Поиск

Рождественское послание Высокопреосвященнейшего Архиепископа Лазаря Одесского и Тамбо

Рождество Христово 2003 г.

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь.

Христос рождается! Славите!

Возлюбленные о Господе, верные чада Церкви Христовой!

Гласом всякия радости и веселия исполненным возопим: Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение, ибо «обретохом Мессию, еже есть сказаемо Христос» (Иоан.1,41). Обретохом Мессию, обещанного самим Богом, проповеданного пророками, законом и древними отцами проображенного. Родился Искупитель Христос, которого ждало человечество как земля жаждущая воды, как немощный желает исцеления, как заключенный в темнице желает освобождения. Видим уже Бога в человеке, Творца в Твари, Владыку в яслех пеленами повитого. Видим Небесного Царя на земле, воскрешающего нас мертвых, очищающего нас прокаженных, дающего нам слепым прозрение, глухим слышание.

Крайне бедна и безсмысленна жизнь без Христа. Так давайте же поищем подобно апостолам Андрею, Петру и прочим всем святым апостолам с прилежанием и тщательностью Того, с Которым и несчастье счастье есть, и слезы радостные, с которыми вся благая временная и вечная обрящем.

Знаем мы, что не найдем мы Его там, где царство свое распространяют лукавые и властолюбивые Ироды, губящие человеческие души насаждением безбожия, разврата и насилия, устраивающие кровопролитные войны для преумножения своего временного благополучия, для усиления своей проклятой власти. Бежит оттуда истинная Церковь Святая, бежит оттуда Предвечный младенец Христос. Не живет смиренный и кроткий Искупитель наш там, где гордость, превозношение и зависть жилище свое имеет, не преклоняет Он голову в тех, в ком лисы коварства нашли себе норы, а птицы высокоумия сплели себе гнезда. Что общего между Христом и Велиаром, между Светом и тьмой? Не может поместиться Предвечная Истина с лестью, братоненавидением, теплохладностью и двоедушием, которое на языке верность Церкви Христовой имеет, а в сердце предательство Иудино вынашивает, которое устами приближается, а сердцем далече отстоит, которое целованием предает Истину в руки врагов к безчестию, поруганию, к кресту и смерти позорной. Оставляет такие сообщества Христос. Отходит Он, и от того места и ученикам Своим бегать повелевает, где проповедников Его гонят, где свидетелей Его ненавидят, где в Евангелие не верят, где грешить не боятся, где дух ненависти, злобы, интриг и вера лжи, ибо сказано: что ищете Живаго с мертвыми?!

Где же нам искать Света нашего, сокровища нашего единственного? Ведь непреложно Он между рабами Своими есть, ибо непреложно обетование Его: «се Аз с вами во вся дни до скончания века».

Указал нам Спаситель наш где Его искать: «Ибо где двое или трое собраны во имя Мое; там Я посреде их» (Матф. 18,20). Вот где жилище, где покой Свой имеет Сладчайший Иисусе наш, там место Его, где двух или трех любовь искренняя, любовь нелицемерная соединяет Христа ради.

Итак, если собраны люди во имя Его святое, если соединены они православной верой, законом Божьим, священноначалием и Таинствами — это Церковь и там есть Христос. Ибо собирались некогда Анна и Каиафа вместе с фарисеями, собирались Ирод и Понтий Пилат, собирались Сталин и три отступника митрополита для создания ,,нового Ватикана", собираются нынче экуменические собрания, но не во имя Христа, а на Христа. Потому что кто заповеди Его святые разрушает – на Христа собираются, ибо сказано: кто не со Мною, против Меня есть, и кто со Мною не собирает, тот расточает. Далеко от этих беззаконных сборищ, от этих заговоров и тайных обществ отходит Сладчайший Иисус... Там пребывает Господь наш Иисус Христос, там Церковь Его Святая, где любовь христианская, которая, как научает Святой Павел: долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется о неправде, радуется же истине, вся любит, всему веру емлет, вся уповает, все терпит и никогда не отпадает (1 Кор. 13, 4-7). Это любовь христианская, тут и Христос, как в прекрасном храме обитает.

Вот и нашли мы Христа, Церковь Его Святую, нашли посреди любви христианской.

«Се стою», - говорит Господь в Апокалипсисе, - «при дверех и толку; аще кто услышит глас Мой, приду к нему и вечеряю с ним».

Ради нас с вами, возлюбленные братия и сестры, Он вселился в девическое чрево и плоть Себе из чистых кровей Ея исткав, родился чудесно. Он не возгнушался скотскими яслями, в которых Младенцем, пеленами повитым возлег. Не возгнушается и нами недостойными и грешными, когда со смирением и молитвой мытаря к Нему возопим: «Боже, милостив буди нам грешным!» Приклонится к нашему смирению – если припадем только к Нему, подражая благоразумным волхвам; вместо злата, ливана, смирны - сокрушенный дух принесем: сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит...

А раз ясным для нас с вами стало, что упокоевается Он в любви христианской, то сначала себя этой любовью оградим и приготовим.

Видя брата нашего голодающим – напитаем его, видя жаждущим – напоим, видя болящего посетим и утешим; возлюбим братию нашу как самих себя. И таким образом себя устроив, припадем к Нему и со смирением попросим Его: «Господи! Сподоби нас любити Тебе от всея души и помышления и творити во всем волю Твою». Ангелы тебе принося пение, небеса — звезду, пустыня — ясли. А мы что? Ничего, ибо все, что мы имеем Твое есть. Твои и мы. Твой есмы и храм, Твоими Руками созданный, и Твоею Пречистою Кровию возобновленный. А наше что? Грехи наши — сей наш собственный плод, ими мы богаты, ими, как бременем отягощены».

Ныне же приходим к Тебе, как лежащему в яслех Агнцу Божию, вземлющему грех мiра, и из глубины души зовем: Агнче Божий! Возьми бремя наше тяжкое греховное и яко милостив ущедри ны. Предстателъством Пресвятыя Владычицы нашея, Девы, Матери, Тебе Бога нам рождшей , всех тварей небесных и земных Честнейшей, которую Ты Сам Себе, как дар благоприятнейший от всего рода человеческого избрати изволил, помилуй нас; возстави снова всемогущей Твоей благодатию разрушенный храм наш, очисти его огнем Твоим невещественным, сердце чисто созижди в нас Боже, и дух прав обнови во утробе нашей, и так приди и вселися в ны.

Ты един Царствующий в нас и над нами со Отцем и Пресвятым Духом, никому не позволяй нами владеть, и сподоби нас всегда в мире и духовной радости воспевать вместе со всеми верными, обретшими Мессию, еже есть сказаемо Христос, Ангельское славословие! :

«Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение!»

25 дек-2003 г. / 7 янв.2004 г.

 
«Церковная Жизнь» — Орган Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви.
При перепечатке ссылка на «Церковную Жизнь» обязательна.