ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Ныне мы вновь, с любовию молитвенно простираясь ко Господу в подвиге Поста, помощью благодати Божией, достигли и вошли в самый дорогой, величественный и исполненный высочайшего ликования Церкви Праздник Пасхи Христовой!
Велик Праздник, велик и Пост, вводящий в него, очищая чувства и мысли нашей души, приуготовля их, как ваия иерусалимлян, ко встрече с грядущим на вольную страсть нашим Спасителем. Главнейшее стяжание Великого Поста – в осознании глубины нашей личной греховной поврежденности и необходимости помощи Божией, в осознании того, что не своей силой мы спасаемся, а любовью к нам Искупителя и единством с Ним. Само видение недостоинства состояния нашей души перед Творцом и есть уже безусловное и несомненное действие Божественной благодати, и именно через это видение открывается для нашей души благодатная спасительная сила для духовного восстания: «Чертог твой вижу, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в вонь: просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя», – искренне поет на Утрени первых трех дней Страстной седмицы Церковь.
Страстная седмица неразрывно связана с Пасхой Христовой и необходимо предваряет главное Торжество Церкви, приоткрывая перед нашим чувством и мыслью невыразимую полностью тайну Искупления. Но раскрывающимся ко Господу сердцем мы всегда встречаем всю спасительную полноту Любви Божией, которая всегда открыта навстречу нам, осознавшим себя блудными сынами. Свершение и дарование Спасения – это открывшаяся нам до вольного за нас Голгофского Креста Любовь Божия, а его личное усвоение — возрождение ею нашей любви к Нему до сораспятия с Ним.
Люди, сотворенные в Любви Божией и предназначенные к сыновству, к достижению его по благодати, уже в Раю отпали от подлинной любви к Богу, подпали состоянием духа в рабство греха и смерти. Воплотившийся Создатель возвращает нас, «падшее создание Свое», в Свою никогда не преходившую Любовь через Невесту – Церковь. Сын Божий приходит Воплощением в падший мир, не восприняв нашего греховного истления страстями, но удержав тленность нашего естества как возможность соединиться и с умершими. Скрывая Свою вечную Славу, Он приходит в образе уничижения, кротостью и смирением отметает воспринятой и обоженной в Своей Ипостаси полнотой нашего человеческого естества всякую приступающую от мира и диавола гордыню. Безгрешный и приуготованный вне времени Агнец приходит и через Любовь к своему творению усваивает сострадательно Себе Самому, на Себя , а не в Себя, наши грехи и распинает на Кресте всякий грех, всякую гордыню, разделяющую тварь с Создателем, и как Царь, как непобедимый воитель, умерщвляет нашу смерть, «оброк греха», сокрушая Своим Живоносным Воскресением бывшие непреодолимыми для нас врата ада:<o:p></o:p>
«Снишел еси в преисподняя земли и сокрушил вереи вечныя, содержащия связанна, Христе, и тридневен яко от кита Иона, воскрес от гроба»!
В Страстную седмицу и мы искренне и деятельно любовию соединяемся со Христом как своим Господом и Главою, переживая воспоминаемые Церковью ярость отвержения Его обличаемыми иудеями, неплодство Израиля, как смоковницы, зеленеющей для самой себя листвием, благоговеем перед открывающейся при воспоминании Тайной Вечери Великого Четверга реальности тайны установления Им причастия нас Своему Телу и Крови в таинстве вечной Евхаристии, умиляемся и смиряемся перед умытием Им ног Своим ученикам, переживаем предательство Господа сребролюбивым Иудой, погубляющим себя злочестивым выбором, замираем перед высотой евангельских слов о жертвенном священии Им Себя ради нашего единства в Нем с Отцом Небесным, поражаемся силе Его человеческой молитвы о Чаше до кровавого пота чистейшей Его плоти в Гефсимании, скорбим, переживая бегство учеников, отвержение Петра, оплевание и заушение от лжеучителей народа. И, наконец, предстоим, ужасаясь пред Голгофской Тайной нашего Искупления, перед страшными Крестными страданиями за нас Всеблагого Бога, от которых содрогнулся весь мир:
«Распинаему Тебе Христе, вся тварь видящи трепеташе, основания земли колебахуся, страхом державы Твоея, светила скрывахуся, и церковная раздрася завеса, горы вострепеташа, и камение разседеся, и разбойник верный зовет с нами Спасе: еже помяни во царствии Твоем».
Трепетно мы стоим в службе Великой Субботы пред изнесенной Плащаницей. Смерть Богочеловека начинает нашу вечную жизнь: «Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничто же земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит закалатися и датися в снедь верным…».
Поклонение Плащанице обновляет в нас решимость Святаго Крещения любовию спогребстись со Христом, веру, что Христос, умертвив наш грех и смерть, дарует нам через Воскресение жизнь в Самом Себе: «Вчера спогребохся Тебе Христе, совостаю днесь воскресшу Тебе, сраспинахся Тебе вчера, Сам мя спрослави Спасе во Царствии Твоем»!
И вот, скорбь нашей души побеждается непреходящей силой обетования евангельских слов первосвященнической Господней молитвы:
«И за нихъ Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною.
Не о нихъ же только молю, но и о верующих в Меня по слову ихъ,
да будут все едино: какъ Ты, Отче, во Мне и Я въ Тебе, так и они да будут въ Нас едино: да уверует мiръ, что Ты послалъ Меня.
И славу, которую Ты далъ Мне, Я далъ имъ: да будутъ едино, какъ Мы едино;
И Я въ нихъ, и Ты во Мне, да будутъ свершены во едино, и да познает мiръ, что Ты послалъ Меня, и возлюбилъ их, как возлюбилъ Меня.
Отче! которыхъ Ты далъ Мне, хочу, чтобы тамъ, где Я, и они были со Мною, да видятъ славу Мою, которую Ты далъ Мне, потому что возлюбилъ Меня прежде сложения мiра» (Ин.17,19-24).
Благодать Божия свершает в нас переход от скорби к тихой радости осознания грядущего неотвратимого Воскресения Господа, чаяния всех наших чувств и мыслей, обновленных великопостным духовным переживанием.
Христианская Пасха утверждает в жизни Церкви совершенно другое, противоположное бывшему издревле страждущему бытию всего человечества новое возвышенное и радостное мироощущение. Преисполненная высочайшей радости в Пасхальную ночь Воскресения Христова, в которой неудержимо забрезжил и воссиял пришедший Свет Вечного дня Царства Небесного, Церковь восклицает: Христос Воскресе! – свидетельствуя всему Миру, всему Творению, о чрезвычайности события в его бытии, которое Мир призван осознать: «Воскресение Твое Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити»! Царство Небесное открыто Церкви, и Церковь через себя открывает Его Миру.
«Яко воистину священная, и всепразднственная сия спасительная нощь, и светозарная, светоносного дне, восстания сущи провозвестница:в ней же безлетный свет из гроба плотски всем возсия»!,
«Сей день его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь»!
Церковь в Торжество Пасхи Христовой провозглашает разрушение ада, изгнание смерти, осознание мира с Богом, открытие для Церкви и в Церкви Христовой Царства Небесного, неразлучную благодать Богообщения в Богочеловеке Христе, нескончаемую радость сердцам и торжество Боговидения духа человека, вступившего в вечность.
«Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного начало, и играюще поем виновного, Единого благословенного отцев Бога, и препрославленного»!
«О пасха велия и священнейшая Христе! О Мудросте, и Слово Божий, и Сило! Подавай нам истие Тебе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего»!
Пасха есть воскрешение нашего духа и провозглашение грядущего прехождения во Христе в полноту и нетленность нашего естества и, прежде всего, воскрешение нашей любви к Богу и прехождение к вечной Жизни во вся исполняющей Любви Божией.
Но важно понимать, что Церковь Христова утверждает при этом, что свершение спасения достигается только в ней самой. Благодать Христова Спасения Пасхальной радостью и чрезвычайной вестью: Христос Воскресе! – простерта из Церкви всему миру, ко всем без исключения. Сама вера в возможность Спасения дается этой благодатию: «Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар; не от дел, чтобы никто не хвалился» (Ефес. 2,8-9).
Через Искупление и Воскресение Христа Бог стал богочеловечески освящающим в Церкви. Из Церкви освящение действует на весь мир, призывая войти в нее.
Только вошедшие в Церковь усваивают лично этот спасительный дар и действие благодати в таинствах Церкви, Тела Христова, уже проникающей во внутреннее существо человека. Благодатными, в точном смысле спасительности, являются только таинства Церкви. Только в Церкви, благодать усваивается как Дары во Христе Святаго Духа, немощные врачующая и оскудевающее восполняющая, становится внутренне сродной спасаемым и соединяющейся с нашей волей как бы второй природой.
Вот почему мы всегда ревнуем, и в дни покаянных молений, и в торжестве Праздников Церкви, о том, чтобы прехождение наше не запнулось о камень вспыхнувшей гордыни, когда на нее, тлеющую в нас, еще спасающихся, подует дух антихристовых соблазнов, творящий расколы и еретические мудрования от прельщенных мыслию о своем особом избранничестве к учительской, обличительной или церковно-устроительной миссии.
Христос и христиане не расторжимы внешними силами падшего мира. В это страшное время, поражающее реальностью еще недавней близости с нами массово отпадающих от Церкви, будем внутреннее трезвится о неразрывном единстве через сораспятие со Христом, подлинность которого свидетельствуется как Истиною в любви, так и истиною любовью к братьям и сестрами во Христе, к пастырям и духовным отцам Русской Церкви, в подвиге просиявших в катакомбах и в зарубежье, к их духовному наследию. Но остережемся, от того, что бы любовь наша к падшим не оказалась бы иудиной заботой о нищих и не прилепилась бы к зеленеющей пышным листвием земного благополучия, медоточивых посланий и деклараций экуменической Церкви-блудницы.
Явим, дорогие братья и сестры, пастыри и Архипастыри, всем знаемым нами, и знаемым и возванным Христом, подвигом и в эти радостные пасхальные дни, подлинную любовь Христову, соборность своей церковной жизни, искренность всепрощения и призыв к возвращению в наши объятия и единство Церкви Христовой, и «тако возопиим»:
«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробе живот даровав»!
+ Епископ Гермоген,<
Пасха Христова, 2010.