец крепостному праву, освободил славян от турецкого ига и, может быть, самое главное, оставил России Свод Законов Российской Империи, полностью вдохновленный Святым Евангелием. Тут надо сказать, что к тому времени, если про­читать старые журналы, как — «Душеполезное Чтение», «Кормчий», «Миссионерский Сборник», и многие другие чи­сто местного епархиального характера, то по их содержанию можно увидеть какой чудесной жизнью жила вся Пра­вославная Русская Церковь. Из сотен городов, деревень и сель непрекращающимся потоком поступали в эти редакции от священников описания отдельных случаев чу­десь Промысла Божия над русским народом. Такой высокий уровень духовной жизни органически требовал оцерковления всего государства. И Господь вдохновляет Алек­сандра II через Свод Законов вложить свою империю в рамки Церкви Христовой предельно, сколько это возможно здесь на земле. Достигнута, можно сказать, максимальная норма «экумене», ничего общего не имеющая с безразличным ко Христу современным экуменизмом. Благочести­вые византийские императоры под этим словом подразумевали свою империю почти что как видимое тело Церкви Христовой в ее апостольской миссионерской деятельности на земле. С расширением границ империи расширялась жизнь Церкви и простиралась на все новые и новые земли... Как император, как мирской владыка Земли Русской, Александр II совершил все, что требовалось от православного русского царя. Народу оставалось в этих спасительных рамках православного законодательства удерживающего зло, мирно, тихо и свободно совершать свое последовательное вечное спасение.

Но русский народ не выдержал такого высокого иде­ала и часть его аристократии и большинство интеллигенции восстала духовным, общественным, а затем и политическим бунтом на царя, на Церковь, на самую Россию. С Запада приходить к этим бунтовщикам поддержка и материальные средства... Царя убивают за данную им сво­боду, за христианский Закон, за воцерковление всего государственного аппарата. Не проходить и 40 лет, убивают и его внука, царя-мученика, Николая II, возглавившего вели­чественное шествие миллионов новомучеников российских. Убивают трех русских императоров — Павла I, Алек­сандра II и Николая II, за одно и то же стремление сроднить органически свою империю с Церковью Христовой. Каж­дый из них осуществлял эту высокую мысль по данному ему от Бога таланту и умению. От сего времени отнять от всей земли мир, повсюду неспокойствие, душевное смятение, бунты. Повернулась еще одна важнейшая страница Священного Писания; человечество вступило в его последнюю пророческую книгу Апокалипсиса. Закончилась благо­датная константиновская эпоха государственного управления духом и учением св. Евангелия. Мы вошли в эпоху начала Конца. Все теперь будет совершаться явно и очевидно по букве Откровения. Только иметь бы нам уши, чтобы слы­шать, и очи, чтобы видеть. Таковы итоги Русской Революции для всего мира.

И вот в такое смятенное время Русская Православная Зарубежная Церковь готовится к самому великому событию из всего ее шестидесятилетнего пребывания заграни­цей — к прославлению всех своих российских новомучеников. Это прославление переходит границы Русской Церкви, и обращено ко всем поместным православным церквам, потому что святые мученики принадлежат всей Вселенской Церкви Христовой. Наше соборное прославление фактически ставит все на свое место, конкретно, четко, бескомпромиссно: с одной стороны святые мученики, с другой мучители, и нет между ними ничего связывающего, хоть в самой незначительной степени соединяющей нити. Два противоположных полюса, белое и черное, как масло с водой не соединяющиеся; нет полутонов переходящих незаметно от белого к черному. Тут или с белым, или с черным: выбор должен быть простой, решительный и мужественный в наше время шаткой совести. Сильно на­до задуматься многим иерархам поместных православных церквей, когда их приглашают на всевозможные торжества советской московской патриархии. Ведь среди новомучеников российских сотни архиереев, тысячи священников и буквально десятки тысяч монахов и мирян про­лили свою кровь только потому, что не захотели пойти по стопам, изменившего Церкви Христовой, митрополита Сергия, который подписал известную Декларацию с богоборческим советским правительством. После Сергия был Алексий, а теперь — здравствующий Пимен, но время ничего не изменило. Они все идут путем Декларации, ру­ка об руку с атеистами-коммунистами. А тем временем, по свидетельству Откровения, «когда Агнец снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели... И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыко Святый, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу»? (Отар. 6, 9,10). Да, Господь будет судить, судить и наказывать гонителей и мучителей, а с ними и их спутников, единомышленников и сослужителей. Потому, что Господь всегда верен Сам Себе, и Истина никогда не изменяется ни от времени, ни от обстоятельств.

Может быть, не суждено будет еще до Второго Пришествия Господа собраться настоящему, полноценному, ис­тинному, последнему Православному Восьмому Вселенскому Собору, на котором, без участия в нем архиереев экуменистов, архиереев от коммунистов будут подвергну­ты суду все отступники и модернисты. Тогда это преславное величественное прославление новомучеников россий­ских будет одним из последних актов Церкви Хри­стовой на земле. Сам дух времени говорить нам об этом. А если, как мы часто слышим, замышляют теперь собрать Вселенский Восьмой Собор с представителями всех почти поместных православных Церквей, порабощенных, в той или иной форме, богоборческими властя­ми, то это будет не Собор, а, как это назвал праведный отец архимандрит Иустин Попович, «апокалиптический ужас», от которого да избавить нас Господь.

+ Архиеп. Виталий.


Источник: "Православное Обозрение", № 54.


Источник: www.eshatologia.org/690-itogi.html

 
«Церковная Жизнь» — Орган Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви.
При перепечатке ссылка на «Церковную Жизнь» обязательна.