Слава в вышних Богу и на земли мир... (Лук. 2, 14).
И послав Ирод, изби вся дети,
сущия в Вифлееме
и во всех пределах его... (Мф. 2, 16)
Дорогие о Господе
собратья-архипастыри, всечестные отцы, боголюбивые братья и сестры!
Небесным миром и благодатною радостью наполняется сердце наше в светлый праздник Рождества Христова у священных яслей Богомладенца Иисуса Христа — Превечного Бога. Церковь в своих песнопениях звучно воспевает торжествующую песнь небожителей: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!» Всему мiру, всему человечеству возвещается радость велия: «Днесь родися вам Спас, Иже есть Христос Господь во граде Давидове» (Лк. 2, 11).
Но когда мы, отвлекаясь от яслей Христовых шумом бурного моря житейского, обращаемся к тому, что творится в мiре в наши скорбные дни, то и сердце наше в смущении начинает вопрошать: где — в человецех благоволение? Восстали царства на царства, народы на народы; многочисленные орды вооруженных, озлобленных друг на друга людей не прерывают ужасных битв по всей земле, на огромных пространствах многих государств льются потоки крови, не говоря уже о слезах, которыми столь же обильно орошается вся земля. Где же столь вожделенные мир и благоволение? Не переживаем ли мы предапокалиптические времена? Что это означает? Неужели святые ангелы ошибались?
«Да не смущается сердце ваше,— глаголет Богомладенец от яслей Своих,— зрите, не ужасайтеся: подобает бо всем сим быти».
Да, подобает быти: так было и тогда, когда явился на земле Сам Он, великий Примиритель неба и земли; и тогда, едва успели Ангелы воспеть дивную песнь мира, как на земле началась неслыханная война: с одной стороны царь Ирод и весь Иерусалим, с другой — Отроча Иисус и Его телохранители — младенцы Вифлеемские. И полилась тогда кровь неповинная сих младенцев-мучеников, и церковное предание говорит, что воинами безчеловечного Ирода было умерщвлено в Вифлееме и его окрестностях до 14000 малюток...
Но, ободримся, ибо для нас, именно для нас, Господь совершил великое дело своего вочеловечения; на наши болезни призрел Он с непостижимою милостию, и потому перестанем колебаться, унывать и сомневаться! Исполненные веры, усердия и благодарности приступим к покаянию: посредством его примиримся с Богом.
Знаем мы, что враг рода человеческого будет ополчаться на нас и сеять вражду между нами, но если со страхом Божиим, Верою и Любовью будем пребывать в Истине, то в сердцах наших и в душе насладимся мы тем миром, о котором в Святую ночь воспевали и возвещали ангелы.
Но при этом будем храниться от мечтательности, которая может нам представить, что мы видим, осязаем и объемлем Господа Иисуса Христа, что мы — Его. Однако, это лишь пустая игра напыщенного, гордого самомнения! Это - пагубное самообольщение, печать несокрушимая - признание действий самообольщения действиями благодатными.
Может ли находящийся в самообольщении, в области лжи и обмана, быть исполнителем заповедей Христовых, которые истина от Истины - Христа? Сочувствующий лжи, услаждающийся ложью, усвоивший себе ложь, соединившийся с ложью в духе, может ли сочувствовать истине? Нет! Он возненавидит ее, соделается исступленным врагом ее и гонителем.
Труден выход из самообольщения, но возможен — из этого бедственного состояния выходит человек с сознанием своего заблуждения, отвержением его, вступлением в спасительное поприще покаяния. Вверим себя Господу, а не себе.
Приготовим себя к принятию даров Его очищением себя покаянием – это наше дело. В таинстве исповеди решительно очистим все грехи, соделанные словом, делом, помышлением, чтобы изгладить из сердца вкоренившиеся в него навыки греховные.
Итак, дорогие о Господе братия и сестры, Святая Церковь воспевая сегодняшний Праздник мира, любви и благоволения призывает всех нас усвоить мир Божий, связать в себе зло, уничтожить внутренний разлад и раздвоение. Она призывает нас очиститься через покаяние, родиться духовно, и тогда мир внутренний, Мир Христов, Мир Любви, являющийся основой внешнего мiра, воцарится в наших сердцах.
Человечество в большинстве своем не имеет мира и любви, ибо нет мира, и не может быть в безбожном, богоотступническом, апостасийном мiре. Но Божие слово непреложно, а значит, мир на землю принесен.
Царством мира на земле является Церковь Христова: Она – носительница, провозвестница и подательница мира Христова. В Ней и только в Ней нужно искать мира. Здесь, в Истинной Церкви Христовой, верной Невесте Своего Небесного Жениха, Его Мистическом Теле человеку преподается мир с Богом, так как в благодатных таинствах, в молитве, во всем строе жизни церковной православный христианин возстанавливает утраченное единение с Творцом, приобретает мир для своей души, отраду и упокоение для своего сердца; природа человека перерождается и обновляется. В душе кроткой, незлобивой, смиренномудрой, милостивой и любящей водворяется Бог мира и любви, и христианин испытывает тогда высокое блаженство, выше которого ничего нет на земле.
Поклонимся же от всего сердца, с любовью, смиренно и послушливо Божией Премудрости, исполняющей сердца наши радости; поклонимся убогим яслям Вифлеемским с лежащим в них Богомладенцем Христом, и исполнившись Светом Разума, повторим ангельскую песнь: «Слава в Вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение!»
+ Смиренный Тихон,
милостию Божией
Архиепископ Омский и Сибирский,
25 декабря/7 января 2015/2016 г.