Поиск

Схиигуменъ Иоаннъ (Ивановъ): Об опасности полемики в социальных сетях

Высокопреосвященные Владыки, всечестные отцы, братия и сестры!

Тема настоящего доклада сложна тем, что иногда от духовников требуется разъяснять пастве те вещи, которые очевидны.

Какие духовные и материальные опасности могут поджидать и оказывать прямое и разрушительное действие на духовное состояние истинно православных христиан при попытках полемизировать и пытаться самостоятельно решать в интернет ресурсах вопросы связанные с Церковью?

Отличительный признак нашего времени примечателен тем, что сейчас любой человек в соцсетях может злословить и оклеветывать священников, монахов и даже архиереев. Всячески искажать вероучение, самовольно толковать как Священное Писание, так и Священное Предание. Любая «свободолюбивая» писательница или писатель и даже базарная торговка продающая свинину на рынке, могут создавать в интернете самочинные сообщества, в своем пагубном духе пытающиеся даже низлагать Церковь, натягивая Священное Писание и каноны на свое плотское мудрование и ложное представление о том какая по их мнению должна быть Церковь.

Стараясь в пагубности своих действий набрать себе как можно большее количество сторонников и единомышленников. Неужели тот невероятный по размерам горький и плачевный опыт в прошлом ничему не научил? Сто лет назад была разрушена Православная Империя, и львиную долю этому послужило предварительное чтение и распространение разнообразных публикаций в газетах, листовках и прокламациях. Народу в массе своей отравили сознание, испортили помысел хулою и клеветою на Церковь и клир, на Царя и его семью и окружение. Дошло до того что стало признаком

«хорошего тона» сбор всяческих сплетен, клеветы, поиск и видение одних недостатков, и как следствие, надсмеяние и злословие всего прежде священного. Для одних Царь стал «слабым и безвольным», а для других «кровавым тираном», все слои общества и все на свете противопоставлялось друг другу. Те страшные последствия и события тяготеют над нашей страной и всем миром по сей день. Естественно, это было и есть Божественное попущение, разделение на плевелы и пшеницу, дабы открылись дела и помышления каждого, так как Церковь Христова не от мира сего и настоящая жизнь Ее всегда проходит в гонениях. Но верующему и разумному человеку все же стоит сделать выводы.

Не так давно мы могли видеть, как с помощью организованной в соцсетях полемики, группой изменивших священнической присяге клириков, впавших в самочиние и мирян, была предпринята попытка дискредитировать Первоиерарха Русской Истинно Православной Церкви и попутно объявить Русскую Истинно Православную Церковь несостоятельной и несуществующей. Только благодаря своевременным и необходимым решениям Священноначалия удалось пресечь действия расколовождей и их самочинных последователей. Оградить паству от их пагубного влияния.

В этой истории, есть один очень интересный с духовнической точки зрения момент: одним из расколовождей на епархиальном собрании была произнесена такая фраза: «ЛЮДИ НАС НЕ ПОНИМАЮТ И НЕ ПОДДЕРЖИВАЮТ, КОГДА МЫ ПЫТАЕМСЯ ИМ ОБЪЯСНЯТЬ, И ТОГДА МЫ ГОВОРИМ: – ПОСМОТРИТЕ НАШИ ВИДЕОЗАПИСИ И ПРОЧИТАЙТЕ НАШИ ОБРАЩЕНИЯ И ПОСЛЕ ПРОСМОТРА ОНИ (люди) ГОВОРЯТ: – ДА, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ВСЕ ТАК, КАК ВЫ ГОВОРИТЕ».

Вот этот конкретный пример создания (КОПИРОВАНИЯ) единомышленников с помощью видео, аудиозаписи и всевозможных письменных обращений и будет взят за основу настоящего доклада.

Что в первую очередь должен (должна) знать и понимать каждый истинно православный христианин или христианка?

Святоотеческое Предание своим спасительным опытом учит, что если мы услышим человека прямо или косвенно злословящего архиерея, монаха или священника, то у нас есть три основных правильных выхода из этой ситуации:

1.Не вступать ни в какие формы общения с лицом злословящим архиерея или хулящим Церковь.

2.Не позволять говорить злословящему архиерея или хулящему Церковь.

3.Не позволять себе слушать злословящего архиерея или хулящему Церковь.

Святые отцы предупреждали нас, что даже с помыслом аналогичного содержания нельзя вступать в собеседование.

Так, как тема настоящего доклада – опасность полемики в социальных сетях, следует определиться: а кому нужна эта полемика?

Православные христиане и христианки ведущие по возможности внимательную личную духовную жизнь, не занимаются этими душепагубными спорами. Но кроме правильной духовной жизни, есть и другая духовная жизнь – СУРРОГАТНАЯ.

Это и есть основная опасность так называемых социальных сетей, подмена разума, подмена эмоций, подмена чувств, подмена духа, подмена Веры, подмена Церкви, подмена Христа.

Как это происходит в реальности, можно разсмотреть на том же примере так называемого «обращения омских клириков» и огромного цикла видеопроповедей одного из расколовождей. Создание этих видеомонологов имеет прямую цель – приобретение возможно большего количества единомышленников, но возникает вопрос, - а где же их взять? Для этого именно с помощью длительных монологов, очень похожих на гипнотические сеансы, в доверчивых людях создаются копии духовного состояния говорящего. В итоге, человек в свой разум и дух получает инородного агента – скрытую копию вещающего с экрана. Слушатель, чаще всего, не понимает и не осознает этого. Он (она) доверчиво раскрыли свое сознание и душу, на экране они видят знакомого человека в одеждах священника с крестом, стоящего перед аналоем, позади его размещены иконы.

Они слышат мягкий уверенный голос, который среди продолжительного, малопонятного и незапоминающегося монолога часто повторяет знакомые слова: «церковь», «каноны», «паства», «соборность», «то, что нам дорого» и тому подобное. Вместе с этим, в речь вставляются фразы прикровенно или открыто охуждающие не просто даже архиерея, но именно Первоиерарха и само устроение Церковное. Таким образом эти монологи построены как программы нейролингвистического программирования для создания желаемых поведенческих копий в людях. Моделирование мышления и поведения. И если человек полностью доверился и потерял бдительность, может произойти одномоментная модификация личности, когда человек уже не будет прежним. Чаще всего это явление встречается в сектах.

В КАЧЕСТВЕ СРЕДСТВ НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПРОГРАМИРОВАНИЯ МОГУТ ВЫСТУПАТЬ ФОТО, ВИДЕО, АУДИОЗАПИСИ, РАЗНООБРАЗНЫЕ ВБРОСЫ-ИНТЕРНЕТ ПУБЛИКАЦИИ, БРОШЮРКИ И ДРУГИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПОДСОЗНАНИЕ. Можно это выразить и так: до просмотра (прослушивания) или чтения предложенной поведенческой программы, человек имел может и слабенькую, но свою собственную духовность и разум. После просмотра невольно и не осознанно приобрел чужое духовное состояние. Внутри появился посторонний сильный действующий агент моделирующий (копирующий) заданные формы поведения духа и разума. Впоследствии, можно видеть, что не так-то просто избавиться от этого чужого присутствия.

В этом докладе рассмотрен только один пример тех опасностей полемики в социальных сетях. Существует так же множество «троллей», всевозможных «модераторов», разнообразнейших агентов и просто душевно и духовно болящих. Эта область их существования и их деятельности контролируемая непосредственно демоническими силами и родственными им, так называемыми спецслужбами. Из-за умножившейся полемики в соцсетях и публичных страстных выяснений отношений в церковной среде, для спецслужб и всех других активных врагов Истинного Православия сейчас максимально облегчена задача: не надо никого вербовать или внедрять, не надо тратить время, силы и деньги на сомнительный результат. Надо просто не выходя из кабинета, с помощью аналитических отделов или самому имея некоторый навык, анализировать и мониторить соцсети и не только с легкостью создавать досье и психологический портрет на каждого участника полемики, но и периодически подливать масла в огонь, провоцируя множественные расколы. ЧК, ГПУ, НКВД такого и не снилось, в их время вся информация о положении Церкви добывалась с помощью пыток или агентурных данных. Надо было человека вынудить оговорить, оклеветать кого либо из священноначалия или самим написать что ни будь подложное для создания расколов и попытки разрушения Церкви. Сейчас никто ни кого не принуждает, православные сами дают публично любую информацию на выбор, чаще кто-то движим ревностью не по разуму, кто-то властолюбием и тщеславием, а кто-то личными обидами и банальной местью, а кто-то вообще проводит целые интернет соборы, есть еще церковные политики, но им всем так же присущи все выше перечисленные духовные недуги. Все это серьезная и глубокая степень духовного повреждения, крайне негативно влияющая как на чад Церкви, так на хотящих прийти и ищущих Истинного Православия. Поэтому, нужно быть осторожным (осторожной) и не спешить вступать в какие либо формы общения в интернете, неосмотрительно позволяя манипулировать своим сознанием и приобретать чужие разрушительные духовные состояния. Необходимо иметь крепкий духовный иммунитет при появлении таких явлений в Церкви.

Святоотеческий опыт рекомендует нам самый действенный способ уберечь свою душу от разного рода воздействий, это НЕ СОУЧАСТИЕ В ЭТИХ ПОЛЕМИКАХ, НЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ С ИХ ОРГАНИЗАТОРАМИ, НЕ РАССМАТРИВАНИЕ МОТИВАЦИИ ИХ ДЕЙСТВИЙ.

Как только определено, что какая либо личность или группа начинает разрушительную деятельность по оклеветыванию священства или архиерея, расшатыванию Церковного устроения, предпринимает попытки расколоть Архиерейское единство, единство клира или прихожан, следует немедленно прервать с ними все формы общения до разъяснения ситуации, в соборном или частном порядке, от архиерея. И какие бы в этот момент не приводились от них доводы и примеры, чаще всего в таких случаях прикрываются прп. Максимом Исповедником или Феодором Студитом или фразами на подобии: молчанием предается Бог. Нельзя ни в коем случае выражать по отношению к действиям раскольников и клеветников никакого сочувствия, не кивать головой, не приветствовать их и не садиться с ними за общую трапезу.

Даже если кто будет иметь твердую веру, духовную крепость и четкое православное сознание и не позволит себе сочетаться с прочитанной или услышанной программой, и даже если кто одержит победу в деструктивной полемике, злоумышляющие все равно останутся при своем мнении, а вас все равно не минуемо коснется: потеря внутреннего мира, будут возникать навязчивые мысленные споры, останется длительное горькое послевкусие. Так или иначе, все это признак духовного отравления.

Святые и преподобные отцы наши, желая нам духовного здравия и спасения безценной и безсмертной души, очень строго предостерегали нас от чтения и интереса к раскольнической, еретической и оккультной литературе. Даже воспрещалось чтение сомнительных художественных произведений, в частности святитель Игнатий Брянчанинов писал, что такое чтение (даже романов) может смоделировать поведение человека в Церкви на всю оставшуюся жизнь. Что бы сказали они сейчас, когда нажатием всего нескольких кнопок перед человеком открывается весь апостасийный мир в его падшем состоянии.

Что можно предпринять в том случае, если все же произошло втягивание в деструктивную полемику, или стало ясно, что после долгих просмотров ложной видеопроповеди, в душе, духе и разуме ощущается сильное присутствие приобретенного агента, вспоминается его лицо, голос, аргументация, доводы, рекомендации и это не дает остаться с самим собой? Очень хорошо помогает откровение помыслов духовно крепкому, устоявшемуся в вере священному лицу или собрату, а так же длительное чтение Священной Псалтири. Святые и благодатные слова которой, их смысл, звучание, их Дух, исправляют в душе, разуме и духе человека все духовные деформации и сам засев лукавого в виде нейролингвистической програмы.

Каждому истинно православному христианину и каждой истинно православной христианке следует хорошо понимать, что территория интернета и территория социальных коммуникаций, виртуальных групп и сообществ, не предполагает присутствия там Благодати Божией, но суть область падших душевных состояний.

Господь сказал нам, что Царствие Небесное внутри нас есть, поэтому нужно помнить об этом, особенно тогда, когда обыдут человека соблазны этого мира и лукавого времени. Взращивание жемчужины личной духовной жизни возможно только через стяжание Благодати Пресвятаго Духа, твердой Веры и навыка молитвы, преодоление и личный опыт прохождения мысленной брани и приобретение духовного рассуждения, это требует каждодневной работы над собой каждого православного христианина.

В Священной Книге Апокалипсис Иоанна Богослова Господь и Богъ наш Иисус Христос сказал: Обидяй да обидит еще, и скверный да сквернится еще, и праведный праваду да творит еще, и святый да святится еще. Се гряду скоро, и мзда моя со мною, воздати комуждо по делом его. И нужно понимать, что судя по всему: по знамениям времени, по стремительно развивающимся событиям, приблизилось время Второго Славного и Страшного Пришествия Христова.

Богу нашему слава, всегда ныне и присно и во веки веков. Аминь.

+ схиигуменъ Иоаннъ (Ивановъ)

1/14 октября 2017 года

Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы

 
«Церковная Жизнь» — Орган Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви.
При перепечатке ссылка на «Церковную Жизнь» обязательна.