Поиск

Рождественское послание Высокопреосвященного Тихона, Архиепископа Омского и Сибирского

 Рождественское послание Архиепископа Тихона Омского и Сибирского

 

„Я свет міру” (Іоан. 8, 12).


Наступил великий міроспасительный праздник Рождества Христова. В этот праздничный день хотелось бы сказать о том тяжелом, мучительно тяжелом состоянии, в каком находился род человеческий до явления Спасителя міру, когда весь мір погибал в грехах и безбожии, когда вера, честь, справедливость и правда исчезли с лица земли и когда недовольство, тоска по правде, безотрадность настоящего, как безпросветная тьма, окружали мір. „Не быть на земле порядку, говорили лучшие из язычников, если только Сам Бог, скрывшись под образом человека, не разъяснит наши обязанности отношения к Нему". Еврейский народ стонал под игом внешне исполняемого закона синайского, ожидая избавления от ига, исполнения пророчеств о Мессии. Гордый Рим утопал в роскоши, разврате и безбожии. Один тяжкий вздох вырывался из груди ветхозаветного человечества: „изведи из темницы душу мою; окаянный я человек, кто избавит меня от уз смерти?" Грозная, черная туча гнева Божия висела над человечеством. „Не имать Дух Мой пребывати в человецех сих, зане суть плоть (Быт. 6, 3)“. Хотелось бы сказать о том, как среди глубокой, безпросветной ночи неверия, порока и разврата, как путеводные звезды небесные, светили обетования и пророчества о грядущем в мір, рождаемом от Девы, славном потомке Авраама и Давида — Мессии. Хотелось бы сказать, наконец, о светильнике света, теперь шестимесячном Іоанне Предтече и о чистой Утренней Заре — Пречистой, избранной от всех родов Деве Марии, но мысль невольно уносится в безвестный город Вифлеем, и не в самый Вифлеем, а в пастушескую пещеру, в эту разселину скалы, где в убогих яслях в пеленах лежит Новорожденный Богомладенец Иисус. Исполнились все обетования. Отсюда из вертепа возсиял міру Свет разума, возсияло Солнце Правды. Люди, сидящие во тьме и сени смертной, увидели свет великий, небесный свет озарил безпросветную тьму. Этот свет, пришедый в мір, сокрытый в зраке раба Сына человеческого, сиял как свет Единородного Сына Божия: при уничижении Спасителя обнаруживалась Его слава, как Сына Божия; этот свет начинает сиять и теперь; Ангел благовествует о Его рождении, возвещая радость всему міру и сонм ангелов воспевает: „Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение". Этот свет сиял и на Иордане во время крещения, когда слышался голос Бога Отца и Дух Святый в виде голубине сходил на Иисуса. Этот Божественный свет сиял в чудесах, в учении, и в явлении силы Божией, сиял на Фаворе во время Преображения, когда Лицо Иисуса блистало как солнце и одежды были как снег. Этот свет не скрылся и на Голгофе, когда вещественный свет-солнце померкло и луна не дала света; сиял, наконец с горы Елеонской при Вознесении Господа и в горнице Сионской при сошествии Св. Духа в виде огненных языков. Но люди возлюбили больше тьму, чем свет, ибо дела их злы (Иоан. 3, 19). И сегодня хочется припасть к яслям новорожденного Богомладенца, сказать из чувства сострадания: „Господи, зачем Ты нисходишь на нашу грешную землю? Зачем Ты, безгрешный, принимаешь немощную плоть нашу, ведь Тебя ждут лютые скорби и крестная лютая смерть? Для Тебя уже начинаются уничижения и скорби. Посмотри — не оказалось для Тебя, Господа и Владыки твари, другого прибежища кроме этих убогих пастушеских яслей. Посмотри — как тьма, средоточие злобы в лице Ирода хочет погубить Тебя, ища душу Отрочати. Зачем такое безконечное и мучительное самоуничижение и страдание, когда сами люди виновны и должны нести наказание? Но — „велия благочестия тайна, — Бог явися во плоти. Умолкнем. Сам Христос, рождаемый от Девы, заграждает нам уста: „нам надо исполнить всякую правду", говорит Он Своему Предтече. „Снидох с небесе, не да творю волю Мою, но волю пославшаго Мя Отца". „Отойди от меня сатана, говорит Апостолу Петру, удерживающему Его от крестного пути, — ты Мне соблазн, ибо ты думаешь не о том, что Божеское, но о том, что человеческое" (Матф. 16, 23). 

Солнце правды возсияло міру, радость великая возвещается всем людям снисшествием Спасителя. Принесенный свет Христов должен сиять в сердцах наших и делах наших. „Тако да просветится свет ваш пред человеки, да видят ваши добрые дела и прославят Отца вашего Небесного (Матф. 5, 16). Борьба света и тьмы продолжается и доныне: вне и в душах наших; и „Свет во тьме светит и тьма его не объят". Оставим дела темные и облечемся в оружие света. Нет общения между светом и тьмою — у Христа с велиаром.  

Будем помнить, что жизнь человеческая слишком коротка, чтобы можно было выбрасывать из нее не только часы и дни, а целые годы. Отвергнем соблазны мiра сего, во зле лежащего, заставляющие человека забывать высший смысл своего бытия, забывать Господа, забывать молитву, забывать те высшие радости, которые открываются человеку веры, и вместо всего этого отдаваться мiрскому дурману, этому веселью, отравляющему сердце смертельной тоской.

Будем ходить как чада света, возжигая слабо мерцающие или потухшие светильники свои от благодатного возсиявшего света Христова, чтобы нам с радостью, как мудрым девам, встретить жениха. Свет Христов просвещает всех. Слава Тебе, показавшему нам Свет.

 

Смиренный Тихон,
милостию Божией
Архиепископ Омский и Сибирский,

25 декабря/7 января 2014/2015 г.

 

 
«Церковная Жизнь» — Орган Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви.
При перепечатке ссылка на «Церковную Жизнь» обязательна.