Поиск

О Прохождении Великого поста. Послание епископа Савватия к пастве.

Дорогие братья и сестры! Мы вступаем в период Великого поста. Это особенное время, в которое христиане могут испросить у Господа осознание своих прегрешений, покаяться и получить прощение. Пост состоит из духовного и телесного делания. Хочу подробнее остановиться на том, как надо проходить это делание по указанию Святой нашей Церкви и какое влияние имеет пост на душу и тело. В этом деле нам помогут не наши собственные измышления, а соборный разум Святоотеческого предания. Как видели пост душевный и телесный Святые отцы?

«Гордый человек! Ты мечтаешь так много и так высоко о уме твоем, а он — в совершенной и непрерывной зависимости от желудка. Закон поста, будучи по наружности законом для чрева, в сущности, есть закон для ума. Ум, этот царь в человеке, если желает вступить в права своего самодержавия и сохранить их, должен прежде всего подчиниться закону поста. Только тогда он будет постоянно бодр и светел; только тогда он может властвовать над пожеланиями сердца и тела; только при постоянной трезвенности он может изучать заповеди евангельские и последовать им. Основание добродетелей — пост.»

Святитель Игнатий Брянчанинов.

«И в нас, как в древних Израильтянах, чувственный человек ни против чего не восстает так, и со своей силой и со своим бессилием, как против святого поста. И подчинить себя правилам воздержания, предписываемым Церковью, возложить на себя иго святого поста, — это кажется для многих, из самых нехудых христиан, слишком тяжелым, ненужным, даже опасным. Таким образом, святой пост из друга, каким бы надлежало ему быть для всех, превращается для некоторых едва не во врага: вместо того, чтобы прибегать к нему, как к врачевству, бегут от него, как от болезни. Сами чувствуете, братие, можно ли духовным врачам быть хладнокровными зрителями такого положения дел. Итак, не дивитесь, если мы восприимем на время трубу, указываемую пророком, и посвятим несколько минут на разобрание несчастной тяжбы между нашей чувственностью и цельбоносной силой святого поста.»

Святитель Иннокентий Херсонский.

Очень часто приходится слышать от многих, не только от тех которые не хотят поститься и только ищут отговорки, даже из слова Божия неправильно толкуя его. Не о таковых говорим, но об искренних чадах Церкви, которые, однако же по какому-то укоренившемуся предубеждению считают, что даже имеют некое право не придерживаться меры поста указываемой Святой Церковью. Таковые испрашивают благословение на послабление этой меры, ссылаясь на немощь телесную, не понимая, что, во-первых, никто не вправе давать такое благословение, ибо это нарушение законоположений церковных, установленных ещё с апостольских времён и как таковое нуждается в исповеди и покаянии. Во-вторых, таковые не знают, а многие даже просто не хотят знать, что пост и воздержание не только не способствуют немощи тела и болезням, но наоборот врачуют и совершенно изгоняют их. А пища от которой так не хочет отказаться многострастная плоть, по их мнению, очень полезная и питательная, в данном случае является великим вредом для их немощной плоти. Не говорим, что такая пища является злом по существу, ибо все созданное Творцом «весьма хорошо», но является злом в данном случае, ибо если не воздержаться от неё, это приведёт к ещё большему расстройству здоровья и даже к преждевременной смерти.

«И что, наконец, за сила духа, которая выражает себя рабством плоти? Что это за здравие души и тела, которое не может обойтись без крика и вопля закалаемых животных? И есть ли какая-либо болезнь, которая врачевалась бы пресыщением, для коей не было бы нужно воздержание и диета?

Других противников поста я назвал бессильными, потому что, в отражении от себя благодетельной силы поста, они опираются на свою немощь. "Я, — обыкновенный отзыв таковых, — я по немощи своей не могу поститься, хотя бы и хотел". Что отвечать таковым? Упрекать ли их в немощи? Да не будем! Мы призваны врачевать немощное. Не можете поститься, сколько желали бы, — поститесь, сколько можете: таким образом сами увидите, что вы можете гораздо более, нежели думаете. Намерение Святой Церкви не наложить на кого-либо через пост новую, а сложить через него со всех прежнюю тяжесть. Только смотри, в чем состоит сия невозможность поститься: не в тяжести ли некоторой и неприятности для чувственного человека от первых действий? Но это неизбежное следствие почти всех врачевств, в их первом действии, что они сначала ослабляют больных, даже кладут иногда в постель, чтобы возвратить им силу и здоровье. Неудивительно, что и пост начнет свое действие ослаблением нашего ското-человека; в сем самом выражается целебная сила его; из этого всего менее должно брать побуждение слагать с себя пост. Надобно быть терпеливым; продолжать употребление врачевства, и смотреть, что будет далее. Смеем уверить вас, братие, что чем вы будете терпеливее и постояннее в употреблении святого поста, тем скорее увидите его благотворное над собой действие. По прошествии первых припадков тяжести и негодования от раздражительности чувственного человека, лишенного обычной пищи, тяжесть тела будет проходить, смущение чувств заменится тишиной сердечной, горечь врачевства постепенно обратится в сладость, так что, наконец, даже чувственный человек ваш не в состоянии будет сказать ничего против поста, и сам охотно подпишет свой приговор.

Но я должен в сем случае опасаться за свое здоровье, мое сложение слишком слабо и расстроено". Это возражение самое употребительнейшее и самое благовидное в устах нашего чувственного человека. Не будем и мы ослаблять его — дадим ему напротив всю силу.

Ты опасаешься постом расстроить свое здоровье! Что ж, если мы скажем тебе, что благоразумный пост есть одно из вернейших средств к восстановлению самого расстроенного здоровья? Духовным врачам с трудом поверят в сем случае: спросите телесных врачей, и они скажут вам то же самое; — уверят, что сим одним способом — постом, благоразумно употребляемым, можно врачевать самые опасные и неисцелимые болезни; что вообще сей, если угодно так назвать, метод врачевания особенно действителен в тех недугах, от коих страдает нынешнее, расслабленное, человечество.

«Хотите ли, братие, видеть отчасти, как именно святой пост действует к восстановлению сил нашего тела? Чтобы заставить вас полюбить сие спасительное врачевство из самых чувственных выгод его для здравия телесного, я оставлю на время тон проповедника и приму голос естествоиспытателя. Тело наше не напрасно сравнивается с машиной, искусно устроенной. Движение сей машины заводится и поддерживается двумя способами: дыханием и питанием. Дыхание есть нечто непрестанно действующее, без чего нельзя жить. Тут нет места посту; хотя и здесь полезна умеренность. Питание не таково: оно необходимо, но по временам; непрестанное питание причинило бы смерть. Это указание самой природы на пост, как на средство к поддержанию здравия. Притом питание есть вещь многосложная в своем производстве: нельзя без изумления видеть, сколько труда бедному телу над пищей, чтобы превратить ее в сок и кровь. Как ни прочно устроены для сего органы питания, но от непрестанной работы они утомляются и ослабевают до того, что не в состоянии бывают отправлять своего дела, как должно. Отсюда расстройство органов питания; а отселе — необозримое полчище болезней. Посему одна из главных целей науки врачебной есть восстановление должного действия органов питания. Но как восстановить его? Первее и надежнее всего — прекращением работы изнурительной. Это самое внушает нам сама природа, лишая нас при болезнях каждый раз побуждения к пище, и производя отвращение к ней. Надобно только повиноваться и тотчас обращаться к посту. Призванный, вовремя, сей врач скоро поправляет все дело самым простым и естественным образом. Не имея нового материала для работы, органы пищеварения во время поста доканчивают все прежние уроки свои; продолжают потреблять все, с разных времен оставшееся, и что остатком своим тяготило их и все тело. Истощив свой собственный запас, сии органы собирают и употребляют запасные соки, находящиеся по всему телу, кои, оставаясь долго без употребления и перемены, также портятся и портят тело; истощив и это, обращают свое действие на самих себя, исправляют, так сказать, и поновляют на досуге весь свой снаряд, скрепляют ослабевшее, возбуждают от бесчувствия уснувшее, стягивают расширенное, отверзают заглохшее, и таким образом приводят себя в состояние действовать правильно снова. Поскольку же от органов питания зависит весь состав тела, то благотворные действия, в них совершающиеся, быстро отзываются во всем теле: обращение крови и соков нервных становится правильнее и свободнее; излишки и недостатки в разных видах и местах исчезают; жизненная сила, не подавляемая более тяжестью плоти, не истощаемая непрестанной работой, пробуждается, оживает и делается способной исправлять сама собой многие, даже важные повреждения. А таким образом неприметно проходят самые упорные болезни.

После таковых действий поста на здравие тела, — а я не увеличил, а разве много ослабил их, желая в описании их избежать того, что не для всех понятно, — не вправе ли мы, братие, изменить теперь свой голос, и вместо того, чтобы защищать пост от жалующихся на слабость здравия, предложить его им, как самое главное врачевство? Вам жаль вашего телесного состава, вашего слабого сложения? Сжальтесь же над ним действительно, и призовите на помощь святой пост, которого требует самая природа тела вашего. Как? Вы даете покой машинам в ваших работных храминах, и не дадите его никогда своему чреву? Вы погашаете по временам лампаду, чтобы дать время очистить ее, и хотите, чтобы внутри вас непрестанно горел огонь, и чтобы, несмотря на сие, там было все всегда чисто? Пусть бедный стомах ваш узнает, хотя изредка, что над ним благоразумный владыка, дающий ослабу, а не тиран, изнуряющий непрестанной работой. В награду за сие получите не тягость и слабость, коих столько опасаетесь, и кои скоро пройдут, а крепость, живость, легкость и особенное некое чувство здравия, коего вы теперь не имеете. Самый позыв на пищу, испорченный от непрестанного пресыщения, сделается живее, тонее, благороднее, и удовлетворение его будет сопровождаться гораздо большим удовольствием, теперь для вас вовсе недоведомым.

В заключение сего изображения благотворных действий святого поста для самого тела, не излишним почитаю, братие, указать вам на примеры людей, кои не одну Четыредесятницу, а всю жизнь проводили в посте. Сколько бы, вы думаете, жили они? Умирали преждевременно? Не достигали последних пределов жизни? Нет, большей частью, далеко переходили за них: иной жил восемьдесят, другой девяносто, иной — более ста лет.

После сего для самых животолюбивых, самых чувственных людей ничего более не остается, как облобызать воздержание и возлюбить святой пост.»

Святитель Иннокентий Херсонский.

Современная общеупотребительная пища должна быть признана нездоровой. Хотя и по составу она постная. Потому что растительная пища, которая подвергается температурной обработке и ещё хуже всяким манипуляциям на производствах - очищению, отбеливанию, рафинированию, нагреванию, обработкой химическими веществами и консервантами - лишается всех полезных для здоровья веществ. Здоровая пища — это цельная растительная пища - то сухоядение о котором говорит Устав и которым питались с древности все святые постники.

Устав предписывает сухоядение. Именно сухоядение является целебным для здоровья и это доказано научно, что ниже мы подтвердим научными исследованиями.

Что же такое сухоядение, которое положено в основание Великого поста.

Старец Василий Поляномерульский разъясняет так: «травы, овощи, сухой хлеб и вода есть пища сухая.» А также сухая это значит пища не подвергающая температурной обработке, то есть не приготовленная на огне. «Сухоядение – самый строгий пост, без вареной пищи». Сухоядение - т. е. хлеб, невареные овощи и фрукты, свежие, сушеные или квашеные, а также зерновые, которые следует замачивать в воде и не варить.

«И в исходе древних из Египта боговиднейшие отцы видят образ ухода монахов от мира и отречения от него, снедь же или пища, из семян и плодов земных приготовляемая для них, может иметь образ и совершенное подобие манны небесной. Как свыше от Бога была посылаема израильтянам манна, а не мясо, так и изначально всем людям даны были в снедь Самим Богом семена земные и плоды с деревьев, а не мясо, восхотев однажды которого и презрев небесную манну древние израильтяне умерли в пустыне: «Ибо еще, – сказано, – мясо было в зубах их, и Господь разгневался сильно на людей, и поразил Господь людей язвой весьма великой, и назвали то место “Гробы прихоти”, ибо там погребли прихотливых людей» (см. чис. 11, 33 и 34). «Чьи кости, – говорит Василий Великий, – пали в пустыне? Не взыскующих ли мясоядения? Ибо пока они довольствовались манной, побеждали египтян и проходили сквозь море, когда же вспомнили мясо и котлы, не увидели земли обетованной.

«Ибо после потопа, – сказал Василий Великий, – позволено Богом Ною и после него всем людям есть мясо, не как нужное естеству нашему, но как снисхождение немощи нашей. Ибо ведал Господь, что люди жестоки, и попустил наслаждение всем. И по такому попущению и прочие животные начали есть мясо без боязни, восставая друг на друга. Возможно, тем, кто желает, подражая жизни райской, и ныне руководить собой и направлять самих себя к этому житию, избегая наслаждения многими и различными яствами и употребляя в пищу плоды и семена древесные. Излишнее же, как ненужное, отвергнем, не потому что считаем это мерзким, ибо почитаем Создавшего, но как нежелательное из-за удобострастности плоти».

Старец Василий Поляномерульский.

Выше Святитель Иннокентий отсылает нас к телесным врачам за подтверждением полезности поста. Только нужно прислушаться не к укоренившемуся безумному мнению, которое нам внушали с детства как некую догму, о необходимости регулярного приема животной пищи, и что от неупотребления ее мы заболеем, истощимся и умрем. Так говорят врачи, которые не лечат болезни, а только пишут рецепты, назначают пилюли, чтобы снять симптомы а не излечить человека. Если же обратимся к действительно серьезным научным беспристрастным исследованиям врачей, то увидим удивительное подтверждение полезности нашего православного поста для человеческого организма и сходства со всеми святоотеческих наставлениями. Господь и Святая Церковь ничего вредного и неудобоносимого для нас не установили и не заповедали. Так эти современные научные исследования показывают, что даже тяжёлые, считающиеся неизлечимыми болезни отступают от поста. При раке, растительная диета (то есть пост) не только замедляет и останавливает рост раковых клеток, но и совершенно убивает их. При других серьезных заболеваниях мы видим ту же картину: диабетики которые двадцать лет не могли жить без инъекций инсулина, всего через несколько недель растительной диеты, исключив все животные продукты, стали совершенно инсулинонезависимыми с нормальным уровнем сахара в крови. Тоже самое и с заболеваний сердца и артерий. Как только пациенты ушли от питания которое блокирует артерии - мясо, молоко, яйца, и вся животная пища, затвердения в сосудах начали рассасываться, артерии очищались и расширялись без лекарств и хирургии, указывая на то что организм хотел восстанавливаться с самого начала но ему никогда не давали такой возможности.

Разве не то же самое говорят нам в один голос Святые отцы?

«Самая естественная пища — та, которая назначена человеку Создателем немедленно по создании — пища из царства растительного. Сказал Бог праотцам нашим: Се, дах вам всякую траву семенную сеющую семя, еже есть верху земли всея: и всякое древо, еже имать в себе плод семене семеннаго, вам будет в снедь.

Растительная пища есть наилучшая для подвижника. Она наименее горячит кровь, наименее утучняет плоть; пары и газы, отделяющиеся от нее и восходящие в мозг, наименее действуют на него; наконец, она — самая здоровая, как наименее производящая слизей в желудке. По этим причинам, при употреблении ее с особенною удобностию сохраняется чистота и бодрость ума, а с ними и его власть над всем человеком; при употреблении ее слабее действуют страсти, и человек более способен заниматься подвигами благочестия.

Рыбные яства, особливо приготовленные из крупных морских рыб, уже совсем другого свойства: они ощутительнее действуют на мозг, тучнят тело, горячат кровь, наполняют желудок вредными слизями, особливо при частом и постоянном употреблении.

Эти действия несравненно сильнее от употребления мясной пищи: она крайне утучняет плоть, доставляя ей особенную дебелость, горячит кровь; пары и газы ее очень отягощают мозг.

«Как! — воскликнут здесь мнимые умницы. — Мясная пища разрешена человеку Богом, и вы ли воспрещаете употребление ее?» На это мы отвечаем словами Апостола: Все мне позволительно, но не все полезно... Мы уклоняемся от употребления мяс не потому, чтобы считали их нечистыми, но потому, что они производят особенную дебелость во всем нашем составе, препятствуют духовному преуспеянию.»

Святитель Игнатий Брянчанинов.

Все современные послабления в посте: разрешение в пост на рыбу, молочное, даже иногда на мясную пищу, это последствия явного пренебрежения и опущения правил и канонов Апостольской Церкви, которые практикуют и благословляют своим прихожанам духовники мирового православия.

Вот ещё мнение врача:

«На самом же деле быть излеченным естественным способом можно лишь, если жить согласно правилу, которое природа предписывает животному царству: поститься и не есть ничего «искусственного», т. е. вареного, другими словами питаться исключительно фруктами и растительностью. Все болезни без исключения, так же, как и наследственные, — несмотря на отсутствие некоторых гигиенических условий — происходят исключительно от нечистой, «неестественной» пищи и от каждого грамма излишнего питания. Мясо никоим образом не есть средство питающее, но лишь возбуждающее; оно гниет и разлагается в кишечнике; но процесс разложения возникает сперва не в желудке, а сейчас же после убоя; последнее доказал проф. доктор С. Грахам. Я со своей стороны добавлю, что эти яды гниения действуют на человека возбуждающе, и потому дают иллюзию питательного средства. Или кто-нибудь может мне химико-физиологически доказать, что перешедшая в разложение белковая молекула восстанавливается в желудке и, например, в человеческом мускуле празднует свое возрождение? Как алкоголь, так и мясо сулит вначале силу и энергию, пока весь организм не заражается ими, и процесс разрушения не наступает. То же самое происходит и с другими возбуждающими средствами.

Человек лишь тогда чувствует себя наиболее трудоспособным, выносливым и здоровым, если он возможно меньше ест. Если и больной может выздороветь посредством голодания, то само собой ясно, что здоровому организму требуется мало пищи, чтобы быть крепким и выносливым. Когда человек мало ест и здоров, он может иногда, как говорится, камни переваривать, есть мясо и продукты, содержащие крахмал (слизь); но здоровее всего человеку питаться фруктами, и их ему понадобится очень немного; плоды — самая совершенная пища. Однако современный человек не хочет и не может признать этой истины, и он даже и вправе бояться ее, так как он вырос на неудобоваримой пище. Но как скоро он начинает принимать солнечные ванны, поститься и питаться живыми клетками фруктов, клетки старой пищи отмирают и выделяются из организма.»

Арнольд Эрет Лечение голодом и плодами.

«Заповедь не говорила о количестве пищи, а воспрещала только качество. Да умолкнут же те, которые признают пост только в количестве пищи, а не в качестве. Углубясь в опытное изучение поста, они увидят значение качества пищи.

Так важна заповедь поста, объявленная Богом человеку в раю, что, вместе с заповедию, произнесена угроза казнию за нарушение заповеди. Казнь заключалась в поражении человеков вечною смертию.

И ныне греховная смерть продолжает поражать нарушителей святой заповеди поста. Несоблюдающий умеренности и должной разборчивости в пище не может сохранить ни девства, ни целомудрия, не может обуздывать гнева, предается лености, унынию и печали, делается рабом тщеславия, жилищем гордости, которую вводит в человека его плотское состояние, являющееся наиболее от роскошной и сытой трапезы.

Заповедь поста возобновлена или подтверждена Евангелием. Внемлите же себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством, завещал Господь. Объядение и пьянство сообщают дебелость не только телу, но уму и сердцу, т. е. вводят человека по душе и телу в плотское состояние.

Напротив того, пост вводит христианина в состояние духовное. Очищенный постом — смирен духом, целомудрен, скромен, молчалив, тонок по чувствам сердечным и мыслям, легок по телу, способен к духовным подвигам и умозрениям, способен к приятию Божественной благодати.»

Святитель Игнатий Брянчанинов.

Дорогие братия и сестры! Поздравляю Вас с началом Великого поста, желаю Вам проходить его с утешением той святой мыслию, что Святая наша Церковь заботится о нашем духовном и телесном здравии, и Вы исполняя Ее предписания, будете крепче духом, ревностнее в вере и здоровее телесно! Кто-то страдает от высокого кровяного давления, или наоборот пониженного, или сердечных недугов - вам непременно нужен пост, и вы забудете о болезни и лекарствах. У кого-то рак или предраковое состояние - только пост может помочь здесь и вернуть желанное здравие. Вы страдаете от избыточного веса, отдышки, астмы, или же наоборот от худосочия, малокровия и хронической усталости - опять же средство только одно - святой пост. Даже страдающие психическими расстройствами, подверженные депрессии, должны неизменно пользоваться сим действенным средством. Только возымейте решимость и не творите «плоти угодия в похоти», пожалуйста не оправдывайте свои пищевые пристрастия разнообразными предлогами и пост сам наведёт порядок без особого вмешательства с нашей стороны.

Также прошу Вас приложить усердие к изучению писаний Святых отцов о посте. Так как жалоб на здоровье от наших прихожан мне приходит все больше и больше, моя обезпокоенность Вашим здоровьем и Вашей скорбью побудила меня обратиться к Вам с этим словом.

Призываю на Вас милость и благословение Божие. «Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов». Гал. 6:2

+ Епископ Савватий, Винницкий и Хмельницкий

 

 
«Церковная Жизнь» — Орган Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви.
При перепечатке ссылка на «Церковную Жизнь» обязательна.