Рождественское послание
Съ нами Богъ!
Разумейте языцы и покаряйтеся!
Яко съ нами Богъ!
Нынѣ святая Церковь выразила сущность настоящаго празднества, Рождества Христова, трогательнымъ возглашеніемъ: «Съ нами Богъ!» Вотъ почему добрые христіане въ святые рождественскіе дни такъ благодушно настроены, такъ довольны и радостны. Съ нами Богъ! – говорятъ они. Итакъ, дождались мы исполненія многовѣковыхъ надеждъ, упованій и чаяній: между землей и небомъ упала преграждавшая ихъ стѣна, пала преграда, раздѣлявшая Бога отъ человѣка, — съ нами Богъ!
Великое и чудное таинство видим нынѣ мы, братия. Пастыри съ радостными восклицанiями являются вестниками къ сынамъ человеческимъ, не на холмахъ полевыхъ со стадами своими беседуя, и не со овцами на поле играя, но во градѣ Давидовомъ Вифлѣеме духовные песни возглашая. Въ вышнихъ поют Ангелы, возглашаютъ гимны Архангелы; небесные Херувимы и Серафимы воспеваютъ хвалы во славу Бога: «святъ, святъ, святъ...» Все вмѣсте совершаютъ радостный праздникъ, видя Бога на зѣмле и человека, взѣмлемаго къ небесамъ. Дольнiе Божественнымъ провидениемъ воздымаются до вышнихъ, вышнiе, по любви Божиiей, къ людямъ, склоняются къ дольнимъ, ибо Высочайшiй, по смирению Своему, «вознесѣ смиренный». Въ сей день великаго торжества Вифлеемъ становится подобнымъ нѣбу, вместо блистающихъ звѣздъ восприемлетъ Ангеловъ, поющихъ славу, и вместо видимаго солнца – безпредѣльное и неизмеримое Солнце Правды, творящее все сущее. Но кто дерзнетъ исследовать столь великое таинство? «Идѣже хощетъ Богъ, тамъ побеждается естества чинъ», и не можетъ препятствовать природа. Итакъ, немощи людей непричастны. Богъ восхотелъ и снисшелъ, совершая спасеніе людей, ибо в воле Божией – жизнь всехъ людей.
Родился въ Иудѣе новый Царь; но это новое и чудное рождение, въ которое уверовали язычники, отвергли иудеи. Закона и пророковъ не понимали правильно фарисеи; то, что въ нихъ противоречило имъ, толковали превратно, искажали, согласно идѣе особой избранности израильского народа и господства надъ язычниками и всемъ мiромъ. И зная все сие, Иродъ старался узнать подробнее о таинстве рожденія нового Царя, но не для того, чтобы воздать почесть родившемуся Царю, а чтобы отнять у Него жизнь. Но не владычество земное принесъ людямъ Младенецъ-Христосъ въ ясли на землю, а предложилъ намъ владычество Духа въ мирѣ семъ въ образѣ смиренія и уничиженія.
Какъ же велика радость должна быть христіанину, если съ нимъ находится Духъ Божий, чрезъ Слово Спасителя-Младенца дарованный намъ!.. Ничто его не можетъ запугать и устрашить: ни болѣзни, ни бѣдствія, ни коварство враговъ, ни измѣны, ни утраты и ничто внѣшнее. Царь пророкъ Давидъ, ощущая близъ себя присутствіе Божіе, въ двадцать второмъ псалмѣ говоритъ: «Господи, съ Тобой ничего не страшусь; аще и пойду среде сѣни смертныя, не убоюся зла, яко Ты, Господи, со Мной еси!»
Пожелаемъ же одинъ другому, чтобы Господь пребылъ съ нами навсегда; чтобы Онъ, родившійся въ нашемъ сердцѣ сегодня, сотворившій обитель въ нашемъ сердцѣ, не былъ изгнанъ изъ любящаго сердца, чтобы мы силой страстей и порока не явились въ отношеніи Его ни вѣроломнымъ Іудой, продавшимъ Господа за сребренники, ни Пилатомъ, осудившимъ Его, неповиннаго, на смерть, ни народомъ избраннымъ, осужденнымъ на вечные скитанія за то, что не узнали Его... О, тогда Онъ, Царь неба и земли, и насъ не оставитъ сирыми: съ нами Богъ и мы съ Богомъ и нынѣ, и присно, и во вѣки вѣковъ. Аминь.
Рождество Христово 2011 годъ.
+Архiепископъ Венiаминъ,
Черноморскiй и Кубанскiй