Поиск

Кубанские Исповедники Церкви Катакомбной отец Алексей (Козяев, +1968) и отец Пимен (Завада, +1962)

Воспоминания сестёр катакомбной общины г. Харькова

Наши родители всю свою жизнь держались Катакомбной Церкви. Отца нашего в 1937 г. судили за веру, и дали ему срок 10 лет, который он отбывал в Свердловске. Маму тоже судили и дали 10 лет, но, по молитвам старцев, она пробыла в тюрьме только 11 месяцев. Брату Прокопию дали три года за то, что он читал в церкви Апостол.

Воспоминания П.М.

* * *

Катакомбный исповедник отец Алексей (Козяев,+1968) Кубанский

 

Катакомбный исповедник отец Алексей (Козяев,+1968) КубанскийОтец Алексей Козяев (+16.12.1968) проживал в станице Старо-Ниже-Стеблеевской, Краснодарского края. «Советской церкви» не признавал, служил тайно на дому. Мы частенько бывали у батюшки, хотя он жил в 60 км от нас. Был он женатый, имел матушку и дочерей, но не жил с ними, т.к. матушка ходила в «советскую церковь». Себе он выстроил во дворе маленький сарайчик, оборудовал в нем катакомбный храм и там служил. Отец Алексей был великий молитвенник и постник.

В 30-е годы отец Алексей за верность Истинно-Православной Церкви (ИПЦ) был осуждён советской властью на 25 лет лагерей, а потом приговорён к расстрелу. Когда его вели на расстрел, то он услышал неведомый голос:

— Беги!

И он побежал в лес, а солдаты за ним. И вот отбежал он недалеко, сел под деревом и начал молиться Божьей Матери. И видит, что четыре красноармейца ходят рядом с ним, ища его, а один прошёл в метре от него и не увидел. Был он скрыт от них и невидим, а он их видел. Так они и ушли, не найдя его. А отец Алексей долго потом еще скрывался.

Батюшка обладал даром прозорливости.

Одна молодая женщина пришла к нему, а он и говорит:

— Строго говори свой грех, ты такое зловоние принесла мне в келлию, что не могу дышать.

Она упала ему в ноги, разрыдалась, просила молиться о ней...

А к нам приехал как-то в село, а у нас лавочка на улице возле двора, где собирались к нам соседи в советские праздники пустословить и судить. Он то этого никак не мог знать. Но как глянул на нас и сказал строго:

— Это ваша лавочка?…

Как нас с сестрой пронзило насквозь! Проводили мы отца Алексея и сразу лавочку сломали, чтоб больше не брать грех на душу.

Однажды сделали брату Димитрию операцию, а рана никак не заживает, я со слезами поехала отслужить молебен, а батюшка и говорит:

— Не плачь, брат твой поправится. Я привезла святой водички от батюшки и дала брату, и стала рана заживать быстро, и он поправился.

 

Скончался батюшка 16 декабря 1968 г. и похоронен в станице Старо-Ниже-Стеблеевской. Дочь его В. живёт и ныне в городе Краснодаре. После кончины о.Алексея его духовные чада перешли к катакомбному батюшке Никите (Лехан,+1985) Харьковскому, перенявшему пастырское попечение о них.

Воспоминания П.М.

 

* * *

 

Катакомбный исповедник отец Пимен (Завада,+1962) Кубанский

Отец Пимен Леонтьевич Завада (+1962) был из кубанских казаков, он служил в церкви диаконом. После 1927 его советские власти арестовали за верность Истинно-Православной Церкви (ИПЦ). Был осуждён на 10 лет, сидел в тюрьме. Там рукоположили его тайно, вместе с отцом Алексеем. Им сказали:

— Идите в мир и служите в потаённых местах, продолжайте истинную веру Православную, а нас в эту ночь расстреляют. Кто рукополагал, я не знаю. После выхода на свободу, жил по «волчьему билету», без документов. Когда он вернулся из заключения, то узнал, что жена вышла замуж, жить негде и он пошел по миру. Семья от него отказалась, сказали:

— Не порть нам карьеру.

Одно время о. Пимен скрывался у мужа моей племянницы Михаила Дмитриевича Гладкого на хуторе Отрубном, Красноармейскаго района, Краснодарскаго края. Был он очень верующим и страннопримным. Один раз пришла к ним катакомбная странница, просить милостыньки, а Миша ее взял и оставил жить в своем доме. Эта странница Пелагея была знакома с отцом Пименом. Так и попал о. Пимен на хутор и стал жить тайно у Миши. Потом отец Пимен ушёл от них на кладбище, где выкопал себе землянку, сделал престол и там молился. К нему приходили молиться верующие истинно-православные христиане. Никакой постели, никакого запаса питания у него не было, была лишь печка и узенькая лежанка. Ему говорят:

— Отец Пимен, уж очень узкая лежанка!

А он в ответ:

— Это хорошо: как повернусь и упаду, встаю молиться Богу. А если сделать удобную, то просплю и молитву.

«Советской церкви» он не признавал и другим не благословлял ходить в открытые храмы.

Батюшка ходил по деревушке, где бедные вдовы, он им рубил дрова, крыл крыши, а платы никакой не брал. Когда у него спрашивали: «Чем отблагодарить», то он говорил хозяйке: «Принесёшь мне пообедать». Ел он раз в день. Рассказывал он нам:

— Когда и две принесут разом и три, а когда и два-три дня никто не приносит. Ослабею, иду к Мише, прошу у него пообедать. Спаси его, Господи, никогда не отказывал, всегда накормит.

Отец Пимен всегда ходил в подряснике и с крестом на груди. Пришлось ему поехать в город, а по улице шёл милиционер и, схватив его за крест, закричал:

— Это уже отжитое, — сними!

А отец Пимен схватил его за погоны и говорит:

— А это тоже отжитое, а вы понадевали погоны!…

(это он про царскую форму с погонами, которую в советской армии и милиции завели с 40-х гг.).

Улица была людная, и милиционер со стыдом скрылся в толпе, а батюшка пошёл по своим делам.

Был он очень строгим и исполнителем всего Закона Божьего, также и всех учил и требовал справедливости.

Завещал похоронить его в землянке, где он жил.

Заболел он сильно. Очень мучила его грыжа. Миша ему предлагал лечь в больницу. На это он говорил:

— К безбожникам я не пойду просить помощи, — что Бог даст!

Умер он от аппендицита. Говорил:

— Операцию делать не нужно. Я священник, ко мне нельзя мирянину прикасаться. Пусть меня о.Алексей переоденет, когда я умру.

Отец Пимен скончался у Михаила Гладкого дома на хуторе Отрубном. Миша его похоронил по завещанию в его келлии и поставил крест на могиле. Умер батюшка в 1962 году. Отпевал его отец Алексей Козяев. Все вдовушки плакали по нём, все, кому он помогал, и чтили его как доброго пастыря. Миша и мама его всегда зажигали лампаду на его могилке. Потом многие люди рассказывали, что видели ночью на могиле батюшки горящие свечи и слышали пение, хотя там никого не было.

После смерти о. Пимена его катакомбная паства перешла к о. Алексею Козяеву, а после кончины о. Алексея, наступившей 16 декабря 1968 г., их окормлял о. Никита (Лехан,+1985) из Харькова.

 

Воспоминания ин. А.(М.)

* * *

Ещё хочу рассказать о чудесах Божиих, свидетелем которых я была. У нас в селе церковь закрыли и сделали клуб. И вот однажды объявили, что будут показывать кино, это было первое открытие клуба. В церкви ещё всё было по-старому, даже иконостас стоял с иконами. Поставили лавки, повесили экран и начался показ фильма. Прошло где-то с полчаса, и тут резко люди закричали. Кто был сзади, вскочили и бросились к выходу, передние попадали на пол или полезли под лавки. Что же произошло? Как потом многие рассказывали, из иконы, что была в иконостасе, выехал святой великомученик Георгий Победоносец на коне и, взяв копьё наперевес, поскакал на людей, которые от страха начали убегать. Но на этом всё не закончилось. Кое-как людей хоть и не всех собрали и продолжили показ фильма. Показывал механик и его помощник. И вдруг на хорах вверху запели: Иже херувимы, и так громко, что почти не стало слышно фильма. Все тут же решили, что это верующие залезли и хотят сорвать показ фильма, поэтому человек семь комсомольцев и помощник полезли наверх, чтобы всех поймать и свести вниз. Потом сами же они рассказывали, что, когда они лезли наверх по лестнице, то пение прекратилось, и они обрадовались, вот, верующие испугались и замолчали. Но когда залезли на хоры, то увидели, что они пустые. В недоумении они стояли и не могли понять, как певцы могли убежать. И тут вдруг прямо между ними невидимые певцы запели Херувимскую. Гонимые неведомым страхом, они бросились бежать, не разбирая дороги, давя и толкая друг друга. А помощник механика, бежавший впереди, вдруг упал, и по нему все пробежали, т.к. не было другого пути из-за узости места. Сбежав вниз, они бросились на улицу. Теперь сеанс был окончательно сорван. Помощник механика проболел месяц и умер, механик уехал, больше никто ни за какие деньги не хотел идти на работу в клуб механиком. Так с тех пор и перестали в нём показывать кино.

Воспоминания П.М.

 

 

Дополнительно см.:

1. Великий молитвенник и печальник земли Русской. Жизнеописание катакомбного старца Феодосия (Кашина) Кавказского.

catacomb.org.ua/modules.php

 

2. Cхиепископ Петр (Ладыгин). Непоколебимый столп Церкви Катакомбной.

catacomb.org.ua/modules.php

 

3. Проповедник Истины. Воспоминания духовных чад о катакомбном пастыре о. Никите Харьковском.

catacomb.org.ua/modules.php

 

4. Жизнь в катакомбах

Повествование на основе воспоминаний Владыки Лазаря о своих первых духовных наставниках: отцах Константине, Самуиле и старце Феодосии.

catacomb.org.ua/modules.php

 

5. Схиигумения Макария (Чеботарева) и ее подвиг служения Катакомбной Церкви

catacomb.org.ua/modules.php

 

6. Катакомбные Исповедники земли Воронежской
Воспоминания схимонахини Макарии

catacomb.org.ua/modules.php

 

7. Катакомбный старец-исповедник Схииеромонах Серафим (Марков,+1979) Тамбовский

catacomb.org.ua/modules.php

 

8. Катакомбный старец-исповедник иеромонах Тимофей (Несговоров,+1975)

catacomb.org.ua/modules.php

 

 

 

 

 

 

 

 

 
«Церковная Жизнь» — Орган Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви.
При перепечатке ссылка на «Церковную Жизнь» обязательна.