Поиск

Новое в библиотеке:

Письма друзьям. Письмо 9.

М.А. Новоселов

ПИСЬМО ДЕВЯТОЕ

2 декабря 1923 г. День св. пр. Аввакума

Дорогие друзья мои!

Я обещал познакомить вас с мыслями еп. Игнатия Брянчанинова, извлеченными мною из его писем к раз­ным лицам. Исполняю обещанное.

Мысли эти я расположил в известном порядке, по те­мам. Но иногда трудно бывает выделить из данного от­рывка мысли, относящиеся к одному какому-нибудь пред­мету, и в таком случае неизбежно смешение тем. Я не хочу привносить ничего своего в мысли автора, чтобы сохра­нить в целости его индивидуальность, сквозящую в каж­дом слове: мне принадлежит только порядок распределе­ния этих мыслей.

Состояние современного еп. Игнатию общества и народа

"Что это значит? Веет от мира какою-то пустынею, или потому, что я сам живу в пустыне, или потому, что и многолюдное общество, когда оно отчуждилось от Слова Божия, получает характер пустыни".

"Из выходящих в свет сочинений видно, что все обра­зованное общество во всех сословиях приняло новое нап­равление, долженствующее иметь соответствующие себе результаты".

"Московские журналы открыли войну против мона­шества. Они называют его анахронизмом. Надо бы гово­рить откровеннее и сказать, что христианство становится анахронизмом. Смотря на современный прогресс, нельзя не сознаться, что он во всех началах своих противоречит христианству, и вступает в отношения к нему самые враж­дебные".

"Напечатанное в "Домашней беседе", что некий мусье обещал сынку своему, ребенку, что ко времени его вступ­ления в супружество попов не будет, произносится многими мусье".

"Печально - современное религиозное и нравствен­ное направление народа, В течение трехлетнего пребыва­ния нашего в Бабаевском монастыре это несчастное наст­роение подвинулось гигантскими шагами вперед".

"...Предсказанное в Писании совершается: охлажде­ние к вере объяло и наш народ, и все страны, в которых доселе держалось Православие".

"Времена чем далее тем тяжеле. Христианство, как Дух, неприметным образом для суетящейся и служащей миру толпы, очень приметным образом для внимающих себе, удаляется из среды человечества, предоставляя его падению его. Сущии во Иудеи да бежат в горы".

Отступление от христианства и Церкви

"Положение Церкви и христианства самое горестное, горестное повсеместно".

"Переживаем трудное время в духовном отношении! За сто лет до нас Св. Тихон говорил: "Ныне почти нет ис­тинного благочестия, а одно лицемерство". Пороки зреют от времени. Ныне лицемерство достигло до неимоверной наглости и бесстыдства. Опытность духовная дорого дает­ся".

"Проехал я довольно пространства, видел людей на­божных посреди мира и в монастырях. Эти люди ныне крайне редки и то с весьма малым знанием, а иные со смешанными понятиями <..> Оскудело истинное духов­ное знание".

"Скудные вести, приходящие в наш монастырь, о сос­тоянии христианской веры в России, крайне неутешитель­ны. С одной стороны раскол, с другой - решительное отс­тупничество. Общая безнравственность приготовляет отступничество в огромных размерах. Спасаяй, да спасает свою душу! Нынешним подвижникам предоставлен путь скорбей, внешних и внутренних, как самый благонадеж­ный".

"Очевидно, что отступление от веры православной всеобщее в народе. Кто открытый безбожник, кто деист, кто протестант, кто индифферентист, кто раскольник. Этой язве нет ни врачевания, ни исцеления".

"Отступление начало совершаться с некоторого време­ни очень быстро, свободно и открыто. Последствия долж­ны быть самые скорбные. Воля Божия да будет! Милость Божия да покроет нас!"

"Время наше - время тяжкое для истинных христиан по всеобщему охлаждению народа к вере и благочестию <...> Совершается предречение Писания об отступлении от христианства народов, перешедших к христианству от язычества".

"Отступничество предсказано со всею ясностию Св. Писанием и служит свидетельством того, сколько верно и истинно все, сказанное в Писании".

"Дело православной веры можно признавать прибли­жающимся к решительной развязке... Одна особенная ми­лость Божия может остановить нравственную, всегубящую эпидемию, — остановить на некоторое время, потому что надо же исполниться предреченному Писанием".

Состояние Церкви и христианства

"Какое время! Для поддержания Церкви нужно быть во главе управления светскому лицу, потому что обуявшая соль способна только быть попираемою человеками. Впрочем, св. Афанасий Великий говорит, что одним из признаков приблизившегося пришествия антихриста бу­дет переход церковного управления из рук архипастырей в руки светских сановников. Признак очень верный! Это не может состояться иначе, как при утрате духовенством своего существенного духовного значения, своей энергии, порождаемой решительным отречением от мира. Спра­ведливо заметил Граф [Протасов, обер-прокурор. Святейшего Синода (прим. М.Новоселова)], что чиновничеством уничтожено в Церкви существенное значение Иерархии, уничтожена связь между пастырями и паствою, а миролюбие, нена­сытное стремление к суетным почестям, к накоплению ка­питалов уничтожило в пастырях христиан, оставило в них лишь презренных ненавистных полицейских".

"Кому поддержать Церковь? Для этого нужны люди благодатные, а плотское мудрование способно только пов­реждать и разрушать, хотя оно в гордости и слепоте своей мечтает и провозглашает о созидании".

"Судя по духу времени и по брожению умов, должно полагать, что здание Церкви, которое колеблется уже дав­но, поколеблется страшно и быстро. Некому остановить и противостать. Предпринимаемые меры поддержки заимс­твуются из стихии мира, враждебного Церкви, и скорее ус­корят падение ее, нежели остановят. Опять скажу: буди во­ля Божия! Что посеют, то и пожнут! Что посеяли, то и жнут! Последнее можно сказать о духовных журналах и о преподавании закона Божия...".

Духовенство, духовное руководство и миряне

"Ныне очень трудно найти истинного слугу Божия, хо­тя по наружности никакое время не обиловало так в слу­гах Божиих, как обилует наше время, провозглашающее о своей положительности (1 Фее. 5, 3). Есть много ведущих Бога и угодных Богу по свидетельству человеческому, но трудно найти засвидетельствованного Богом Боговедца и Богочтеца. Свидетельство Божие ясно как солнце, но мир слеп и потому не видит свидетельства Божия; не видя сви­детельства Божия, он заменяет свидетельство Божие сви­детельством своим и мнит удовлетворяться".

"Не от кого ожидать восстановления христианству! Со­суды Святого Духа иссякли окончательно повсюду, даже в монастырях, этих сокровищницах благочестия и благода­ти, а дело Духа Божия может быть поддерживаемо и восстановляемо только Его орудиями. Милосердое долготер­пение Божие длит время и отсрочивает решительную раз­вязку для небольшого остатка спасающихся, между тем гниющее и почти согнившее достигает полноты тления. Спасающиеся должны понимать это и пользоваться вре­менем, данным для спасения, "яко время сокращено есть, и от всякого из нас переход в вечность недалек" .

"Время страшное! Решительно оскудели живые орга­ны Божественной благодати; в облачении их явились вол­ки: обманывают и губят овец. Это понять необходимо, но понимают немногие".

"Весьма благоразумно делаешь, что не сводишь близ­кого знакомства ни с одним духовным лицом: такое зна­комство может очень легко послужить ко вреду и весьма, весьма редко к пользе. Советуйся с книгами Святителя Тихона, Димитрия Ростовского и Георгия Затворника, а из древних - Златоуста; говори духовнику грехи Твои - и только. Люди нашего века, в рясе ли они, или во фраке, прежде всего внушают осторожность".

"Когда священник Красноцвстов издал "Историю Но­вого Завета", в которой говорилось, что Божия Матерь по Рождении Богочеловека престала быть Девою, и множест­во подобных хул, то многие из Петербургского духовенст­ва ужасно рассердились на меня за то, что я в Сергиевой пустыне остановил эту книгу и препроводил ее к высшему начальству".

"Волки, облеченные в овечью кожу, являются и позна­ются от дел и плодов своих. Тяжело видеть, кому вверены или кому попались в руки овцы Христовы, кому предос­тавлено их руководство и спасение. Но это - попущение Божие. Сущие во Иудеи да бежат в горы".

"Знакомство с пр. И. показало и тебе и мне положе­ние Церкви. В высших пастырях ее осталось слабое, тем­ное, сбивчивое, неправильное понимание <христианства> по букве, убивающей духовную жизнь в христианском обществе, уничтожающей христианство, которое есть де­ло, а не буква. И. откровеннее других - только. Искать ни в ком нечего. Должно бежать в горы - в положения изолированные!

Современное монашество и монастыри

"...Положение монастырей в России в нравственном и духовном отношениях самое бедственное. За сто лет до нас Святитель Тихон сказал, что истинное благочестие почти исчезло, а заменено оно лицемерством для обмана людей с целию вещественной выгоды . Надо понимать дух времени и не признавать прежние пристанища прис­танищами, потому что они наиболее превратились в ги­бельные омуты и пропасти".

"...В наше время монастыри находятся в ужаснейшем положении, и многие хорошие люди, вступив в них без должного приготовления, расстроились и погибли".

"На монастыри плоха надежда: они внутри выпрели и уничтожились, их еще поддерживает рука Божия ради нескольких благонамеренных иноков, как обетовано было Богом пощадить Содом и Гоморру, если б нашлось в них десять праведных людей"".

"На монастыри делают нападки извне, но они и внут­ри себя истлели... Чего требовать от монастырей, когда мир доставляет им людей испорченных, когда они отвсюду окружены безнравственностию, когда сверху гнетет их безнравственность? Язва, которая исцеляется одною смертию .

"Многие монастыри из пристанищ для нравственнос­ти и благочестия обратились в пропасти безнравственнос­ти и нечестия... Мнение разгоряченное слепцов, которые все видят в цветущем виде, не должно иметь никакого веса".

"Ныне трудно найти монастырь благоустроенный! Во многих обителях воздвигаются различные здания значительных размеров, которые дают обители вид как будто процветания. Но это обман для поверхностного взгляда. Самое монашество быстро уничтожается. Душевный под­виг почти повсеместно отвергнут; самое понятие о нем по­теряно. Этого мало! во многих обителях совершенно поте­ряна нравственность. Говорю так, имея под глазами самое печальное зрелище - Черноморскую пустыню, монас­тырь с весьма значительными средствами, расположен­ный на весьма уединенном месте. Имеются в здешней епархии два женских монастыря: в них нравственность хороша, но телесный труд и многопопечительность о ве­щественном развитии уничтожают душевное развитие".

"Положение <монастырей> подобно весеннему снегу в последних числах марта и первых апреля: снаружи снег как снег, а под низом его повсюду едкая весенняя вода; она съест этот снег при первой вспомогательной атмосфе­рической перемене. Важная примета кончины монашест­ва — повсеместное оставление внутреннего делания и удовлетворение себя наружностию напоказ. Весьма часто актерскою наружностию маскируется страшная безнравст­венность. Истинным монахам нет житья в монастырях от монахов-актеров. За такое жительство, чуждое внутренне­го делания, сего единого средства к общению с Богом, человеки делаются непотребными для Бога, как Бог объявил допотопным прогрессистам. Однако Он даровал им 120 лет на покаяние".

"Я принадлежу к ревностнейшим монахам и признаю монашество учреждением Божественным. Что же делать, когда человеки переделали его по своему плотскому муд­рованию в карикатуру и истинное монашество захотели заменить в глазах человеческих актерством, мысль о Боге и Его вездесущии и совершенстве, обозревающих все и глубины сердца, оставив в стороне и забытии".

"Монашество есть установление Божественное, при посредстве которого христианство достигает своего выс­шего развития. В числе правил этого Божественного уста­новления имеется и то, чтоб вступали в монашество люди с истинным произволением и подвергали это произволе­ние прежде принятия обетов строгому рассматриванию и испытанию".

"Лучше выйти из монастыря и проводить в мире жизнь, соответствующую своему расположению, нежели, живя в монастыре с враждебным к нему чувством, проводить жизнь, нисколько не сообразную с монашескими правилами, чего неминуемым последствием обыкновенно бывает самый ужасный разврат".

"Преподобный Нил говорит, что непременно подоба­ет монашествующему жить по преданию Св. Отцов: хотя мы и не можем сравниться с Отцами, но непременно дол­жны жительствовать в их направлении и стяжать с нами единение в духе".

"О монашестве я писал Вам, что оно доживает в Рос­сии, да и повсюду, данный ему срок <...> Восстановления не ожидаю. Восстановить некому. Для этот нужны мужи духоносные, а ныне даже водящихся отчасти писаниями Отцов, при объяснении их душевным разумом, каков был о. Макарий Оптипский, нет <...>. В современном монашеском обществе потеряно пра­вильное понятие об умном делании. Даже наружное благочинное поведение, какое введено было в Оптиной пустыне о. Леонидом и Макарием, почтя всюду остав­лено <...>

Удовлетворительнейшее лицо, с которым пришлось встретиться, был монах Никандр, просфирик Бабаевского монастыря, муж благодатный. С ним беседовал я в 1847 го­ду. Он достиг высшего преуспеяния в умной молитве, проходил этот подвиг очень просто, естественно, не был в славе у человеков.

Прежде умное делание было очень распространено и между народом, еще не подвергшимся влиянию Запада. Теперь все искоренилось; осталась личина благочестия; сила иссякла. Может быть, кроется где-либо, как величай­шая редкость, какой-либо остаток прежнего. Без истинно­го умного делания монашество есть тело без души <...>

О монашестве о. Никандр понимал так же, как пони­маю и я. Называл он монастыри пристанями, по назначе­нию, данному им от Бога; говорил, что зги пристани обра­тились в пучины, и которых вредятся и гибнут душами многие такие люди, которые посреди мира проводили весьма хорошую жизнь... По крайней мере, в избрании мо­настыря должно быть чрезвычайно осторожным и осмот­рительным".

"Многие ныне жалуются на монашество, видя или отыскивая в нем разные недостатки; но монашество - ба­рометр, который, стоя в уединенной комнате, со всех сто­рон замкнутой, с точностям показывает состояние погоды на улице. Старые здания должно исправлять с большою Осмотрительностию и знанием дела: иначе исправление может превратиться в разрушение. Буди воля Божия!" "С сердечным сожалением смотрю на неминуемое падение монашества, что служит признаком падения хрис­тианства. Кто приходит а монастырь? Люди из низшего класса почти исключительно; почти вес приходящие уже расстроили свою нравственность среди мира. Нет условий в самом народе для того, чтобы существование монашест­ва продлилось; так в высохшем дереве нет условий, чтоб оно давало лист и плод! сверх того бури извне усиливают­ся сорвать его с лица земли".

"Ныне не поймешь и не предусмотришь, что надо де­лать и как должно поступить. "Не веси, что породит насто­ящий день", говорит Священное Писание. При нынеш­нем направлении умов неизвестно, долго ли продержатся монастыри и насколько благонадежен приют в них".

"Монах Авель, предсказавший взятие Москвы фран­цузами, говорил, что наступит время, когда монахов сго­нят в несколько монастырей, а прочие монастыри уничто­жат. Надо понимать дух времени и не увлекаться прежни­ми понятиями и впечатлениями, которых в настоящее время осуществить невозможно. Важность - в христианс­тве, а не в монашестве; монашество в той степени важно, в какой оно приводит к совершенному христианству. И са­мые церковные бедствия без попущения Божия совер­шаться не могут".

"Так назрело в монастырях внутреннее расстройство, что ему необходима разразиться самыми ужасными прик­лючениями. Общее нравственное расстройство и утрата веры предсказаны в Св. Писании: нам надо внимать себе".

"В разговоре о монашестве то место, которое изменено при напечатании в "Домашней Беседе , я вовсе выкинул, <...> отказавшись от суждения о приведении монастырей в порядок, хотя недавно, в сочинениях Преподобного Ан­тония Великого, прочитал именно такое предсказание о монастырях и о причине их упадка, какое было написано много. Не хочу, чтоб от меня выходило подло-уклончи­вое и колеблющееся свидетельство об истине. Не желают слушать? гак лучше молчать. Возгласят события. Зарази­тельная смертоносная болезнь, когда ее не лечат правиль­но, а только прикрывают, -усиливается и усиливается, Должна ж она и разразиться" .

"Падение монастырей, значительно совершившееся, неминуемо".

"Сколько могу понять: не предвижу по духу времени и вообше по нравственности всего народа, чтоб могло быть восстановление Церкви в древней красоте ее, так же, как и монашества. И то должно будет счесть великою милостию Божиею, если не последует вскоре какою-либо тяжкого удара на монастыри".

"Оскудело монашество, и еще более должно оску­деть".

"Подвигов нет, истинного монашества - нет, руково­дителей - нет: одни скорби заменяют собою все".

Судьбы Божии и христианское отношение к ним

"Очевидно, что христианство — этот таинственный ду­ховный дар Божий человекам - удаляется неприметным образом (для невнимающих своему спасению) из общест­ва человеческого, пренебрегшего этим даром. Надо уви­деть это, чтобы не быть обманутым актерами и актерст­вом благочестия; увидев, надо отвратить взоры от грустно то зрелища, чтоб не подвергнуться пороку осуждения ближних, надо обратить взоры на самих себя, позаботиться о собственном спасении, так как милость Божия еще дарует возможность спастись тем, которые произволяют спастись".

"Святые Отцы предвозвестили, что в последние вре­мена спасающиеся скроются от взоров человеческих и пойдут смиренным путем делания, хранясь осуждать отс­тупников, предавая все воле Божией и суду Божию, благо­говея пред самими попущениями Божиими".

"Всемогущий Господь печется о Церкви, которою Он невидимо управляет, попуская то, что Ему угодно попус­кать".

"К положению Церкви должно мирствовать [Т. е. относиться мирно, спокойно, без смущения, с упованием на милость Божию (прим. М. Новоселова)], хотя вместе должно и понимать его. Это - попущение Свыше... Старец Исаия говорил мне: "Пойми время. Не жди благо­устройства в общем церковном составе, а будь доволен тем, что предоставлено, в частности, спасаться людям, же­лающим спастись".

"Милосердый Господь да покроет останок верующих в Него. Но останов: этот скуден; делается скуднее и скуд­нее".

"Отступление попущено Богом: не покусись остано­вить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него сам: и этого с тебя достаточно. Ознакомься с духом времени, изучи его, чтоб но возможности избегнуть влияния его" .

"В настоящее время главный труд злых духов заклю­чается в том, чтоб уронить все истинные идеи о Боге и о всем Божественном и возвеличить идеи о человеке в пад­шем естестве его, - тем приготовить возвеличение того че­ловека, который превозносится плече Бога по предречению св. Ал. Павла. Та же идея, которая сгубила человеков в раю! только она теперь развивается обширнее".

"Предсказанное Словом Божиим должно совершить­ся. Наш священный долг - благоговеть пред судьбами не­постижимыми Бога Господа и, понимая глубокое значе­ние совершающегося, обратить все внимание, внимание усиленнейшее на усвоение себя Христу, как Святые Отцы сказали: "Спасаяй, да спасет душу свою". Спаситель запо­ведал: "бдите и молитеся, да не внидете в напасть". Пред наступлением великих скорбей должно молиться с осо­бенною тщательностию и умолять Бога о помиловании".

"Положимся на Бога, Который предвозвестил, что придут соблазны и отступления. Когда таково попущение Божие, то нам нечего говорить и не подобает смущаться. Пусть все делается так, как попускает всему делаться Бог. Мы должны благоговеть пред судьбами Его .

"Постоянное благоговение пред судьбами Божиими необходимо для правильности духовного жительства. В это благоговение и в покорность Богу должно приводить себя верою. Все совершающееся совершается или по милости Божией, или по попущению Божию, т. е. все совер­шающееся совершается по судьбам Божиим, непостижи­мым для человека. Святые три отрока в пещи Вавилонс­кой исповедали Бога, исповедали, что все гражданские и духовные бедствия, попущенные на них и на Израильс­кий народ, попущены по праведному суду Божию. Такое воззрение привлекает в душу мир, не попускает увлекать­ся разгоряченном, направляет зрение ума к вечности, доставляет терпение в скорбях, которые и представляются кратковременными, ничтожными случайностями и мелочами".

"Над судьбами мира и каждого человека неусыпно бдит Промысл всемогущего Бога, и все совершающееся совершается или по воле или по попущению Божиим. Нам должно обращать взоры ума на себя и умолять Гос­пода, чтоб Он сохранил нас в верности православной Цер­кви, открыл нам всесвятую волю Свою и непреткновенный путь к Себе, источнику истинной жизни и спасения"
[Письма, из которых извлечены вышеприведенные места, относят­ся к 40-60-м годам XIX столетия (прим. М. Новоселова)].

Я боюсь своим немощным словом ослабить впечатле­ние от сильных слов еп. Игнатия, которые могли бы про­изводить, вероятно, еще большее впечатление, если бы были скомбинированы более систематично, чем это сде­лал я. Сделать лучше мне было трудно хотя бы уже по од­ному тому, что я писал или, точнее, диктовал это письмо в недужном состоянии, в состоянии переутомления, так что и сделанное требовало от меня значительных усилий. В виду вышесказанного мне, может быть, не следовало бы продолжать беседы с вами. Но мне хочется, с одной сторо­ны, подвести краткий итог мыслям еп. Игнатия, с дру­гой - предотвратить возможные при чтении их недоуме­ния.

Кратко выразить главные мысли автора можно, мне думается, так:

1. Совершается всеобщее отступление от христи­анства.

2. Вместе с охлаждением к вере и с усилением без­нравственности народа оскудевает монашество, являюще­еся барометром по отношению ко всему христианскому обществу.

3. С внутренним оскудением и падением монашества неизбежны удары по монастырям извне.

4. Та же участь должна постигнуть и Церковь, то цер­ковное общество, которое внутренне отпало от Церк­ви - Тела Христова.

5. Эти испытания, связанные с религиозно-нравствен­ным падением христианского общества (духовенства, мо­нашества и мирян) промыслительно попущены Богом.

6. Усиливающееся отступление подготовляет путь ан­тихристу.

7. Десницею Божиtю сохраняется "останок" верных, ради коего отсрочиваются и умягчаются небесные кары.

8. Все совершающееся идет по Писанию и оправдыва­ет Писание.

9. Все совершающееся, как выявление воли и попуще­ния Божиих, должно быть принимаемо нами с покорнос­тью и благоговением.

10. Останок верных "да внимает себе" и, храня благодатию Божией верность Православной Церкви, да усвояется Христу - Источнику вечной жизни.

Что касается недоумений, возможность которых я предполагаю, то я имею в виду собственно один недоумен­ный вопрос, могущий возникнуть при чтении сделанных мною извлечений из писем св. Игнатия: не слишком ли пессимистичен взгляд епископа-подвижника на судьбы Церкви? Ведь и при нем, и после него были люди в рус­ской Церкви, имевшие несомненное помазание свы­ше, - хотя бы те, имена коих приведены мною наряду с именем еп. Игнатия в моем предыдущем письме. В оправ­дание "пессимистического" взгляда еп. Игнатия (если он нуждается в оправдании) я выскажу два соображения.

1. Еп. Игнатий имел пред глазами и основоположни­ков Оптинского старчества (под руководством первого из них Леонида он полагал начало своего подвижничества), и митрополита Филарета, и еп. Феофана, и безызвестного, но исключительно благодатного, по его мнению, бабаевс­кого просфирика Никандра, и других в духовном отноше­нии достойных лиц. Но он не обольщался этими "едини­цами", а, проникая в глубинное настроение современного ему общества, при свете Писания и отеческих творений, ясно зрел попущенное Богом отступление и не питал себя радужными надеждами, будто какими-то реформами или иначе как можно поднять падшее церковное общество, ду­ховенство и монашество. Его "пессимизм" получил блестя­щее оправдание в современной нам церковной действи­тельности, и нельзя не дивиться духовной чуткости и иск­лючительной проницательности этого великого служите­ля Церкви Христовой.

2. Те самые люди, носившие на себе печать "избра­ния", которые своим существованием как будто опроверга­ли "пессимизм" еп. Игнатия, не обинуясь, высказывали (см. мое предыдущее письмо) такие же пессимистические воззрения на судьбы Церкви и русского народа, жизнь ко­торого теснейшим образом связана с жизнью Церкви, как и еп. Игнатий; только последний высказывался ярче, сильнее, определеннее.

Хочу еще остановить ваше внимание на двух пунктах:

1. Напоминаю вам слова свят. Тихона Задонского, приведенные мною в предыдущем письме; "Должно опа­саться, чтобы христианство, будучи жизнь, таинство и дух, не удалилось неприметным образом из того человеческо­го общества, которое не умеет хранить этот бесценный дар Божий.

Эту мысль свят. Тихона Задонского, заимствованную мною из письма еп. Игнатия, последний сам повторяет неоднократна в очень категорическом тоне. Не раз выска­зывал и усиленно подчеркивал он и другую мысль свят. Тихона - о гибельном распространении в церковном об­ществе лицемерия. "За сто лет до нас, - пишет еп. Игна­тий, - свят. Тихон говорил: "ныне почти нет истинного благочестия, а одно лицемерство". Пороки зреют от време­ни. Ныне лицемерство достигло неимоверной наглости и бесстыдства".

Сопоставьте обе эти мысли - об удалении из совре­менного церковного общества христианства, как "жизни, таинства и духа", и о замене подлинного, живого благочес­тия лицемерством - со словами Господа, обращенными к церкви Сардийской: "Знаю твои дела; ты носишь имя, буд­то жив, но ты мертв"* (Откр. 3, 1). Не являемся ли мы той церковью, к которой обращен страшный укор Господень?

А смотрите, что далее говорит Господь: "Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти... Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узна­ешь, в который час найду на тебя" (Откр. 3, 2-3). Не свер­шилось ли это грозное нашествие Господне на нашу Цер­ковь, нашествие, неоднократно и уверенно предсказанное тайнозрителем Игнатием?!

Последуем дальше за Господом в Его беседе с ангелом церкви Сардийской: "Впрочем, - продолжает Господь, - у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не оск­вернили одежд своих и будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны" (Откр. 3,4).

Эти немногие, сохранившие верность Господу, наво­дят меня на мысль о том "останке" верующих в Христа, о котором еп. Игнатий не раз упоминает в своих письмах. И затем мысль моя переходит к словам, которые Господь изрекает ангелу церкви Филадельфийской" **.

Эта церковь немногочисленна: "Ты немного имеешь силы, - говорит Господь ангелу этой церкви и ублажает его следующими словами: "Ты сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего" (Откр. 3, 8). За эту верность Господь далее обещает привлечь к ногам церкви Филадельфийс­кой богоборных иудеев (Откр. 3, 9) и сохранить ее "от годи­ны искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле" (Откр. 3,10).

"Милосердный Господь да покроет останок верующих в Него", - молитвенно взывает, как вы видели, праведный архипастырь Игнатий, устремляясь духом к Пастыреначальнику Христу.

2. Заслуживает серьезного внимания мысль еп. Игна­тия, теснейшим образом связанная с его духовным устрое­нием и очень часто повторяемая им в письмах, - мысль о спасительном значении скорбей вообще, а для нашего и грядущего времени в особенности. Вы помните, как он ха­рактеризует нынешнее монашество (а вместе - и совре­менное христианское общество): "подвигов нет, истинного монашества нет, руководителей нет: одни скорби заменя­ют все", т. е., значит, и подвиги, и духовное руководство.

Эта мысль еп. Игнатия заставляет вспомнить следую­щее собеседование древних Отцов. Некогда святые Отцы египетского скита пророчески беседовали о последнем ро­де: "Что сделали мы?" - говорили они. Один из них вели­кий авва Исхирион отвечал: "мы исполнили заповеди Бо­жий". Спросили его: "что сделают те, которые будут после нас?" "Они, - сказал авва, - примут (будут исполнять) де­лание вполовину против нас". Еще спросили его: "А что сделают те, которые будут после них?" Авва Исхирион от­вечал: "Они отнюдь не будут иметь монашеского делания, по им попустятся скорби, и те из них, которые устоят, бу­дут выше нас и отцов наших".

Этим скорбным и вместе утешительным пророческим словом великого Исхириона, имеющим отношение, ко­нечно, не к одним инокам, я и заканчиваю свое письмо к вам, мои дорогие.

Не будьте требовательны ко мне, хотя бы ради недуга моего. Чувствую, что апокалипсический экскурс вышел в письме не так ясен, как он ясен для меня. Ну, додумайте сами. Молитесь о мне.

Ваш брат о Господе...

* Ср. сказанное ап. Павлом: "имущие образ благочестия, силы же его отвергшиися" (2 Тим. 3,5) (прим. М. Новоселова).

** Не входят ли в нее те немногие ("останок") из церкви Сардийс­кой, которые сохранили незапятнанными свои одежды? (прим. М. Ново­селова).

Письма друзьям. Письмо 9.

М.А. Новоселов

ПИСЬМО ДЕВЯТОЕ

2 декабря 1923 г. День св. пр. Аввакума

Дорогие друзья мои!

Я обещал познакомить вас с мыслями еп. Игнатия Брянчанинова, извлеченными мною из его писем к раз­ным лицам. Исполняю обещанное.

Мысли эти я расположил в известном порядке, по те­мам. Но иногда трудно бывает выделить из данного от­рывка мысли, относящиеся к одному какому-нибудь пред­мету, и в таком случае неизбежно смешение тем. Я не хочу привносить ничего своего в мысли автора, чтобы сохра­нить в целости его индивидуальность, сквозящую в каж­дом слове: мне принадлежит только порядок распределе­ния этих мыслей.

Состояние современного еп. Игнатию общества и народа

"Что это значит? Веет от мира какою-то пустынею, или потому, что я сам живу в пустыне, или потому, что и многолюдное общество, когда оно отчуждилось от Слова Божия, получает характер пустыни".

"Из выходящих в свет сочинений видно, что все обра­зованное общество во всех сословиях приняло новое нап­равление, долженствующее иметь соответствующие себе результаты".

"Московские журналы открыли войну против мона­шества. Они называют его анахронизмом. Надо бы гово­рить откровеннее и сказать, что христианство становится анахронизмом. Смотря на современный прогресс, нельзя не сознаться, что он во всех началах своих противоречит христианству, и вступает в отношения к нему самые враж­дебные".

"Напечатанное в "Домашней беседе", что некий мусье обещал сынку своему, ребенку, что ко времени его вступ­ления в супружество попов не будет, произносится многими мусье".

"Печально - современное религиозное и нравствен­ное направление народа, В течение трехлетнего пребыва­ния нашего в Бабаевском монастыре это несчастное наст­роение подвинулось гигантскими шагами вперед".

"...Предсказанное в Писании совершается: охлажде­ние к вере объяло и наш народ, и все страны, в которых доселе держалось Православие".

"Времена чем далее тем тяжеле. Христианство, как Дух, неприметным образом для суетящейся и служащей миру толпы, очень приметным образом для внимающих себе, удаляется из среды человечества, предоставляя его падению его. Сущии во Иудеи да бежат в горы".

Отступление от христианства и Церкви

"Положение Церкви и христианства самое горестное, горестное повсеместно".

"Переживаем трудное время в духовном отношении! За сто лет до нас Св. Тихон говорил: "Ныне почти нет ис­тинного благочестия, а одно лицемерство". Пороки зреют от времени. Ныне лицемерство достигло до неимоверной наглости и бесстыдства. Опытность духовная дорого дает­ся".

"Проехал я довольно пространства, видел людей на­божных посреди мира и в монастырях. Эти люди ныне крайне редки и то с весьма малым знанием, а иные со смешанными понятиями <..> Оскудело истинное духов­ное знание".

"Скудные вести, приходящие в наш монастырь, о сос­тоянии христианской веры в России, крайне неутешитель­ны. С одной стороны раскол, с другой - решительное отс­тупничество. Общая безнравственность приготовляет отступничество в огромных размерах. Спасаяй, да спасает свою душу! Нынешним подвижникам предоставлен путь скорбей, внешних и внутренних, как самый благонадеж­ный".

"Очевидно, что отступление от веры православной всеобщее в народе. Кто открытый безбожник, кто деист, кто протестант, кто индифферентист, кто раскольник. Этой язве нет ни врачевания, ни исцеления".

"Отступление начало совершаться с некоторого време­ни очень быстро, свободно и открыто. Последствия долж­ны быть самые скорбные. Воля Божия да будет! Милость Божия да покроет нас!"

"Время наше - время тяжкое для истинных христиан по всеобщему охлаждению народа к вере и благочестию <...> Совершается предречение Писания об отступлении от христианства народов, перешедших к христианству от язычества".

"Отступничество предсказано со всею ясностию Св. Писанием и служит свидетельством того, сколько верно и истинно все, сказанное в Писании".

"Дело православной веры можно признавать прибли­жающимся к решительной развязке... Одна особенная ми­лость Божия может остановить нравственную, всегубящую эпидемию, — остановить на некоторое время, потому что надо же исполниться предреченному Писанием".

Состояние Церкви и христианства

"Какое время! Для поддержания Церкви нужно быть во главе управления светскому лицу, потому что обуявшая соль способна только быть попираемою человеками. Впрочем, св. Афанасий Великий говорит, что одним из признаков приблизившегося пришествия антихриста бу­дет переход церковного управления из рук архипастырей в руки светских сановников. Признак очень верный! Это не может состояться иначе, как при утрате духовенством своего существенного духовного значения, своей энергии, порождаемой решительным отречением от мира. Спра­ведливо заметил Граф [Протасов, обер-прокурор. Святейшего Синода (прим. М.Новоселова)], что чиновничеством уничтожено в Церкви существенное значение Иерархии, уничтожена связь между пастырями и паствою, а миролюбие, нена­сытное стремление к суетным почестям, к накоплению ка­питалов уничтожило в пастырях христиан, оставило в них лишь презренных ненавистных полицейских".

"Кому поддержать Церковь? Для этого нужны люди благодатные, а плотское мудрование способно только пов­реждать и разрушать, хотя оно в гордости и слепоте своей мечтает и провозглашает о созидании".

"Судя по духу времени и по брожению умов, должно полагать, что здание Церкви, которое колеблется уже дав­но, поколеблется страшно и быстро. Некому остановить и противостать. Предпринимаемые меры поддержки заимс­твуются из стихии мира, враждебного Церкви, и скорее ус­корят падение ее, нежели остановят. Опять скажу: буди во­ля Божия! Что посеют, то и пожнут! Что посеяли, то и жнут! Последнее можно сказать о духовных журналах и о преподавании закона Божия...".

Духовенство, духовное руководство и миряне

"Ныне очень трудно найти истинного слугу Божия, хо­тя по наружности никакое время не обиловало так в слу­гах Божиих, как обилует наше время, провозглашающее о своей положительности (1 Фее. 5, 3). Есть много ведущих Бога и угодных Богу по свидетельству человеческому, но трудно найти засвидетельствованного Богом Боговедца и Богочтеца. Свидетельство Божие ясно как солнце, но мир слеп и потому не видит свидетельства Божия; не видя сви­детельства Божия, он заменяет свидетельство Божие сви­детельством своим и мнит удовлетворяться".

"Не от кого ожидать восстановления христианству! Со­суды Святого Духа иссякли окончательно повсюду, даже в монастырях, этих сокровищницах благочестия и благода­ти, а дело Духа Божия может быть поддерживаемо и восстановляемо только Его орудиями. Милосердое долготер­пение Божие длит время и отсрочивает решительную раз­вязку для небольшого остатка спасающихся, между тем гниющее и почти согнившее достигает полноты тления. Спасающиеся должны понимать это и пользоваться вре­менем, данным для спасения, "яко время сокращено есть, и от всякого из нас переход в вечность недалек" .

"Время страшное! Решительно оскудели живые орга­ны Божественной благодати; в облачении их явились вол­ки: обманывают и губят овец. Это понять необходимо, но понимают немногие".

"Весьма благоразумно делаешь, что не сводишь близ­кого знакомства ни с одним духовным лицом: такое зна­комство может очень легко послужить ко вреду и весьма, весьма редко к пользе. Советуйся с книгами Святителя Тихона, Димитрия Ростовского и Георгия Затворника, а из древних - Златоуста; говори духовнику грехи Твои - и только. Люди нашего века, в рясе ли они, или во фраке, прежде всего внушают осторожность".

"Когда священник Красноцвстов издал "Историю Но­вого Завета", в которой говорилось, что Божия Матерь по Рождении Богочеловека престала быть Девою, и множест­во подобных хул, то многие из Петербургского духовенст­ва ужасно рассердились на меня за то, что я в Сергиевой пустыне остановил эту книгу и препроводил ее к высшему начальству".

"Волки, облеченные в овечью кожу, являются и позна­ются от дел и плодов своих. Тяжело видеть, кому вверены или кому попались в руки овцы Христовы, кому предос­тавлено их руководство и спасение. Но это - попущение Божие. Сущие во Иудеи да бежат в горы".

"Знакомство с пр. И. показало и тебе и мне положе­ние Церкви. В высших пастырях ее осталось слабое, тем­ное, сбивчивое, неправильное понимание <христианства> по букве, убивающей духовную жизнь в христианском обществе, уничтожающей христианство, которое есть де­ло, а не буква. И. откровеннее других - только. Искать ни в ком нечего. Должно бежать в горы - в положения изолированные!

Современное монашество и монастыри

"...Положение монастырей в России в нравственном и духовном отношениях самое бедственное. За сто лет до нас Святитель Тихон сказал, что истинное благочестие почти исчезло, а заменено оно лицемерством для обмана людей с целию вещественной выгоды . Надо понимать дух времени и не признавать прежние пристанища прис­танищами, потому что они наиболее превратились в ги­бельные омуты и пропасти".

"...В наше время монастыри находятся в ужаснейшем положении, и многие хорошие люди, вступив в них без должного приготовления, расстроились и погибли".

"На монастыри плоха надежда: они внутри выпрели и уничтожились, их еще поддерживает рука Божия ради нескольких благонамеренных иноков, как обетовано было Богом пощадить Содом и Гоморру, если б нашлось в них десять праведных людей"".

"На монастыри делают нападки извне, но они и внут­ри себя истлели... Чего требовать от монастырей, когда мир доставляет им людей испорченных, когда они отвсюду окружены безнравственностию, когда сверху гнетет их безнравственность? Язва, которая исцеляется одною смертию .

"Многие монастыри из пристанищ для нравственнос­ти и благочестия обратились в пропасти безнравственнос­ти и нечестия... Мнение разгоряченное слепцов, которые все видят в цветущем виде, не должно иметь никакого веса".

"Ныне трудно найти монастырь благоустроенный! Во многих обителях воздвигаются различные здания значительных размеров, которые дают обители вид как будто процветания. Но это обман для поверхностного взгляда. Самое монашество быстро уничтожается. Душевный под­виг почти повсеместно отвергнут; самое понятие о нем по­теряно. Этого мало! во многих обителях совершенно поте­ряна нравственность. Говорю так, имея под глазами самое печальное зрелище - Черноморскую пустыню, монас­тырь с весьма значительными средствами, расположен­ный на весьма уединенном месте. Имеются в здешней епархии два женских монастыря: в них нравственность хороша, но телесный труд и многопопечительность о ве­щественном развитии уничтожают душевное развитие".

"Положение <монастырей> подобно весеннему снегу в последних числах марта и первых апреля: снаружи снег как снег, а под низом его повсюду едкая весенняя вода; она съест этот снег при первой вспомогательной атмосфе­рической перемене. Важная примета кончины монашест­ва — повсеместное оставление внутреннего делания и удовлетворение себя наружностию напоказ. Весьма часто актерскою наружностию маскируется страшная безнравст­венность. Истинным монахам нет житья в монастырях от монахов-актеров. За такое жительство, чуждое внутренне­го делания, сего единого средства к общению с Богом, человеки делаются непотребными для Бога, как Бог объявил допотопным прогрессистам. Однако Он даровал им 120 лет на покаяние".

"Я принадлежу к ревностнейшим монахам и признаю монашество учреждением Божественным. Что же делать, когда человеки переделали его по своему плотскому муд­рованию в карикатуру и истинное монашество захотели заменить в глазах человеческих актерством, мысль о Боге и Его вездесущии и совершенстве, обозревающих все и глубины сердца, оставив в стороне и забытии".

"Монашество есть установление Божественное, при посредстве которого христианство достигает своего выс­шего развития. В числе правил этого Божественного уста­новления имеется и то, чтоб вступали в монашество люди с истинным произволением и подвергали это произволе­ние прежде принятия обетов строгому рассматриванию и испытанию".

"Лучше выйти из монастыря и проводить в мире жизнь, соответствующую своему расположению, нежели, живя в монастыре с враждебным к нему чувством, проводить жизнь, нисколько не сообразную с монашескими правилами, чего неминуемым последствием обыкновенно бывает самый ужасный разврат".

"Преподобный Нил говорит, что непременно подоба­ет монашествующему жить по преданию Св. Отцов: хотя мы и не можем сравниться с Отцами, но непременно дол­жны жительствовать в их направлении и стяжать с нами единение в духе".

"О монашестве я писал Вам, что оно доживает в Рос­сии, да и повсюду, данный ему срок <...> Восстановления не ожидаю. Восстановить некому. Для этот нужны мужи духоносные, а ныне даже водящихся отчасти писаниями Отцов, при объяснении их душевным разумом, каков был о. Макарий Оптипский, нет <...>. В современном монашеском обществе потеряно пра­вильное понятие об умном делании. Даже наружное благочинное поведение, какое введено было в Оптиной пустыне о. Леонидом и Макарием, почтя всюду остав­лено <...>

Удовлетворительнейшее лицо, с которым пришлось встретиться, был монах Никандр, просфирик Бабаевского монастыря, муж благодатный. С ним беседовал я в 1847 го­ду. Он достиг высшего преуспеяния в умной молитве, проходил этот подвиг очень просто, естественно, не был в славе у человеков.

Прежде умное делание было очень распространено и между народом, еще не подвергшимся влиянию Запада. Теперь все искоренилось; осталась личина благочестия; сила иссякла. Может быть, кроется где-либо, как величай­шая редкость, какой-либо остаток прежнего. Без истинно­го умного делания монашество есть тело без души <...>

О монашестве о. Никандр понимал так же, как пони­маю и я. Называл он монастыри пристанями, по назначе­нию, данному им от Бога; говорил, что зги пристани обра­тились в пучины, и которых вредятся и гибнут душами многие такие люди, которые посреди мира проводили весьма хорошую жизнь... По крайней мере, в избрании мо­настыря должно быть чрезвычайно осторожным и осмот­рительным".

"Многие ныне жалуются на монашество, видя или отыскивая в нем разные недостатки; но монашество - ба­рометр, который, стоя в уединенной комнате, со всех сто­рон замкнутой, с точностям показывает состояние погоды на улице. Старые здания должно исправлять с большою Осмотрительностию и знанием дела: иначе исправление может превратиться в разрушение. Буди воля Божия!" "С сердечным сожалением смотрю на неминуемое падение монашества, что служит признаком падения хрис­тианства. Кто приходит а монастырь? Люди из низшего класса почти исключительно; почти вес приходящие уже расстроили свою нравственность среди мира. Нет условий в самом народе для того, чтобы существование монашест­ва продлилось; так в высохшем дереве нет условий, чтоб оно давало лист и плод! сверх того бури извне усиливают­ся сорвать его с лица земли".

"Ныне не поймешь и не предусмотришь, что надо де­лать и как должно поступить. "Не веси, что породит насто­ящий день", говорит Священное Писание. При нынеш­нем направлении умов неизвестно, долго ли продержатся монастыри и насколько благонадежен приют в них".

"Монах Авель, предсказавший взятие Москвы фран­цузами, говорил, что наступит время, когда монахов сго­нят в несколько монастырей, а прочие монастыри уничто­жат. Надо понимать дух времени и не увлекаться прежни­ми понятиями и впечатлениями, которых в настоящее время осуществить невозможно. Важность - в христианс­тве, а не в монашестве; монашество в той степени важно, в какой оно приводит к совершенному христианству. И са­мые церковные бедствия без попущения Божия совер­шаться не могут".

"Так назрело в монастырях внутреннее расстройство, что ему необходима разразиться самыми ужасными прик­лючениями. Общее нравственное расстройство и утрата веры предсказаны в Св. Писании: нам надо внимать себе".

"В разговоре о монашестве то место, которое изменено при напечатании в "Домашней Беседе , я вовсе выкинул, <...> отказавшись от суждения о приведении монастырей в порядок, хотя недавно, в сочинениях Преподобного Ан­тония Великого, прочитал именно такое предсказание о монастырях и о причине их упадка, какое было написано много. Не хочу, чтоб от меня выходило подло-уклончи­вое и колеблющееся свидетельство об истине. Не желают слушать? гак лучше молчать. Возгласят события. Зарази­тельная смертоносная болезнь, когда ее не лечат правиль­но, а только прикрывают, -усиливается и усиливается, Должна ж она и разразиться" .

"Падение монастырей, значительно совершившееся, неминуемо".

"Сколько могу понять: не предвижу по духу времени и вообше по нравственности всего народа, чтоб могло быть восстановление Церкви в древней красоте ее, так же, как и монашества. И то должно будет счесть великою милостию Божиею, если не последует вскоре какою-либо тяжкого удара на монастыри".

"Оскудело монашество, и еще более должно оску­деть".

"Подвигов нет, истинного монашества - нет, руково­дителей - нет: одни скорби заменяют собою все".

Судьбы Божии и христианское отношение к ним

"Очевидно, что христианство — этот таинственный ду­ховный дар Божий человекам - удаляется неприметным образом (для невнимающих своему спасению) из общест­ва человеческого, пренебрегшего этим даром. Надо уви­деть это, чтобы не быть обманутым актерами и актерст­вом благочестия; увидев, надо отвратить взоры от грустно то зрелища, чтоб не подвергнуться пороку осуждения ближних, надо обратить взоры на самих себя, позаботиться о собственном спасении, так как милость Божия еще дарует возможность спастись тем, которые произволяют спастись".

"Святые Отцы предвозвестили, что в последние вре­мена спасающиеся скроются от взоров человеческих и пойдут смиренным путем делания, хранясь осуждать отс­тупников, предавая все воле Божией и суду Божию, благо­говея пред самими попущениями Божиими".

"Всемогущий Господь печется о Церкви, которою Он невидимо управляет, попуская то, что Ему угодно попус­кать".

"К положению Церкви должно мирствовать [Т. е. относиться мирно, спокойно, без смущения, с упованием на милость Божию (прим. М. Новоселова)], хотя вместе должно и понимать его. Это - попущение Свыше... Старец Исаия говорил мне: "Пойми время. Не жди благо­устройства в общем церковном составе, а будь доволен тем, что предоставлено, в частности, спасаться людям, же­лающим спастись".

"Милосердый Господь да покроет останок верующих в Него. Но останов: этот скуден; делается скуднее и скуд­нее".

"Отступление попущено Богом: не покусись остано­вить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него сам: и этого с тебя достаточно. Ознакомься с духом времени, изучи его, чтоб но возможности избегнуть влияния его" .

"В настоящее время главный труд злых духов заклю­чается в том, чтоб уронить все истинные идеи о Боге и о всем Божественном и возвеличить идеи о человеке в пад­шем естестве его, - тем приготовить возвеличение того че­ловека, который превозносится плече Бога по предречению св. Ал. Павла. Та же идея, которая сгубила человеков в раю! только она теперь развивается обширнее".

"Предсказанное Словом Божиим должно совершить­ся. Наш священный долг - благоговеть пред судьбами не­постижимыми Бога Господа и, понимая глубокое значе­ние совершающегося, обратить все внимание, внимание усиленнейшее на усвоение себя Христу, как Святые Отцы сказали: "Спасаяй, да спасет душу свою". Спаситель запо­ведал: "бдите и молитеся, да не внидете в напасть". Пред наступлением великих скорбей должно молиться с осо­бенною тщательностию и умолять Бога о помиловании".

"Положимся на Бога, Который предвозвестил, что придут соблазны и отступления. Когда таково попущение Божие, то нам нечего говорить и не подобает смущаться. Пусть все делается так, как попускает всему делаться Бог. Мы должны благоговеть пред судьбами Его .

"Постоянное благоговение пред судьбами Божиими необходимо для правильности духовного жительства. В это благоговение и в покорность Богу должно приводить себя верою. Все совершающееся совершается или по милости Божией, или по попущению Божию, т. е. все совер­шающееся совершается по судьбам Божиим, непостижи­мым для человека. Святые три отрока в пещи Вавилонс­кой исповедали Бога, исповедали, что все гражданские и духовные бедствия, попущенные на них и на Израильс­кий народ, попущены по праведному суду Божию. Такое воззрение привлекает в душу мир, не попускает увлекать­ся разгоряченном, направляет зрение ума к вечности, доставляет терпение в скорбях, которые и представляются кратковременными, ничтожными случайностями и мелочами".

"Над судьбами мира и каждого человека неусыпно бдит Промысл всемогущего Бога, и все совершающееся совершается или по воле или по попущению Божиим. Нам должно обращать взоры ума на себя и умолять Гос­пода, чтоб Он сохранил нас в верности православной Цер­кви, открыл нам всесвятую волю Свою и непреткновенный путь к Себе, источнику истинной жизни и спасения"
[Письма, из которых извлечены вышеприведенные места, относят­ся к 40-60-м годам XIX столетия (прим. М. Новоселова)].

Я боюсь своим немощным словом ослабить впечатле­ние от сильных слов еп. Игнатия, которые могли бы про­изводить, вероятно, еще большее впечатление, если бы были скомбинированы более систематично, чем это сде­лал я. Сделать лучше мне было трудно хотя бы уже по од­ному тому, что я писал или, точнее, диктовал это письмо в недужном состоянии, в состоянии переутомления, так что и сделанное требовало от меня значительных усилий. В виду вышесказанного мне, может быть, не следовало бы продолжать беседы с вами. Но мне хочется, с одной сторо­ны, подвести краткий итог мыслям еп. Игнатия, с дру­гой - предотвратить возможные при чтении их недоуме­ния.

Кратко выразить главные мысли автора можно, мне думается, так:

1. Совершается всеобщее отступление от христи­анства.

2. Вместе с охлаждением к вере и с усилением без­нравственности народа оскудевает монашество, являюще­еся барометром по отношению ко всему христианскому обществу.

3. С внутренним оскудением и падением монашества неизбежны удары по монастырям извне.

4. Та же участь должна постигнуть и Церковь, то цер­ковное общество, которое внутренне отпало от Церк­ви - Тела Христова.

5. Эти испытания, связанные с религиозно-нравствен­ным падением христианского общества (духовенства, мо­нашества и мирян) промыслительно попущены Богом.

6. Усиливающееся отступление подготовляет путь ан­тихристу.

7. Десницею Божиtю сохраняется "останок" верных, ради коего отсрочиваются и умягчаются небесные кары.

8. Все совершающееся идет по Писанию и оправдыва­ет Писание.

9. Все совершающееся, как выявление воли и попуще­ния Божиих, должно быть принимаемо нами с покорнос­тью и благоговением.

10. Останок верных "да внимает себе" и, храня благодатию Божией верность Православной Церкви, да усвояется Христу - Источнику вечной жизни.

Что касается недоумений, возможность которых я предполагаю, то я имею в виду собственно один недоумен­ный вопрос, могущий возникнуть при чтении сделанных мною извлечений из писем св. Игнатия: не слишком ли пессимистичен взгляд епископа-подвижника на судьбы Церкви? Ведь и при нем, и после него были люди в рус­ской Церкви, имевшие несомненное помазание свы­ше, - хотя бы те, имена коих приведены мною наряду с именем еп. Игнатия в моем предыдущем письме. В оправ­дание "пессимистического" взгляда еп. Игнатия (если он нуждается в оправдании) я выскажу два соображения.

1. Еп. Игнатий имел пред глазами и основоположни­ков Оптинского старчества (под руководством первого из них Леонида он полагал начало своего подвижничества), и митрополита Филарета, и еп. Феофана, и безызвестного, но исключительно благодатного, по его мнению, бабаевс­кого просфирика Никандра, и других в духовном отноше­нии достойных лиц. Но он не обольщался этими "едини­цами", а, проникая в глубинное настроение современного ему общества, при свете Писания и отеческих творений, ясно зрел попущенное Богом отступление и не питал себя радужными надеждами, будто какими-то реформами или иначе как можно поднять падшее церковное общество, ду­ховенство и монашество. Его "пессимизм" получил блестя­щее оправдание в современной нам церковной действи­тельности, и нельзя не дивиться духовной чуткости и иск­лючительной проницательности этого великого служите­ля Церкви Христовой.

2. Те самые люди, носившие на себе печать "избра­ния", которые своим существованием как будто опроверга­ли "пессимизм" еп. Игнатия, не обинуясь, высказывали (см. мое предыдущее письмо) такие же пессимистические воззрения на судьбы Церкви и русского народа, жизнь ко­торого теснейшим образом связана с жизнью Церкви, как и еп. Игнатий; только последний высказывался ярче, сильнее, определеннее.

Хочу еще остановить ваше внимание на двух пунктах:

1. Напоминаю вам слова свят. Тихона Задонского, приведенные мною в предыдущем письме; "Должно опа­саться, чтобы христианство, будучи жизнь, таинство и дух, не удалилось неприметным образом из того человеческо­го общества, которое не умеет хранить этот бесценный дар Божий.

Эту мысль свят. Тихона Задонского, заимствованную мною из письма еп. Игнатия, последний сам повторяет неоднократна в очень категорическом тоне. Не раз выска­зывал и усиленно подчеркивал он и другую мысль свят. Тихона - о гибельном распространении в церковном об­ществе лицемерия. "За сто лет до нас, - пишет еп. Игна­тий, - свят. Тихон говорил: "ныне почти нет истинного благочестия, а одно лицемерство". Пороки зреют от време­ни. Ныне лицемерство достигло неимоверной наглости и бесстыдства".

Сопоставьте обе эти мысли - об удалении из совре­менного церковного общества христианства, как "жизни, таинства и духа", и о замене подлинного, живого благочес­тия лицемерством - со словами Господа, обращенными к церкви Сардийской: "Знаю твои дела; ты носишь имя, буд­то жив, но ты мертв"* (Откр. 3, 1). Не являемся ли мы той церковью, к которой обращен страшный укор Господень?

А смотрите, что далее говорит Господь: "Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти... Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узна­ешь, в который час найду на тебя" (Откр. 3, 2-3). Не свер­шилось ли это грозное нашествие Господне на нашу Цер­ковь, нашествие, неоднократно и уверенно предсказанное тайнозрителем Игнатием?!

Последуем дальше за Господом в Его беседе с ангелом церкви Сардийской: "Впрочем, - продолжает Господь, - у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не оск­вернили одежд своих и будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны" (Откр. 3,4).

Эти немногие, сохранившие верность Господу, наво­дят меня на мысль о том "останке" верующих в Христа, о котором еп. Игнатий не раз упоминает в своих письмах. И затем мысль моя переходит к словам, которые Господь изрекает ангелу церкви Филадельфийской" **.

Эта церковь немногочисленна: "Ты немного имеешь силы, - говорит Господь ангелу этой церкви и ублажает его следующими словами: "Ты сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего" (Откр. 3, 8). За эту верность Господь далее обещает привлечь к ногам церкви Филадельфийс­кой богоборных иудеев (Откр. 3, 9) и сохранить ее "от годи­ны искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле" (Откр. 3,10).

"Милосердный Господь да покроет останок верующих в Него", - молитвенно взывает, как вы видели, праведный архипастырь Игнатий, устремляясь духом к Пастыреначальнику Христу.

2. Заслуживает серьезного внимания мысль еп. Игна­тия, теснейшим образом связанная с его духовным устрое­нием и очень часто повторяемая им в письмах, - мысль о спасительном значении скорбей вообще, а для нашего и грядущего времени в особенности. Вы помните, как он ха­рактеризует нынешнее монашество (а вместе - и совре­менное христианское общество): "подвигов нет, истинного монашества нет, руководителей нет: одни скорби заменя­ют все", т. е., значит, и подвиги, и духовное руководство.

Эта мысль еп. Игнатия заставляет вспомнить следую­щее собеседование древних Отцов. Некогда святые Отцы египетского скита пророчески беседовали о последнем ро­де: "Что сделали мы?" - говорили они. Один из них вели­кий авва Исхирион отвечал: "мы исполнили заповеди Бо­жий". Спросили его: "что сделают те, которые будут после нас?" "Они, - сказал авва, - примут (будут исполнять) де­лание вполовину против нас". Еще спросили его: "А что сделают те, которые будут после них?" Авва Исхирион от­вечал: "Они отнюдь не будут иметь монашеского делания, по им попустятся скорби, и те из них, которые устоят, бу­дут выше нас и отцов наших".

Этим скорбным и вместе утешительным пророческим словом великого Исхириона, имеющим отношение, ко­нечно, не к одним инокам, я и заканчиваю свое письмо к вам, мои дорогие.

Не будьте требовательны ко мне, хотя бы ради недуга моего. Чувствую, что апокалипсический экскурс вышел в письме не так ясен, как он ясен для меня. Ну, додумайте сами. Молитесь о мне.

Ваш брат о Господе...

* Ср. сказанное ап. Павлом: "имущие образ благочестия, силы же его отвергшиися" (2 Тим. 3,5) (прим. М. Новоселова).

** Не входят ли в нее те немногие ("останок") из церкви Сардийс­кой, которые сохранили незапятнанными свои одежды? (прим. М. Ново­селова).

 
«Церковная Жизнь» — Орган Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви.
При перепечатке ссылка на «Церковную Жизнь» обязательна.