Поиск

Новое в библиотеке:

ТОГДА МIР СЕЙ УВИДИТ, ЧТО МЫ И ЕСТЬ ИСТИННЫЕ УЧЕНИКИ ХРИСТА. Великопостное послание

Архиепископ Лазарь (Журбенко, 1931-2005)

 

ВЕЛИКОПОСТНОЕ ПОСЛАНИЕ

к духовенству и пастве во Отечестве и рассеянии сущим

 

    Дорогие во Христе отцы, братья и сестры. Господь снова сподобил нас дожить до святых дней Великого Поста.

    Со времен апостольских христиане отделяли святую Четыредесятницу ото всех дней в году, посвящая это время на подготовку к достойной встрече величайшего христианского Праздника – Пасхи Христовой. Пасха, т.е. «прехождение» – это переход от ветхой, греховной, тленной и смертной жизни – к жизни новой, благодатной, нетленной и безсмертной: вечной жизни со Христом в Его Небесном Царстве. Она венчает и богослужебный церковный год, и личную духовную жизнь каждого христианина. И потому требует достойного приготовления, очищения: такого душевного настроя от каждого члена Церкви, который приводит душу христианскую к жизни духовной, к освобождению сердца от страстей, к созиданию внутреннего духовного человека. Иными словами, к стяжанию Духа Святаго, по слову прп. Серафима Саровского – спасению души для вечности.

    Корень всякого греха – страсть. Она коренится в сердце человека, дает обильные греховные плоды. Она привязывает человека к земле, не дает душе христианской устремляться к Небу. Страсти не войдут в Царство Небесное. И вот, чтобы войти в Царство Небесное, нужно освободиться от страстей.

    Как можно освободиться от страстей?

    Наше очищение от греховности начинается с покаяния, с очищения ума – отказа от самомнения, самоуверенности, самодостаточности и прочей «самости». Самомнение более всего ослепляет человека, не дает ему критически взглянуть на себя, правильно оценить свою греховность. Оно, будто тонкая пленка, обволакивает сердце человека, вводит его в самообман и самообольщение – в состояние прелести. Прелесть, значит – ложь, обман, прельститься – обмануться, поверить лжи. Человек прельщенный, пребывающий в прелести – это человек сам себя обманувший, возомнивший о себе, о своих мнимых “достоинствах” и “заслугах” высоко. А укоренившееся самомнение всегда приводит к гордости, состоянию богопротивному и безблагодатному…

    «Господь гордым противится, смиренным же дает благодать!»

    Именно поэтому Святая Церковь первый приготовительный к Великому Посту воскресный день посвящает Евангельскому чтению о мытаре и фарисее. Показывает пагубность гордости и тщеславия, со многими их греховными произрастаниями: завистью, осуждением, злоречием, надмением, памятозлобием и прочими обильными плодами этого древа, корнем которого является страсть.

    Какая страсть? Повторим еще и еще раз – гордость и тщеславие. Они – причина всех бедствий на земле. Они и Денницу низринули с Неба в самую бездну ада.

    Современная анти-христианская гуманистическая культура, определяющая настроение в окружающем нас обществе, насквозь пропитана богопротивной гордостью, самоуверенностью, дерзостью. Мы живем в этом обществе, соприкасаемся с ним. И это не может не влиять на чад нашей Церкви, не может не заражать их своим духом. Поэтому каждый, кто желает быть истинным христианином, кто желает сохранить себя в Истинной Церкви Христовой, желает спасения своей души для вечной жизни со Христом – призван к духовной борьбе – не просто с отдельными грехами и соблазнами, а с самим духом мiра сего – духом сатанинской гордыни. Только в процессе этой невидимой брани с духом зла, духом мiра сего, с грехом, гнездящемся в сердце человека, христианин очищается от греховных страстей и приобретает Евангельские добродетели. Не просто удаляется от зла, не соучаствует во зле. Нет, этого недостаточно. «Уклонись от зла, и сотвори благо» - учит нас божественный псалмопевец. В этом и заключается духовная брань, к которой призывает нас Святая Церковь, и благодатные дары для которой Она подает. Побуждением к такому подвижничеству для христианина служит постоянное воспоминание о Христе-Спасителе.

    По примеру святого Апостола Павла, истинный христианин всегда имеет перед своим мысленным взором Христа Иисуса, распятого за его грехи, постоянно помнит о своем Искупителе, ради Него все вменяет в уметы и не желает ничем хвалиться, только Крестом Христовым.

    Спасение наше от греха и смерти совершается истощанием Христа, Его божественным смирением, умалением, и великой жертвой Крестной. Это обнищание Сына Божия, Его страдания ради нашего спасения – от Его любви к Своему творению, сострадания каждой отдельной погибающей человеческой душе, которую Он принял в Свое сердце, омыл Своими слезами и очистил Своею кровию. Ради которой Он взошел на Крест. И этот Крест Христов – и есть тот единственный путь, который соединяет человека с Богом.

    Но недостаточно стоять рядом и смотреть, как Спаситель несет этот Крест, как Его пригвождают ко Кресту, как Его распинают. Так и Каиафа со своими последователями прошел этот путь на Голгофу, и стоял там, и смотрел на распинаемого Господа. И злословил, и хулил Его.

    Нужно сораспяться Христу. Пригвоздить ко Кресту Христову свои грехи и свои страсти. Все свои мнимые заслуги и достоинства, всю жизнь свою вменить ни во что. Все горести свои и страдания, и скорби принять как заслуженные. Но и этого мало.

    Мало понести заслуженное наказание. Так и оба разбойника за свои преступления были распяты на кресте.

    Нужно без ропота, со смирением положить скорби свои к подножию Креста Христова. Нужно омыть свои грехи слезами, состраданием к безвинно распинаемому Господу и покаянием (как один из разбойников), очистить свое сердце от страстей. Только таким путем и можно придти к Царствию Небесному. И этот путь открывает для нас, по этому пути и ведет нас Истинная Церковь Христова. Только Она одна и подает нам благодатные дары для смиренного восхождения по этому пути

    Пред лицем новых испытаний, когда «дьявол, как лев, ходит, рыкает, ищет кого еще поглотить» (потому что нет уже практически такой человеческой души, которую мiр не опутал бы густой сетью тщеславия и сладострастия, сребролюбия и гордости, равнодушия к страданиям ближнего и к собственному спасению), нам, христианам, нужно с большим прилежанием воспитывать себя в духе истинных наследников наших великих предшественников, святых апостолов и мучеников первых и последних веков христианства, в духе Святых Новомучеников и Отцев-Исповедников Церкви Катакомбной. Только так мы сможем обрести спасение.

Тогда и мiр сей увидит, что мы – и есть истинные ученики Христа. За нас и за весь мiр распятого. Который не через что иное положил спасение души человеческой, как через Покаяние и Молитву. Невозможных без любви к Богу и сострадательной любви к ближним.

Тогда найдутся еще души, которых свет нашей любви выведет из мрака мiра сего и приведет ко Христу Спасителю, в Истинную Его Церковь – ко спасению, в Царствие Божие, которое начинается в сердце христианина уже здесь, на земле.

Вот, возлюбленные отцы, братья и сестры, каков путь истинного Христианина. Об этом предлагаем вам подумать в эти покаянные дни Великого Поста. Так призываем вас жить.

 

Великий пост 2005 г.

 

 

+Архиепископ Лазарь

Одесский и Тамбовский

 

ТОГДА МIР СЕЙ УВИДИТ, ЧТО МЫ И ЕСТЬ ИСТИННЫЕ УЧЕНИКИ ХРИСТА. Великопостное послание

Архиепископ Лазарь (Журбенко, 1931-2005)

 

ВЕЛИКОПОСТНОЕ ПОСЛАНИЕ

к духовенству и пастве во Отечестве и рассеянии сущим

 

    Дорогие во Христе отцы, братья и сестры. Господь снова сподобил нас дожить до святых дней Великого Поста.

    Со времен апостольских христиане отделяли святую Четыредесятницу ото всех дней в году, посвящая это время на подготовку к достойной встрече величайшего христианского Праздника – Пасхи Христовой. Пасха, т.е. «прехождение» – это переход от ветхой, греховной, тленной и смертной жизни – к жизни новой, благодатной, нетленной и безсмертной: вечной жизни со Христом в Его Небесном Царстве. Она венчает и богослужебный церковный год, и личную духовную жизнь каждого христианина. И потому требует достойного приготовления, очищения: такого душевного настроя от каждого члена Церкви, который приводит душу христианскую к жизни духовной, к освобождению сердца от страстей, к созиданию внутреннего духовного человека. Иными словами, к стяжанию Духа Святаго, по слову прп. Серафима Саровского – спасению души для вечности.

    Корень всякого греха – страсть. Она коренится в сердце человека, дает обильные греховные плоды. Она привязывает человека к земле, не дает душе христианской устремляться к Небу. Страсти не войдут в Царство Небесное. И вот, чтобы войти в Царство Небесное, нужно освободиться от страстей.

    Как можно освободиться от страстей?

    Наше очищение от греховности начинается с покаяния, с очищения ума – отказа от самомнения, самоуверенности, самодостаточности и прочей «самости». Самомнение более всего ослепляет человека, не дает ему критически взглянуть на себя, правильно оценить свою греховность. Оно, будто тонкая пленка, обволакивает сердце человека, вводит его в самообман и самообольщение – в состояние прелести. Прелесть, значит – ложь, обман, прельститься – обмануться, поверить лжи. Человек прельщенный, пребывающий в прелести – это человек сам себя обманувший, возомнивший о себе, о своих мнимых “достоинствах” и “заслугах” высоко. А укоренившееся самомнение всегда приводит к гордости, состоянию богопротивному и безблагодатному…

    «Господь гордым противится, смиренным же дает благодать!»

    Именно поэтому Святая Церковь первый приготовительный к Великому Посту воскресный день посвящает Евангельскому чтению о мытаре и фарисее. Показывает пагубность гордости и тщеславия, со многими их греховными произрастаниями: завистью, осуждением, злоречием, надмением, памятозлобием и прочими обильными плодами этого древа, корнем которого является страсть.

    Какая страсть? Повторим еще и еще раз – гордость и тщеславие. Они – причина всех бедствий на земле. Они и Денницу низринули с Неба в самую бездну ада.

    Современная анти-христианская гуманистическая культура, определяющая настроение в окружающем нас обществе, насквозь пропитана богопротивной гордостью, самоуверенностью, дерзостью. Мы живем в этом обществе, соприкасаемся с ним. И это не может не влиять на чад нашей Церкви, не может не заражать их своим духом. Поэтому каждый, кто желает быть истинным христианином, кто желает сохранить себя в Истинной Церкви Христовой, желает спасения своей души для вечной жизни со Христом – призван к духовной борьбе – не просто с отдельными грехами и соблазнами, а с самим духом мiра сего – духом сатанинской гордыни. Только в процессе этой невидимой брани с духом зла, духом мiра сего, с грехом, гнездящемся в сердце человека, христианин очищается от греховных страстей и приобретает Евангельские добродетели. Не просто удаляется от зла, не соучаствует во зле. Нет, этого недостаточно. «Уклонись от зла, и сотвори благо» - учит нас божественный псалмопевец. В этом и заключается духовная брань, к которой призывает нас Святая Церковь, и благодатные дары для которой Она подает. Побуждением к такому подвижничеству для христианина служит постоянное воспоминание о Христе-Спасителе.

    По примеру святого Апостола Павла, истинный христианин всегда имеет перед своим мысленным взором Христа Иисуса, распятого за его грехи, постоянно помнит о своем Искупителе, ради Него все вменяет в уметы и не желает ничем хвалиться, только Крестом Христовым.

    Спасение наше от греха и смерти совершается истощанием Христа, Его божественным смирением, умалением, и великой жертвой Крестной. Это обнищание Сына Божия, Его страдания ради нашего спасения – от Его любви к Своему творению, сострадания каждой отдельной погибающей человеческой душе, которую Он принял в Свое сердце, омыл Своими слезами и очистил Своею кровию. Ради которой Он взошел на Крест. И этот Крест Христов – и есть тот единственный путь, который соединяет человека с Богом.

    Но недостаточно стоять рядом и смотреть, как Спаситель несет этот Крест, как Его пригвождают ко Кресту, как Его распинают. Так и Каиафа со своими последователями прошел этот путь на Голгофу, и стоял там, и смотрел на распинаемого Господа. И злословил, и хулил Его.

    Нужно сораспяться Христу. Пригвоздить ко Кресту Христову свои грехи и свои страсти. Все свои мнимые заслуги и достоинства, всю жизнь свою вменить ни во что. Все горести свои и страдания, и скорби принять как заслуженные. Но и этого мало.

    Мало понести заслуженное наказание. Так и оба разбойника за свои преступления были распяты на кресте.

    Нужно без ропота, со смирением положить скорби свои к подножию Креста Христова. Нужно омыть свои грехи слезами, состраданием к безвинно распинаемому Господу и покаянием (как один из разбойников), очистить свое сердце от страстей. Только таким путем и можно придти к Царствию Небесному. И этот путь открывает для нас, по этому пути и ведет нас Истинная Церковь Христова. Только Она одна и подает нам благодатные дары для смиренного восхождения по этому пути

    Пред лицем новых испытаний, когда «дьявол, как лев, ходит, рыкает, ищет кого еще поглотить» (потому что нет уже практически такой человеческой души, которую мiр не опутал бы густой сетью тщеславия и сладострастия, сребролюбия и гордости, равнодушия к страданиям ближнего и к собственному спасению), нам, христианам, нужно с большим прилежанием воспитывать себя в духе истинных наследников наших великих предшественников, святых апостолов и мучеников первых и последних веков христианства, в духе Святых Новомучеников и Отцев-Исповедников Церкви Катакомбной. Только так мы сможем обрести спасение.

Тогда и мiр сей увидит, что мы – и есть истинные ученики Христа. За нас и за весь мiр распятого. Который не через что иное положил спасение души человеческой, как через Покаяние и Молитву. Невозможных без любви к Богу и сострадательной любви к ближним.

Тогда найдутся еще души, которых свет нашей любви выведет из мрака мiра сего и приведет ко Христу Спасителю, в Истинную Его Церковь – ко спасению, в Царствие Божие, которое начинается в сердце христианина уже здесь, на земле.

Вот, возлюбленные отцы, братья и сестры, каков путь истинного Христианина. Об этом предлагаем вам подумать в эти покаянные дни Великого Поста. Так призываем вас жить.

 

Великий пост 2005 г.

 

 

+Архиепископ Лазарь

Одесский и Тамбовский

 

 
«Церковная Жизнь» — Орган Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви.
При перепечатке ссылка на «Церковную Жизнь» обязательна.