Пасхальное послание всем верным чадам Русской Истинно-Православной Церкви во Отечестве и разсеянии сущим
Дорогие о Господе собратия Архипастыри, благоговейнейшие пастыри и боголюбивая паства Русской Истинно-Православной Церкви —
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Ликующе радостно Церковь утверждает в день Христианской Православной Пасхи начало своего вечного бытия с Богом, и мы, христиане, с неземной радостью внимаем этому священному пасхальному приветствию – ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Ведь мы становимся причастниками жизни вечной, дарованной нам Победителем смерти, Спасителем и Искупителем нашим Господом Иисусом Христом!
Радостное всепрощающее настроение, согласно слову Иоанна Златоуста, читаемому на заутрене охватывает в эту пасхальную ночь и благочестивых и равнодушных, и добрых и недобрых. Таков дар особенной, таинственной благодати, даруемый верующим без заслуг и подвигов, это некоторое предвкушение радостей райских, получаемых православными христианами от Господа.
Воскресение Господа явилось переломным моментом в жизни учеников. Оно превратило их печаль в необычайную радость, и павшим, было, духом внушило им мужественную решимость, сделавшую из бедных рыбарей мiровых учителей и проповедников Евангелия, которые изменили всю историю.
Сошедший на Апостолов в день Пятидесятницы, согласно обетованиям Спасителя, Дух Святый утвердил их в вере Христовой и благодатью Своею излил на них дары Божии. Он утвердил их для проповеди и исполнения в жизни учения Иисуса Христа, для устроения созданной Иисусом Христом Церкви. Церковь, возглавляемая седящим одесную Отца Сыном Божиим, таинственно руководится Духом Святым. Она внутренне объединяет чад Своих и соединяет их со Христом.
Православная Церковь, по определению Апостола Павла, есть Тело Христово, Которое обладает всей полнотой благодати Божией, исцеляющей, возраждающей и спасающей человека. И только в истинном Православии, пребывающим в лоне истинной Церкви Христовой, мы сможем найти ответы на все вопросы нашего сердца. Только Православие – подлинное, настоящее Православие, свято хранящее нравственные, духовные законы, дает познать ищущей человеческой душе христианской путь ко спасению, и само истинное Православие в лоне истинной Православной Церкви и есть благодатный Путь спасения.
Непогрешимость Православия именно в том, что оно – не одно из человеческих учений или религий, и даже не одно из многочисленных “христианских толкований Евангелия”, как учат протестанты и “православные” экуменисты. Нет, Православие есть откровение Божие, в нем – сама Истина. Оно не нуждается ни в изменении, ни в дополнении. В нем есть всё, что нужно для спасения; нам остается только смиренно принять его в своё сердце и в свой ум, усвоить его всем своим существом. Поэтому отступление от Православной Церкви Христовой неизбежно ведет к отступлению от Православия, а значит, к отступлению от полноты божественной Истины, от вечной Жизни.
И доныне Воскресший Сын Божий Иисус Христос – Глава Церкви Своей, и из Него, из Безсмертного Главы Церкви по всему телу Её струятся животворящие благодатные силы, оживляющие нас безсмертностию и вечностию. В Ней – все Святые Таинства и святые добродетели, которыми мы очищаемся и обновляемся, перерождаемся, освящаемся и спасаемся.
И когда мы представляем себе необъятное величие Церкви Христовой, перед именем Главы Которой «преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» (Филип. 2,10), какое недоумение, хотя и святое, и трогательное, могут вызвать у нас слова Апостола Павла о Прискилле и Акиле и домашней их Церкви – «Приветствуйте Прискиллу и Акилу и домашнюю их Церковь» (Римл. 16, 1-6).
И сегодня, когда мы испытываем светлую Пасхальную радость, даже самые убогие наши домовые церковки кажутся в эту чудесную святую Ночь светлыми небесными чертогами. Сердца верующих исполняет сладостная любовь к Богу, к людям, ко всему существующему. Хочется обнять всех и вся, весь мip.
Действительно, с одной стороны — такое неизмеримое величие Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, а с другой как бы вмещаемость Её в тесные размеры частного дома Прискиллы и Акилы...
Это замечание св. апостола о Прискилле и Акиле и о домашней их Церкви имеет для нас громадную, богооткровенную важность, ибо оно указывает, что не во внешнем размере и не в земном величии сущность Церкви Христовой, а в том, что, несомненно, содержала домашняя церковь Прискиллы и Акилы, несмотря на малые размеры свои. В ней видны были истинная вера Христова, и благодать святых Таинств, и согласие со Вселенскою Церковью, и апостольское пастырство. Так, вода есть всегда вода, будет ли она в безбрежном океане, или в реке, в небесных облаках, или в капле дождевой. Сущность водной стихии везде одна и та же.
Эту мысль, которую дает апостол Павел в послании к римлянам, нужно особенно иметь ввиду, когда кто-нибудь начинает мерить величие своей поместной, или национальной церкви, своей епархии или своего прихода размерами земли, или многолюдством, или богатством и внешним блеском своим. В этих случаях своей гордой надменности хорошо припомнить Прискиллу и Акилу и домашнюю их церковь.
Мы живем во времена, когда люди, называющие себя христианами, но по сути являющиеся обрядопоклонниками, равнодушны к церковно-каноническим, догматическим и вероучительным вопросам, которым безразлично, кто и как, и чему учит, и куда ведет. Главное – был бы храм, на нем купола и кресты, в храме священник-требоисполнитель, который всегда готов крестить, венчать, отпеть, дом освятить, так что, находясь действительно телом своим в Истинной Церкви Христовой, сердце и душа таких людей не в Ней и не с Ее Главой. Приходит время, и они покидают Дом Христов, чтобы построить свой собственный
Как пишет апостол Павел коринфянам: “Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем. Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем”(2 Кор. 4:8).
И дальше: “Во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке, в чести и безчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны; мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищии, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем” (2Кор. 6:4—10).
Воскресение Христово раз и навсегда открыло перед человечеством врата вечности. Какими же ничтожными в сравнении с этою истинною жизнью предстают перед нашим сознанием наши ссоры и постыдные деления на враждующие друг с другом группы, наше злопамятство, которое нам преграждает нам вход в Небесное Царство, — которого, по милости Божией, могут удостоиться многие тяжкие грешники, раскаявшиеся в своих грехах и преступлениях, но не войдет туда никто, хранящий в сердце своем злобу, ненависть или гордость.
И если бы мы больше размышляли о неизбежной для каждого из нас смерти и воскресении, то, как быстро таяли бы в нас остатки злобы и жажда мести. Уже не ненавистными, а глубоко несчастными казались бы нам отступники и дерзающие творить расколы, обрекающие себя на вечную погибель. Ведь их наслаждение временными «победами» над верными чадами Церкви может длиться лишь некоторое время – то ли несколько лет, то ли даже несколько дней, но терзания их душ за гробом будут продолжаться целую вечность. Не говорим о том, что и здесь, на земле, совесть будет терзать их гораздо мучительней, чем нас угнетают невольная бедность и унижение в наших лишениях.
И мы, как подвергшиеся лишениям за верность святым убеждениям, не будем им завидовать, как сохранившие в своей нищете то, что всего дороже на свете, т. е. неукорную совесть, не будем раскаиваться в нашем твердом стоянии в истине, как не осквернившие себя жестокостью к беззащитным, не будем таить в себе жажду мести нашим обидчикам.
Но горе тем из нас, которые будут взирать на воздаяние им со злорадством, а не с состраданием. Таковым не будет места в воскресении: их ожидает за гробом та же участь, как и их ненавистных врагов, а в настоящей жизни им не приходится вкусить полнотою радости о Христовом Воскресении, ибо иные начала, иной дух принес Христос нам из Своего живоносного гроба.
Не тщетно Господь по воскресении Своем преподал мир и радость Своим последователям. То и другое сохранили Его ученики, хотя и страдали на земле более всех и, конечно, в тысячи раз более нас, лишенных благолепных храмов и возможности, большей частью, открытого служения. И если они находили в себе благодатные силы, во-первых, прощать обидчиков, а во-вторых, радоваться о Боге среди бедствий, то насколько будем неизвинительны мы, если будем предавать сердце свое унынию, ропоту, злобе и мести. Да избавит нас от всего этого благодать Воскресения Христова!
Но сегодня, в радостный для всех истинных православных христиан день Воскресения Христова будем помнить, что только пребывание в истине, бодрствование духовное, только трепетное удержаниeв душах наших пасхальнаго света, только горячее молитвенное покаянное упование на Христа Жизнодавца, смертию смерть поправшаго и вернымвечную жизнь даровавшего, соделает нас достойными стать сопричастниками духовного возрождения мipa.
После великих трагических событий, после крестных страданий, печальнаго зрелища Голгофы, после скорби, за жестокость и несправедливость людскую и за свою личную греховность, после дней печали мы должны радоваться, светло ликовать: Христос Воскресе! Как лучезарное солнце светом своим разгоняет тьму и мглу непроглядную, так свет возсиявший из гроба — Жизнодавец-Христос Своим возстанием прогоняет тьму неведения, горечь нашей греховной жизни, озаряет безотрадность нашей временной жизни. Вечное наше спасение совершилось. „Христос возста от мертвых начаток умершим бысть!" (1 Кор. 15, 20).
Поистине радостен, велик и спасителен для всего человечества день Господня Воскресения, в который отверженный Камень быстъ во главу угла(Мф. 21,42), в который Господь принес Себя за нас в жертву, а мы вкушаем от этой жертвы, как от хлеба жизни, и услаждаем во всякое время души наши Его честною кровию, как бы из некоего животворного источника. И не только мы, люди, радуемся о воскресшем Господе, относимся к этому событию с величайшим благоговением, но вместе с нами ликовствует и небо, радуется вся Церковь первородных на небесех написанных(Евр. 12, 23).
Внидем же в радость Господа нашего ИиcycaХриста в этот светлый День Его Воскресения и постараемся как можно дольше сохранить пасхальное настроение, проводя наше христианское житие, укрепляясь в вeре, надежде, а наипаче – в Любви Христовой.
“Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити!”
Всех вас, чад Церкви Христовой от всего сердца поздравляю с Пасхой Христовой!
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
— ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!
+ смиренный Тихон,
Божией милостию Архиепископ Омский и Сибирский,
Первоиерарх Русской Истинно-Правславной Церкви
Пасха Господня,
15 / 28 апреля 2019 года,
Омск.