По благословению председателя Архиерейского Совещания Сербской Истинно-Православной Церкви (СИПЦ) Преосвященного Епископа Акакия (Станковича) Утешителевского редакция официального блога СИПЦ «Сербское Истинное Православие» разместила комментарий по поводу состоявшегося в марте 2014 г. объединения Синода ИПЦ Греции во главе с архиеп. Калинником и греческого Синода Противостоящих. Размещаем этот комментарий на русском языке:
«Торжественное соборное богослужение в Крестопоклонную неделю, 23 марта, в монастыре Св. Николая в пригороде Афин Пеании, подтвердило договор о взаимном общении ИПЦ Греции под председательством Архиепископа Афинского и всея Эллады Каллиника, а также Синода "Противостоящих" (киприаниты), ИПЦ Румынии под председательством митрополита Власия Слатиоарского, ИПЦ Болгарии под председательством епископа Фотия Триадицкого и митрополита Агафангела, который представляет себя в качестве преемника падшей Русской Зарубежной Церкви.
Этот союз является результатом длительного богословского диалога между "каллиникитами" и "киприанитами". Насколько можно понять, "киприаниты" практически отказались от еретических учений своего учителя и основателя, покойного митрополита Киприана (Куцумбаса) о здоровой (православной) и больной (экуменисты) частях Церкви, «объясняя, что это учение было его личным богословским мнением - "теологуменом"».
21 марта ИПЦ Греции и епископы, которые принадлежали к Синоду "Противостоящих", подписали совместное православное исповедание веры, озаглавленное "Истинно-Православная Церковь против ереси экуменизма: догматические и канонические вопросы" и объявили свое вхождение в одну административную структуру, при которой бывшие епископы «киприаниты» вошли в юрисдикцию Священного Синода ИПЦ Греции под председательством архиепископа Каллиника и, по согласованию, стали членами одного объединенного Синода греческой ИПЦ.
Это решение было поддержано Синодами, которые находились в общении с Синодом «Противостоящих»: в Румынии и Болгарии, а также группой митрополита Агафангела в России.
Большинству истинно-православных во всем мире это, безусловно историческое событие, принесло большую духовную радость (в Греции некоторые его назвали «Пасха перед Пасхой») и надежду на начало процесса объединения всех истинных православных христиан, что после стольких мрачных десятилетий разделения и дробления Истинного Православия, конечно же, предполагает надежды на будущее укрепление позиций истинно-православных на поле боя с отступническим "официальным православием".
Конечно, есть те, кто сильно критикует этот разворот ИПЦ Греции во главе с архиепископом Каллиником, обвинив ее в безпринципности и в том, что через уступку "киприанитам" он отошел от предыдущей экклезиологической позиции исповедания веры ИПЦ Греции (1935, 1974, 1991). В данном случае зилотская позиция видит серьезный декаданс Истинного Православия и разрушительные шаги соглашательства с параномией (беззаконием). Удивление и различные предположения, в частности, вызвало то, с какой легкостью архиепископ Каллиник, бывший представитель «матфеевских» настроений в ИПЦ Греции, изменил своим прежним убеждениям. Что это было: искреннее желание достичь объединения Истинного Православия или искание собственной славы как его великого объединителя и покровителя?
Две наиболее важные и многочисленные Истинно-Православные Церкви: Русская Истинно Православная Церковь (РИПЦ) под председательством архиепископа Тихона Омского и Сибирского и Российская Православная Автономная Церковь (РПАЦ – Суздальский синод) под председательством митрополита Феодора еще не делали официальных заявлений по этому поводу.
Мы обратились к Преосвященному Епископу Акакию с просьбой изложить для нашего блога "Сербское Истинное Православие" свою позицию по объединению «каллиникитов» и «киприанитов». По словам Епископа, его личное мнение относительно этого объединения, - хотя окончательные результаты этого события еще не выкристаллизовались, - в целом положительное. Он считает, что этот акт позволил окончательно отказаться от крайностей «киприанизма» и «матфейства», которые действительно нанесли истинно-православным огромный ущерб.
В частности, вл. Акакий приятно удивлен изменению отношения архиепископа Каллиника относительно необходимости использования церковной икономии, которая была когда-то одним из основных препятствий в процессе переговоров об общении ИПЦ Греции и РИПЦ.
В то же время, заметил Епископ Акакий, вызывает вопросы и сомнения каноничность синода (и личности) митрополита Агафангела, в сравнении с истинно-православными синодами РИПЦ и РПАЦ. Преждевременное и необдуманное принятие в общение митрополита Агафангела, по словам Епископа Акакия, может осложнить будущие переговоры относительно вступления в общение ИПЦ Греции, Румынии и Болгарии с этими Синодами, которые сами могут в ближайшем будущем объединиться в сильную и единую ИПЦ России, без которой Великий Собор Истинно-Православной Церкви был бы неполон, хотя его созыв обсуждался в вышеупомянутом документе и в церковном исповедании новообъединившихся церквей ("Истинно-Православная Церковь против ереси экуменизма: догматические и канонические вопросы»). Поскольку митрополит Агафангел, сам по себе, конечно, не может представлять ни полноту РПЦЗ, ни Истинно-Православную Церковь в России, Епископ Акакий надеется, что греческие епископы имеют это ввиду.
Великое объединение Истинного Православия в сильный и единый фронт, продолжает Епископ Акакий, безусловно, требует уступок. "Без них важный и сложный процесс диалога никогда не сможет сдвинуться с места, а объединение всех, кто борется за чистоту Святого Православия против ереси экуменизма, отступнического сергианства и новокалендарного раскола, вряд ли когда-нибудь произойдет. Иерархи ИПЦ Греции во главе с архиепископом Каллиником это поняли. И в этом их необходимо поддержать», - считает Епископ Акакий.
Редакция блога «Сербское Истинное Православие» (СИПЦ), 29 марта 2014 г.