Поиск

Отчет об официальной встрече делегации Синода РПЦЗ(л) с руководством сергианской МП и переговорах об унии

Как свидетельствуют официальные источники РПЦЗ(л) и МП, процесс их слияния или, если быть точнее, унии – перешел в активную фазу. По оценкам самих участников этого «унийного» процесса, на пути к достижению полного единства остаются лишь «устаревшие предрассудки и искусственные стереотипы», которые, по их же заверениям, уже «практически изжиты». Ноябрьские переговоры членов Синода РПЦЗ(л) с сергианским «патриархом» и многолетним агентом КГБ Алексием Ридегером (он же – агент «Дроздов») это отчетливо продемонстрировали. Теперь даже в самой РПЦЗ(л) сомнений нет в подобных «подозрениях». Процесс «сближения» пошел настолько ускоренными темпами, что даже многие его сторонники оказались не готовыми к такой быстрой развязке вопроса. События последних месяцев показывают, что в РПЦЗ(л) есть оппозиция предательскому курсу их иерархии, однако ее голос игнорируется и скрывается, или подавляется…

Несмотря на многочисленные протесты среди рядового духовенства и паствы РПЦЗ(л), ее священноначалие делает свой сознательный выбор в сторону апостасийного т.н. «официального православия», в сторону экуменизма и сергианства, выбор предательства и отступления от Истинного Православия и Истинно-Православной Церкви. Чтобы не быть голословными, редакция «Церковных Ведомостей РИПЦ» продолжает знакомить читателей с документами Синода РПЦЗ(л), свидетельствующими о безпрецедентном попрании его членами Церковной Правды и Истинного Православия.

________________________________________________

Отчет об официальной встрече делегации Синода РПЦЗ(л) с руководством МП.

В понедельник 4/17 ноября 2003 вечером в Москву прибыла делегация от Русской Зарубежной Церкви для встреч с патриархом Московским и всея Руси Алексием и членами Синода в составе архиепископов Марка и Илариона, епископа Кирилла, протоиереев Николая Артемова и Петра Холодного.

Вторник 5/18 ноября

Утром мы присутствовали на литургии в Сретенском монастыре. Мы, Архиереи, поклонились св. мощам священномученика Илариона (Троицкого), и вошли через царские врата в алтарь, где для нас с левой стороны были приготовлены места с орлецами. После литургии, за которой молились о здравии Патриарха Алексия и Митрополита Лавра и о благословении благого дела, нам показали монастырь и семинарию при нем, чему последовал завтрак с архим. Тихоном. За завтраком обсуждали вопросы, связанные с предстоящими встречами.

В этой беседе мы формулировали свои позиции, лежащие для нас в основе диалога:

- а) Две части Русской Церкви имеют общую основу-источник - дореволюционную Русскую Церковь и Церковь 20-х годов, которая таким образом является для обеих частей Матерью-Церковью. Обе стороны призваны осуществлять установки Всероссийского Собора 1917-18 гг.

- б) После 1917 г. наступила эпоха, в первое десятилетие которой сложилось отдельное существование Русской Зарубежной Церкви. Это положение изначально мыслилось как временное, но затянулось надолго.

- в) С падением коммунистической безбожной власти встал вопрос преодоления тех моментов, которые привели к удалению друг от друга, разногласиям и даже острым противоречиям. Процесс преодоления разногласий продолжается уже целое десятилетие и вступил в новую фазу. Мы на высшем уровне узнаем позиции друг друга. После прославления новомучеников в 2000 г. остаются две спорных области: отношения Церкви и государства (термин "сергианство" неточный и расплывчатый, желательно уточнить терминологию) и экуменизм. Третий вопрос: административные отношения, или "экклезиологический вопрос". Первая Историческая Конференция, проведенная в 2001 г. по инициативе Русской Зарубежной Церкви в Сэнтендре (Венгрия) с участием независимых историков и клириков обеих частей Русской Церкви дала свои результаты по первому вопросу и походя касалась третьего. Расширенное Пастырское совещание, собираемое в Америке в декабре 2003 г. может дальше уяснять эти темы.

В разгоревшейся дискуссии пугают "административным подчинением" под маркой "объединения". Поэтому в данном вопросе должно быть четко установлено уважение к исторически сложившимся особенностям Русской Зарубежной Церкви.

- г) Создание благожелательного общения и отстройка здоровых отношений должна происходить на основе признания Русской Зарубежной Церкви как церковного организма, присутствующего как живая часть внутри Русской Церкви.

Юридически РПЦЗ остается такой же, какова она есть сейчас, сохраняя:

- церковно-административное управление,

- собственность,

- правовой статус (по-разному в разных странах),

- собственную кадровую деятельность (о решениях в этой области сообщается в Москву).

С духовной точки зрения желательно придти к молитвенно-евхаристическому общению. Что касается структурных вопросов, то "самую широкую автономию" предлагаемую Патриархом Алексием Вторым можно было бы рассматривать по модели Украинской, Молдавской или Японской автономных церквей. Форма самостоятельности Русской Зарубежной Церкви может быть окончательно определена только на всеобщем Соборе, который проводится с участием зарубежных архиереев. На каком-то этапе можно представить себе наблюдательский статус представителя РПЦЗ в Синоде в Москве, с более активным участием, например с правом голоса, когда речь о заграничной деятельности Русской Церкви.

Из Сретенского монастыря мы в 11:30 поехали в Донской монастырь, где приложились к св. мощам свят. Тихона, Патриарха-исповедника, осмотрели малый храм, где архим. Тихоном были обретены мощи св. Тихона, а также келью Патриарха, где убит был Яков Полозов, на могиле которого мы тоже побывали.

Встреча трех архиереев с Патриархом Алексием (Чистый переулок, 13:00- 16:10)

Из Донского монастыря мы поехали в Чистый переулок на встречу с Патриархом, назначенную на 13:00 ч. Мы вошли с архиеп. Иларионом и еп. Кириллом, священники удалились. Сначала были фотографы. Мы преподнесли Патриарху икону святителя Иоанна Шанхайского и медаль Германской епархии, отчеканенную к тысячелетию Крещения Руси, на которой с одной стороны крещение в воде, а на другой свв. Новомученики российские как образ крещения Русской Церкви кровью.

После ухода прессы Патриарх нас приветствовал и выразил свою радость о том, что на сей раз его приглашение (кажется четвертое по счету, как он сказал) было услышано. Он говорил о трудностях церковной жизни при советской власти и о необходимости договариваться с властями ради сохранения церковной жизни. Я сказал, что мы во многом не могли оценивать эту ситуацию и поэтому никогда не осуждали людей, но старались осуждать только неправду. Вместе с тем я подчеркивал, что для нас особенно огорчительно бывало появление архиереев из России, которые на Западе утверждали, что Церковь в Советском Союзе не преследуется, а наоборот живет более свободно, чем когда-либо в прошлом. На это Патриарх ответил, что он знает, что были такие случаи, но ему на одном международном съезде протестантский председатель экуменического собрания в личном разговоре сказал, что они знают, что митр. Алексий никогда не говорит неправду, и это соответствовало действительности, поскольку он предпочитал отмалчиваться и не говорить неправды.

Архиепископ Марк передал Патриарху благодарность нашего Первоиерарха за приглашение и выразил надежду, что наши встречи приведут к улучшению отношений между двумя частями Русской Церкви. От своего имени он сказал, что часто бывают перегибы, когда братия ссорятся, и что он просит прощения за подобные перегибы, которые проявлялись в частности в словесных высказываниях.

Говоря о будущих отношениях Патриарх Алексий выразил надежду, что мы сможем установить евхаристическое и молитвенное общение, ибо только это может привести к исцелению многочисленных ран. Он сам высказал предположение, что ни у нас такое дело не пройдет безболезненно ни в России, где несомненно есть ярые противники нашего сближения.

Владыка Марк высказал мысль, что ни в коем случае нельзя разбивать единство Зарубежной Церкви как органически выросшей и жизнеспособной структуры, но что предположительно возможен некий период плавного перехода, вследствие чего со временем, в отдаленном будущем, модель митрополичьих округов могла бы оказаться правильным решением для епархий заграницей. Говоря о возможности признания нашей уже существующей автономии, мы задали Патриарху вопрос, может ли он себе представить для нашей Церкви такую модель как для Украинской Церкви. Он ответил, что это, пожалуй, наиболее правильный вариант, но что в конечном итоге такого рода вопросы должны решаться соборным путем, прежде всего Собором Зарубежной Церкви, потом Собором Московского Патриархата и потом, по возможности, совместным Собором.

После обсуждения этих вопросов в общих рамках, Патриарх нас пригласил на обед. Сперва он нас привел в крестовую церковь, дал нам приложиться к престолу и к святыням, а потом мы перешли в его покои для обеда вчетвером.

За обедом Патриарх вел разговор на общие жизненные темы, углубляя личное знакомство. При прощании он нам всем троим передал одинаковые подарки, связанные со столетием прославления преп. Серафима Саровского.

Посещение Троице-Сергиевой Лавры

Первоначально предвиделось наше участие с Патриархом при награждении Макариевской премией в Академии Наук. Но мы больше стремились к тому, чтобы поехать в Троице-Сергиеву Лавру, куда некоторые члены делегации вообще не смогли бы попасть, если бы мы следовали приготовленной программе, включающей осмотр Лавры в субботу. Тогда сам Патриарх предложил о. Тихону поехать с нами в Сергиев Посад. Владыка Кирилл остался в Москве.

В Лавре нас встретил наместник, епископ Феогност. Он показал храмы Лавры и дал нам приложиться к святым мощам препп. Сергия и Никона, свят. Филарета и Иннокентия, и многочисленным другим, собранным в Лавре. Последовала экскурсия по археологическому музею Лавры, а потом мы ужинали с наместником. На ужин он пригласил еще архим. Матфея (Мормыля) - регента, нашего давнишнего хорошего знакомого, и игумена Филарета (Харламова), с которым о. Николай Артемов также был давно знаком - еще по Белграду. Здесь разговор шел, среди прочего, о судьбе церковного имущества в России, потому что в настоящий момент Дума предлагает Церкви выкупить имущество. Церковь протестует против этого, но пока неизвестно, чем это кончится. Атмосфера была совершенно непринужденная. На фоне общих воспоминаний делились также и опытом церковной жизни прошлого времени.

Среда 6/19 ноября 2003 г.

В среду утром мы осматривали храм Христа Спасителя. Нас водил по храму протодиакон, а в заключение мы пили чай с о. ключарем этого величественного собора.

В 12:00 ч. в резиденции Патриарха при Даниловом монастыре началась встреча с Патриархом и тремя членами Синода: митр. Минским и экзархом Белоруссии Филаретом, митр. Коломенским Ювеналием и митр. Смоленским Кириллом. Также присутствовали архим. Тихон и прот. Николай Балашов (ОВЦС). Наша делегация была теперь в полном составе.

Патриарх открыл встречу и выразил надежду, что мы сможем в духе братской любви разрешить вопросы, несмотря на то, что на этом пути мы встретим, несомненно, серьезные проблемы. Он сразу выдвинул предложение в дальнейшем развитии возможного диалога создать две комиссии для обсуждения практических вопросов, которые в конечном итоге должны решить сперва Соборы обеих частей Русской Православной Церкви, а после этого - совместный Собор. В качестве главы делегации архиепископ Марк в начале беседы выразил от имени митр. Лавра благодарность за приглашение его в январе, а также за приглашение данной делегации, посланной Архиерейским Синодом Зарубежной Церкви ради подготовления почвы для этого визита и исследования возможностей дальнейших шагов. Желая снять напряженность, владыка в этом кругу также попросил прощения, отметив, что не может сделать этого от имени всей Русской Зарубежной Церкви, но от своего имени и от имени других присутствующих на настоящей встрече архиереев Зарубежной Церкви за бывшие крайности, обидные слова и перегибы, выраженные в словесной форме, например в реакциях на некоторые действия и заявления представителей МП. Далее он заметил, что нам предстоит нелегкий путь, но что, по его убеждению, мы его сможем пройти с пользой для Церкви, если будем подходить ко всем вопросам в духе смирения и любви и сознания своих человеческих слабостей. Разъединение между нами случилось в силу исторических событий, потрясших Русскую Церковь и русский народ в 20 веке. Как люди церковные, и тем более как архипастыри, мы должны дать пример смиренного преодоления разделений и трудностей. На это откликнулся митр. Кирилл, который подчеркнул значение покаянного момента, и поэтому со стороны МП также должно быть испрошено прощение. Желательны в этом вопросе обоюдность и обще-церковный акт. Он предложил включить в сообщение для общественности тот факт, что первый шаг уже содержал подобное выяснение.

Беседа длилась до 14:15. Вечером о ней последовало совместное сообщение (см. далее).

Новодевичий монастырь

По окончании встречи в резиденции Патриарха участники переехали в Новодевичий монастырь, где осмотрели храмы и приложились к чудотворным иконам и к престолам, входя царскими вратами. Везде пели монахини. В одном из храмов шел как раз молебен паломников перед иконой "Неупиваемая чаша". Последовал обед в резиденции митр. Ювеналия.

В обеде участвовало 7 архиереев - кроме шести присутствовавших на встрече с Патриархом был еще викарий митр. Ювеналия, архиеп. Григорий.

Произносились краткие речи. Самую объемную и содержательную произнес митр. Кирилл, изложивший свою стратегию в отношении Запада и либерализма- экуменизма. Он считает, что возрождающаяся Русская Церковь может и должна активизировать остатки христианства на Западе, а то в будущей Конституции Европы уже отказались от упоминания Бога и христианства. Аналогичное ослабление христианских позиций идет повсеместно. Этому надо противодействовать. В этом отношении и в вопросе должных отношений освободившейся Церкви к государству митр. Кирилл видит далеко идущее единство в церковном восприятии с Русской Зарубежной Церковью и согласие со здоровыми принципами и историческим опытом ее, и поэтому считает, что в сущности нет противостояния, а имеется недопонимание, которое должно уйти со временем.

Четверг 7/20 ноября 2003 г.

В 8:00 из Внуково последовал отлет делегации в сопровождении архим. Тихона в Нижний Новгород на малом правительственном самолете с удобным салоном на шесть человек и вторым отделением на человек десять. Вследствие внезапного снегопада самолету пришлось кружиться лишние 40 минут пока расчищали аэродром. Делегацию встретил прот. Игорь Пчелинцев (участник Второй Исторической Конференции 2002 года, имевшей место в Москве) и другой священник. Было договорено, что до отлета в Москву вечером будет пресс-конференция. Впоследствии это оказалось полезным и важным. На двух микроавтобусах делегация отправилась в Дивеево, где была очень тепло встречена игуменией и певшими монахинями. Проследовали в храмы, где прикладывались к мощам преп. Серафима и прославленных дивеевских монахинь. Вместе с игуменией Сергией делегация прошла по "канавке", а после этого молитвенного похода была предложена трапеза. К тому времени с освящения нового храма в своей епархии прибыл и местный архиерей, епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий, хиротонисанный всего лишь несколько месяцев назад (в начале февраля сего года) и сразу же проведший великие торжества по случаю 100-летия со дня прославления преп. Серафима Саровского. Встреча архиереев была исполнена надеждой на дальнейшее развитие нормальных отношений между двумя частями Русской Церкви. Об этом было также сказано у входа в трапезную в телевизионном интервью.

Затем вся делегация присутствовала в алтаре при первой части всенощной под праздник св. архистратига Михаила. При возвращении в Нижний Новгород в аэропорту уже ждала пресса и телевидение. Ввиду того, что в средствах массовой информации и разных церковных кругах тем временем начались односторонние высказывания и интерпретации, недоумения и даже сознательные искажения, архиепископ Марк выступил, мимоходом и безо всякой полемики откликаясь на некоторые из этих моментов:

"Мы в эти дни встречались для того, чтобы подготовить почву для возможного посещения России первоиерархом Русской Зарубежной Церкви, митрополитом Лавром. Такое посещение предвидено на начало следующего года. Целью встреч было обсуждение возможной формы, содержания и цели такого официального визита. Свыше восьмидесяти лет Русская Церковь несет на себе раны, нанесенные чужими силами, безбожниками, которые поставили себе целью разрушить Русскую Церковь, русский народ и Россию. Вследствие этой разрушительной деятельности значительная часть русской паствы была лишена общения с Родиной. Находясь заграницей она продолжала, естественным образом, свою церковную жизнь в очень сложных условиях. Эта жизнь продолжается по сей день. При этом пастыри и паства Русской Зарубежной Церкви никогда не забывали, что они - часть единой Русской Церкви. Это -принципиально.

За эти последние дни мы обсуждали вопросы, которые могут мешать нам в процессе сближения, которые необходимо выяснить для улучшения отношений.

Не по поручению всей Русской Зарубежной Церкви, но по своему личному внутреннему чувству мы попросили прощения за те крайности, резкости и перегибы, которые проявлялись в словесной форме в отношении наших собратьев в России. И также представитель Московского Патриархата, митрополит Кирилл, попросил в свою очередь прощения и сказал, что мы можем двигаться вперед только, если мы готовы по- христиански прощать друг друга. Мы наметили ряд вопросов, требующих выяснения, и наметили создание с обеих сторон соответствующих комиссий, которые должны будут обсуждать эти вопросы, для того, чтобы на этой основе созидать то церковное общение, которое может быть и, согласно нашему общему желанию, стать итогом, конечным разрешением проблем, возникших в течение этих последних десятилетий между двумя частями Русской Церкви. Наши встречи в Москве в эти дни показали, что у нас очень много общего, на чем мы можем строить. Опираясь на это, мы призваны далее разрабатывать все те пункты, которые необходимы для развития в нас истинного покаяния и созидания между нами единства, которое лежит в основе всех ветвей Православной Церкви.

Мы встретили доброжелательное отношение и считаем поэтому, что начат путь, который может и должен в дальнейшем привести к ясности и четкости в наших взаимоотношениях".

Как яркий пример исторически обусловленных разногласий архиепископ Марк, привел те прещения, которые были наложены на зарубежных архиереев митрополитом Сергием (Страгородским) в 30-ые годы - "в самое жуткое сталинское время", как сказал архиепископ, считающий, что в таких действиях явно вынужденного характера отсутствует церковная правда. Он выразил надежду на новый подход во взаимоотношениях, при котором возможно будет совместно пересмотреть столь важные для церковного восприятия акты.

"Прещения эти мы за рубежом никогда не могли признать правомочными. Но они все же были высказаны. Это лишь одна из таких проблем, в которых мы должны - с Божией помощью - в комиссиях разбираться. Нам придется разрешать подобные вопросы с помощью исторического и церковно-канонического исследования. Здесь предстоит нелегкая работа. Но я думаю, что основа может быть положена именно будущим визитом нашего Первоиерарха в Россию, и тогда мы сможем, с Божией помощью, приступить к этой необходимой работе".

Этот текст был на следующее утро опубликован в интернете (на сайте "Православие. ру")

О причинах посещения Нижегородской области архиепископ Марк сказал, что равно как все его собратья-архиереи и другие участники делегации Русской Зарубежной Церкви, они желали по случаю приезда в Россию поклониться святыням русской земли и выразил сожаление о том, что сам до сих пор не имел возможности посетить в такой форме Дивеевскую обитель. Он подчеркнул значение Дивеева для России, и в частности для своей русской зарубежной паствы, а также отметил празднование столетия прославления со святыми великого угодника Божия, преподобного Серафима.

"Само это прославление было чудом! А среди старых прихожан, которых я окормлял в начале моей пастырской деятельности, было много таких, которые сознательно восприняли те события 1903 года. Они очень глубоко почитали святого Серафима. И поэтому для нас это было большой радостью, что мы имели возможность поклониться его мощам, помолиться и участвовать хотя бы в части совершаемого сегодня богослужения".

Русская Зарубежная Церковь была кратко охарактеризована как свободная часть Русской Церкви, совершавшая свое пастырское и миссионерское служение в течение более 80 лет в "странах, неподвластных безбожникам в то тяжелое время". Русское мировое рассеяние было наглядно представлено в наименованиях епископских кафедр присутствовавших трех архиереев (Германия, Австралия, Америка).

Приезд делегации Русской Зарубежной Церкви вообще широко освещался в российском телевидении в самом положительном тоне.

Пятница 8/21 ноября 2003 г.

На следущее утро 8/21 ноября, делегация по плану выехала в Архангельский собор в Кремле, чтобы присутствовать на патриаршем богослужении в день архистратига Божия Михаила..

Во время Литургии были фотографы и телевидение, которые снимали в том числе и нашу делегацию. Архиереи стояли на орлецах впереди у левой колонны перед амвоном. Собор был битком набит и это было наиболее удобным местом, поскольку в алтаре было кроме Патриарха - два епископа, четыре диакона, восемь священников, так что в сравнительно небольшом алтаре присутствовать во время богослужения было бы все равно невозможно. Но после причастия клира, в то время, когда шла проповедь народу, нас позвали в алтарь на поздравление Патриарха согласно чину. Владыка Марк подошел и, поздравив Патриарха, услышал вопрос, мог ли бы он себе представить 15 лет назад, что он в такой день будет на богослужении в кремлевском Архангельском соборе?..

Тем временем прот. Н. Артемов подошел к молодому епископу Даниилу Южно-Сахалинскому и Курильскому, с которым познакомился еще в сане лаврского иеромонаха лет 12 назад. Владыка Даниил подчеркивал, что несмотря на внезапно возникшие трудности надо продолжать богоугодное дело.

По окончании литургии Патриарх вышел в мантии на краткий молебен перед храмовой иконой в иконостасе, а потом обратился со словом к пастве. После краткого введения об Ангелах, Патриарх обратился к положительному освещению присутствия делегации Русской Зарубежной Церкви, коснувшись причин возникновения этой части Русской Церкви. В конце своего слова Патриарх сказал: "Приветствуя членов делегации Русской Зарубежной Церкви, я также прошу передать Наше приветствие ее Первоиерарху. Мы ожидаем, что во время его официального визита в Русскую Православную Церковь мы сможем обсудить пути дальнейшего нашего служения: для Русской Зарубежной Церкви - в пределах зарубежья. А для нашей Святой Церкви - в пределах Матери-Церкви" (так дословно звучала высказанная по актуальному вопросу формулировка, которая на официальном сайте Московского Патриархата была потом слегка видоизменена).

Наша делегация подошла ко кресту. Затем отправилась в соседнее здание, где приготовлена была трапеза. Но еще до трапезы Патриарх принял трех архиереев, членов делегации на более пространный разговор, ради того чтобы снять огорчение от одного своего высказывания об "ограде Матери-Церкви", сделанного им перед прессой в предыдущий день, которое было воспринято как сказанное в старом ключе и потому успело вызвать крайнее волнение в некоторых кругах Русской Зарубежной Церкви. На последующей трапезе Патриарх Алексий вновь очень тепло приветствовал наших архиереев, подчеркивая значение этого церковного события.

На подобных трапезах обычно произносятся тосты. Выступающие из священников (один был только что возведен в сан протоиерея) совершенно естественно говорили здесь о "двух частях единой Русской Церкви", о "ветвях Русской Церкви". Никакой напряженности по этому вопросу не ощущалось.

После трапезы в 18 часов в Даниловской гостинице состоялась краткая пресс- конференция по итогам встречи. Присутствовало несколько телеканалов и пресса. В своем выступлении митр. Филарет, экзарх Белоруссии, сказал среди прочего: "Без Мене не можете творити ничесоже" - сказал Господь, поэтому все наше упование на Господа, а мы должны проявить максимум послушания нашим Церквам, мы - в своей ограде, а пастыри Зарубежной Церкви - в своей ограде".

На следующее утро, в субботу архиеп. Марк с прот. Н. Артемовым улетели в Мюнхен. В аэропорту владыка Марк дал еще одно интервью для газеты. Архиеп. Иларион улетел в субботу вечером, посетив детский дом в Малом Ярославце. Епископ Кирилл еще дня три оставался в России, смог посетить Троице-Сергиеву Лавру и Софринские мастерские, и продолжал ознакомление с церковной жизнью в России, куда он приехал впервые.

2 декабря 2003 г.

Пресс-служба Единого Отечества / Вестник, Германской Епархии РПЦЗ

www.otechestvo.org.ua/hronika/2003_12/h_05_01.htm

 
«Церковная Жизнь» — Орган Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви.
При перепечатке ссылка на «Церковную Жизнь» обязательна.