Поиск

Дьякон Петр Дзюба: «СЛОВО» НА ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ – 2017 г. епископа Стефана, решением Архиерейского Синода РИПЦ определенного на покой.

Целью этого доклада является представление вниманию очередного Собора Русской Истинно-православной Церкви вносящих соблазн суждений еп.Стефана из этой проповеди и предпринята попытка сравнения их с учением Православной Церкви согласно учению святых отцов.

Ниже приводятся выдержки из проповеди, сказанной с амвона своего храма епископом Стефаном.

В жизни Православной церкви Неделя (воскресение) Торжества Православия является днем исповедания преемственности вере Святых апостолов и деяниям святых соборов Православной церкви. Тем более ответственно дόлжно подходить к произнесению любых высказываний «с кафедры» епископом, ибо каждое слово должно выражать истинное и незамутненное неясностями учение Церкви.

Хотя проповедь должна быть призвана цели разъяснения верующим значения праздника или преподания учения Православной Церкви на основании толкований святых отцов, это "слово" более служит цели сбить с толку верующих и увлечь в противостояние законной иерархии РИПЦ.

Еп. Стефану это стало необходимо, чтобы как- то объяснить своей пастве свою особую позицию понимания православной веры и последовавшие за этим состоянием раскольные действия по отношению к своим собратьям , членам Синода РИПЦ, с целью выделения своей епархии в обособленное сообщество.

Он, как мог, постарался выставить свое представление о вере как истинное и православное: для этого ему пришлось применять приемы недосказанности и извращения смысла позиций нашей церковной иерархии.

Самый удобный путь для него - это повторять уже выработанные омскими раскольниками ложные посылы: 1) о «изменении курса РИПЦ»; и 2) о неосужденных соборами современных еретиках как «о больных членах Церкви» , в виду своей «неосужденности» якобы остающихся носителями благодати.

Нужно отметить, что с течением времени более изощренные формы приняла ересь экуменизма, анафематствованная в 1983 году Архиерейским Собором РПЦ(З). Сейчас эта ересь пытается пустить корни в среде православных христиан, имея своим основанием неправославные суждения печальной памяти митр. Киприана Оропосского (Куцумбаса).

Одним из базовых суждений его является ложное утверждение, что есть еще (и возможно появятся в будущем!) «новые», еще не осужденные семью Вселенскими соборами и другими Поместными соборами Православной Церкви, ереси.

Поэтому одной из важнейших обязанностей православного епископата является распознание в этих «новых», излагаемых зачастую иными словами, лжеучениях старых и разоблаченных соборным разумом Православной Церкви эпохи вселенских соборов ересей.

Даже такая ересь как сергианство, казалось бы, появившаяся в последнее историческое время, на основании твердого православного исповедания Новомучеников Церкви Российския была распознана ими и отвергнута как несовместимая с их христианским самосознанием. Для руководства они имели достаточное и вполне изъясненное святоотеческое учение.

К сожалению, проверять современные ложные взгляды на предмет сравнения их с учением Православной церкви не является правилом для еп. Стефана, чему ниже представляются доказательства.

(Еп.Стефан): В последнее время верующих до крайности смущает один спорный вопрос.

Церковь никогда не произносила суждение о том, где существует благодать и в каком виде, а где её нет. «Дух дышет идеже хощет» - говорит Священное Писание.*(конец цитаты).

На русский язык (примененный еп.Стефаном для проповеди) эта цитата из Священного Писания должна была бы переложена в таком виде: Ветер веет где желает, и шум его слышишь, но не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа(Святого).В церковно-славянском языке слово "духъ" только относительно значения –ветер - пишется без титла над словом и полностью. В значении Святого Духа оно пишется: ДХЪ с титлом над этим словом. Итак здесь (неужели по незнанию?) применяется прием манипуляцией сходного звучания в интересах подмены смысла.

Ясно, что слово «дух» в приведенной им неполной цитате означает ветер, следовательно, либо цитата должна была бы быть приведена полностью: «так бывает со всяким, рожденным от Духа»-либо вообще не приводиться во избежание ложного вывода, который и последовал далее:

(Еп.Стефан): «мы не имеем права отвергать присутствие благодати где бы то ни было. Действо Духа Святаго не подлежит нашему определению. Святый Дух «везде сый, и вся исполняяй» (Молитва «Царю Небесный»). Также сказано: «Святымъ Духомъ всяка душа живится» и прочее. Отвергать присутствие благодати у еретков мы не можем...»

Здесь нужно отметить, что действие одного из Лиц Святой Троицы всегда неразрывно с волеизъявлением Единого Бога-Святой Троицы - и не может пониматься и быть изъяснено как обособленные (автономные) действия, вне связи и неразрывного единства Божества. Святой Дух как единосущный Отцу и Сыну не действует вне Воли Триединого Бога, поэтому и называется еще иначе: Дух Отчий, Дух Христов.

Итак, вне исповедания Иисуса Христа Богом никто не сподобился принять в себя благодать Святого Духа, ведущую к спасению в вечную жизнь, а значит, причастия Самого Бога, в Троице познаваемого: Отца и Сына и Святого Духа.

Притом действие одного из Лиц Святой Троицы неразрывно с волеизъявлением Единого Бога - Святой Троицы.

Для еп. Стефана нет различия в предваряющей благодати, дающей жизнь всему сущему в мире, и действию спасительной благодати Святого Духа, сообщенной апостолам Христовым и пришедшей через них в мир, а ныне изливаемой (в семи таинствах) через их законных преемников-епископов в истинной Церкви Христовой на верующих.

У еретиков столько же благодати, сколько и в книжной лавке, в которой продается Евангелие, или в муравейнике, который своим устройством обращает ум к Богу, столь премудро устроившему этот мир.

Спасающая же благодать приводит к соединению со Христом, т.е. в жизнь вечную.

Спасающей благодати у еретиков нет, ибо что общего у света с тьмою и какое согласие между Христом и Велиаром?

(Еп.Стефан): Вселенские Соборы и отцы Церкви отлучали тех, кто нарушали церковные правила, Соборы и отцы Церкви анафематствовали еретиков и увещевали всех верующих не молиться с ними и не иметь никакого общения с ними. Мы часто и многократно в разных церковных правилах (Канонах) встречаем следующее: «Аще кто с изверженным молитися будет: да будет извержен и отлучен, и все сообщающиеся с ним» - и на этом Церковь всегда ставит точку. Она не делает никаких определений касательно участи отпавших от Православной веры или изверженных. Их участь в руках Божиих.

Этими высказываниями, Еп. Стефан полностью противоречит каноническому праву Православной Церкви, основанному на понятии отлучения от Тела Христова. Без причастия Телу Христову, преподаваемого верующему только в истинной Церкви, не может быть речи о причастии Богу и спасении ( Святитель Феофан Затворник: "Кто не вкусит Тела Господня и не пиет Крови Его, живота не имать в себе. Кто в Господе пребывает? Ядый Плоть Его и пияй Кровь Его. Тут нет ничего неяснаго и никакого иносказания. Так веровали все спасшиеся о Господе, так веровать подобает и нам").

Название этому понятию отлучения от Тела Христова - анафема.

«Чаще всего употреблялось это слово въ Новомъ Завѣтѣ въ смыслѣ осужденія, отлученія отъ общества, вѣчной гибели. Такъ, въ I посланіи къ Коринфянамъ. Апъ.Павелъ пишетъ: Аще кто не любитъ Господа Іисуса Христа, да будетъ проклятъ (16,22); въ томъ же посланіи: предати таковаго сатанѣ въ изможденіе плоти (5, 5). Въ посланіи къ Римлянамъ: молилбыхся бо самъ азъ отлученъ бытіи отъ Христа по братіи моей (9, 3), а въ посланіи къ Галатамъ пишетъ: Но и аще мы, или Ангелъ съ небесе благовѣститъ вамъ паче еже благовестихомъ вамъ, анаѳема да будетъ (1, 8), - и во всѣхъ упомянутыхъ мѣстахъ употреблено слово . Точнѣйшее понятіе объ анаѳемѣ даетъ намъ Златоустъ въ своей 16-й бесѣдѣ на посланіе апъ.Павла къ Римлянамъ. Говоря въ этой бесѣдѣ объ апъ.Павлѣ, Златоустъ слѣдующимъ образомъ опредѣляетъ значеніе анаѳемы: «Что такое анаѳема (отлученіе)? Послушай его самаго, что говоритъ (Павелъ): аще кто не любитъ Господа Іисуса Христа, да будетъ проклятъ, анаѳема, т.е. да будетъ отлученъ отъ всѣхъ и сдѣлается чужимъ для всѣхъ. Какъ ни кто не смѣетъ прикоснуться просто руками или приблизиться къ дару, который посвященъ Богу, такъ (апостолъ) называлъ этимъ именемъ, въ противоположномъ смыслѣ, и отлученнаго отъ церкви, отсѣкая его отъ всѣхъ и какъ можно больше отдаляя, повелѣвая всѣмъ съ большимъ страхомъ удаляться и бѣжать прочь отъ такого человѣка». Анаѳема, въ смыслѣ упомянутыхъ мѣстъ апъ.Павла, имѣетъ два значенія: во первыхъ – окончательное удаленіе, во вторыхъ – вѣчную гибель.

Как же после этого может еп. Стефан утверждать, что Православная Церковь не имеет от Господа и апостолов свидетельства об участи отпавших от Православной веры и изверженных?

Никоим образом Еп. Стефан в этой проповеди не раскрывает причин запретов канонов на общение с еретиками. Как будто он понимает, что этого делать нельзя, а почему нельзя, не понимает.

Что было бы еще хуже предположить: он не желает, не дает возможность своей пастве это понять!

Анафема применялась апостолами, а затем и соборами и епископами, как законное право, данное от Христа «вязать» и «решить» (снимать прещение). Из уст епископа слышать: «кто мы такие, чтобы судить?» - очень странно. (Хотя, впрочем, совсем недавно римский "папа" сказал нечто подобное насчет своего неосуждения содомитов).

«Не нам судить» - говорит еп. Стефан, также пытаясь подготовить оппозицию среди своих последователей законным прещениям, которые несомненно должны последовать за его безчинными действиями со стороны собора епископов.

А теперь приведем обширную цитату из Соборного Определения исповедания веры 2008 года, которое так мешает обновленцам и поэтому подвергается беззастенчивой клевете и извращению смысла уже и еп. Стефаном:

Под соборную анафему на ересь экуменизма с 1983 года подпадают и все иерархи и клирики официальных Поместных Церквей, исповедующие евхаристическое единство, но при этом соучаствующие во всеереси экуменизма, принятии нового стиля, модернизма, в построении нового мiрового порядка. А посему ни с кем из них Русская Истинно-Православная Церковь не может иметь евхаристического общения и единства, и, следуя святоотеческому учению, определяет, что официальное мiровое православие отпало от Церкви Христовой и его таинства недейственны ко спасению. Этим мы исповедуем свидетельство церковного Предания о том, что благодать Святого Духа спасительно действует только в Истинной Церкви Христовой, к Которой не принадлежат раскольники и еретики.

Однако этим мы не восхищаем Суды Божии и не заявляем дерзновенно, что Господь не в силах обратить к покаянию и спасти искреннюю душу христианскую, пребывающую в официальной церкви, а утверждаем, что спасение возможно только вхождением в Церковь Христову.

Итак, Соборное Определение дает однозначное понимание вопроса участи нераскаянных еретиков: они своей собственной волей отсекают себя от Истинной Церкви Христовой и предваряют суд Божий, определяющий их к непричастности Богу в вечности. Они еще здесь, на земле, отсекают себя и своих последователей от Самого Бога, в Троице познаваемого: Отца и Сына и Святого Духа.

(Еп. Стефан): Но вот в последнее время некоторые стали это делать и перешли в крайность. Синод РИПЦ под председательством Архиепископа Тихона в своем Определении Освященного Собора от 26 октября 2008 года заявил: «Вне Истинной Церкви Христовой... спасение невозможно». Этим заявлением Синод декларирует: Спасает нас благодать Божия. Вне Истинной Церкви нет этой спасающей благодати, поэтому те, кто не находится в Истинной Церкви, те безусловно погибнут.(прим. этих слов в Определении нет!) Такое определение противоречит правде Божией! Разве нам, грешным, дано право заранее, до страшного Божьего Суда, определять, кому гибель? Не нам судить (о возможности или невозможности спастись).

Еп. Стефан, толкуя на свой лад последний вывод Определения Синода РИПЦ о невозможности спастись (отдельному человеку своими силами, вне спасающей благодати Божией, изливаемой в мир через Истинную церковь Христову), извращает это правомочное суждение и оборачивает его в им самим измышленное осуждение: те, безусловно, погибнут. Также он (по недомыслию?) опускает без внимания следующие слова Определения: «Однако этим мы не восхищаем Суды Божии и не заявляем дерзновенно, что Господь не в силах обратить к покаянию и спасти искреннюю душу христианскую, пребывающую в официальной церкви, а утверждаем, что спасение возможно только вхождением в Церковь Христову».

Итак, здесь мы видим налицо подлог и клевету (намеренную или ненамеренную - это решать собору епископов) на Священный Синод РИПЦ.

(еп. Стефан): Когда спросили Господа: «Кто может спасен быти?», Христос ответил: «У человек невозможно, но не у Бога: вся бо возможна суть у Бога» (Мк.10:27). Этим словам следует уделить должное внимание и не противоречить Христу.

Епископ Стефан цитирует ответ Христа ученикам, вопросившим об участи богатых после смерти. Богатство, являясь и даром, и бременем одновременно (как и дети, и таланты и т.д.), может развить страсти, но может и дать возможность человеку проверить силу своей веры, отказавшись от всего этого Христа ради: "и всяк, иже оставит дом, или братию, или сестры, или отца, или матерь, или жену, или чада, или села, имене моего ради, сторицею приимет и живот вечный наследит"(Матфей 19:29)

Епископ Стефан опускает обстоятельства вопроса учеников, поэтому и ответ на конкретный вопрос у него меняет значение на универсальный.

Да, Богу все возможно, кроме случая, когда сам человек (или, к примеру, отпавшие навсегда от Бога нечистые духи) всю свою жизнь игнорирует существование Христовой Истины, изливаемой через Его Невесту (Церковь) в этом мiре.

И вызывает удивление, что главные слова Благой Вести, провозглашенные всему человечеству нашим Спасителем после Своего Воскресения перед Вознесением через своих учеников, не нашли своего отражения в этой "проповеди"еп. Стефана:

“…И рече им: шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари. Иже веру имеет и крестится, спасен будет, а иже не имеет веры, осужден будет…”(Марк 16,15-16)

(Еп. Стефан): Но, к сожалению, несмотря на увещания, Синод РИПЦ по сей день остается при своем убеждении, несмотря на то, что их Определение приносит верующим огорчение и недоумение.

Т.е. 9 лет еп. Стефан был внутренне не согласен с ним и находился в состоянии противления соборному вероисповедному определению, либо не понимая его, либо толкуя его превратно своей пастве!

(Еп. Стефан): Пишет одна благочестивая женщина: «Как мы можем быть уверены в том, что в других церквах, как в МП, или в Словакии нет благодати Божией? Я там прожила свою молодость и выросла в Церкви Христовой; там научилась первой христианской азбуке. Чувствовала себя членом Церкви. Сейчас подумать, что там нет благодати Божией, это немыслимо, хотя понимаю, что из-за ереси экуменизма нужно уходить.

Люди простые там этого не понимают, и я уверена что по своей вере они получают благодать Божию. Я, как понимающая, что такое ересь экуменизма, не могу там принимать участие в таинствах – но думать, что никто там не спасается, тяжело для души».

Да, мы знаем, что в России под ярмом МП, а также и в других странах христианского вероисповедания находится многое множество добрых, верующих людей. Спасутся ли они? Мы не знаем: Их спасение всегда было и всегда будет в руках Божиих. Боже упаси нас вершить какой-либо окончательный суд над ними.

Нужно отметить, что давно замечено в православном народе и даже вылилось в пословицу: "Свято место пусто не бывает", которая истоками своими имеет места из Евангелия (Мф.:12:43-45; Лк.:11:24-26). Не может быть духовной пустоты в месте (теле человека, храме), которое покинула Благодать Божия. Такие тела(храмы) наполнены демонами. И тем их более, чем более благодати было дано от Бога до духовного падения. Работа же демонов в этой ситуации - обольщать и даже возгревать ощущениями "духовной теплоты", которую так часто выставляют как подтверждение присутствия благодати в храмах МП.

Поэтому нам завещано как Новомучениками так и Первоиерархами РПЦ(з) не иметь даже бытового общения с обновленцами.

Здесь следует упомянуть о еще одном ложном посыле киприанитов-обновленцев, а именно: все, кто пребывают в неведении о ереси или ее сути, в церковной среде, где пребывают, не подлежат суду Божию, т.к., дескать, не ведали о беззаконии. Более того, поскольку еретики, по их мнению, еще не осуждены, никто из несогласных с еретическими взглядами не имеет права ни словом, ни делом осуждать их до соборного решения. Это ложное упование теперь широко распространилось и используется широкими кругами верующих, которые и уши готовы свои прикрыть, и рты заткнуть тем , кто пытается предупредить их о ереси. Наблюдается даже противление поиску истины и обязательному для христианина совершенствованию в вере.

Именно этих людей успокаивает и поддерживает деятельность скрытого киприанизма как омских раскольников, так и еп. Стефана.

(Еп. Стефан): Как же нам поступать касательно верующих Московской патриархии и других? Надо стараться уговорить их вернуться в лоно истинной Церкви. А если это не удается или невозможно, то надо молиться о них как о заблудших, уповая на милость Божию, чтобы Господь Бог привел их в познание истины и ко спасению. Поэтому и начинается Чин Православия с Молебна Об Обращении Заблудших. Но, к сожалению, сейчас существует раздор в нашей Церкви; одни поддерживают Определение Освященного Собора РИПЦ, а другие взяли противоположную крайность: они утверждают, что и в МП, и в других экуменических церквах благодать есть. Есть только одно место, о котором мы можем с уверенностью сказать, что благодать в нём НЕ присутствует - это ад! «Во аде же кто исповестся тебе;» (6й Псалом). Помимо этого мы не имеем права отвергать присутствие благодати где бы то ни было.

Неужели еп. Стефану неизвестны слова псалма 138: «… Аще взыду на небо, Ты тамо еси: аще сниду во ад, тамо еси» что по словам Святителя Афанасия Великого является пророчеством на будущее сошествие воскресшего Господа во ад и разрушившего его силу и власть над душами человеческими.

Действо Духа Святаго не подлежит нашему определению. Святый Дух «везде сый, и вся исполняяй» (Молитва «Царю Небесный»). Также сказано: «Святымъ Духомъ всяка душа живится» и прочее. Отвергать присутствие благодати у еретков мы не можем, но и утверждать, что у них благодать Божия соделывает таинства, и что оставаться с еретиками дело спасительное, мы тоже не можем и не должны! Напоминаем: экуменизм - это ересь! Экуменисты и прочие еретики «изменили Христу, и их церковь носительницей благодати больше не является» (Святитель Филарет (Вознесенский). Однако, нужно не забывать, что за ложное и еретическое учение Церковь вяжет человека – но не Святаго Духа . Святые отцы судили отлучать еретиков, но нигде нет суждений Отцев о возможности или невозможности пребывания у них благодати Божией. А если бы были такие суждения, то как установить правила применения этого суждения? Где существуют указания Свв. Отцев, как определять, в каких отлучённых и в какой ереси обитает благодать, а в каких не обитает? А какой критерий применить, чтобы понять, какой решающий поступок или какое ложное учение приводит к полному отсутствию благодати? Ведь на такой важный вопрос должно быть определённое и решающее указание. Или следует нам считать, что во всех ересях благодать?? Если у нас нет ответа на такой простой вопрос, не означает ли это, что в нашем суждении что-то не в порядке??

Здесь еп. Стефан вступает в полемику с самим собой выставляя надуманный вопрос о количестве благодати у еретиков(как похоже на схоластический диалог "Сестра Катрей": «Тысяча душ помещается в небе на кончике иглы» в Германии XIVв. у католиков), объявляет его очень важным, но простым, потом расписывается в тщетности его постичь и в конце концов объявляет, что у Православия нет на него ответа!

А ответ (не поддаваясь на всю надуманность вопроса) может быть только таков: там, где нет истинной Церкви, там нет спасающей благодати, приводящей в жизнь вечную.

(Еп. Стефан): Мы не имеем права тормозить благодать Божию, но в то же время не нам определять, где есть благодать, а где её нет. Благодать - это действо Святаго Духа, это дело Божие, не наше.

Сравните, в Определении 2008 года: Под соборную анафему на ересь экуменизма с 1983 года подпадают и все иерархи и клирики официальных Поместных Церквей, исповедующие евхаристическое единство, но при этом соучаствующие во всеереси экуменизма, принятии нового стиля, модернизма, в построении нового мiрового порядка. А посему ни с кем из них Русская Истинно-Православная Церковь не может иметь евхаристического общения и единства, и, следуя святоотеческому учению, определяет, что официальное мiровое православие отпало от Церкви Христовой и его таинства недейственны ко спасению. Этим мы исповедуем свидетельство церковного Предания о том, что благодать Святого Духа спасительно действует только в Истинной Церкви Христовой, к Которой не принадлежат раскольники и еретики.

(Еп. Стефан): В заключение приведу краткие и в то же время кроткие слова архиепископа Аверкия (Таушева) о умеренности:

«Мы видим необходимость в том, чтобы определить разумную умеренную позицию... не впадая в такие крайности, как определение отсутствия или присутствия благодати или перекрещивание уже принявших Православие...» (из писем 1976 г. о. Алексею Янгу).

К чему привела эта «умеренность» (а вернее, нежелание внести оградительную для паствы ясность), мы все свидетели:

широкое вливание бывших клириков МП в сущем сане в (РПЦ)з подготовило слияние этих организаций.

Для сравнения, приведем Моя жизнь во Христе: Слово 1243 Св.прав. Иоанна Кронштадского о благодати:

Понятие о благодати. — Что такое благодать? Благая сила Божия, даруемая человеку верующему и крестившемуся во имя Иисуса Христа или Святую Троицу (выделено нами), очищающая, освящающая, просвещающая, вспомоществующая в делании добра и удалении от зла, утешающая и ободряющая в напастях, скорбях и болезнях, споручительствующая в получении вечных благ, уготованных Богом на небесах избранным Его. Горд ли кто был, самолюбив, зол, завистлив, но стал кроток и смирен, самоотвержен ради славы Божией и блага ближнего, ко всякому доброжелателен, снисходителен, уступчив без потворства, — он стал таким силою благодати. Неверующим ли кто был, но сделался верующим и усердным исполнителем предписаний веры, — он стал таким силою благодати. Сребролюбив ли кто был, корыстен и неправосуден, жестокосерд к бедным, но, переменившись в глубине души, сделался нестяжателен, правдив, щедр, сострадателен, — он обязан этим силе благодати Христовой. Был ли кто чревоугодником, многоядцею и многопийцею, но сделался воздержником, постником, не по болезни или по сознанию вреда для тела невоздержания, но из сознания цели нравственной, высшей, — он стал таким по силе благодати. Был ли кто ненавистником и злопамятным, мстительным, но сделался вдруг человеколюбивым, любящим и самих врагов, недоброжелателей и ругателей своих, не помнящим никаких обид, — он стал таким по возрождающей, претворяющей и обновляющей силе благодати. Холоден ли кто был к Богу, к храму, к Богослужению, к молитве, вообще к таинствам веры, очищающим, укрепляющим наши души и тела, и вдруг, переменившись в душе, стал горяч к Богу, к Богослужению, к молитве, благоговеен к таинствам, — он стал таким по действию спасающей благодати Божией. Отсюда видно, что многие живут вне благодати, не сознавая ее важности и необходимости для себя и не ища ее, по слову Господа: ищите прежде Царствия Божия и правды Его [Мф. 6, 33]. Многие живут во всяком изобилии и довольстве, наслаждаются цветущим здоровьем, с удовольствием едят, пьют, гуляют, забавляются, сочиняют, работают но разным частям или отраслям человеческой деятельности, но благодати Божией в сердцах своих не имеют, этого бесценного сокровища христианского, без которого христианин не может быть истинным христианином и наследником Царствия Небесного.

Проанализировав вышеприведенные слова из проповеди, можно утверждать, что еп. Стефан не различает плодов Святого Духа или отсутствия таковых.

Он не знает критерия распознания благодати или отсутствия таковой:

Итак по плодам их узнаете их” (Матф.7:20)

По плодам их узна́ете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?

Та́к всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые.

Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добры.

Более того, он не знает «решающего поступка», который пресекает действие благодати.

«Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. Посему говорю вам: всякий грех и хулапростятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.» Матф.12:31-32

Святитель Феофан Затворник говорит: «Бог нелицемерен и будет судить всякого по тому закону, который он сознавал для себя обязательным». В глубине себя мы ведь знаем, что такое хорошо, а что такое плохо. Отвержение от себя этого знания, противление ему, отрицание в угоду хотения страстей и похотей, самовластия, славолюбия, сребролюбия (в широком смысле) - есть хула на Святаго Духа.

Таким решающим поступком в масштабе церкви было противоестественное соединение РПЦЗ(Л) с МП.

Зная, что МП изначально была подделкой под церковь, синод РПЦЗ(Л) все же пошел на соединение с ней, признав зло добром и ложь истиной. Этим был лишен благодати и пал, вызвав духовное падение всех последовавших за ним.

«Аще не покаетеся, вси такожде погибнете» (Лк. 13:3).

Послание патриархов восточно-кафолической церкви о православной вере (1723 г.)

Веруем, что члены Кафолической Церкви суть все, и притом одни верные, т.е. несомненно исповедующие чистую Веру Спасителя Христа (которую прияли мы от Самого Христа, от Апостолов и Святых Вселенских Соборов), хотя бы некоторые из них и были подвержены различным грехам. Ибо если бы верные, но согрешившие, не были членами Церкви, то не подлежали бы ее суду. Но она судит их, призывает к покаянию и ведет на путь спасительных заповедей; а потому, несмотря на то, что подвергаются грехам, они остаются и признаются членами Кафолической Церкви, только бы не сделались отступниками и держались Кафолической и Православной Веры.

«Посему желающие согласоваться с нами в Божественных догматах Православной веры должны с простотою, послушанием, без всякого исследования и любопытства последовать и покориться всему, что определено и постановлено древним преданием Отцов и утверждено Святыми и Вселенскими Соборами со времени апостолов и их преемников, Богоносных Отцов нашей Церкви.»

«…если бы всякий ежедневно стал изъяснять Писание по-своему, то Кафолическая Церковь не пребыла бы по благодати Христовой доныне такой Церковью, которая, будучи единомысленна в вере, верует всегда одинаково и непоколебимо, но разделилась бы на бесчисленные части, подверглась бы ересям, а вместе с тем перестала бы быть Церковью святою, столпом и утверждением истины, но соделалась бы церковью лукавстующих, то есть, как должно полагать без сомнения, церковью еретиков, кои не стыдятся учиться у Церкви, а после беззаконно отвергают ее. Посему мы веруем, что свидетельство Кафолической Церкви не меньшую имеет силу, как и Божественное Писание. Поелику Виновник того и другого есть один и тот же Святой Дух, то все равно – от Писания ли научаться, или от Вселенской Церкви. Человеку, который говорит сам от себя, можно погрешать, обманывать и обманываться; но Вселенская Церковь, так как она никогда не говорила и не говорит от себя, но от Духа Божия (Которого она непрестанно имеет и будет иметь своим Учителем до века), никак не может погрешать, ни обманывать, ни обманываться; но, подобно Божественному Писанию, непогрешительно и имеет всегдашнюю важность».

«О употреблении же свободы мы рассуждаем следующим образом: поелику благость Божия даровала Божественную и просвещающую благодать, называемую нами также предваряющею, которая, подобно свету, просвещающему ходящих во тьме, путеводит всех; то желающие свободно покоряться ей (ибо она споспешествует ищущим ее, а не противящимся ей), и исполнять ее повеления, необходимо нужные для спасения, получают посему и особенную благодать, которая, содействуя, укрепляя и постоянно совершенствуя их в любви Божией, т.е. в тех благих делах, которые требует от нас Бог (и которых требовала также предваряющая благодать), оправдывает их и делает предопределенными; те, напротив, которые не хотят повиноваться и следовать благодати и потому не соблюдают заповедей Божиих, но, следуя внушениям сатаны, злоупотребляют своей свободой, данной им от Бога с тем, чтобы они произвольно делали добро – предаются вечному осуждению. Но что говорят богохульные еретики, будто Бог предопределяет или осуждает, ни сколько не взирая на дела предопределяемых или осуждаемых, – это мы почитаем безумием и нечестием (заявление еп. Стефана , что на основании того, что Богу все возможно, поэтому и без правой веры он может спасти человека, есть одно с указанными в "Послании" предопределением или осуждением, и по сути еп. Стефаном заявлена сугубая ересь сверхэкуменизма, присущая протестанству); ибо в таком случае Писание противоречило бы само себе. Оно учит, что всякий верующий спасается верою и делами своими, и вместе с тем представляет Бога единственным виновником нашего спасения, поелику то есть Он предварительно подает просвещающую благодать, которая доставляет человеку познание Божественной истины и учит его сообразоваться с нею (если он не противится) и делать добро, угодное Богу, дабы получить спасение, не уничтожая свободной воли человека, но предоставляя ей повиноваться или не повиноваться ее действию.

«…мы исповедуем, что Он справедливо предает осуждению тех, которые остаются в нечестии по развращенной своей воле и нераскаянному сердцу. Но никогда, никогда не называли и не назовем виновником вечного наказания и мучений, как бы человеконенавистным, Бога, Который Сам изрек, что радость бывает на небе о едином грешнике кающемся. Верить таким образом или мыслить мы не дерзнем никогда, доколе имеем сознание; и тех, которые так говорят и думают, мы предаем вечной анафеме и признаем худшими всех неверных».

«Веруем, что никто не может спастися без веры. Верою же называем правое понятие наше о Боге и предметах Божественных. Будучи споспешествуема любовию, или, что все равно, исполнением Божественных заповедейона оправдывает нас чрез Христа, и без нее невозможно угодить Богу».

«Священники не могут пасти Церковь Божию и совершенно управлять ею. Но справедливо замечено одним из Отцов, что не легко найти между еретиками человека рассудительного; поелику, оставляя Церковь, они бывают оставлены Святым Духом, и не остается в них ни знания, ни света, но тьма и ослепление». Еще веруем, что сие таинство Святой Евхаристии совершается не всяким, а одним только благочестивым Иереем, получившим Священство от благочестивого и законного Епископа, как учит Восточная Церковь. Вот сокращенное учение Вселенской Церкви о таинстве Евхаристии; вот истинное исповедание и древнейшее предание, которое желающие спастись и отвергающие новые и скверные лжемудрствования еретиков ни коим образом не должны изменять; напротив, обязаны блюсти в целости и неповрежденности сие законное предание. Ибо тех, которые искажают оное, Соборная Церковь Христова отвергает и проклинает."

Это зло духовного ослепления, видимо, коснулось и самого еп. Стефана, до 2007 пребывавшего в РПЦЗ(Л). Результаты его духовной слепоты наглядны в его писаниях последних лет. Они полемичны и привносят собой неуверенность, растерянность и снятие с себя ответственности, наложенной епископским поставлением.

Шаткость своей духовной позиции прикрывается личиной всепрощения (на самом деле, теплохладностью). А что есть хуже этого, по словам Христа Спасителя?

Как уже было указано выше, епископ Стефан более путает, чем проясняет истину в своих проповедях.

Это результат многолетней самости и стремления к обособлению, которая особенно опасна лицам, принявшим монашеский постриг при призвании к епископскому служению.

Монашеские обеты при этом общественном служении должны служить внутренней сосредоточенности на деле спасения душ вверенной паствы, личного духовного трезвения, не допускающего легковесных суждений и презрения к людям из-за их недавнего обращения к вере.

Все это, увы, описывает нынешнее духовное состояние еп. Стефана.

Желание обособления и оформления своей особой "заветной зарубежной" церкви подвигает еп. Стефана на поиск позиции неоправданной терпимости к неправославным взгядам и экуменическим отношениям, так широко распространившимся на бытовом уровне среди христиан, живущих в западном мире.

Поэтому к нему примыкают по духу и солидаризируют себя с его позицией как омские, запрещенные в служении и уже лишенные сана, клирики, несущие в себе дух обновленческой МП, так ищущей соединения с римским католичеством, Леснинские сестры, не имеющие настоящего духовного руководства, так и многие "либеральные"миролюбцы.

Такие проповеди, как взятая нами для анализа, как бы заявляют, что у Православия нет достаточного основания утверждать о знании воли Божией относительно участи нераскаянных еретиков. Однако "Символ православной веры" заявляет о вере в единую по-русски: одну, единственную) Христову Церковь.

Здесь никак не подразумевается русское слово: "единая" (возможно истолкование: объединенная или составленная из совокупности многих и разных).

Этим Православие утверждает догматическое определение учения Церкви о спасительном действии возрождающей и спасающей благодати только в Ней самой.

Таким образом, за словами «спасение человека- дело Божие», а не Церкви и в Церкви, как учит Православие, Еп. Стефан скрыто исповедует протестантскую "невидимую Церковь Христову", к которой должна приобщать, как он это правильно понимает, лишь благодать, но вместе с этим он понимает, что учить о спасительной благодати у еретиков явно нельзя. Поэтому у него появляется упорное проповедание действия некой «вездесущей благодати», вплоть до еретиков. У него Бог начинает спасать этой, не относящейся к действующей в Церкви, силе Благодати (не забудем тут, что различая виды действия Благодати, мы должны понимать ее единство, а не лишь раздельные ее виды, как, скажем, у католиков).

А спасающую благодать, т.е. ее спасительное действие только во Христе и только Церкви Его, принесенную Искуплением и приносимую действием Духа Святаго во Христе, еп. Стефан подменяет благой Божественной энергией, включая в нее и Промысел Божий о Мире и человеке. И он не ошибается в том, что Божественное действие в мире достигается в Лице Духа Святаго. Только он забыл, что Спасительные дары Духа Святаго и «спасающая благодать» даруются Духом только тем, кто исповедует и любит Христа православно и умом, и делом. В понятие «Богу все возможно в спасении человека» он вложил, по сути, спасение вне Церкви, вне Истинного Христа, но почему-то Духом Святым.

Духа, действительно, как он говорит, не «свяжешь».

Но он Его все-таки, «связал», спасая вне Церкви, в Которой только и есть Христос, через Которого Дух только и действует спасительно по слову Божиему.

После этой проповеди со стороны еп. Стефана последовали и действия, изобличающие его не православные взгляды. Он вошел в литургическое общение с запрещенными в служении епископами иерархии епископа Агафангела (Пашковского), получившими свою хиротонию посредством киприанитской иерархии. Плодом этого духовного союза явилось поставление во епископа игумена Андрея (Эрастова), вполне прояснившего свое неприятие чаяний чад Русской Поместной Церкви на восстановление ее административного единства и предложившего, как путь и будущее для Русской православной церкви, создание независимых церковных округов, неправомочно извращая смысл и дух известного указа Святого патриарха Тихона №362. Этот указ имеет своей целью именно восстановление общего административного управления Русской Поместной церкви при первой реально явившейся возможности. Этот названный епископом Андрей (Эрастов) объявляет состояние осколочности нормальным и объявляет его не только допустимым, но и желательным и как бы приближающим к устроению перво-христианских общин и митрополий в ранней Церкви. Следование его плану может привести только к дроблению и обособлению общин и, если можно так выразиться, к добровольному «самозакапыванию» христиан в этом апостасийном мире.

Вывод напрашивается: от несмысленных и ведόмых, как еп. Стефан, эта искривленная екклесиология выдвигает новых лидеров, уже осмысленно действующих в ущерб блага Церкви.

Прошу и призываю собравшихся на соборе постараться разобраться в сложившейся ситуации и вынести оценку деятельности епископа Стефана, имея основанием стояние в Истине Христовой.

Аминь.

Диакон Петр(Дзюба)

 

 

*Сравните:

Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа. (Ин. 3: 8).

Толкование Святых отцев:
Св.Кирилл Александрийский:
«В том состоит достоинство учителя, когда он различными способами наставляет ум слушателей и посредством многих рассуждений представляет доказательства трудного предмета. Так и Христос дает ясное представление о таинственном предмете посредством сравнения. «Дух», говорит, то есть этот воздушный и стихийный «ветер дует» вокруг всей вселенной, – и там, где он свободно пробегает, присутствие его обозначается одним только шумом, но он скрывается от всех глаз и сообщается более тонкому чувству телесного слуха, производя ощущение присущей ему по природе действенности. Таким же образом, говорит, ты должен понимать и Мое учение о возрождении чрез Духа, от малых примеров руководимый к большим и в приведенных словах, как в образе, разумея сверхчувственные предметы».

Св.Иоанн Златоуст:

«Словом не дивися обнаруживает смущение души его и затем обращает его к тончайшему из тел. Сказав: рожденное от Духа дух есть, Христос уже отвлекал Никодима от представлений плотских; но как тот все еще не понимал, что значат Его слова: рожденное от Духа дух есть, то Он и переносит его мысль к другому изображению, не останавливая его на грубых телах и не говоря о существах совершенно бестелесных (так как Никодим, и слыша о таких предметах, не мог постигать их), но находя нечто среднее между существом телесным и бестелесным, – движение ветра, – и чрез то вразумляет его. Именно о ветре Он говорит: глас его слышиши, но не веси, откуду приходит и камо идет (ст. 8). Но если говорит: идеже хощет, дышет, то этим не выражает того, будто ветер имеет какой-либо произвол, а только указывает на его естественное движение,
движение беспрепятственное и сильное. Писание обыкновенно говорит так и о предметах неодушевленных, например: суете тварь повинуся не волею (Рим. 8, 20). Итак, слова: идеже хощет, дышет означают то, что ветер неудержим, что он распространяется всюду, что никто не может препятствовать ему носиться туда и сюда, но что он с великою силою рассеивается и никто не может задержать его стремления.
И глас его слышиши, то есть – гул, шум, но не веси, откуду приходит и камо идет. Тако есть всяк рожденный от Духа. В этом все и заключается. Если, говорит, ты не умеешь объяснить ни исхода, ни направления ветра, который, однако ж, ты ощущаешь и слухом и осязанием, то для чего усиливаешься понять действие Духа Божия, – ты, который не понимаешь действия ветра, хотя и слышишь его звуки? Таким образом, слова: идеже хощет, дышет сказаны для означения власти Утешителя и значат вот что: если никто не может сдержать ветра, но он несется, куда хочет, то тем более не могут задержать действия Духа ни законы природы, ни условия телесного рождения и ничто другое подобное. А что слова: глас его слышиши сказаны именно о ветре, видно из того, что Христос, беседуя с неверующим и незнающим действия Духа, не сказал бы: глас его слышиши. Потому, как не видим ветра, хотя он и издает шум, так незримо для телесных очей и духовное рождение. Но ветер еще есть тело, хотя и тончайшее, потому что все, подлежащее чувству, есть тело. Если же ты не досадуешь на то, что не видишь этого тела, и поэтому не отвергаешь его существования, то почему смущаешься, слыша о Духе, и требуешь при этом такой отчетливости, не делая того в отношении тела?».

 
«Церковная Жизнь» — Орган Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви.
При перепечатке ссылка на «Церковную Жизнь» обязательна.