Поиск

Слово иеромонаха Савватия (Безкоровайного) при наречении его во епископа Винницкого

Всечестные архипастыри, боголюбивые сопастыри, братья и сестры.

Когда на святом царе и пророке Давиде Господь явил особенную силу Своего всемогущества, то он воспел : «мал бех в братии моей и юнший в дому отца моего, пасох овцы отца моего… Сам Господь посла ангела Своего,… и помаза мя елеем помазания своего».Когда я вспоминаю важнейшие события в моей духовной жизни восприятия монашества, священного сана и ожидающий меня «превеличайший степень первосвященства», то я чувствую, что слова пророка непосредственно относятся и ко мне.

Вспоминаю нашего авву, приснопамятного Владыку Лазаря, который говоря о своём пастырском служении, сравнивал себя с лошадкой везущей тяжёлую ношу, которую, к тому же, постоянно увеличивают, но она терпеливо и безропотно делает своё дело. И его жизнь и блаженная кончина засвидетельствовали это, как и святой Павел учит: «поминайте наставники ваша… ихже взирающе на скончание жительства, подражайте вере их». Благодарю милость Божию сподобившую меня хотя в последние годы жизни приснопоминаемого Владыки находиться вблизи его и получить через него благодать иноческого пострижения и священства.

Вспоминаю эпизод из жития новосвященномученика Петра Крутицкого, патриаршего местоблюстителя, память которого, думаю не случайно, совершается в день моего ангела. Он в пятидесятивосьмилетнем возрасте, будучи ещё мирянином, получает от святейшего патриарха Тихона предложение принять монашество, священство и архиерейство, дабы послужитьстраждущей Российской Церкви. После того как он сообщил об этом родственникам, он сказал: « если я откажусь, то буду предателем Церкви; а если соглашусь, то тем самым подпишу себе смертный приговор». Что и исполнилось впоследствии.

Вспоминаю также страшные слова нашего Спасителя, сказанные нерадивому рабу, получившему талант Господина: «лукавый раб и ленивый»; но с другой стороны не менее грозные слова: «како вшел еси семо, не имый одеяния брачна». В такие моменты особо ощущается « яко день и нощь отяготе на мне рука Твоя». Господь « сильный в милости и благий в крепости» с кротостью и долготерпением ожидает от человеческой души её выбора и решения, потому что и Сам некогда находился в борении.

Пути Господни неисповедимы и « от Господа стопы человеку исправляются» - благословляю Его всеблагой Промысел о мнегрешнем.

Прозревая ожидающее меня высшее служение, какое только возможно на земле, я не буду, подобно общественным и духовным деятелям, говорить и даже помышлять о каких-то будущих добрых начинаниях, планах и тому подобное. Как поёт святая Церковь: « аще не Господь созиждет дом добродетелей – всуе труждаемся; Господу же покрывающу – никто же наш разорит град». Молю Бога о даровании мне духа смиренномудрия, терпения и любви необходимых всякому пастырю, как «рабу рабов Божиих». О даровании « духа мирна», о котором говорил преподобный Серафим; о величайшем даре видеть свою немощь и ничтожество, ибо «сила Божия в немощи совершается». Благодарю Господа многократно смирявшего меня, ибо «благо мне, яко смирил мя еси, яко да научуся оправданием Твоим». Прошу у Господа и себе и пастве способность жить духовной жизнью, всегда избирать благую, Мариину, часть; искать прежде всего Царствия Божия и правды Его, Царствия Божия, «которое внутрь нас есть», а остальное , по неложному слову Спасителя, приложится.

Духовная жизнь – это не хорошо организованная администрация, или образцовое ведение хозяйства и даже не учительство, хотя и это всё нужно, но в качестве прилагательного. Духовная жизнь – это общение с Богом и святыми, умиление, слёзы, покаянное самопознание, познание безграничной Божией благости и человеколюбия, это личный духовный опыт. Это реализуется через искреннюю молитву частную и общественную, через святые таинства, через назидательную службу церковную, в которой участвуют и ум и сердце молящихся. Потому что храм Божий с его богослужением - это и начало духовной жизни и даже высшая богословская школа. И если человек – христианин старается «стяжать Духа Святаго Божия», очищать « внутреннее сткляницы» то есть своё сердце от греховных страстей, то тогда и внешнее его, то есть вся его деятельность, будь он архиерей или простой мирянин, будет угодна Господеви. В особенности это должен помнить епископ, чтобы всегда иметь дерзновение к Богу, дерзновение ходатайствовать за народ церковный подобно Моисею и болезновать за него подобно Павлу. То дерзновение, о котором писал возлюбленный наперсник Иоанн: «аще сердце наше не зазрит нам , дерзновение имамы к Богу, и аще чесо просим, приемлем от Него, яко заповеди Его соблюдаем и угодная пред Ним творим». А пастырю, как отцу постоянно приходится ходатайствовать о своих чадах, как это делал праведный Иов, ибо только пастырю Церкви Христовой даётся от Бога право, власть и сила ходатайствовать за людей. И эта ходатайственная молитва, это посредничество между Богом и людьми, является главнейшей обязанностью пастыря, которая стоит даже выше совершения служб и таинств, выше руководства через проповедь и наставления. Так учил светильник Русской Церкви святойправедный Иоанн Кронштадтский.

Прошу Господа ниспослать благодать Святаго Духа, восполняющую оскудевающее , через вас ,Ваши Преосвященства, а также молитвами невидимо присутствующего духовного отца моего, в своё время возложившего на меня лёгкое бремя монашества и благое иго пастырства, да укрепит она мой скудельный сосуд и соделает его способным вместить и понести это сокровище не умаленным и даже приумножить его.

В этот знаменательный день дерзаю обратиться к Богу словами составителя Божественной Литургии: «Господи низпосли руку Твою с высоты святаго жилища Твоего и укрепи мя в предлежащее служение сие, да неосужденно предстою страшному престолу Твоему, ходатайствуя о словесных овцах, а во время благопотребно предстану с ними престолу Небесному, взывая сбожественным Павлом: «се аз и дети, яже ми дал еси Боже». Аминь.

 
«Церковная Жизнь» — Орган Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви.
При перепечатке ссылка на «Церковную Жизнь» обязательна.