Поиск

Рождественское послание Высокопреосвященнейшего Тихона, Архиепископа Омского и Сибирского - 2016/2017

 

Всем верным чадам Русской Истинно-Православной Церкви
 во Отечестве и разсеянии сущим

Дорогие о Господе собратия Архипастыри, благоговейнейшие пастыри, усердное в подвигах монашество и иночество, и боголюбивая паства Русской Истинно-Православной Церкви, всех вас поздравляю с Рождеством Богомладенца Иисуса Христа!

Сегодня мы стали свидетелями Таинства странного и поистине изумительного - Сущий от вечности ныне воплощается, приемлет нашу плоть, чтобы сделать нас причастниками Своей славы, чтобы даровать нам Свой Дух, чтобы освятить нас, дарует нам Свой Дух, чтобы спасти нас!

Прославим же святое торжество настоящего праздника, ибо сегодня сокрушено иго древнего рабства, повержены в смятение демоны, разрушена смерть, отверсты врата рая, уничтожена клятва, побежден грех – небесная жизнь перенесена на землю, ибо Сам Бог явился на земле, а человек возвышен на небо. Бог соделался человеком, не переставая являть в Себе Бога, ясли вместили Того, Которого не может вмещать небо, даяй пищу всякой плоти питается млеком Девы, Отец будущего века носится руками Девы. О, какая картина представляется нашему взору – бедный древодел Иосиф, ясли, Отроча новорожденное, пелены, безпомощная Мать, не имеющая самых необходимых вещей – везде признаки крайнего убожества! Но сколько богатства в недрах этой бедности! Только из любви к нам грешным так обнищал Всеблаженный! Но из среды этих яслей Он потрясает вселенную, покрытый пеленами, Он расторгает узы греха! Уста Его едва произносят невнятные звуки, но Он уже наставляет волхвов – уже обращает их к вере в Себя!

О Нем много и ясно говорили пророки, как о Пастыре, Который будет пасти Свое стадо, будет собирать Своею рукою грешников, как ягнят и носить их на лоне Своем /Ис.40,11/, охра­нять Свое стадо /Иер.31,10/.

Желая уяснить цель Своего рождения на земле и Свое отношение к людям, Сам Спаситель, говорил: „Я Добрый Пастырь, Кото­рый пришел положить жизнь Свою за овец" /Иоан.10,11/, Который при­шел искать заблудшую овцу, чтобы, найдя ее, радоваться о ней боль­ше, чем о незаблудших /Мф.18,12/. „И овцы, как говорит Апостол, идут за Ним, потому что знают голос Его" /Иоан.4,4/.

И на призыв Его отозвались апостолы, малое стадо пер­вых христиан, а затем множество мучеников, отцов-пустынников и словесных овец, искавших Доброго Пастыря. И Он соб­рал Свое стадо - Церковь Свою: „да будет едино стадо и Един Пастырь" /Ин.10,16/. Своею любовью Он взрастил подобных Себе духо­носных пастырей, и послал их во все концы вселенной просвещать светом Евангелия народы, пребывавшие во тьме и сени смертной, искать заблудших овец, наставлять, любить и охранять их!

И доныне воплотившийся сегодня Богомладенец Иисус Христос – Глава Церкви Своей, и из Него, из Безсмертного Главы Церкви по всему телу Её струятся животворящие благодатные силы, оживляющие нас безсмертностью и вечностию. В Ней все святые таинства и святые добродетели, которыми мы очищаемся и обновляемся, перерождаемся, освящаемся и спасаемся.

И когда мы представляем себе не­объятное величие Церкви Христовой, перед именем Главы Которой «преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» (Филип. 2,10), ка­кое недоумение, хотя и святое, и трогательное, могут вызвать у нас слова Апостола Павла о Прискилле и Акиле и домашней их Церкви – «Приветствуйте Прискиллу и Акилу и домашнюю их Церковь» (Римл. 16, 1-6).

С одной стороны — такое неизмеримое величие Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, а с другой как бы вмещаемость Ее в тесные размеры частного дома Прискиллы и Акилы...

Это замечание св. апостола о Прискилле и Акиле и о домашней их Церкви имеет для нас громадную, богооткровенную важность, ибо оно указывает, что не во внешнем размере и не в земном величии сущность Церкви Христовой, а в том, что, несомненно, содержала домашняя церковь Прискиллы и Акилы, несмотря на малые размеры свои. В ней видны были истинная вера Христова, и благо­дать святых таинств, и согласие со вселенскою Церковью, и апостольское пастырство. Так, вода есть всегда вода, будет ли она в безбрежном океане, или в реке, в небесных облаках, или в капле дождевой. Сущность водной стихии везде одна и та же.

Эту мысль, которую дает апостол Павел в послании к римлянам, нужно особенно иметь ввиду, когда кто-нибудь начинает мерять величие своей по­местной, или национальной церкви, своей епархии или своего прихода размерами земли, или многолюдством, или богатством и внешним блеском своим. В этих случаях своей гордости хорошо припомнить Прискиллу и Акилу и домашнюю их церковь.

Мы живем во времена, когда люди, называющие себя христианами, равнодушны к церковно-каноничесим, догматическим и вероучительным вопросам, которым безралично, кто и как, и чему учит, и куда ведет. Главное – был бы храм, на нем купола и кресты, в храме священник-требоисполнитель, который всегда готов крестить, венчать, отпеть, дом освятить, так что, находясь действительно телом своим в Истинной Церкви Христовой, сердце и душа таких людей не в Ней и не с Ее Главой. Приходит время, и они покидают Дом Христов, чтобы построить свой собственный.

Зададимся же вопросом, когда нас одолевает гордостной помысел о величии своей Церкви —содержим ли мы несомненную веру в Господа Иисуса Христа Сына Божия, Его ли мы считаем основанием Церкви своей, или мы склонны допустить другие основания? Питаемся ли мы тою изобильною благодатью святых таинств, которыми совершается наше спасение, или мы, как, например, протестанты, пренебрегаем ими? Держимся ли мы только тех догматов и канонов, которые утвердила вселенская Церковь на Вселенских Соборах, или мы, прибавляем к ним свои частные мнения и заблуждения, подобно католикам или, как протестанты, совершенно отметаем их? Стоим ли мы в управлении церковном под водительством апостольского священноначалия, или, как раскольники и сектанты, выбираем и поставляем себе пастырей и учителей, которые бы только льстили слуху нашему? Вот что указывает нам, что и великая Церковь может быть церковью заблуд­шею, и малая Церковь может быть Единой Истинной.

Воля Божия, открытая нам в Божественном Откровении Священного Писания и Священного Предания, заключается именно в спасении человека через Воплощение, Крест и Воскресение Сына Божия Иисуса Христа, и будем сегодня радоваться всем своим существом Его Рождеству ради спасения рода человеческого.

Поспешим же сегодня к яслям Воплотившегося Богомладенца Иисуса Христа, очищая себя от всякого греха, стараясь ради Него и во Имя Его стать лучше, простить обидевшего, помочь нуждающемуся, ответить на любовь Родившегося Богомладенца подвигом ответной любви, чтобы воспевать вместе с ангелами:

«Слава в Вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!»

+ Смиренный Тихон,
милостию Божией
Архиепископ Омский и Сибирский,

Рождество Христово,
25 декабря/7 января 2016/2017 г.

 
«Церковная Жизнь» — Орган Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви.
При перепечатке ссылка на «Церковную Жизнь» обязательна.