(Запись беседы Архиепископа Иоанна. Оригинальная полная версия).
Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский чудотворец
Сегодня Неделя о Страшном Суде, и нам естественно говорить о нем и о признаках конца мира.
Того дня никто не знает — знает только Бог Отец — но признаки приближения его даны и в Евангелии и в Откровении св. и Апостола Иоанна Богослова. Откровение говорит о событиях конца света и о Страшном Суде по преимуществу в образах и прикровенно, но св. отцы объясняли те образы, и есть подлинное Церковное предание, говорящее нам ясно о приближения конца и о Страшном Суде.
Перед концом земной жизни в ней будет смятение, воины, междоусобицы, голод, землетрясения...
Люди будут страдать от страха, издыхать от ожидания бедствий. Будет не жизнь, не радость жизни, а мучительное состояние отпадения от жизни. Но будет отпадение не только от жизни, но от веры, «и Сын Человеческий, прийдя, найдет ли веру на земле?».
Люди станут горды, неблагодарны, отрицающие Закон Божественный. Вместе с отпадением от жизни будет и оскудение нравственной жизни.
Будет истощение добра и нарастание зла.
Об этом времени и говорит св. ап. Иоанн Богослов в своем богодухновенном творении, называемом «Откровение».Он сам говорит, что «был в Духе», когда создавал его: то и значит, что Сам Дух Святый был в нем, когда в различных образах ему открылись судьбы Церкви и мира и потому то есть и Божие Откровение.
Судьбу Церкви Откровение представляет в образе женщины, которая скрывается в те времена в пустыне: она не проявляется в общественной жизни. Как теперь в России.
В общественной жизни будут иметь руководящее значение силы, готовящие возможность появления Антихриста.
Антихрист будет человек, а не воплотившийся диавол. «Анти» — значит старый, и вместе с тем оно означает «вместо» или «против».
Антихрист — человек, который хочет быть вместо Христа, занять его место и иметь то, что надлежит иметь только Христу: он хочет иметь обаяние Христа и власть над всем миром.
И Антихрист получит ту власть перед гибелью своею и всего мира. У него будет помощник — Маг — который силой ложных чудес будет исполнять волю Антихриста и убивать не признающих его власть. Перед гибелью Антихриста явятся два праведника, которые будут обличать его. Маг их убьет, и три дня их тела будут лежать непогребенными, и в те дни будет предельное ликование Антихриста и всех его слуг.
И вдруг те праведники воскреснут и Антихрист и все воинство его будут в смятении, ужасе и Антихрист внезапно падет мертвым, убитый силою Духа.
Что известно о человеке — Антихристе?
Точное происхождение его неизвестно: отец совершенно неизвестен, а мать — скверная мнимая девица. Он будет еврей из колена Дана. Святые Отцы видят указание на это в том, что Иаков, умирая и пророчествуя о будущем своего потомства, относительно Дана сказал, что он, в своем потомстве, будет «змий при пути, который поразит коня и тогда всадник падет навзничь»: то значит, что он будет действовать хитростью и злом. Апостол Павел предсказывает, что перед концом света множества евреев обратится и уверует в Христа. Св. ап. Иоанн Богослов в Откровении говорит о спасшихся сынах Израилевых, но в перечне спасающихся колен нет колена Дана.
Антихрист будет очень умен и одарен умением обращаться с людьми. Он будет обворожителен и ласков.
Философ Владимир Соловьев много работал над тем, чтобы представить пришествие и личность Антихриста. Он тщательно использовал все материалы по этому вопросу и не только святоотеческие, но и мусульманские, и разработал яркую картину.
До пришествия Антихриста в мире уже готовится возможность его появления: «Тайна уже в действии». Силы, готовящие его появление, прежде всего борются против законной царской власти. Св. ап. Павел говорит, что не может явиться Антихрист, пока не будет устранен «Удерживающий». Св. Иоанн Златоуст объясняет, что «Удерживающий» есть законная благочестивая власть: такая власть борется со злом силою власти. «Тайна», действующая в мире, поэтому борется с такой властью. Она хочет такую власть, которая не боролась бы со злом силою власти: хочет власти беззакония. Когда Тайна того добьется окончательно, ничто уже не помешает появлению Антихриста.
Обворожительный, умный, ласковый, он будет и жалостливый, — он будет творить милость и добро. Но не ради милости и добра, а ради укрепления своей власти. И когда он укрепит ее настолько, что весь мир его признает, тогда он откроет свое лицо.
Столицей своей он изберет Иерусалим, потому что здесь раскрыл Свое Божественное учение и Свою личность Спаситель и здесь весь мир был призван к блаженству добра и спасения.
Но мир не принял Христа и распял Его в Иерусалиме, а при Антихристе весь мир признает власть его и Иерусалим станет столицей всего мира.
Достигнув вершины власти, Антихрист потребует от людей признания, что он достоин того, чего никогда ни одна земная власть и никто не мог достигнуть, и потребует поклонения себе, как высшему существу, как богу.
В. Соловьев хорошо описывает характер его деятельности как «Верховного Правителя». Он будет делать всем приятное — при условии признания его верховной власти. Он предоставит возможность жизни Церкви, будет разрешать ей богослужения, обещает постройку великолепных храмов... — при условии признания его «Верховным существом» и поклонения ему.
У Антихриста будет личная ненависть ко Христу, он будет видеть в Нем соперника и смотреть на Него как на личного врага. Он будет жить этой ненавистью и радоваться отступлению людей от Христа и от Церкви.
При Антихристе будет массовое отпадение от веры. Изменят вере многие епископы и в оправдание будут указывать на блестящее положение Церкви. Искание компромисса будет характерным настроением людей. Прямота исповедания исчезнет. Люди будут изощренно оправдывать свое падение и ласковое зло будет поддерживать такое общее настроение. В людях будет навык отступления от правды и сладость компромисса и греха.
Антихрист будет все дозволять людям, только бы они «падши поклонились ему».
Того хотел не только диавол: и в людях то не новое стремление: римские императоры также готовы были дать свободу христианам, только бы они признали их божественность и божественную верховную власть, и они мучили христиан только потому, что они твердо стояли в исповедании — «Богу Одному покланяйся и Ему одному служи».
Весь мир покорится Антихристу. Св. Иоанн Богослов говорит, что у всех поклонившихся ему будет знак на челе и на деснице. Неизвестно, будет ли это действительно отметка на теле, или это есть образное выражение того, что люди будут признавать необходимость поклонения Антихристу и что воля их будет полностью ему подчинена. Мы видели уже отчасти в нашем страждущем Отечестве, как лишь преданные власти и носившие знак принадлежности к ней могли всем пользоваться в то время, как все остальные находились в бесправном положении.
Во время такого полного — волей и сознанием — подчинения всего мира антихристу и явятся упомянутые два праведника и будут безбоязненно проповедовать веру и обличать Антихриста.
Кто эти «два праведника», «две горящие маслины», «два светильника» — как их называет Священное Писание?
По Церковному преданию, это праведники, не вкусившие смерти: пророк Илия и пророк Енох. По Откровению, праведники, не вкусившие смерти, вкусят ее на три дня, и через три дня должны восстать.
Их смерть вызовет великое ликование Антихриста и слуг его, их восстание повергнет их в великое смятение и ужас.
Вот тогда настанет кончина мира.
Ап. Петр говорит, что первый мир был создан из воды и погиб водою. «Из воды» — это образ хаоса физической массы — а погиб «водою» потопа.
«А ныне мир сохраняется для огня». «Земля и вся дела на ней сгорят». Все стихии возгорятся. Этот теперешний мир погибнет в один миг. Вмиг все изменится!
И появится «знамение Сына Божия» — знамение креста.
Весь мир, вольно подчинившийся Антихристу, «восплачет». Все конечно навсегда. Антихрист убит. Конец его царства борьбы со Христом. Конец и ответственность. Ответ Истинному Богу.
Тогда из Палестинских гор явится Ковчег Завета. Пророк Иеремия сокрыл его и Св. Огонь в глубоком колодце. Когда из того колодца взяли воды — она запылала. Но самого Ковчега не нашли.
Конец мира не уничтожение мира, но его изменение.
Все изменится вдруг, во мгновения ока. Мертвые воскреснут в новых телах: своих, но обновленных, как Спаситель воскрес в Своем Теле и на нем были следы ран от гвоздей и копья, но оно обладало новыми свойствами и в таком смысле оно было новым телом. Неясно, будет ли это новое тело таким, как создан Адам, или это будет совсем новое тело.
И явится Господь со славою на облаке. Как увидим? зрением духовным. Даже и теперь духовные люди видят то, чего не видят стоящие кругом умирающего.
Вострубят трубы властно и громко! Они вострубят в душах и совести! Все станет ясно человеческой совести!
Пророк Даниил, говоря о Страшном суде, повествует, что Старец Судия на престоле, а перед ним огненная река. Огонь — это очищающий элемент. Он сжигает грехи. Горе человеку, если грех природнился ему: тогда огонь сжигает и самого человека!
Тогда огонь загорится внутри человека: увидя крест, один возрадуется, а другие придут в смятение, ужас, отчаяние.
Так люди сразу разделятся: так в Евангельском повествовании перед Судией, еще до Его Суда, одни становятся направо, а другие налево: их разделило внутреннее сознание. Само состояние души человека бросает его в ту или в другую сторону, направо или налево.
Чем сознательнее и настойчивее стремился человек к Богу в своей жизни, тем большая будет его радость, когда он услышит: «приидите ко Мне, благословенные!»
И наоборот: те же слова вызовут огонь ужаса и мучения у тех, кто не хотел Его, избегал или боролся и хулил при жизни!
Страшный Суд не знает свидетелей или протокольной записи!
Все записано в душах человеческих, и эти записи, эти «книги» раскрываются на суде. Все становится ясным всем и самому себе.
И идут одни в радость, другие в ужас.
Когда «раскроются книги», станет ясно, что корни всех пороков в душе человека. Вот пьяница или блудник: когда умерло его тело, кто-либо подумает, что умер и грех? Нет! в душе была склонность ко греху и душе был сладок тот грех.
И если душа не покаялась в грехе и не освободилась от него, она и на Страшный Суд придет с тем же желанием греха. Того желания она никогда не удовлетворит, и в ней будет страдание ненависти. Она будет всех и все обвинять в своем мучительном состоянии, всех и все ненавидеть. «Будет скрежет зубовный» бессильной злобы и неугасимый огонь ненависти.
«Геена огненная» — это внутренний огонь. «Ту будет пламень и скрежет зубом».
Это и есть адское состояние.
Источник: Православная Русь. 1957, №9. Стр. 2-4.
Источник: http://www.eshatologia.org/852-o-strashnom-sude.html