Поиск

Определение Освященного Собора о вероисповедных и экклесиологических основаниях Русской Истинно-Православной Церкви

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Русская Истинно-Православная Церковь исповедует и хранит православную христианскую Веру так, как Ее сохраняет Священное Предание от основания Святой Соборной и Апостольской Православной Церкви Христовой и как это было до 1927 года в Поместной Российской Церкви, как Ее исповеднически хранила Катакомбная Церковь, а Русская Зарубежная Церковь вплоть до 2000 года.

Мы веруем в Триединого Бога Пресвятую Троицу, как изложено в Никео-Цареградском Символе веры, и во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, которую создал Господь наш Иисус Христос, и которая есть столп и утверждение Истины (1 Тим. 3,15). Веруем, что Церковь – это Тело Христово, Богочеловеческий организм, – где все мы, верные, составляем Его Тело, а Глава Церкви – Господь Иисус Христос (Кол. 1,18). Веруем, что врата ада не могут одолеть Ее (Мф. 16, 18). Она не может быть уничтожена, разрушена или разделена, как и Сам Господь, и потому не нуждается в “спасении” человеческими силами. 

В полном единомыслии с Символом веры мы исповедуем едино крещение во оставление грехов. Русская Истинно-Православная Церковь строго придерживается церковных установлений, предписывающих совершение его троекратным и полным погружением во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Что приняли и утвердили Святые Апостолы и Святые Отцы Церкви, то и мы принимаем и утверждаем, и что отвергли и анафематствовали они, то и мы отвергаем и анафематствуем, ни прибавляя, ниже умаляя. И вместе с Отцами Седьмого Вселенского Собора возглашаем: «Мы следуем древним преданиям Вселенской Церкви; мы храним установления Отцов; мы предаем анафеме тех, кто добавляет или изымает что-либо из Церкви Вселенской».

Русская Истинно-Православная Церковь является неотъемлемой частью Поместной Российской Церкви и самоуправляется на соборных началах в соответствии с Постановлением Святейшего Патриарха Тихона, Священного Синода и Высшего Церковного Совета Российской Церкви от 7/20 ноября 1920 г. за № 362. Мы имеем каноническую преемственность от Катакомбной Русской Церкви и Русской Православной Церкви Заграницей как равночестных и духовно единых двух частей Истинной Русской Церкви, пребывающих в евхаристическом и каноническом общении при разных церковных администрациях, как это было при Святом Мученике Митрополите Петре Крутицком, и как благословил последний законный Первоиерарх РПЦЗ Митрополит Виталий. Мы исповедуем духовное и экклесиологическое единство со Святыми Новомучениками Российскими и Отцами-Исповедниками Церкви Катакомбной, а также с Первоиерархами РПЦЗ и Ее выдающимися святителями и пастырями.

Исповедуя, что Церковь спасает человека, а не человек спасает Церковь, мы отвергаем исповедуемое Московской патриархией сергианство, названное так по имени митр. Сергия (Страгородского), как особую форму апостасии и экклесиологической ереси. Это лжеучение не совместимо с учением Святых Отцов о Церкви и о власти, ибо сергианство – это внутренняя готовность православного христианина на компромисс с богоборчеством, а в более широком понимании – на компромисс с ложью, с любым злом, со стихиями мiра сего. Готовность эта исходит из сердца, из духовного состояния самого человека, а потому мы утверждаем, что Московская патриархия лукавит, называя сергианство явлением временным, обусловленным политической ситуацией. Возводя сергианство, то есть компромисс с богоборчеством, в норму церковной жизни, Московская патриархия тем самым готовит свою паству к признанию власти антихриста властью законной и принятию «начертания на правую руку их» (Откр. 13, 16). Мы утверждаем, что истинное Православие в страждущем Отечестве нельзя возродить без осознания сергианского падения и без покаяния в этом падении.

Мы единодушны со Святыми Новомучениками и Исповедниками Российскими и Отцами-Исповедниками Катакомбными, а также с выдающимися Святителями и пастырями Зарубежной Церкви в том, что сергианство – это ересь, а рожденная от него Московская патриархия – «новообновленческий раскол», вступивший в симфонию с богоборческой властью и к которому применимы определения и канонические прещения Российской Церкви, наложенные на обновленчество и его иерархию. Образовавшаяся как раскол, Московская патриархия незаконно именует себя “Матерью-Церковью”.

Наша вера в единство и единственность Святой Соборной и Апостольской Церкви несовместима с экуменизмом, а потому мы признаем экуменизм ересью, попирающим Православную Веру. Исповедуя единство с наследием РПЦЗ, мы подтверждаем осуждение Собором Зарубежной Церкви в 1983 г. ереси экуменизма и провозглашение соборной анафемы этой ереси «и тех, иже имут общение с сими еретиками или способствуют им, или защищают их новую ересь экуменизма». Участие Московской патриархии в экуменическом движении является не частным отступлением отдельных архиереев, но соборно утвержденным в 1961 г. на Архиерейском Соборе МП курсом церкви. Вступив во “Всемiрный совет церквей”, Московская патриархия определила себя не только как «новообновленческий раскол», но и как еретическое сообщество, подпавшее  и под анафему Святого Патриарха Тихона и Всероссийского Собора на коммунистов и всех их сотрудников, и под анафему Собора РПЦЗ.

Под соборную анафему на ересь экуменизма с 1983 года подпадают и все иерархи и клирики официальных Поместных Церквей, исповедующие евхаристическое единство,  но при этом соучаствующие во всеереси экуменизма, принятии нового стиля, модернизма, в построении нового мiрового порядка.  А посему ни с кем из них Русская Истинно-Православная Церковь не может иметь евхаристического общения и единства, и, следуя святоотеческому учению, определяет, что официальное мiровое православие отпало от Церкви Христовой и его таинства недейственны ко спасению.  Этим мы  исповедуем свидетельство церковного Предания о том, что благодать Святого Духа спасительно действует только в Истинной Церкви Христовой, к Которой не принадлежат раскольники и еретики.

Мы отрицаемся существующего пагубного мнения, что еретики и раскольники являются не отпавшими, а так называемыми «больными членами Церкви», на которых благодать Божия действует равноспасительно, как и на членов Истинной Церкви Православной. Исповедуем, что все члены Церкви, в мiре живущие и плоть носящие, больны своими грехами, и только в Истинной Церкви Христовой они могут получить подлинное исцеление и спасение. Уклонение же в ереси и расколы есть не что иное, как отпадение от Тела Истинной Церкви Православной. Посему Московская патриархия, как учили Святые Новомученики Российские, не является Истинной Церковью Христовой и ее таинства не могут быть действенными ко спасению.

Однако этим мы не восхищаем Суды Божии и не заявляем дерзновенно, что Господь не в силах обратить к покаянию и спасти искреннюю душу христианскую, пребывающую в официальной церкви, а утверждаем, что спасение возможно только вхождением в Церковь Христову.

Мы определяем, что клириков, приходящих в Истинную Церковь из МП, должно принимать через покаяние и совершение над ними дополнительного руковозложения (хиротесии) архиереями Истинной Православной Церкви с целью восполнения хиротоний, полученных приходящими клириками от отступнической иерархии МП.

Относительно формы чиноприема из еретических и раскольнических сообществ Русская Истинно-Православная Церковь как часть некогда единой Поместной Русской Церкви продолжает хранить Ее наследие, исторически сложившиеся поместные традиции и соборные установления, в основу которых был положен принцип церковной икономии, дабы, по слову Первоиерарха РПЦЗ Святителя Филарета (Вознесенского), «не оттолкнуть от Церкви многих».

Несмотря на то, что сейчас существует допустимое различие в вопросах чиноприема мiрян в практике некоторых истинно-православных Церквей, мы считаем, что необходимо идти к преодолению этих различий, основываясь на догматическом учении Церкви. Пока же к этому различию в чинах приема можно относиться так, как писал Свят. Киприан Карфагенский в письме к Юбаяну: «Но скажет кто-нибудь: что же будет с теми, кои прежде сего, обратившись от ереси к Церкви, приняты были в Церковь без крещения? Господь, по милосердию Своему, силен даровать им прощение и тех, кои, быв приняты в Церковь, в Церкви же и опочили, не лишить даров Церкви Своей».

Основанием изменения чина приема мiрян из МП могут служить, например, факты открытого официального сослужения иерархии МП с римо-католиками или другими еретиками.

Исповедуя РИПЦ Истинной Русской Церковью, канонической правопреемницей Катакомбной и Зарубежной Церквей, мы не замыкаемся в одиночестве и не дерзаем мыслить о себе как о «единственной истинной Церкви».

Мы исповедуем единство Веры с нашими братьями – старостильными истинно-православными христианами в Греции и других странах, отвергающими унию с экуменическим и новостильным официальным православием, не приемлющими ереси экуменизма как в открытом исповедании, так и скрытом в учении о «больных в вере» членах Церкви.

Освященный Собор Русской Истинно-Православной Церкви подтверждает действенность определения Собора РПЦЗ от 15/28 августа 1932 г., постановившего «осудить масонство, как учение и организацию, враж­дебную христианству, осудить также все сродные с масонством учения и организации». В соответствии с этим соборным определением осуждению подлежит порожденная масонством идея построения «нового мiрового порядка», а также вводимые с этой целью процессы глобализации и системы глобального контроля над человечеством, направленные на подготовку общества к установлению в будущем власти антихриста.

Сохраняя верность наследию Святых Новомучеников и Исповедников Церкви Катакомбной, мы свидетельствуем, что для истинно-православных архипастырей и пастырей участие в мiровых апостасийных процессах, одной из форм которых является современная политическая деятельность, – недопустимо. В своем служении православный пастырь должен ограждать паству от пагубного влияния «мiра сего» и идущего в ногу с ним официального православия, как и искусственно порожденной им подделки – так называемого “альтернативного православия”, разъясняя пастве пагубную сущность этих явлений. Оба эти явления, окружающие Церковь слева и справа, берут свое начало из одного и того же апостасийного источника мiра сего и чужды Истинному Православию.

Мы исповедуем нашу приверженность «царскому», срединному пути церковного служения. Мы отвергаем как крайне-левые, так и крайне-правые отклонения от Православия – сектантство, лже-православие и ложную мистику, фанатизм, политиканство и партийность, недоверие и вражду – эти нехристианские качества, столь распространенные в современной церковной среде. Все они вызваны, по слову Апостола, бушующей в страстях «ревностью не по разуму», но ложно выдаются за “исповедничество” и “ревность о чистоте православия”.

Вслед за выдающимися Святителями Вселенской и Русской Церкви мы веруем, что власть, Богом установленная, – это православное Царство. Мы скорбим об утрате нашими предками Богом данного Русского Царства и молимся Господу о восстановлении его. Однако мы свидетельствуем также о том, что истинное Православное Царство на Руси может быть восстановлено только после покаяния русского народа и его возвращения в Истинную Церковь, ибо в лже-церкви не может быть ни подлинного покаяния, ни восстановления православной монархии. Монархия, учрежденная с благословения церкви лукавнующих, в самом своем основании будет иметь лукавство. Такое царство не угодно Богу, оно, даже если будет великим и могущественным, лишь подготовит почву для прихода антихриста.

Мы призываем всех православных христиан к стоянию в Истине, к усиленной покаянной молитве и единению вокруг Святой своей Матери – Истинной Православной Церкви. Духовное возрождение и каждой отдельной человеческой души, и общества в целом возможно лишь через покаяние и соборную причастность всех нас Телу Христову, в Котором действует Дух Святой – Дух Истины и Любви. Утрата человеческим сообществом подлинной соборности влечет за собой и утрату причастности Телу Христову, а значит – и благотворного действия на это общество благодати Святого Духа. Такое благодатное воздействие возможно лишь чрез Истинную Церковь Христову.

Понимая это, современный мiр пытается подменить Истинную Церковь искусственными духовными подделками и лже-церквями. Посему для православного христианина нет ничего дороже подлинного возрождения Истинной Православной Церкви, чистой Невесты Христовой, хранящей верность Своему Небесному Жениху. Вне Церкви невозможно истинное духовное исцеление пораженной страстями души и спасение. Аминь.

 Освященный Собор Русской Истинно-Православной Церкви

17/30 октября 2008 г.
Пророка Осии,
Прав. Лазаря Четверодневного,
Еп. Китийского

 
«Церковная Жизнь» — Орган Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви.
При перепечатке ссылка на «Церковную Жизнь» обязательна.