“… велия есть благочестия тайна: Бог явися во плоти“
(1 Тим. 3, 16)
Возлюбленные о Христе, боголюбивые пастыри, честное монашество,
и все верные чада Русской Истинно-Православной Церкви!
В сей великий день Святая Церковь Православная во всей полноте своей совершает память величайшего события в истории бытия человечества. Велико оно и радостно потому, что совершилось обетование Божие Церкви Ветхозаветной, ожидавшей исполнения его долгие века. Велико и потому, что Виновником и Участником его есть Сам Бог, Творец и Вседержитель всего мироздания.
Но для нас христиан, “новозаветных израильтян”, познавших духовный смысл Таинства Боговоплощения, его цель и последствия, это Рождение Нового Человека в убогом вертепе, по своей внешней обстановке невзрачное для горделивого взора суетного мира сего, явилось такой радостью, во свете которой меркнет ценность суетных и тленных благ земных. И открывших сердца ее озарению, вдохновляет говорить с Апостолом Павлом о земных преимуществах и званиях: “вменяю вся тщету и уметы быти Христа ради” (Флп. 3:7-8).
Ныне “высокий Бог на земли явися смиренный человек“, “да нас на небеса возведет“! Сам Творец и Владыка всего сущего ныне воплотился, снизойдя с безмерной высоты и неизреченного блаженства Своего. Царь и Вседержитель вселенной приходит в область бытия падшего создания Своего в образе раба и странника (Флп. 2:7). Невидимый и Недомыслимый видим бывает. Велико и выше всякого разумения Таинство Боговоплощения. Не только уму человеческому, но и самим Ангельским Силам, сим премирным и пречистым умам, непостижимо сие дело снизхождения и вочеловечения Неприступного Бога, который “Дух есть“ (Иоан. 4, 24). Но, как пламенеющие чистой любовью к своему Творцу и благоговеющие пред великой Премудростью и Всемогуществом своего Владыки, в несказанном ликовании совершают эти светлые духи хвалу Вседержителю и поют: “Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение“ (Лук. 2:14). Зрят пастухи дивное видение. Чудятся в простоте своей поющим Небесным Силам. Спешат увидеть возвещенное Св. Ангелом. “Прейдем до Вифлиема“, что значит “дом хлеба“, “и видим глагол сей бывший, иже Господь сказа нам“, сказали блаженные простецы те. Приходят на место, где положился “Хлеб животный, сшедый с небесе“ (Ин. 6:35,41). И что открывается взорам их? Не царские чертоги с пышным убранством, подобающие Царю, не множества слуг и вельмож празднующих рождение Царственного Сына. Но все здесь нищетно и убого во внешней обстановке. Храминой для ночлега становится бедному, странствующему семейству убогий вертеп, служащий убежищем для скота. И здесь благоволил родиться Царь Славы! Самоуничижается и истощавается Источник всякого блага, дабы нас возвести в первое достояние. Страждет и утесняется во всем Вседержитель, чтобы нам даровать нетленные блага и непреходящую славу. Зрят пастухи и дивятся образу пришествия Мессии. Естеством ангельским Носимый, полагается в яслех, которые служат вместилищем корма для скота, как бы прообразуя сим намерение Свое, во еже датися в снедь верным в образе Божественной Евхаристии. Изумляются пастыри глядя на Богомладенца повитого в яслях, Того, пред великолепием Славы Которого, и сами Херувимские Силы закрывают лица свои, со страхом и трепетом поя трисвятую песнь. Ведь нет сомнения у мужей израилевых в Божественности Младенца сего. Да, это Он, Тот Самый обещанный Мессия Спаситель, долженствующий посетить и сотворить “избавление людем своим“ (Лк. 1:68), Тот, о Котором пророки провозвестили, чаемый Царь Израилев! Но как трогательны обстоятельства, сопутствующие этому великому событию! Останешься ли ты равнодушен, о человек, слыша о том, как Сам Царь царствующих соделывает твое спасение и благодетельствует тебе! Да, невозможно не умилиться сердцем при взоре на жертву, принесенную для блага твоего!
Приимем благодарным сердцем сей Божественный дар спасения, поданный нам Десницей Самого Господа. Не выкажем небрежность и невнимание к Благодетелю нашему, непрощенно оскорбив Всеблагого! “Оставите безумие... ядите Мой хлеб нетления и пийте Мое вино радости“, призывает Господь, во Царствии Моем (Притч. 9:5-6). Христос родился, на время сокрыв нестерпимое сияние Своего Божества, для того чтобы не только вернуть утраченное райское упокоение, но и всем верующим в Него большие блага открыть, которых еще “око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша“ (1Кор. 2:9).
“Христос на земли“, проповедует велегласно в этот день Святая Церковь. И далее призывает: “возноситеся“! Конечно, не к горделивому возношению и кичению зовет церковный глас. Нет. Призывает он всех возвыситься над стремлением к иллюзорным и скоропреходящим благам мира сего, над своими греховными пристрастиями, над всем тем, что не может доставить нам жизни непреходящей и истинной радости.
Вникнем глубже, присмотримся пристальней к совершившемуся! Благость Божия приоткрывает взорам внимающих завесу Тайны Своей. Ныне возлежит в яслех Камень Краеугольный, соединивший Собой разстоящиеся бездной падения два естества – Божеское и человеческое. Ибо во Христе Весь Бог и весь человек. Христос воплотил Собою замысел Божественный о человеке, состоящий в теснейшем единении Бога с человеком, сотворивши его причастником блаженного бытия и достоинств Естества Божеского. Спаситель даровал каждому желающему возможность стать храмом Божества, ибо изрекает любящему Его обетование: “и к нему приидем (т. е. со Отцем), и обитель у него сотворим“ (Ин. 14:23). И скажи, благоразумный человек, что есть выше сего блаженства общения с Источником всякого блага, богатства, красоты и славы! Ныне Господь, умилосердившись над неможением нашего естества, облекается в нас, т. е. в наше естество, сообщая ему благодатные силы и способности сбросить иго смерти, освободиться от власти дьявола. И теперь, верующий во Христа таинственно приобщается победным почестям Его и воспринимает дарование называться чадом Божиим (1Ин. 3:1) и вопити в Духе Христовом Богу: “Авва Отче“ (Рим. 8:14).
Приидем верни, поклонимся и мы вместе с волхвами Вочеловечившемуся Богу. Принесем и мы Царю вселенной злато любви и благодарности, принесем Совершеннейшему и Чистейшему Существу ладан – благоухание добродельного жития, принесем Безсмертному и Вечному смирну веры, пособием которой “праведный... жив будет “ во веки (Евр. 10:38, 11:5).
Да благословит Вочеловечивыйся Христос, Истинный Бог наш,
всех верных чад Русской Истинно-Православной Церкви,
спасая и милуя Своею Благодатию.
Аминь.
+Архиепископ Вениамин.