Поиск

Пасхальное послание Высокопреосвященного Тихона, Архиепископа Омского и Сибирского

ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ Высокопреосвященного Тихона, Архиепископа Омского и Сибирского

Версия для печати


Пасха Христова, 2014 г.

ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ

 

Высокопреосвященного Тихона, Архиепископа Омского и Сибирского,

Председателя Архиерейского Синода

Русской Истинно-Православной Церкви

 

Воскресение Христово, икона

 

Дорогие о Господе собратия-архипастыри, всечестные отцы, братья и сестры!

 

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

 

«Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, <o:p></o:p>

иного жития вечнаго начало, и играюще, поем Виновнаго, <o:p></o:p>

Единого благословенного отцев Бога и Препрославленного»<o:p></o:p>

<o:p> </o:p>

 

<o:p> </o:p>

 

Сегодня, как и в прежние годы, мы вновь услышали победный возглас торжествующей Истины – Воскрес Христос – Солнце Правды!<o:p></o:p>

Никакое другое приветствие не может вызвать бóльшую радость в верующем сердце православного христианина, чем это краткое приветствие, которым мы приветствуем друг друга в величайший наш праздник Пасхи Христовой.<o:p></o:p>

И так каждый раз, когда наступает Пасха, мы умиляемся от мысли, что еще один год прошел, и Господь снова сподобил нас ощутить Пасхальную радость. Слава Богу, продляющему лета живота нашего и дающему нам благодать этого великого и светлого Праздника – торжества Воскресения Христова! Мы ждем наступления Пасхи весь год, готовимся к ней, особенно в дни Великого поста и Страстной седмицы, и предвкушаем ее как наивысшее торжество в нашей земной жизни, потому что ни в какие другие дни мы не бываем так близки к Небу, как в сегодняшний. <o:p></o:p>

Еще вчера мы чувствовали грусть и скорбь – особенно они были ощутимы для тех верующих, кто старательно посещал богослужения на Страстной седмице и с особенным сочувствием вспоминал ее события. Горько было читать о том, как Христа предал Его близкий ученик, как ослепленные страстями и невежеством злобствующие враги и безумная толпа мучили и распинали Того, Кто всех любит и всех прощает, Который взывал к Отцу Своему не об отмщении мучителям, а с Божественною любовию молился: Отче! Прости им. Они не знают, что делают. <o:p></o:p>

Нам же, думается, не удается постичь и толики той горечи, которую тогда испытывали преданные ученики Христовы – эти наследники двенадцати престолов в Царствии Иисуса, имеющие судить двенадцати коленам Израиля. Позже Господь явится Своим ученикам и успокоит их приветствием мира, уверит в достоверности Своего Воскресения знаками на руках, ногах и ребрах и вкушением от трапезы. Потом откроет необходимость Своих страданий и прославления через Воскресение – из Писания – так же, как эммаусским спутникам: Отверзи им ум разумети Писания, и, оставляя их, снова повторит им Свое: «Мир вам», напоминая им об их призвании. Сам Он уже совершил Свое служение и теперь передает Свое дело им – для чего сообщил им часть сил, необходимых для будущей проповеди, именно тех сил, какие они ни от кого не могли получить, кроме как от Него, Искупителя рода человеческого, и дал им право ими пользоваться с таким же самовластием, с каким бы Сам употреблял их. Но это будет позже… <o:p></o:p>

А в тот момент всякая светлая надежда поглощалась чувством лишения Своего Наставника, особенно в первые часы после страшных событий на Голгофе. Они, как и многие из народа, знали, что Христос не повинен в предъявленных Ему обвинениях, что происходит страшная несправедливость по отношению к Нему. Однако еще свежи были в их памяти огорчения, нанесенные Ему в последний вечер Его пребывания с ними. Каковыми оказались они, когда Иисуса взяла стража? Готовы были оставить последнюю одежду в руках преследователей Его, только бы избавиться от них. Чем более Он приближал кого-то из них к Себе в то время, чтобы разделить с Ним Его тяжкие предчувствия, тем менее тот оказывался к сему способным. Он просит их молиться с Ним – они спят. Он хочет внушить им опасность наступающего времени – они Его не понимают. Он говорит им о страданиях, которым через несколько часов подвергнется, – они спорят о том, кто из них будет большим в Царствии Небесном. Наконец, не из среды ли их был предатель, предавший Его? <o:p></o:p>

Несправедливость всего происходящего казалась в тот момент совершенно непобедимой, и что может победить смерть? Но у Господа всё возможно! Он побеждает смерть! Он выше наших земных представлений о несправедливости! И ученики, и жены-мироносицы, которые пришли оплакивать Его, с удивлением приняли в себя эту новую истину – победу над самой смертью, утверждение Его Божества и всемогущества. <o:p></o:p>

И мы с вами, как верующие православные христиане, знаем, что, сойдя во ад, победив его и выведя из ада содержавшихся там наших праотцев, а затем воскреснув в теле Своем, Господь и нас приобщил Своей победе над смертью согласно Своему обетованию, что верующий в Него имать живот вечный, и на суд не приидет, но прейдет от смерти в живот (Ин. 5:24).<o:p></o:p>

<o:p> </o:p>

Но в повседневной жизни мы продолжаем роптать на нашего Творца и Спасителя и упрекать Его в несправедливости. Как часто приходится слышать от окружающих рассказы о том, что смерть восхищает от жизни молодых людей или детей, и как велики страдания человечества, а потому – где справедливость, где Бог?! В своем упорстве, поддаваясь плотскому мудрованию, мы ищем земной справедливости и земного доказательства Его милости. Как же можно упрекать в этом Того, Кто Сам был распят и Сам пострадал от исступленного человеческого жестокосердия? Ведь от Него и иудеи ждали земного проявления божественности – желали видеть Его Царем на земле, вождем, сильным правителем, твердою рукою покоряющим соседние народы под власть «богоизбранного царства Израиля». А Он принес нам другое Царство – Царство не от мiра сего, Он открыл нам в ответ на наши требования земного счастья, что есть нечто, побеждающее саму смерть, и это нечто сокрыто в наших сердцах. Своею смертью на Кресте даровал нам вечную жизнь и возможность обóжения. Что может быть более этого? Воскресение Христово открыло перед человечеством врата вечности раз и навсегда.<o:p></o:p>

Как ничтожны сравнительно с вечностью, с этою истинною, действительною жизнью, наши ссоры, наше злопамятство, при котором нам будет прегражден вход в Небесное Царство, которого удостоятся многие тяжкие грешники, раскаявшиеся в своих преступлениях, но не войдет туда никто, хранящий в сердце злобу или гордость.<o:p></o:p>

О, если бы мы больше размышляли о неизбежных для каждого из нас смерти и жизни после нее! Как быстро таяли бы в нас тогда остатки злобы и жажда мести. Уже не ненавистными, а глубоко несчастными казались бы нам злодеи, своими деяниями обрекшие себя на вечную погибель. Ведь их наслаждение жестокостью, развратом и властолюбием длится лишь несколько лет, а иногда дней, а терзания их душ за гробом будут продолжаться целую вечность. <o:p></o:p>

И если ученики Христовы находили в себе благодатные силы прощать обидчиков и радоваться о Господе среди бедствий, то и нам следует подражать им в этом и не предавать сердце свое унынию, ропоту, злобе и мести, несмотря на все жизненные невзгоды, неизбежно встречающиеся на нашем пути. Да избавит нас от всего этого благодать Воскресения Христова! <o:p></o:p>

<o:p> </o:p>

После явления воскресшего Христа, исходящего из гроба, яко победителя, женам-мvроносицам вещавшего: «Радуйтесь» – и апостолом Своим мир дарующего, не только мир, но и восторженное ликование охватило души узревших Его друзей, уже удостоенных названием Его братии, ибо они увидели Своего возлюбленного Учителя и Господа не побежденного мучением и смертью, но победившего смерть и живущего вовеки в Своей нетленной славе. В обыденной жизни смерть полагает конец человеческим стремлениям, желаниям и страстям. Но в деле Христовом она явилась началом единой, истинной и безсмертной жизни. Отсюда – неустрашимость святых апостолов перед угрозами от врагов Христовых, их непоколебимость, их твердость при изменах друзей, при видимом торжестве неправды. И такую неустрашимость и непоколебимость явили не только непосредственные свидетели Христовых страстей и воскресения, но и сейчас являют многие тысячи наших современников, избиваемые на междоусобной войне и подвергающиеся мучениям, тюрьмам и пыткам вплоть до мучительной смерти. <o:p></o:p>

По воскресении своего Учителя апостолы уже не ожидали бóльших радостей в земном веке во исполнение слова Христова: «Паки узрю вы, и возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возьмет от вас» (Ин.16:22). <o:p></o:p>

Сегодня нам дано, по нашим способностям и силам, вкусить от радости Его великого дара, потому что Пасхальное богослужение в светозарную Пасхальную ночь позволяет нам ненадолго ощутить, увидеть пока еще неочищенными земными очами веселие райского жития. <o:p></o:p>

И как тогда, в дни святых страданий Христа, лишь некоторые верили в Его невинность, сочувствовали Ему и скорбели, и лишь им дано было возрадоваться о Его Воскресении – так и сегодня, вкушая Пасхальную радость, мы заглядываем в себя: смогли ли мы сегодня всем сердцем быть с Тем, Кто дал нам жизнь вечную такой дорогой ценой – Собственной крестной смертью? Потому что только чистая, безукорная совесть человека позволяет ему отличить истину от лжи, праведность от греховного нечестия. И лишь она дает человеку возможность ощутить чистую радость светлого Воскресения Христова. <o:p></o:p>

Архиепископ Нафанаил (Львов) так говорит об этом моменте: «… на Пасху бывает как бы смотр душевных способностей человека, насколько способен он принять в сердце свое ту блаженную победную радость, которую от века уготовал Господь любящим Его. Господь хочет, чтобы эта радость была у человека всегда, но грехами человек делается неспособным принять ее, и тем самым осуждает себя на муку и мрак», а потому всей нашей жизнью мы готовимся к принятию Господа, и праздник Пасхи позволяет нам не только предвкусить этот сладостный момент, но и достойно, очистив свою совесть в Таинстве покаяния, приуготовить себя к этому. <o:p></o:p>

Потому вкусим сегодняшнюю радость, которая многократно превосходит скорбь предыдущих горестных воспоминаний Страстной седмицы, и всем сердцем предадимся Господу, который способен утешить самую горькую нашу скорбь и победить в себе леденящий страх смерти: «Никтоже да убоится смерти, свободи бо нас Спасова смерть». <o:p></o:p>

Сорок дней будут воспеваться священные пасхальные песни, и во весь этот радостный сорокоуст будем поддерживать и возгревать в себе этот благодатный дар – веры, надежды и любви, подаваемый нам в ночь Воскресения Христова. <o:p></o:p>

Святое и великое Таинство Пасхальной радости является для нас не только малым отображением рая, но и ощутимым свидетельством того, что мы можем это блаженство принять, хотя и слабы наши силы. Но силен Тот, к Кому прильнуть мы стремимся, Кого хотим любить от всего сердца и от всей души нашей, на Кого возлагаем все наши упования. <o:p></o:p>

Пусть же Светлое Христово Воскресение, исполняя сердца наши умиленной радостью и любовью к ближним, воскресит нас к новой, богоугодной и любвеобильной жизни, дабы, как Христос воскрес славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни (Рим. 6:4).<o:p></o:p>

<o:p> </o:p>

Воистину Воскресе Христос!<o:p></o:p>

<o:p>

+ Божией милостию Тихон,<o:p></o:p>

Архиепископ Омский и Сибирский,

Председатель Архиерейского Синода РИПЦ</o:p>

 
«Церковная Жизнь» — Орган Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви.
При перепечатке ссылка на «Церковную Жизнь» обязательна.