Поиск

Священномученик Иосиф, митрополит Петроградский: Письмо к Митрополиту Сергию (Страгородскому)

<...> Вы сделали меня Ленинградским митрополитом без малейшего домогательства с моей стороны. Не без смущения и тяготы принял я это опасное послушание, которое иные, может быть разумно, а то и преступно решительно от себя отклонили <...>

Вот такой народ во много тысяч, со слезами бурной радости приветствовавший мое появление и утвердивший этими слезами как вернейшей печатью Ваше избрание, единогласно, без единого недовольного, весь за меня – против интриги, которая упорно добивается своего и готовится ныне торжествовать свою победу вашим слабоволием и попустительством.

Владыко! Еще не поздно, хотя уже последний час. Ваша твердость еще сильна исправить все, и настойчиво положить конец всякой смуте и несправедливости. Правда, я не свободен и не могу сейчас служить своей пастве, но ведь "секрет" этого понятен всему миру: теперь не свободны /и едва ли будут свободны/ все, сколько-нибудь твердые и нужные люди. Но сознательно верующие терпят – это не только наш, но и их собственный крест, приобщающий к Страдальцу Христу и сплачивающий нас всех между собой и с Ним в несокрушимую силу и сладость любви и взаимообщения.

Вы говорите – так хочет власть, возвращая свободу ссыльным архиереям под условием перемены ими прежнего места служения. Но какой же толк нам и польза от вызываемой этим чехарды и мешанины архиереев, по духу церковных канонов состоящих в нерасторжимом союзе с паствой, как своей невестой? Терпит он, получающий от сего духовный разврат, или какой-то "свальный" грех епископата, вынужденного менять своих "невест" с быстротою и необузданностью ЗАГ-сов? И кому улыбается это удовольствие покупать свободу от одной высылки горечью другой?

Не лучше ли сказать: Бог с ней, такой фальшивой человеческой ми­лостью, являющейся просто издевательством над нашим достоинством, бьющей на дешевый эффект призраком милования. Пусть уж лучше будет так, как раньше было. Как-нибудь протянем до того времени, когда поймут наконец, что ссылками и напрасными терзаниями неодолима вечная Вселенская Истина, и что не пристало пользоваться этими варварскими средневековыми мерами XX веку – веку утонченной культуры и цивилизации. Пусть и ныне сбитому со всякого толка человечеству подтвердят эти новые Златоусты, новый Афанасий и Василии Великие, в коих /по сходству судеб/ слава Богу, нет недостатка.

<...> Пусть они /архиереи/ поселяются и на других местах в качестве временно управляющих этими местами, но с непременным сохранением прежнего звания <... > Еще лучше, конечно, чтобы каждый и управлял своей епархией, живя поблизости хотя бы в чужом городе.

Не мирясь с совестью своею, ни на какой другой комбинации я реши­тельно не могу признать правильным состоявшегося без всякой моей вины и моего согласия и ведома перемещения моего в Одесскую епархию, известную прежде безобразными порядками, и требую незамедлительного перенесения моего дела из сомнительной не для меня одного компетенции Вашего Синода на обсуждение усиленного Собора епископов, коему я только сочту обязанным явить свое безпрекословное послушание <...>

28.09.1927 г.


Источник: Архиепископ Виктор (Пивоваров). В объятиях семиглавого змия. Церковь в порабощенной России. Монреаль 1984.


Источник:  http://www.eshatologia.org/277-pismo-mitropolita-iosifa-petrogradskogo-mitropolitu-sergiyu-starogorodskomu.html

 
«Церковная Жизнь» — Орган Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви.
При перепечатке ссылка на «Церковную Жизнь» обязательна.