Поиск

Священномученик Николай Пискановский: Показания на допросе и письма

Из показаний на допросе 22 мая 1928 г.

Священномученик Николай Пискановский

Священномученик Николай Пискановский

 «Первый раз я был арестован в июле м<еся>це 1923 г. Затем, пробыв в заключении три дня, я был арестован вторично в сентябре м-це 1923 г., уже будучи священником соборного храма г<орода> Александрии». Обвинялся в антисоветской агитации «с использованием религиозных предрассудков в среде масс и за агитацию против науки и явлений природы».

«При последующем аресте я находился в заключении в течение 9-ти м-цев, после чего был освобожден под подписку с ограничением прав выезда с местожительства.

В 1925 г. в феврале м-це состоялся суд, приговором которого я был признан виновным по ст<атье> 120 УК и осужден на 1 год без строгой изоляции, с высылкой по отбытии наказания на три года из пределов губернии. Отбыв годичное заключение и высылку в г<ородах> Зиновьевске и Полтаве, я был в г. Полтаве обратно арестован в 1926 г. и доставлен в ГПУ УССР г. Харькова. Пробыв 4 м-ца в заключении, меня ГПУ, в связи с болезненным состоянием, освободило под подписку.

В июне м-це 1927 г. мне было объявлено об административной высылке, и я сейчас же выбыл на жительство в г. Воронеж. Общее обвинение носило характер в первом случае, то е<сть> до суда 1925 г., — борьба с обновленческой ориентацией и в последнем случае — борьба с "лубинщиной", то е. с ориентацией, примыкающей в настоящее время к ВВЦС.

По прибытии в г. Воронеж я находился как адм<инистративно> высланный до 26 января с<его> г<ода>. После чего мне было возвращено право свободного проживания во всех городах СССР. В г. Воронеже, со дня прибытия сюда, я примкнул и до сего момента нахожусь в части канонического общения у еп<ископа> Алексия (Буя)»; «До 9 января <по старому стилю> сего года, то е. до отхода еп. Алексия (Буя) от митр<ополита> Сергия <Страгородского>, я с еп. Алексием по вопросу декларации последнего не имел разговора, и имел с ним только после его отхода».

«Неканоничность <митр. Сергия> я рассматриваю по следующим моментам:

1) обнародованная декларация митр. Сергия не имеет благословения митр<ополита> Петра Крутицкого и

2) декларация, содержание которой полностью противоречит постановлению 1917-18 годов Всероссийского Церковного Собора Православной Церкви.

Я лично не согласен со следующими пунктами:

1) где говорится о том, что мы, духовенство, не бывало до сего времени лояльно по отношению существующего государственного строя и что духовенство до сего времени занималось контрреволюционной деятельностью.

2) В части поминовения властей я не согласен по тем мотивам, что раз власть не нуждается в этом, не требует, следовательно, и сам по себе вопрос ясен — поминовение не должно иметь место.

3) Поскольку существующий государственный строй, или сов<етская> власть преследует основную цель — приход к социализму и не нуждается в церковной поддержке, следовательно, союза у Церкви с безбожным государством быть не может».

Отец Николай в Воронежской тюрьме с единомысленным духовенством. 1928 г.

Отец Николай в Воронежской тюрьме с единомысленным духовенством. 1928 г.

Письмо к семье.

<Весна 1932> 

Дорогие мои мамочка и сынок Коленька!

Шлю тебе, сынок Коленька, родительское благословение и привет вам с далекого Севера. Никогда не забываю вас в своих ежедневных молитвах. Молю тебя, будь всегда верен Христу. Помни данное тобою обещание маме в темнице на свидании при отъезде. Ежедневно по молитвослову читай утренние и вечерние молитвы, а после молитв поминай родных и близких за здравие и упокой. Весьма скорблю, что не имеете духовного утешения. Если имеете возможность причащаться, напишите... Хлеб необходим <неразб>. Мамочка, родная, не скорбите. Мне сейчас стало лучше, да будет на все воля Божия. Жизнь наша здесь временная. Будем просить Господа, чтобы сподобил быть нам вместе в Царствии Небесном. Прошу целовать своих, Таню и Катеньку. Пусть простят, что я их в письмах мало вспоминаю, не желая им причинить беспокойств, а всегда их помню и люблю. Всех, всех родных целую. Горячо благодарю Ксеничку за ее любовь, сколько ей, бедной, пришлось в дороге перенести скорбей. Всех благодарю за память и любовь. Что со мной ни будет, от священства я не отрекусь. Ведь я давал обещание при рукоположении быть верным Христу до последней капли крови. Всегда остаюсь верным Св. Православию и все новые расколы отвергаю. 3а все Ваши страдания, которые вы терпеливо переносите, Господь простит все грехи. Читай, Коленька, по-славянски и постарайся молитвы: шестопсалмие, часы 3, 6 и обедницу, псалмы "Благослови, душе моя, Господа" и "Хвали, душе моя, Господа", "Единородный Сыне" и "Блаженства" выучить наизусть и знать порядок.

Целуйте Женю и детей. По возможности пишите, хотя кратко о Вашем здоровье. Коленька, посылаю тебе перчатки и икону Св<ятителя> Николая.

Благословение. Прошу Вас, мамочка, благословите меня своим родительским благословением. Ксеничка Вам расскажет, как я живу и что пишут мои друзья. Да хранит Вас Господь. Горячо любящий вас сын и отец. Целую Вас. 1932 г.

Письмо епископу Макарию (Кармазину).

3/16 сентября

Дорогой и родной Владыка! Приветствуем Вас с праздниками Рождества Пр. Богородицы и Воздвижения Креста Господня. Получил Ваше письмо от 15/28 августа. Вчера послал Вам перевод на 39 р. 50 к. от Ваших киевских детей [имеются в виду духовные чада владыки], которые и раньше Вас не забывали. Посылаю Вам первый листик письма М<итрополита> Кирилла, если у Вас его нет, то в следующий раз буду присылать продолжение его. Он сейчас находится на Лубянке. Ему передач не принимают, а только через 10 дней 10 руб<лей>.

Дамаскин <Цедрик> перевезен в Киев. О. Григорий Селец<кий> живет на Медвежьей Горе. Адрес: АКССР, ст. Медвежья Гора, Беломорский комбинат. УРО [учетно-распределительный отдел]. Григорию Гавриловичу. Сводная колонна. Работает он в канцелярии. Работы у него много, и весьма устает. Остался таким же, как был, православным. Ездила к нему его знакомая по Елисаветграду. Отвезла ему от меня Св. Дары. Срок у него еще большой.

Если возможно, напишите адрес брата Парфения <Брянских>. Видимо, Вы его познакомите с нашей жизнью и всем пережитым.

Мой одноделец о. Александр <Филиппенко> освободился и уже уехал к детям, и все, кто со мною в один день был посажен, уже освободились и дома. У меня срок — 12 окт. В Вологде жил Еп. Евгений Кобранов, ему оставалось 2 недели, и вот опять попал в дом отдыха [имеется ввиду в ссылку].

Все, что совершается в Киеве, идет своим естественным порядком. Зато было большое торжество — прибыл туда на постоян<ное> жительство Е<пископ> Константин <Дьяков>, и для встречи его был слет епископов. Было много и белого духовенства, а монашествующие попрятались и не пошли на торжество въезда. С их благословения все совершается их прикрытием.

Жатвы много, а делателей мало. Сейчас ведь перестраивается вся церковная жизнь. Открытые храмы православные отходят, и необходимо, чтобы каждый дом православный представлял из себя храм, а семья — малую церковь. Возвращаемся к жизни первых христиан. Эти малые церкви и нужно окормлять, и преподавать им Св. Дары для причащения. Василий Великий пишет, что во время гонения, если нет православного священника, не противно духу Православной Церкви получать один раз много от предстоятеля частиц Св. Даров и, по надобности, самому причащаться. Вл<адыка> Виктор <Островидов> требовал присылать исповедь и просить каждый раз благословения, хотя заочно.

Вся моя семья приветствует Вас и просит св.молитв и благословения.

Получили две весточки от Арх<иепископа> Серафима <Самойловича>. Он в лагере Суслово [лагерное отделение Сиблага]. Работает табельщиком, работа трудная, нужно обслуживать 1000 чел<овек> и выписывать пайки, а если пропустишь, то и отдавать свой паек и оставаться голодным. Получил Св. Дары и на Успенье приобщался. Духом бодр. По инвалидности, может быть, там долго не будет. Посылаем ему посылочки для подкрепления телесного.

Православные церкви просят св. Миро, а оно уже на исходе. Я в свое время обращался к Митр. К<ириллу>, и он предложил, чтобы 6 епископов сделали ему об этом заявление, тогда он совершит. Этой формальности я не мог выполнить, и остались без св. Миро. Когда был Арх<иепископ> Серафим — не было чина мироварения, иполучен уже после его отъезда. Все сейчас есть, только нужен Совершитель этого великого священнодействия. Мы ежедневно утешаемся Евхаристией. Вот уже два года.

Если Господу угодно будет опять послать испытание, опять пойдем туда, куда пошлет Господь. Главное — не надеяться на свои силы, а на благодатную помощь Божию. Я чувствую свою слабость и обращаю это к себе.

М<итрополит> Иосиф <Петровых> живет в Ср<едней> Аз<ии>, Аулие-Ата. У него две комнаты. Все время, где ни живет, имеет с собою походный храм и ежедневно совершает Евхаристию.

Время так быстро двигается, что незаметно летят дни. Каждый день вспоминаем какого-либо св. Угодника и этим живем. Время прежнего делания возвратится ли, а сейчас необходимо делать для Церкви то, что можно. Нужны сейчас и св. антиминсы. Прежние остались в храмах, а православные пастыри просят для келейного богослужения.

Простите за небрежность письма. Прошу Ваших святительских молитв и благословения. Ваш послушник, недост<ойный> иер<ей> Н<иколай>».

 

(Из книги: "От священства я не отрекусь..." Священномученик Николай, протоиерей. Лагерные письма семьи Пискановских).



Источник:  http://www.eshatologia.org/977-pokazaniya-na-doprose-i-pisma-svyashchennomuchenika-nikolaya-piskanovskogo.html

 
«Церковная Жизнь» — Орган Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви.
При перепечатке ссылка на «Церковную Жизнь» обязательна.