Иеромонах Тихон (Смыслин), г. Краснодар
В последние годы мы видим, как в церквах Московского патриархата и официального мирового Православия все более расширяется процесс отступления от Канонов Православной Церкви. Идёт постепенное соединение с Католической церковью, Всемирный совет церквей был назван лже-патриархом Кириллом «нашим общим домом», состоялся 8-й Вселенский собор, послание которого гласит: «Всеправославный собор должен стать постоянно действующим органом и собираться раз в несколько лет, и решения такого органа будут выше местных решений Поместных церквей и обязательны к исполнению для всех». Иными словами, создан орган управления всеми Поместными Православными Церквами. И не так давно, в 2011 году, митрополит Илларион Алфеев, глава отдела по внешним церковным связям, он же – глава богословской комиссии РПЦ (МП), заявил: «С тех пор как мы вступили в диалог с католической церковью, мы перестали их квалифицировать как еретиков». Можно сказать, что митр. Илларион, как «рупор» модернистов-реформаторов РПЦ (МП), указал на то, что грани между Православием и ересью в мировом Православии уже стёрты.
В связи с углублением процесса апостасии, после того как пала Зарубежная Церковь в 2007 году, не стало обличающего голоса, который мог на весь мир заявить об этом и призвать к борьбе за чистоту Православной веры. Наша Церковь слишком мала, чтобы мы могли влиять на то, что происходит в России и мире. Единственное, что можем мы — это следить за исполнением Заповедей Божиих и Канонов в нашей Церкви. А это зависит от духовного состояния нашего епископата и клириков, которые должны воспитывать паству, приходящую в последние годы преимущественно из Московского патриархата. По нашим наблюдениям, священство нашей Церкви также приходит к нам из апостасийной МП. И приносят те же духовные болезни, которыми страдают клирики Московского патриархата. Можно назвать некоторые из них: духовная прелесть, зависимость от алкоголя, сребролюбие, отсутствие страха Божия, равнодушие к подвигу Отцов Катакомбной Церкви. Многим из них не страшно перейти из одной церковной юрисдикции в другую, потому что они не трудятся понять, в чём собственно истинность нашей Церкви.
За годы моего личного пребывания в лоне РИПЦ мне приходилось видеть много священников и дьяконов, которые приходили к нам и каялись в том, что они осознают ложность Московского патриархата, принимались в качестве клириков и вскоре оставляли назначенное им место служения. И более того — уходя, лили грязь на наших Архиереев и всю Церковь и называли Её не Истинной. Чаще всего причинами их ухода служило нетерпение скорбей, нехватка финансов или недовольство управлением. Очень редко к нам приходят клирики по действительно духовным разногласиям с епископатом МП или их церковной экклезиологией. В основном приходят те, кто не прижились там по своим немощам. Находясь в нашей Церкви, многие из них не оставляют своих, так сказать, греховных привычек и навыков, приобретённых ими в лоне Московского Патриархата. И страшно то, что они не хотят бороться со своими немощами. Одна из причин этого, по нашему мнению, заключается в том, что они даже и не знают, как перестроиться при переходе в Истинную Церковь, как они должны соотноситься со своим священноначалием и как относиться к своей пастве. Приходящие к нам и ещё не принятые не знают, что в нашей Церкви они не являются священниками, каковыми они будут только после испытания и хиротессии.
Некоторые приходящии из апостасийной патриархии не осознают того, что находятся в духовной прелести, и более, таковые навязывают своё прелестное мнение клирикам – собратиям и пастве. Ярчайшим примером можно назвать о. Илию /Емпулева/. Одарённый талантами человек, ревностный христианин, он пришёл в РИПЦ в сильной степени поражённый прелестью. Изданная им ещё в лоне патриархии книга «Страха же вашего не убоимся» имела духовные отклонения. Несмотря на замечания церковного народа РИПЦ о имеющихся в ней духовных ошибках, он её продолжал издавать и раздавать людям. Кроме того, у о. Илии было собственное мнение о наличии благодати в Московском патриархате, которое он навязывал клирикам и пастве. И это мнение коренным образом отличалось от мнения Отцов Исповедников и Новомучеников Российских. Некоторые из мирян соблазнились его высказываниями и покинули РИПЦ. Многие пытались ему указать на ошибочность его мнения, но он слушать никого не хотел и стал только более осторожным.
Будучи принят в сущем сане из Московского патриархата, он не желал научиться в Истинной Церкви правильной духовной жизни, а навязывал другим своё повреждённое мнение. Так поступают многие пришедшие из патриархии. Они не хотят проникнуться Духом Катакомбной Церкви, не хотят иметь Ей послушание. Большинство приходящих считают РПЦ (МП) полноценной Церковью, а себя – носителями благодати священства. К сожалению, именно это не позволяет им принимать церковное учение от епископов и, тем более, от собратьев-священников или от паствы. И это не смотря на то, что принимающие их из апостасийной МП часто являются людьми более духовно зрелыми, много лет бывшими членами катакомбных общин, некоторые воспитывались Отцами Катакомбниками.
Исходя из вышеприведённого примера, просим наших Архиереев обратить внимание на то, как (?) они принимают клириков, приходящих из других церковных юрисдикций. Необходимо принимать с бо́льшей осторожностью тех, которые имеют некие таланты и заслуги, отмеченные епископатом других церквей. Так о. Илия /Емпулев/, имея ко всему организаторские способности, фактически содействовал расколу в Омской Епархии.
Выскажем наше мнение, почему не следует торопиться при приёме на служение клириков из других церковных юрисдикций, к каковым можно причислить Московский патриархат, греческих старостильников или «осколки РПЦЗ». Желательно принимать их с длительным испытательным сроком, потому что во время него обнаруживаются их прелестное состояние (если таковое имеется) и человеческие немощи. Желательно, чтобы клирики и монашествующие пожили на старых приходах РИПЦ, пообщались с церковным народом. И прежде чем таковым было бы дозволено учить паству или собратий, необходимо, чтобы они сами поучились нашим церковным традициям, прошли послушание, набрались некоторого опыта.
Зачастую люди, прежде чем прийти к нам, побывали в разных церковных юрисдикциях, и единственный опыт, который имеется у них, приобретён в апостасийном Московском П\патриархате или, допустим, у самосвятов. Следует обратить внимание, что люди, отошедшие в последнее время от РИПЦ, в большинстве своем не проходили послушания на наших приходах, не прониклись духом Катакомбной Церкви, не дорожили милостью Божией, оказанной нам в это тяжёлое для Православия время, пренебрегли соборностью и потому достаточно легко покинули Истинную Церковь.
Мы считаем, что необходимо строгое соблюдение для приходящих чина приёма, установленного в РИПЦ. Потребность в строгом принятии в клир нашей Церкви из апостасийной МП была актуальна уже с 90-х годов прошлого века. Как пишет в своём докладе Освященному Собору 2008 года Высокопреосвященнейший Архиепископ Тихон: «Для переходящих из МП, по предложению Вл. Лазаря, Зарубежным Синодом был принят Чин приема обновленцев, существовавший в Российской Церкви в 20-е годы» (1). Так как Новомученики и Исповедники Российские и Отцы Катакомбной Церкви единодушно отзывались о Сергианском расколе как о богоотступническом и новообновленческом, то и принимать из МП клириков необходимо как приходящих из обновленческого раскола. О Сергианском расколе как об новообновленческом писали: Свв. Новомученики Епископ Максим (Жижиленко) Серпуховский, Архиепископ Серафим (Самойлович) Угличский, Епископ Алексий (Буй) Воронежский, Епископ Павел (Кратиров), Архиепископ Феодор (Поздеевский) и другие. Напомним обращение Высокопреосвященнейшаго Архиепископа Тихона к Освященному Собору 2008 года: «… ради сохранения чистоты Истинного Православия необходимо принимать в общение клириков МП через публичное покаяние, испытательный срок от года до трех лет с несением епитимии, Исповедание Веры и отречение от ложных заблуждений МП» (2).
Более того, в связи углублением процесса апостасии в Церквах Мирового Православия, просим Освященный Собор разсмотреть вопрос о принятии более тщательного и строгого чина приёма клириков. Возможно даже принимать их не только как обновленцев, но и как еретичествующих. В связи с тем, что приходящие часто не знают Правил Православной Церкви, считаем необходимым составить документ, знакомящий приходящих в РИПЦ с Правилами и Канонами, по которым они признаются обновленцами и еретичествующими. Наше мнение, что только при таком подходе к делу приходящие клирики будут правильно понимать причины того, почему им даётся испытательный срок и совершается над ними хиротессия.
Особенно просим наших Архиереев быть осторожными и не торопиться при хиротонии новых Епископов как для нашей Церкви, так и для других юрисдикций. Очень тяжёлый для всех нас пример отошедшего Епископа Стефана /Сабельника/ и сербских епископов. Все мы знаем, что из благих намерений наши Епископы для бывших приходов РПЦЗ в Северной Америке хиротонисали Архиерея. Протоиерея Стефана, как следует, никто не знал. Его не подвергли достаточной проверке и в первый же приезд постригли в монашеский чин и хиротонисали во Епископа. Впоследствии выяснилось, что Владыка Стефан оказался не компетентным и обидчивым человеком. Это или ещё что-то другое повлияло на его отложение от нашего Синода и уход в раскол. Заметьте, он попрал монашеское послушание своему духовнику и Церковные Правила и принял активное участие в сотворении раскола в РИПЦ.
В итоге скажем, что если мы будем строже относиться к приёму священства из других церковных юрисдикций, не торопиться хиротонисать новых епископов для зарубежья, то это поможет нам повысить «качество» церковного клира и целостность Нашей Церкви. По горькому опыту последних лет: отошёл епископ Стефан — за ним отошли приходы в России и за рубежом, отошла СИПЦ — отошли приходы в Европе.
Теперь перейдём к теме приёма монашествующих и мирян, приходящих из церквей мирового православия. Можно сказать, что многие из них являются людьми, повреждёнными духовно. Это видно, например, из того, что церковный народ Московского патриархата свято верит в благодатность лже-святых, прославленных там (Матрона Московская, Лука Крымский) и не прославленных (отрок Вячеслав Чебаркульский, лже-старец Алексей Пензенский, лже -старец архимандрит Павел Груздев). Очень трудно разубедить паству в ошибочности их почитаний. Таких людей тяжело воцерковлять и воспитывать в традициях нашей Церкви. Кроме того, всё чаще приходят люди, которых крестили с большими нарушениями, некоторых обливали водой, кому-то лили воду только на голову, а кого-то по-католически окропили. Фактически все́ к нам приходящие имеют эти нарушения. При служении в условиях городов на службы приходят люди мало знакомые нам или вовсе не знакомые. Со взрослыми мы проводим беседы для их воцерковления, но хотелось бы иметь чин приёма при нарушениях в Таинстве Крещения и других случаях. С одной стороны, как советовал приснопоминаемый схиархиепископ Лазарь, мы не должны слишком обособляться от православного народа России, чтобы не препятствовать их присоединению к РИПЦ. С другой стороны, их нельзя принимать со слишком большими послаблениями, так как это может привести к «заражению» нашей паствы ересями, обновленческими нововведениями, духовными болезнями приходящих и привычками к послаблениям. Например, к нам занесли из Московского патриархата традицию Причащаться Святых Тайн на Пасхальной седмице, на Рождественских Святках и в Троицкие дни без говения. И многие из старых прихожан соблазнялись этим новшеством. Нам говорилось, что это традиция старая и общецерковная. На самом деле — это новейшая традиция, официально принятая Архиерейским Собором РПЦ (МП) в 2013 году.
И, по-видимому, необходимо усилить работу по объяснению приходящим того, что Московская патриархия не является Истинной Христовой Церковью, и в чине приёма монашествующих и мирян делать ударение на необходимости покаяния в грехе «сергианства», отречения от лже-церкви и от ереси экуменизма. Иначе, как бывает у нас, люди, недостаточно разорвавшие духовную связь с МП, скучают по Крестным ходам, паломническим поездкам в монастыри, походам на престольные праздники в разные храмы. Людям не хватает общения со своими бывшими сомолитвенниками из патриархии, и когда пастырь не благословляет их ходить на вышеперечисленные мероприятия, они покидают РИПЦ и возвращаются в официальную церковь. Если внимательно наблюдать за происходящими апостасийными событиями в мире, то не сложно заметить, что разрыв между Истинной Церковью и Мировым православием углубляется с каждым годом, и вместе с ним ухудшается и духовное состояние людей, приходящих к нам.
Напоследок хотелось бы обратиться ко всем Архипастырям, пастырям и пасомым о том, что мы должны быть особо благодарны Богу за Его милость к нам, что мы находимся в лоне Истинной Церкви. Мы должны беречь традиции Российской Церкви, Катакомбной Церкви и РПЦЗ, выстраданные Новомучениками и Исповедниками Российскими, Исповедниками Катакомбной Церкви, отцами Зарубежной Церкви, и передавать их всем вновь приходящим и подрастающему поколению.
Ссылка:
1. Доклад Высокопреосвященнейшаго Архиепископа Тихона: «Об отношении РИПЦ к сергианско-экуменической МП (к вопросу о чиноприеме бывших клириков МП)».
2. Акт Исповедание Веры и отречение от ложных положений для клириков, приходящих из Московской патриархии в Русскую Истинно-Православную Церковь разработан и утвержден Архиерейским Совещанием РИПЦ 6 /19 августа <st1:metricconverter productid="2002 г" w:st="on">2002 г</st1:metricconverter>.