Поиск

Заговор в Синоде РПЦЗ

В Зарубежной Руси возникало много различных военных, политических, молодежных и культурных организаций. Они организовывались и проявляли свою деятельность, а затем исчезали, оставляя память о своей работе. Также было и с многочисленными издававшимися эмигрантскими газетами и журналами. Но в Зарубежной Руси всегда была РПЦЗ, вокруг которой русские объединялись. Под руководством Церкви воспитывались последующие поколения русской молодежи, при многих храмах были приходские школы, а в больших центрах школы среднего образования. Представители духовенства принимали большое участие в организациях разведчиков, витязей, скаутов, соколов и т. д., в роли наставников. В Джорданвилле, США, была духовная семинария, а при некоторых епархиях - курсы, подготавливавшие замену духовенству. Деятельность Церкви была направлена на сохранение верующих от вредных влияний и на борьбу против денационализации и за сохранение русских духовных и культурных ценностей. Всей этой деятельностью руководил Синод РПЦЗ через епархиальных архиереев. Как советскому правительству, так и руководству МП деятельность РПЦЗ, сообщавшей о действительном положении религии и жизни населения в СССР, сильно мешала. Нашим врагам было ясно, что если произойдет изменение в составе руководства Синода, то Церковь пойдет по иному пути. Для этого необходимо было бы ввести в Синод людей, на которых можно влиять.

Благодаря тому, что Синодом руководил Святой Митрополит Филарет РПЦЗ причислила к лику святых Новомучеников и Царскую Семью, осудила нововведения советской патриархии и экуменизм. Святой Митрополит направил обличительные послания об угрозе советского православия и экуменизма главам других Православных Церквей. В результате этой деятельности начались нападки на Митрополита и на тех лиц в Синоде, которые его поддерживали. Ими, безусловно, руководили агенты КГБ. Многие обвинения были абсурдными, но ими воспользовались те, кто считал что Церковью должны руководить люди более знакомые с современностью, чем старое поколение архиереев.

Врагам Церкви необходимо было первым делом убрать из Синода Епископа Григория (Граббе) и они начали выставлять обвинения против его сына Архимандрита Антония, занимавшего посты директора гимназии при Синоде, начальника Духовной Миссии в Святой Земле и председателя Палестинского Общества. Когда члены Собора Епископов пришли на очередное заседание, они нашли на своих местах «Открытое письмо» отца Виктора Потапова с обвинениями против о. Антония Граббе. Кто разложил копии письма, было не известно. Особенно неистовствовали в требованиях проведения церковных реформ, прибывшие на Запад лица, выпущенные из СССР после 80-х годов, многие из которых были далеки от Церкви. Ставший после смерти Архиепископа Аверкия ректором семинарии, вл. Лавр стал таких лиц с либерально-марксистским душком приглашать лекторами и семинаристами, вл. Марк привлекал их себе в сотрудники, а вл. Иларион, - несмотря на протест Анастасии Шатиловой-Граббе, - допустил этих людей к архивам Синода.

Когда в 1985 году в Мансонвилле (Канада) проводился Собор Епископов под председательством Митрополита Филарета, то по протоколам модно увидеть, что некоторыми архиереями уже тогда началось проведение изменений в правлении Синода. А другие архиереи не видели чем они грозят. Для достижения своих планов изменники стремились удалить из Синода тех консервативных лиц, которые поддерживали Митрополита и уменьшить влияние первоиерарха на ведение дел. Когда начался Собор, первый же вопрос был о слухах, что мол Митрополит собирается уходить на покой. Но он сказал, что после операции ему лучше, хотя есть затруднения с ногами. В обход старшинства решительного и деятельного Архиепескопа Серафима Чикагского заместителем председателя был выбран Архиепископ Монтреальский Виталий, секретарями Григорий Вашингтонский, Никандр Сан-Паульский и Иларион Манхетенский.

Архиепископ Антоний Лосанжелесский и Лавр подняли вопрос о финансовых делах, которыми ведает, бесконтрольно получая средства от израильского государства Архимандрит Антоний (Граббе) на Святой Земле. Но Митрополит предложил ждать его доклада. Марк и Архиепископ Антоний Женевский высказались за поездки молодежи из Зарубежной Руси в «Россию» где у них возбуждается национальное чувство, но Епископ Константин указал на опасность всякого общения с советчиками. Марк сообщил о том, что правительство и различные иноверческие организации помогают его епархии в ремонтах храмов и установке типографических машин. Как он сказал «экуменическая Комиссия выплачивает Епархии 250 тысяч в год пособия» и за высказывания против экуменизма «есть риск потерять это пособие». Архиепископ Антоний Женевский сообщил, что Австрийская епархия «получает пособие от Мирового Совета Церквей». О радиопередачах в СССР он доложил, что они делаются 3 раза в неделю и над этим работают 10 человек.

Архиепископы Виталий и Павел сказали, что мы являемся совестью автокефальных Церквей, и поскольку у нас истина, то мы должны её проповедовать всем. Архиепископ Антоний Лосенжелесский подчеркнул, что необходимо говорить архиереям МП, что служа безбожникам они находятся на ложном пути. Епископ Григорий сделал доклад о вреде экуменизма и предостерег против жестов благожелательности к советским иерархам сказав, что мы не можем признавать их акты, так как если признать одно, надо признавать и всё остальное.

На Соборе постоянно возвращался вопрос об о. Антонии (Граббе) в связи с «открытым письмом» о. Виктора Потапова духовенству Восточно-Американской епархии. Некоторые клирики, как например протопресвитер Александр Киселев, были возмущены поведением о. Виктора, а другие запрашивали своих архиереев. Члены Собора были обеспокоены волнением среди духовенства и верующих и предполагали, что необходимо разобрать дело о. Антония. Даже Архиепископ Серафим не стал защищать о. Антония, предлагая вызвать его к ответу по обвинениям. Наконец в последний день Собора разразился скандал. Владыка Виталий, обращаясь к Митрополиту, заявил, что сам Митрополит не может решать дел без епископата, как и епископат без него. Митрополит не соблюдает правила единоличного распоряжения финансами, в деле о. Антония (Граббе) и Е. Н. Кадесниковой на которых люди смотрят как на супругов. Владыка считает, что она должна быть удалена, а школа переведена из Синодального здания. Владыку Виталия поддержал Архиепископ Антоний Лосанжелесский. Большинством голосов было решено, что Е. Н. Кадесникова должна покинуть здание Синода. О школе постановили, что она должна платить Синоду за аренду 50 тысяч долларов в год с первым взносом к 1 января 1986 года.

По делу о. Антония Собор назначил комиссию, заключения которой будут разосланы всем членам Собора.

Так прошла подготовка к изгнанию из Синода лиц, нежелательных Московской Патриархии и правительству СССР.

 
«Церковная Жизнь» — Орган Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви.
При перепечатке ссылка на «Церковную Жизнь» обязательна.