Поиск

Рождественское послание преосвященнейшего Савватия, епископа Винницкого и Хмельницкого - 2018/2019

Возлюбленные во Христе архипастыри, пастыри, монашествующие, братья и сестры, поздравляю вас со всерадостным праздником мира и Божественного к нам снисхождения.

В этот праздник святая Церковь многократно повторяет ангельскую песнь: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!»

Двадцать веков назад в смиренном вертепе родился Царь, Царствию Которого не будет конца. Родился единственно по любви к нам, к Своему падшему созданию, отошедшему от своего Творца на страну далече. Утратившему блаженное состояние богообщения, обреченному проводить жизнь в скорбях, тяготах, болезнях, лишениях и трудиться в поте лица. Родившийся Начальник мира, Отроча младо - Превечный Бог воспринял на Себя всю человеческую природу кроме греха и душу и плоть: соделался совершенным Человеком, чтобы всякому человеку желающему последовать Ему дать возможность стать богом по благодати. И это - не отвлеченные понятия, не просто богословские рассуждения, это Истина, подтверждаемая плодами: любовью, радостью, миром и другими, по которым можно познать Божие к нам благоволение.

Господь принёс нам мир. Нет, не мирской, внешний, переменчивый, а Свой, о котором Он сказал Апостолам: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам, не яко мир даёт, Аз даю вам...» Апостолы, мученики и пророки, святители, преподобные и праведные и все святые имели несомненно этот благодатный мир. И все они не колебались никакими страхами, гонениями, лишениями, страданиями и даже смертью.

Но будем помнить, возлюбленные, что этот мир Христов приобретается только в Церкви Божией и является достоянием только истинно верующих людей, живущих в Боге. Для них не страшны никакие беды, лишения, междоусобия, раздоры, напасти, ибо их никто и ничто не может лишить этого мира благодатного, как и святой Павел исповедовал : «ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни начала, ни силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем.» (Рим. 8,38-39)

Мы конечно, не можем сравнивать себя со святыми и подвижниками, но Всещедрый и Многомилостивый Господь иногда и нам грешным, маловерным и слабым даёт хотя отчасти почувствовать этот благодатный мир в такие великие праздники и после Святого Причащения. В такие моменты любишь всякого человека, независимо от его положения, состояния, отношения к тебе, даже враждебного отношения. Тогда хочется со всеми поделиться этой радостью и миром. Но ещё раз напомню: Божественная Благодать «немощная врачующая и оскудевающая восполняющая» есть достояние только Церкви Христовой. Всякое другое сообщество, даже именующее себя истинной церковью, в которое проникло искажение в исповедании веры или заражённое грехом любоначалия и раскола, не может иметь Духа Божия с присущими Ему благодатными дарами. Мы знаем где можно найти этот мир, но как стяжать его? Живою Верою, всецелою покорностью воле Божией, искренним покаянием, смирением, а самое главное - молитвой: «просите - и дастся вам». Потрудимся в этом, а также забудем всякие наши ссоры, неприязнь, обиды, злобу и примиримся друг с другом ради Христа.

В одной из церковных молитв часто читаемых нами говорится: «и якоже восприял еси в вертепе и в яслех безсловесных возлещи, сице восприими и в яслех безсловесныя моея души и во оскверненное мое тело внити...» То есть, Господь однажды родившись в Вифлееме, многократно рождается в сердцах истинных причастников Святых Таин: «ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем.» И хочет всегда пребывать с нами: «радость Моя с сынами человеческими.» Поэтому, как после рождества Богомладенца Ирод и весь Иерусалим с ним смутился и начал преследовать Его, так и после того как мы приобщимся Святых Таин, духовный Ирод - враг нашего спасения и все его воинство старается погубить в нас Христа многоразличными способами: ввергнув нас в невоздержание, рассеянность, многословие и другие грехи. Но как Господь бежал от злобы Ирода в Египет, так и нам необходимо бегать от невидимых врагов, в страну, совершенно недосягаемую для их коварства, это как учат нас Святые Отцы - смиренномудрие, когда человек считает себя хуже всех, видит только свои грехи и никого не осуждает. Таковой если подольше будет стараться пребывать в этой спасительной стране, то увидит со временем, что по милости Божией «изомроша ищущии души Отрочате.»

Рождество Богочеловека - это праздник Божественной любви, Божественного смирения, снисхождения к нам недостойным: «Сын - и дадеся нам.» Сам Себя даровал нам. Поэтому мы должны благодарить Его неизреченную благость. Чем же благодарить? Какие дары принести? Господу не нужно вещественных даров, Ему дорого наше спасение, ради которого Он не только родился, но и пострадал и умер и воскрес. Посему будем по силам трудиться для нашего спасения, молиться об этом, желать этого, всегда помнить об этом, избегать грехов, раздоров, побеждать огорчения, обиды, самолюбие. А также и других предостерегать, увещевать, отговаривать от ссор и всякой злобы. Удерживая других от вражды, нужно также молиться о их спасении и делать им что то доброе. Только в таком случае Господу будут приятны наши молитвы и дела милосердия, и Бог любви и мира вселится благодатно в наших сердцах, как в яслях и наполнит их миром и радостью, которой никто не сможет отнять у нас.

Вот этих даров духовных да сподобит нас «Иже в вертепе Родивыйся и в яслех Возлегий Христос Истинный Бог наш» не только в этой временной жизни, но наипаче в жизни грядущей вечной.

«Пойте Господеви вся земля и веселием воспойте, людие, яко прославися!»

Рождество Христово 2018/2019 года.

+ Епископ Савватий, Винницкий и Хмельницкий.

 
«Церковная Жизнь» — Орган Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви.
При перепечатке ссылка на «Церковную Жизнь» обязательна.