Поиск

Обращения представителей анти-униатской оппозиции в РПЦЗ(Л) на имя Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви

Предуведомление  Редакции «Церковные Ведомости  РИПЦ»:

В октябре прошлого 2005 года на имя Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви поступили обращения Председателя Общества ревнителей памяти Блаженнейшего Митрополита Антония (Храповицкого) проф. Г.М. Солдатова и редактора Зарубежной белоэмигрантской газеты «Наша страна» Н.Л. Казанцева, которые ведут большую работу среди духовенства и паствы РПЦЗ(Л) по предотвращению унии РПЦЗ с МП. Не находя понимания и поддержки среди епископата РПЦЗ(Л), принявшего откровенный курс “влево”, на соединение с обновленческой МП – с одной стороны, и с тревогой наблюдая за неканоническими, узкопартийными и экстремистскими деяниями «синода викариев» РПЦИ (РПЦЗ-В), разрушающего Зарубежную Церковь “справа” – с другой стороны, многие клирики и мiряне РПЦЗ обращаются в Синод РИПЦ с просьбой поддержать их в борьбе за возрождение подлинной Зарубежной Церкви. Среди таких обращений были и прошения о приеме под омофор РИПЦ.

Все это время РИПЦ воздерживалась от открытия своих приходов в Зарубежье, возлагая надежды на то, что там найдутся собственные здоровые силы, способные организоваться в единый фронт противостояния апостасийным тенденциям в Русской Зарубежной Церкви. Свою задачу Синод РИПЦ видит не в том, чтобы подчинить себе зарубежные приходы и ликвидировать РПЦЗ, как это было предпринято в 1990-х гг. Зарубежным Синодом в отношении Катакомбной Церкви в России, - а в том, чтобы помочь своей страждущей ныне Зарубежной Церкви-Сестре возродиться на твердых канонических началах, сохраняя Себя как самостоятельную часть истинной Русской Церкви. Попытки административного поглощения Зарубежным Синодом Катакомбной Церкви-Сестры на Родине, - вместо оказания Ей всесторонней помощи в полноценном становлении и возрождении, - как показывает время, были серьезной ошибкой зарубежных Преосвященных, что и привело впоследствии не только к частичному разрушению церковной жизни в России, но, отчасти, и к тому трагическому положению в самой РПЦЗ, в котором Она находится сейчас. Речь идет не только о синоде митр. Лавра и РПЦЗ(Л), но и той части РПЦЗ, которая называет себя РПЦЗ(В), или «РПЦ в изгнании», каноническая и нравственная атмосфера в которой едва ли лучше, чем в РПЦЗ митр. Лавра. Обе эти группы, к сожалению, отошли слишком далеко от исповеднических идеалов и традиций исторической Зарубежной Церкви и Ее отцов-основателей, т.ч. ни одна из них, по-видимому, не сможет без серьезного переосмысления и исправления своих ошибок и преступлений, вернуться на традиционный путь РПЦЗ. Однако в обеих этих группах есть еще здоровые церковные силы, духовенство и мiряне, понимающие, как далеко их священноначалие ушло в “левые” или “правые” «духовные трущобы». Именно на них Катакомбная Церковь в России взирает с надеждой на будущее возрождение подлинной Зарубежной Церкви – Церкви Митрополита Антония, Святителя Иоанна, Архиепископа Аверкия, иеромонаха Серафима (Роуза)…

Помещаем ниже ответ Председателя Синода РИПЦ Архиепископа Тихона на письма-обращения Г.М. Солдатова и Н.Л. Казанцева и всем единомысленным с ними клирикам и прихожанам Русской Зарубежной Церкви, а также письма их самих, и еще ряд других материалов. 

Поскольку эти документы, к сожалению, были недостойным образом выкрадены (через взлом электронных почтовых ящиков РИПЦ) и опубликованы в искаженном виде лишенным сана В.Пивоваровым (известном под агентурной кличкой КГБ “Пономарь”), считаем необходимым предать огласке эти обращения, дабы читатели могли иметь полноценное представление о современных процессах, происходящих в Русском Зарубежье и отношении к ним священноначалия РИПЦ. 

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

I. Обращение Редактора старейшей русской белоэмигрантской газеты «Наша Страна» Николая Леонидовича Казанцева от 21 октября 2005 г. на имя Председателя Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви Высокопреосвященнейшего Архиепископа Тихона Омского и Сибирского и членов Синода РИПЦ:

 

Досточтимые Владыки, благословите.

Со скорбью узнали, что Вы воздерживаетесь от принятия под свой омофор приходов заграницей и создания здесь своих епархий.

Мы, безусловно, глубоко признательны за вашу готовность помочь заграничным собратьям восстановить полноценную церковную жизнь «без подчинения себе». Но что, если такая задача окажется неосуществимой в условиях царящей в Русском Зарубежье смуты и почти поголовного предательства и малодушия?

Мы, зарубежники, находимся в положении потерпевших крушение в море. Наш корабль тонет, мы барахтаемся в воде… Как же, видя наше безвыходное положение, Вы не протянете нам руку,  не возьмете к себе на борт?

Ведь сказал же Спаситель: «Приходящего ко Мне не изжену вон»!

Однозначно, было бы идеально, если вдруг в Русском Зарубежье нашлись бы силы, чтобы самим выплыть на берег. Но пока их нет, не отвергайте априорно возможность нашим приходам примкнуть к вам! Не убивайте эту нашу последнюю надежду!.. Прошу простить меня за дерзновенно высказанные пожелания непросвещенного и многогрешного мирянина.

Испрашиваю Ваших святых молитв.

Недостойный раб Божий,

Николай Казанцев

Редактор газеты «Наша Страна»

www.nashastrana.info

 

 

 

II. Из Обращения-доклада Председателя Общества Ревнителей Памяти Митр. Антония (Храповицкого) РПЦЗ проф. Георгия Михайловича Солдатова от 6 октября 2005 г. на имя Председателя Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви Высокопреосвященнейшего Архиепископа Тихона Омского и Сибирского и членов Синода РИПЦ:

 

Если произойдет уния РПЦЗ(Л) с МП,  то замолкнет из заграницы обличение преступлений МП. Отдельные оставшиеся приходы и духовенство, не примкнувшие к унии, окажутся в положение, когда МП и ее соратники станут обвинять в расколе и еретичестве…

Можно, однако, предположить следующие возможные варианты для продолжения деятельности этих приходов:

1)                  Если в последний момент перед или после «собора» в Калифорнии, кто-либо из архиереев Зарубежной Церкви наберется мужества и возглавит всех несогласных с заключением унии.

2)                  Приезд архиерея с Родины,  который бы согласился продолжить управление РПЦЗ, ввиду того, что, согласившиеся на унию, станут частью МП, а оставшиеся верными Церкви будут по-прежнему составлять паству РПЦЗ.

3)                  Если собравшееся духовенство и миряне, при отсутствии архиерея, выберут из своей среды достойного кандидата во епископы и его хиротонисают для РПЦЗ  канонические русские архиереи.

4)                  Собравшийся параллельный Собор из духовенства и мирян объявит решения об унии назначенными администрацией Митр. Лавра делегатами  неполномочными для высказывания пожеланий от имени всей Зарубежной Церкви…

Свободная часть Русской Церкви хиротонисала для Российской Церкви, по благословению Митрополита Филарета в 1982 году, во епископа, ныне почившего, Архиепископа Лазаря, возглавившего в качестве каноничного Архиерея общины на Родине. Теперь РИПЦ вероятно, по воле Господней, предстоит, в случае если все наши архиереи покинут свою паству и уйдут на службу в МП, взять под свой омофор тех, кто останутся верными РПЦЗ.

Все высказанное выше,  диктуется чувством долга многих членов Общества Ревнителей Памяти Митрополита Антония и беспокойством чад Церкви остающихся верными.

Вы на Родине являетесь нашим светильником и надеждой для руководства в нашем будущем пути к спасению душ.

Просим Ваших святительских святых молитв, благословения и мудрых советов.

Многогрешный иподиакон,

Председатель Общества,

Г.М. Солдатов

www.metanthonymemorial.org 

 

 

 

III. Из статьи мiрянина РПЦЗ в США П. Бондаренко, опубликованной в газете “Наша Страна”, N° 2782 от 22 октября 2005 г.:

 

Большинство приходов Зарубежной Церкви — против унии с МП. Вся Южная Америка против, подавляющее большинство в Австралии и Канаде — тоже против. В России, понятно, все против. Даже в Восточно-Американской епархии большинство настроено против унии. Вот только в Западно-Американской и Чикаго-Детройтской епархий большинство, вроде, за. Да и еще, конечно, в епархиях Марка и Амвросия большинство тоже за.  Но тут надо уточнить, что на западном побережье США поддерживают унию скорее настоятели, но не всё духовенство, и что от бывшей Западно-Европейской епархии РПЦЗ остались только обломки, так как епископа Амвросия (Кантакузена) большая часть этой епархии никогда не приняла и подавляющее число приходов давно ушло из под Лавровского Синода.

Все это, конечно, известно в Суздале и Мансонвилле, как и ясен тот факт, что у противников унии нет вождя. А следовательно, после Собора 2006 года, многие клирики и мiряне окажутся в растерянности, не зная, что им делать. И вот в Суздале (РПАЦ) и Мансонвилле (РПЦЗ-В)  возникает мысль: «Как бы нам заполучить побольше таких приходов?»

Но и там и сям — неблагополучно. Ревнители чистоты православия чрезвычайно враждебно относятся друг ко другу, взаимно обвиняя в «неканоничности». Суздальцы —  все между собой переругались. А в Мансонвилле — лица окружающие нашего последнего законного Первоиерарха, Митрополита Виталия,  сперва отсекли «киприанитов», потом отсекли «лазаритов», потом отсекли «варнавитов» (всё это безо всякого соборного обсуждения). Не за горами тот момент, когда «отсекающие» — еп. Владимир (Целищев) и о. Вениамин Жуков — постараются отсечь и друг друга, обвиняя в отступлении от истины.

Если кому-нибудь покажется, что я преувеличиваю, пусть прочтет вывешенные на интернете статьи названных лиц, да еще и опусы “епископа” Виктора Пивоварова в придачу. И подумает: могли бы с такой грубостью выражаться, скажем, Митрополит Филарет, Архиепископ Антоний Женевский, Владыка Аверкий, о. Лев Лебедев или вообще любой пастырь РПЦЗ? Чего только стоят такие словосочетания Виктора Пивоварова и его окружения как «псевдоепископский лазаритский лжец» или «жидобес». Кстати, сей “епископ”, ставленник о. Вениамина Жукова, публично заявляет, что всяк кто не принадлежит к его группировке, является  «строителем синагоги сатаны».

Тут следует обратить внимание на разительный контраст такой терминологии с тоном епископа Истинно-Православной (Катакомбной) Церкви Дионисия (Алферова). Например, в статье «Только консолидация в единый фронт всех противников “нового курса” может обезпечить будущее Церкви» («НС» 2776), в которой он, в частности, пишет: «Наш Синод почившего Архиепископа Лазаря готов к диалогу с другими группами, не допуская против них никаких враждебных действий, не заявляя претензии на исключительность».

Такой же дух истинной христианской любви и абсолютной верности традициям Зарубежной Церкви чувствуется в недавнем Окружном Послании предстоятеля этой Церкви Архиепископа Тихона.

Да и обращение Митрополита Виталия в связи с кончиной Архиепископа Лазаря дышит лаской и любовью — в полном противоречии с обычными потоками осуждений, льющимися из Мансонвилля.

Возникает вопрос: почему документы Мансонвильского Синода настолько отличаются тоном от собственноручно написанных Митрополитом Виталием документов? Ответ простой. Его озвучил ньюиоркский судья, разбиравший иск Лавровского Синода против Мансонвилля: «Совершенно очевидно, что он  (Вл. Виталий) является пешкой в каком-то внутреннем церковном конфликте». Нет никаких сомнений, что из-за немощи старца-Митрополита — в Мансонвилле им пользуются.

В упомянутой статье Владыка Дионисий говорит о возможном в будущем «диалоге на епископском уровне». Но с кем? Уж точно не с Суздальским Синодом, который уже давно, задолго до его хиротонии, клеймит Епископа Дионисия как «лазарито-киприанистского крипто-экумениста». И не с Мансонвильским Синодом в целом, отказывающимся от всякого диалога. Может быть с отдельными архиереями обоих Синодов, которым не по душе экстремизм своих собратьев? Такими, например, как епископ РПЦЗ(В) Сергий (Киндяков)?

Нужно подчеркнуть, что все те безобразия, которые творятся сейчас во всех Синодах — за исключением Синода Архиепископа Тихона, единственного оставшегося во всем верным традициям нашей Церкви — совершенно чужды рядовым мiрянам. Я лично знаю многих людей, которые находятся под Мансонвильским Синодом не потому, что им по душе его экстремизм, а из личной верности Митрополиту Виталию. И таких людей, не одобряющих поведение Синода РПЦЗ(В) — подавляющее большинство.

Причем в РПЦЗ(Л) — та же ситуация: несомненное большинство клириков и мiрян не разделяет пагубные стремления архиереев.

В этом великая трагедия Зарубежной Церкви: все эти расколы учинили сверху архиереи и малая кучка совпатриотически настроенных священников. Ну, и Служба Внешней Разведки РФ…

Нам, простым мiрянам, нужно отозваться на призыв Владыки Дионисия и всем вместе постараться найти выход из кризиса.

П. Бондаренко, США

nashastrana.info/upload/2782.pdf

 

 

 

IV. Ответ Председателя Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви Высокопреосвященного Архиепископа Тихона Г.М. Солдатову и Н.Л. Казанцеву, и всем, единомысленным им, в разсеянии сущим чадам Русской Зарубежной Церкви:

 

    Дорогие о Господе!

    Мы получили оба Ваши письма, и благодарим Вас за Ваши добрые чувства и доверие к нашему Синоду. На недавнем заседании в Одессе мы обсуждали сложное положение в Зарубежной Церкви, зачитывали Ваши письма, и Синод поручил мне написать Вам ответ. Мы ценим Вашу ревность о церковной правде, Вашу жертвенность и любовь к нашей общей Русской Зарубежной Церкви, Вашу преданность Ее традиционному исповедническому пути. Более 30-ти лет назад Катакомбная Церковь в России, оставшаяся без канонических архиереев, обратилась к Своей Сестре в изгнании за помощью и получила ее. Тогда по решению Архиерейского Синода РПЦЗ тайно в России был рукоположен первый епископ, и канонический епископат в Катакомбной Церкви был восстановлен. Рукоположение было совершено тайно, т.к. в СССР Истинно-Православная Церковь жестоко преследовалась, и если бы о хиротонии стало известно КГБ, Владыка Лазарь был бы немедленно арестован и окончательно разгромлены остатки истинной Русской Церкви на Родине. Милостью Божией наша Сестра в изгнании, Русская Зарубежная Церковь пришла нашей Церкви на помощь. Были совершены рукоположения новых священников и церковная жизнь в российских катакомбах возродилась. Наш приснопамятный Владыка Лазарь хранил чувство благодарности Зарубежной Церкви. Когда в последние годы в РПЦЗ произошел грандиозный поворот в сторону красной Москвы, и российские архиереи, дабы уберечь свою паству от соблазна вынуждены были прекратить общение с Заграничным Синодом, Владыка Лазарь очень переживал из-за такого преступного предательства Зарубежной Церкви ее архиереями, которые предали не только свою Церковь и своего Первоиерарха Вл. Виталия, но и Церковь-сестру на Родине, и вообще весь православный Русский народ и православную Россию. Владыка Лазарь говорил, что если в Зарубежной Церкви найдутся здоровые церковные силы, найдутся люди, пастыри и мiряне, которые не пойдут на унию с советской церковью, сумеют сорганизоваться, чтобы сохранить хотя бы остаток РПЦЗ, мы обязательно придем им на помощь. Обязательно поможем им также, как когда-то в тяжкую минуту Зарубежная Церковь пришла на помощь своей страждущей Катакомбной Сестре. Это и наша благодарность, и долг нашей христианской любви к нашим страждущим братьям.

    Поэтому прошу Вас, знайте – мы не оставим Вас в беде. Только нужно подумать, как совместными усилиями сохранить Русскую Зарубежную Церковь в Ее истинном остатке. Надежд на нынешних архиереев РПЦЗ Вл. Лазарь не возлагал, т.к. будучи многолетним членом Соборов и общаясь с ними лично, заметил уклонение влево многих из них еще в начале 1990-х годов. А в последние годы, когда их предательство стало явным, и стало ясно, что они не просто хотят уйти из Церкви и соединиться с МП, а хотят похоронить Саму Зарубежную Церковь, надежд на нынешний епископат не осталось никаких, и эти переживания тоже очень сильно подорвали здоровье Вл. Лазаря и ускорили его кончину.

    В Зарубежьи сейчас сложилась такая же ситуация, как 400 лет т.н. в Малой Руси после принятия епископатом Киево-Русской Церкви Брестской унии с Римом. Тогда многие пастыри и мiряне, оставшись без истинно-православных епископов, организовались в братства и сохранили Истинную Православную Церковь. Когда были подготовлены достойные кандидаты, почти через 20 лет были совершены новые хиротонии архиереев, и полноценная церковная жизнь возродилась. И в России в 1960-70-е гг. в Катакомбной Церкви была та же ситуация. Так что в Русской Церкви подобный опыт уже есть.

    Нечто подобное пережили и мы пять лет назад, после Собора РПЦЗ 2000 г., на котором уже стало очевидно, что РПЦЗ взяла открытый курс на соединение с советской Москвой, и особенно после того, как безчестным образом был смещен с поста Первоиерарха РПЦЗ Митр. Виталий. М.б. наш опыт Вам поможет, поэтому поделюсь немного с Вами. Вы помните, тогда по всему мiру покатилась целая волна возмущений, но все эти возмущения, хотя и справедливые, были разрозненные и имели мало результата. Тогда в России небольшая группа пастырей и мiрян организовала проведение Всероссийского совещания духовенства и мiрян, которое прошло в Воронеже в сентябре 2001 г. На этом Совещании председательствовал Вл. Лазарь, как старейший российский иерарх и как Предсетатель Архиерейского Совещания РИПЦ (которое было создано в 1994 г. по благословению Собора РПЦЗ для управления епархиями в России). Воронежское совещание приняло ряд очень важных Обращений к предстоящему в октябре 2001 г. Архиерейскому Собору, в которых умоляли архиереев РПЦЗ вернуться на прежний исповеднический курс Зарубежной Церкви, отказаться от соединения с МП, отказаться от ошибочных, неправославных решений Собора 2000 г., и оставить на посту Первоиерарха РПЦЗ Ее законного главу – Вл. Виталия. Было личное обращение и к Вл. Виталию с выражением сыновней любви и преданности ему и с просьбой не покидать свою паству и не уходить на покой.

    Но важно даже не только это, как то, что впервые со времени легального существования Истинной Церкви в России православные архиереи, духовенство и мiряне со всех концов России собрались вместе, организовались, обрели единство. И в дальнейшем это очень сильно помогло нам избежать разрухи и наладить здоровое церковное строительство в России на началах соборности. Это очень важный опыт, которым Вам нужно воспользоваться. Конечно, Ваша ситуация сложнее, потому что в Зарубежьи нет архиереев, на которых можно было бы полностью положиться, как это было у нас в России в нач. 2000 гг. Но Вы не одиноки, потому что помощью и трудами Зарубежной Церкви, в России сохранилась Истинная Церковь, архиереи которой придут Вам на помощь. Но самое ответственное и сложное деяние – организоваться для сохранения истинной РПЦЗ – Вы можете и должны совершить сами. Без Вашей внутренней воли и труда едва ли удастся сохранить РПЦЗ. Всей пастве РПЦЗ(Л) необходимо осознать свою личную ответственность за судьбы Зарубежной Церкви. Возможно, придется пойти и на многие жертвы и в личной жизни, лишиться каких-то удобств и комфорта, вести более активную церковную жизнь. Очень важно понять, что уже сейчас, до Всезарубежного собора, нужно начать формирование групп из духовенства и мiрян, осознавших необходимость выхода из под омофора синода м. Лавра, и воссоединения с истинно-православными русскими архиереями. Такие наиболее духовно чуткие люди есть, и уже вокруг них после “собора” станут объединяться остальные более “осторожные” или менее церковно-активные. Ясно же, что и как Брестский собор 1596 г., так и предстоящий “Всезарубежный собор” созывается только для одной цели – “легализации” незаконной и неправославной унии. Вы сами видите, как в РПЦЗ(Л) происходит подбор делегатов, чтобы собор прошел “как надо”. Ясно же, что этим людям, не пережившим трагедию Русской Зарубежной Церкви, не страдавшим за Нее, не шедшим ради Нее на многие личные жертвы, не жившим Ее жизнью много-много лет, Ее участь и непонятна, и безразлична.

    Поэтому, еще и еще повторяю: мы всегда с радостью поможем Вам, если Вы поможете себе. Но без Вашей решительной воли РПЦЗ не сохранить и не возродить. А со временем, я уверен, среди Вашего духовенства (а может быть даже и среди мiрян) найдутся достойные кандидаты и для архиерейского рукоположения. М.б. не сразу, м.б. и через пять-шесть лет или больше. Мы считаем своим долгом возродить православную иерархию РПЦЗ во всех Ее епархиях, управляемых ныне отступническим синодом м. Лавра. Но мы не хотим навязывать Вам свою волю, мы не хотим подчинить Вас себе: мы стремимся не к власти, а верности Христу и Его Церкви. И к этому призываем духовенство и паству и в России, и Заграницей.

    И конечно, будьте готовы противостоять мощному потоку клеветы и поношений со стороны враждебных Церкви сил и групп и “слева”, и даже “справа”, которое отчасти уже началось, но в дальнейшем будет еще больше. Не нужно этим смущаться, и не нужно этого сильно бояться. Истинная Церковь в мiре безпринципности, предательств и эгоизма, всегда будет гонима и поносима. Будьте к этому готовы, и не забывайте, что мощные силы специальных организаций брошены на дискредитацию и уничтожение Истинной Русской Церкви. Ведь речь идет не о чем другом, как о подготовке міра к приходу антихриста. Если это понимать и помнить, тогда становится объяснимо и многое из того, что происходит сейчас с РПЦЗ.

    И еще об одном очень важном событии для чад Истинной Русской Церкви, особенно же для пастырей и мiрян, находящихся всё еще в духовном и евхаристическом общении с синодом м. Лавра, хочу напомнить. Это предательство, гонение и избиение Первоиерарха Русской Церкви Вл. Виталия, нашего с Вами духовного отца, нашего Аввы, нашего Старца. Это страшное деяние синода РПЦЗ(Л) не может быть не только ничем оправдано, но и вопиет к Небу как грех Хама, предавшего и надругавшегося над немощью своего патриарха-отца Ноя. Мы любим Бога, потому что Он наш Отец Небесный. А Первоиерарх Церкви – наш духовный отец, поставленный над нами Небесным Отцом. Мы храним ему нашу сыновнюю верность, мы любим его, мы дарим ему тепло нашего христианского сердца, потому что любим и храним верность нашему Небесному Отцу. И как же любящему сердцу можно остаться равнодушным к тому кощунству, надругательству над Старцем-Митрополитом, над нашим отцом, которое произошло несколько лет назад в Мансонвилле? Этот грех лежит невидимой духовной печатью на всех чадах РПЦЗ(Л), связывает их невидимой духовной нитью, парализует их волю к решительному сопротивлению против предательства и надругательства над Церковью. И в дальнейшем, если этот тяжкий грех отцеубийства, совершенный священноначалием РПЦЗ(Л) и к которому духовно причастны все ее члены, не будет в Зарубежьи осознан, Вам будет очень трудно сохранить духовную трезвость, не уклониться в духовные трущобы, сохранить верность Христу. Пожалуйста, поймите это. Постарайтесь донести до всех чад РПЦЗ(Л), готовых к отходу от синода м. Лавра, о необходимости покаяния в грехе изгнания синодом Лавра законного Первоиерарха Митр. Виталия и последующих гонений на него. Это очень важно и для сохранения и возрождения не бутафорной, а духовно истинной Зарубежной Церкви, и для личного спасения души каждого из пастырей и чад РПЦЗ.

    Вот о чем хотелось сказать и Вам, нашим адресатам, и через Вас всем единомысленным с Вами, дорогим нашему сердцу верным чадам истинной Русской Зарубежной Церкви. Помните о нашем братском, растворенном любовью о Христе отношении ко всем  чадам  РПЦЗ, и о нашей готовности оказать своевременную помощь.

20.10/ 02.11.  2005 г.

Влмч. Артемия

+ Божией милостию Тихон,

Архиепископ Омский и Сибирский,

Председатель Архиерейского Синода

Русской Истинно-Православной Церкви

 

 

 
«Церковная Жизнь» — Орган Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви.
При перепечатке ссылка на «Церковную Жизнь» обязательна.