Монахиня Ефросиния (Молчанова), благочинная Леснинского Монастыря присутствовала по приглашению на заседаниях архиерейского совещания прошедшем 6/19 и 7/20 июня 2015 года в Свято-Воскресенском кафедральном соборе г. Вустер, на Синодальном Подворье РИПЦ в Северной Америке. Матушка Ефросиния подготовила разъяснение по поводу приёма греческих клириков в клир РИПЦ, состоявшемся на этом совещании. Архиерейский Синод РИПЦ на заседаниях, прошедших 10/23 - 14/26 февраля 2016 года в Москве, рассмотрел это разъяснение, согласился с ним, и постановил опубликовать на официальном сайте Синода.
В июле 2015 года, во время синодального совещания в городе Вустер, США, согласно их прошению, под омофор РИПЦ были приняты три священнослужителя греческой национальности: Архимандрит Филарет (Бассэт-Климатикис), иерей Сотириос (Прасинос) и иерей Савва (Пизаниас). На сайте РИПЦ ошибочно было указано, что они были клириками Греческой Истинно-Православной Церкви. В действительности, о. Архим. Филарет к этому времени был несколько лет под омофором РПАЦ, а о. Сотириос и о. Савва были под омофором одной из многочисленных украинских юрисдикций. Каждый из клириков коротко рассказал о своем жизненном пути и предоставил свои документы. Все они мотивировали своё прошение несогласием с соединением синода Архиеп. Калинника с Синодом Противостоящих мит. Киприана, опасением за будущее старостильного, истинного Православия в Греции и желанием быть под омофором Истинно-Православного синода с более точным исповеданием веры, в подлинном духе традиционного Истинного Православия, которое они знали с детства. О. Архим. Филарет решился оставить РПАЦ после недавнего приезда в Грецию Еп. Андрея (Маклакова), экзарха РПАЦ за пределами России, для встречи с представителями воссоединенной Греческой Истинно-Православной Церкви с целью диалога о возможном вступлении в общение. Архим. Филарет был невольным свидетелем этой встречи как переводчик Еп. Андрея с греческого на английский. После встречи, когда он спросил своего архипастыря, как же ему быть, так как он присоединился к РПАЦ именно ради того, чтобы избежать общения с этим новым церковным сообществом, ему было сказано, что он может «идти, куда хочет». Другие два клирика, о. Сотириос и о. Савва, после более близкого знакомства со своим архипастырем, поняли, что эта украинская юрисдикция никак не стремится отстаивать Истинное Православие, но скорее ищет признания со стороны мирового, официального православия. Выслушав подробные рассказы и разъяснения этих клириков, архипастыри, участвовавшие в синодальном совещании, нашли возможным принять эту группу духовенства под омофор РИПЦ, в силу того, что приём этих трёх священнослужителей не являлся вмешательством в дела другой поместной Церкви - никто из них не состоял в Греческой Истинно-Православной Церкви. Архим. Филарет был принят вместе со своим маленьким монастырём преп. Иоанна Лествичника, находящимся недалеко от Афин. О. Сотириос был принят без прихода, но несколько месяцев спустя за ним последовал большой приход, который он окормлял, будучи в украинской юрисдикции. О. Савва был принят со своим приходом в городе Сиднее, Австралии. Впоследствии, во время пастырской поездки Архиеп. Тихона в Австралию, выяснилось, что о. Савва скрыл некоторые обстоятельства своего прошлого, которые оказались препятствием к его дальнейшему служению в иерейском сане. В ходе расследования он объявил о своем выходе из РИПЦ.
Факт наличия духовенства, поминающих священноначалие РИПЦ на канонической территории греческой Церкви, неосторожное заявление на официальном сайте РИПЦ и распространившиеся слухи о приёме этих клириков привели к серьёзным опасениям со стороны Синода Архиеп. Каллиника, что РИПЦ собирается хиротонисать архим. Филарета для создания новой церковной структуры в Греции. Секретарь этого синода, Еп. (ныне митрополит) Фотий, выразил протест и попытался выяснить все обстоятельства этого дела и намерения РИПЦ через свои знакомства, в том числе, в Сербской Истинно-Православной Церкви и в Англии. Но два священнослужителя, один приход и маленький монастырь не являются крупной церковной структурой, поэтому нет необходимости в местном правящем архиерее. Кроме того, в своё время, в связи с распадом РПЦЗ, и вплоть до союза с Синодом Противостоящих и официального вступления в общение с группой мит. Агафангела (Пашковского), греки-старостильники, тоже по-видимому по пастырским соображениям, считали возможным и вполне канонически обоснованным принимать общины на канонической территории Русской Церкви под свой омофор. Следует также помнить, что, помимо участия в хиротониях и хиротесиях для старостильников, РПЦЗ во время первоиераршества свят. Филарета приняла под свой омофор общины и монастырь в Греции, и сам свят. Филарет рукополагал священника для греческого афонского скита, не желавшего поминать вселенского патриарха, но и не пожелавшего примкнуть к какой-либо из греческих старостильных юрисдикций.
Не сомневаясь в искреннем желании Синода Архиеп. Каллиника уврачевать разделения среди греков-старостильников через вступление в союз с Синодом Противостоящих, священноначалие РИПЦ тем не менее надеется, что прошение и последующее принятие греческих клириков и мирян под свой омофор заставит священноначалие Греческой Истинно-Православной Церкви задуматься о сторонах нового соединения, которые продолжают смущать многих истинно-православных христиан не только других поместных церквей, но и в их собственной среде. Исповедание веры, принятое новообразованным Греческим Истинно-Православным Синодом является вполне православным, но составлено достаточно широко и неопределенно, что делает его приемлемым для самых крайних последователей экклезиологии, выраженной в «богословских тезисах» мит. Киприана. Эти иерархи продолжают уверять, что они ни в чем не каялись, от них не требовали осуждения каких-либо учений, и следовательно, они ни от чего не отказались. Особенно часто повторяют это иерархи ГИПЦ в Америке, где они имеют многочисленную паству и особенно сильное влияние. Церковная икономия и снисхождение приемлемы в вопросах покаяния и принятия в общение клириков и мирян других православных сообществ, но икономия не только неуместна, она невозможна в вопросах вероисповеднических.
Помимо вопросов, связанных с экклезиологией киприанизма, в ГИПЦ, особенно в Америке, а также среди духовенства и монашествующих, перешедших в ГИПЦ из юрисдикции «Православная Церковь Северной Америки» (HOCNA - юрисдикция бостонского Преображенского монастыря) очень распространены учения современного греческого богослова новостильника Иоанна Романидиса. Этот философ-богослов, мало известный в русскоязычной среде, но очень почитаемый в Греции, является автором многих сомнительных мнений и учений: резкое осуждение практически всего западного богословия и духовного опыта; своебразное, во многом экуменическое, толкование исихазма и обожения как единственного пути ко спасению; очень оригинальное толкование исторического пути Эллады, Византии и Европы и многое другое. Если интерес к его трудам и восхищение ими понятны в официальной, модернистской православной среде, то их появление в традиционных, истинно-православных кругах не может не настораживать. Несомненно, эти учения и заблуждения были частью той прелести и духовных повреждений, которые привели к духовной катастрофе Архим. Пантелеимона и распаду Преображенского бостонского монастыря.
Помимо этих экклезиологических, вероисповеднических и духовных вопросов, греческие клирики коснулись церковно-политической и административной сторон соединения двух самых крупных групп греческих старостильников. Они говорили с глубокой душевной скорбью о наблюдаемом ими отступлении от Истинного Православия, которое они знали и которому следовали с детства, и о желании быть под омофором архиереев, стремящихся быть последователями свят. Филарета, столько сделавшего для греческого старостильного движения. В таком духе ревности о сохранении заветов святителя они и были приняты под омофор РИПЦ.
Монахиня Ефросиния (Молчанова),
благочинная Леснинского Монастыря