Поиск

Рождественское Послан?

Рождество Христово 2006 – 2007 гг.

Рождество Христово икона

 

Рождественское Послание

Высокопреосвященного Тихона, Архиепископа Омского и Сибирского,

Председателя Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви

 

 

«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное…

Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее».

Благая Весть от Матфея 

 

Этой Благой Вестью, вместе с Апостолом и Евангелистом Матфеем, и я хочу поделиться с вами, дорогие о Христе архипастыри, пастыри, братья и сестры!

Сын Божий пришел взыскать и спасти погибшее. Пришел тихо, безшумно сошел Он на землю и воплотился… «Как капля росы падает на землю, так Сила Вышнего осенила Пречистую Деву, и родился от Нее Спаситель мiра».

И дивились солнце и луна, и ангелы замерли в недоумении и восторге.

Вот также тихо и скромно Христос рождается в сердце каждого человека, и если сердце чуткое, живое, – вострепещет оно от прикосновения Десницы Божией, восплачет о своих грехах и возрадуется о своем спасении. И навсегда поселится в нем Господь. И навсегда возжелает человек пребывать с Богом. И тогда Рай, потерянный человеком Рай станет частью его сердца, а сердце станет частью Рая уже здесь, на земле. И никогда уже врата ада не смогут одолеть такое сердце!

Это и есть святость, с приходом в мiр Христа Спасителя доступная каждому человеку. Сонм святых угодников Божиих – живая летопись победы Христа над адом, свидетельство поражения ада в Вечности… Нужно только пожелать стать частью этой великой Победы.

«Но мiр, – говорит Свят. Иоанн Шанхайский, – не заметил великого дела, совершенного Богом. Люди были заняты каждый своими заботами, внимание их было направлено на дела житейские и на громкие мiрские события».

Не так ли и сейчас, спустя две тысячи лет? Посмотрим вокруг: чем занят так называемый мiр, какими заботами он одолеваем? К чему устремлено сердце современного человека, и есть ли в нем место для Господа Христа? И по совести скажем: в сердце современного человека еще в большей степени, чем две тысячи лет назад, не осталось места для Рая. Человек добровольно, сам изгнал его из своего сердца, и в нем поселился ад – прямо здесь, на земле.

Почему так, и что же такое этот “мiр” во глубинной своей сути?

Мiр – это «плотское житие и мудрование плоти», по словам преп. Исаака Сирина. Это совокупность обычаев и нравов, пропитанных греховным, страстным началом. Это арена действий человеческого самолюбия и эгоизма. «Мiр лежит во зле» (1 Ин. 5,19), и отличительная черта мiролюбцев – «забота об одном временном, без внимания к Вечной жизни, забота единственно об устроении счастья на земле, без внимания к требованиям нравственного закона и внушением страха Божия», как научает нас Святитель Феофан.

Но абсолютного счастья на земле, вне Христа не бывает, потому что человек сам, своими силами не может освободиться от объятий страдания и смерти. Мiр не хочет с этим смириться и это принять, он сопротивляется, борется со Христом, ведет войну с Ним нравственную и даже физическую не на жизнь, а на смерть… Но мы, христиане, знаем: Бог не в силе, а в Правде. Мiр не победит. Потому что родившийся и воскресший Христос – и Путь к Истине, и Сама Истина, и Вечная Жизнь (Ин. 14,6). В Нем не будет страданий, и уже нет смерти!

Потому что Бог есть любовь. Потому что «любовь, – по слову преп. Иустина (Поповича), – есть сущность Бога». И в то же время «очевидна другая истина: любовь – неизбежная сущность и человека». Вот так просто и мудро: Бог есть любовь, это первая и главная новость христианства, а вторая: человек – это любовь.

И если так, тогда что же такое ад? «Ад, – и это великое открытие Достоевского, – страдание о том, что нельзя уже больше любить».

 Но чтобы обрести Вечную Жизнь, нужно пожелать стать частью Его великой Победы, Его божественной, богочеловеческой Любви. Нужно принять Его Правду, – Его Самого, – Его любовь в свое сердце, и захотеть изменить свою жизнь… Нужно полюбить Его любовью: «человек, который любит богочеловеческой любовью, никогда не умирает, ибо эту любовь никакая боль не может разочаровать, никакая смерть умертвить». А это и есть Рай.

Святитель Иоанн Златоустый объясняет нам, что «Бог обыкновенно назначает венцы, взирая не на конец подвига, а на расположение подвизающихся». Этими словами Святитель поясняет, чего от нас ожидает Господь, и что дает нам надежду на венец Вечной Жизни.

Нам дают надежду не какие-либо великие наши “заслуги” пред Господом, а наше внутреннее расположение, устремление, готовность, желание трудиться для Господа – в смиренном осознании своей ограниченности и немощи, ибо без Господа мы не можем творить ничего. (Ин. 15. 5). А самый путь нашей внутренней духовной работы безпределен, как безпредельно во Христе и само совершенствование… И этот процесс, этот труд, этот подвиг возрастания во Христе никогда не окончится, ибо никогда не будет предела Жизни с Богом.

Вот для этого и родился Христос скромно и тихо. Для этого Бог стал Человеком, прошел чрез страдание и смерть – к Воскресению. Чтобы не было больше смерти, а ад не имел на нами своей победы. Никогда!

Аминь.

Рождество Христово 2006/2007 года

+ Божией милостию Тихон,

Архиепископ Омский и Сибирский,

Председатель Архиерейского Синода

Русской Истинно-Православной Церкви

 

 

 

 

 

 

 
«Церковная Жизнь» — Орган Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви.
При перепечатке ссылка на «Церковную Жизнь» обязательна.