Поиск

На Харьковщине к РИПЦ присоединилась группа последователей катакомбного исповедника иеромонаха Серафима (Шевцова, +1955 г.)

 

На Харьковщине к РИПЦ присоединилась

группа последователей катакомбного исповедника

иеромонаха Серафима (Шевцова, +1955 г.)

 

К Русской Истинно-Православной Церкви на Харьковщине (Украина) присоединилась группа последователей катакомбного исповедника иеромонаха Серафима (Шевцова, +1955 г.). Чин присоединения совершил иерей Артемий, окормляющий катакомбные общины РИПЦ в Харькове и области.

Катакомбный Исповедник Иеромонах Серафим (Шевцов) Харьковский 

Батюшка Серафим Харьковский

Катакомбные общины о. Серафима (Шевцова) на Харьковщине нелегально существуют с 30-х годов.

Батюшка Серафим родился в 1875 году в одном из сёл Воронежской губернии. В мiру звали его Даниил Иванович Шевцов. В молодости он ушёл в Свято-горскую Успенскую пустынь Харьковской губернии и подвизался в ней.

Это был один из древнейших монастырей юга России. Доподлинно неизвестно когда он был основан. Есть две версии его основания. По одной — он был основан афонскими монахами, по другой — иноками Киево-Печерской Лавры. Первоначально он был основан примерно в XIII веке, а потом после татарского разорения вновь восстановлен. К моменту восстановления он имел обширные и многочисленные пещеры и храмы, вырытые в меловых горах.

Первое летописное свидетельство о пещерном монастыре в Святой Горе относится к 1624 году, он упоминается в указе Великого Государя, царя и Великого князя Михаила Федоровича Романова.

Несмотря на именование монастыря пустынью, к 1917 году там насчитывалось до 600 человек братии, и даже поднимался вопрос о том, чтобы дать этой обители статус Лавры.

В этом монастыре по прошествии некоторого времени Даниил был пострижен в мантию с именем Серафим (в честь прп. Серафима Саровского). Судя по всему, это произошло после 1903 года. Впоследствии за высокую добродетельную жизнь он был переведен в Свято-Покровский мужской монастырь города Харькова, где было епархиальное управление. В сан священника монаха Серафима посвящал Митрополит Антоний (Храповицкий), тогда Архиепископ, который правил Харьковской епархией с 1914 года. В смутное время, после закрытия монастыря в 1922 году, батюшка Серафим ушёл жить к одной бедной вдове, будучи в это время очень болен. Она за ним ухаживала, и через некоторое время батюшка выздоровел.

С этого времени он проживал на квартирах в городе Харькове и области, но, к сожалению, об этом периоде жизни отца Серафима ничего неизвестно. Достоверно известно лишь то, что в 1932-1933 годах он проживал в городе по адресу пер. Колодезный, 41.

Дальше идёт полоса преследований. В 1937 году его осуждают сроком на 3 года за «незаконную деятельность». После освобождения он проживал в Харьковской области, находясь на нелегальном положении.

С 1941 года после того, как немецкая армия заняла территорию Украины и близлежащих областей, о. Серафим вышел на открытое служение и начал окормлять людей на большой территории. «В годы войны в Воронежскую область приезжает матушка Пелагея, которая создала группу ИПХ. После её отъезда в Харьковскую область группой стала руководить матушка Фекла (Фекла Трофимовна Нестеренко), прибывшая осенью 1944 года в Воронежскую область из Харьковской области от руководителя Харьковской общины ИПХ иеромонаха Серафима (Шевцова). С членов общины руководителями собирались взносы, так называемая “десятина”, которая затем отвозилась в Харьков».

 В 1946 году батюшку осуждают второй раз, теперь уже на 7 лет. На суде в городе Киеве о. Серафиму в присутствии больше десятка священнослужителей генерал предложил приход, но только с условием, что батюшка зарегистрируется и будет вести службу вместе с другими священниками, подписавшимися под “Декларацией” митр. Сергия. Отец Серафим от этого предложения отказался и был выслан отбывать срок заключения.

По освобождении из заключения в 1953 году, батюшка продолжал руководить церковью на нелегальном положении. Очевидцы, кто его знал, утверждают, что он имел дар прозорливости.

Когда собираться для молитвы в частных домах стало крайне опасно из-за преследований властей, батюшка решил выкопать пещерку. Недалеко от Харькова находится село Тишки. В этом селе вдоль высокого холма проходит улица. Во дворе дома, где временно жил отец Серафим, почти до середины холма росли густые кустарники. И вот в этом незаметном месте решили рыть лаз в подземелье. Рыли осторожно, долго, под руководством батюшки. Когда вырыли, то получился бльшой погреб, размером в просторную комнату. Воздух в катакомбу подавался искусственно, наподобие самовара, "сапожком". Нормальной вентиляции сделать не представлялось возможным. Но иконы в подземелье стояли, лампады и свечи горели, Литургия совершалась. Так продолжалось определённое время. И вот однажды с группой христиан пришла новенькая. Когда батюшка её увидел, то сказал своим чадам: «Кого вы привели? Быстро собирайтесь, уходим с этого места». Рано утром, ещё до рассвета, все верующие, которые там были, с иконами в руках, во главе с отцом Серафимом, тихо вышли  из пещеры и через огороды (в то время цвёл подсолнух и кукуруза была в рост человека), через лесок ускользнули от органов КГБ, которые к этому времени окружили дом, но к счастью не заметили уходящих. Та женщина, которую привели к батюшке, была жена священника, который служил сергианам. Она с ним поделилась информацией, а он сообщил в органы. Очевидцы, которые хорошо знали отца Серафима утверджают, что он имел дар прозорливости. Однажды сидя и беседуя с чадами, батюшка сказал: «Тебя Назарий заберут в тюрьму за веру, тебя Мария тоже заберут, а ты Мелания останешься на воле, тебя не возьмут». Пишущий эти строки является свидетелем правдивости слов отца Серафима, хотя эти люди уже в Вечности. На сложные вопросы батюшка отвечал не сразу. Затворившись, помолившись Богу, только на второй день батюшка давал чёткий ответ. Перед смертью отец Серафим давал своим чадам наставления, как жить после него. И сказал: «Если встретите, в дальнейшем, истинного священника, я благословляю вас всех идти под его окормление».

Скончался батюшка в 1955 году. Похоронили его тайно. Не зная, что он умер, “органы внутренних дел” искали его. Когда наконец могила о. Серафима была обнаружена, было вызвано армейское подразделение для поднятия гроба. Когда докопались до гроба, угол его был уже истлевший, и через отверстие распространялся аромат. Начальники, стоявшие рядом, говорили: «Верующие не пожалели вылить в гроб столько духов, что до сих пор распространяется аромат». Когда открыли гроб, то тело лежало в таком состоянии, как будто вчера похоронено. Когда начальнику сказали, что тело лежало в могиле полтора года, он возмутился и сказал: «Этого не может быть». Но когда он в конце концов убедился в сказанном, то был в сильном недоумении. Вскоре гроб с телом был увезен с этого места. За происходившим наблюдало большое количество жителей города Чугуева, что в 45-ти км от Харькова.

Где находится могила о. Серафима сегодня — никто не знает. Начальник только одно сказал: «Мы сделаем так, чтобы не ходили толпами на его могилу». Ещё бывши живым, батюшка говорил своим чадам: «Когда я умру, то телу моему не дадут покоя в могиле». Перед кончиной же батюшка сказал: «Я не могу назначить вам священника, но дам вам наставление, как жить, чтобы спастись. Вручаю я вас Божией Матери, и если будете следовать моим наставлениям, спасётесь». И еще сказал: «Если встретите, в дальнейшем, истинного священника, я благословляю вас всех идти под его окормление».

После смерти о. Серафима часть верующих перешли к другому харьковскому катакомбному священнику о. Никите Лехан, но некоторые, к сожалению, так и остались без окормления священником. И сегодня в Харькове и Харьковской области живут его чада, которых именуют “серафимовцами”, — они уповают только на милость Божию, молятся Богу и причащаются крошками просфорок, оставшимися от батюшки Серафима. Спаси их Господи заступничеством Богородицы, явившей нашей Святой Истинно-Православной Церкви Катакомбной в эти апостасийные времена Свой Чудотворный Иверский Благоухающий образ, ныне хранящийся у многолетнего узника советских концлагерей за принадлежность ИПЦ, Преосвященного Владыки Лазаря, Архиепископа Одесского и Тамбовского!

Катакомбный Архиепископ Лазарь (Журбенко) с Чудотворной Иверской Иконой Божией Матери "Благоухающей"

Помянем же в наших немощных молитвах ко Господу отца Серафима – верного Его служителя и пастыря Русской Истинно-Православной Церкви!

Ныне в Харькове и области последователей о. Никиты Лехан, прп. Серафима (Загоровского) и частично о. Серафима (Шевцова) окормляет о. Артемий, поставленный для харьковской истинно-православной паствы катакомбным Архиепископом Лазарем Одесским. Это подлинная милость Божией Матери, что ныне харьковские катакомбные христиане у истинно-православного священника могут причаститься Святых Таин Христовых!

В эти апостасийные времена Пресвятая Владычица Богородица  Своим явлением Чудотворного Иверского Благоухающего образа призывает всех оставшихся верных истинно-православных христиан хранить верность Православию, не соучаствовать в беззакониях сергианской церкви-блудницы Московской патриархии и всем сплотиться вокруг архипастырей и пастырей Русской Истинно-Православной (катакомбной) Церкви!

 

Источники:

  1. Воспоминания духовных чад отца Серафима.
  2. Воспоминания Котляр И.М.
  3. Материалы, собранные Алешиным М.
  4. Городской Архив Харьковской Области:
    • ГАХО, Фонд Р-845, ОП-2, № 1081, лист 6. Сведения и списки о личном составе служителей религиозных культов (1 янв. 1932 — 1 янв. 1933);
    • ГАХО, Фонд Р-230, ОП-3, № 329, лист 1. Дело о самовольном оставлении Покровского монастыря и устройстве по приходам молитвенных собраний иеромонахом сего монастыря Серафимом. Начато 30.9.1920.
    • ГАХО, Фонд Р-845, ОП-2, № 1081, лист 6. Сведения и списки о личном составе служителей религиозных культов (1 янв. 1932 — 1 янв. 1933).
  5. Администрация Воронежской области, архивный отдел, Центр документации новейшей истории.

 

 

Дополнительно см.:

1. Катакомбный Харьковский Пастырь Иеромонах Серафим
И.М. Котляр

catacomb.org.ua/modules.php

 

2. Епископ Ириней отслужил молебен на могиле Св. Новоисповедника Серафима (Загоровского) в Перемышле

catacomb.org.ua/modules.php

 

3. Архиепископ Лазарь с архипастырским визитом посетил приходы Воронежчины, Тамбовщины и Харьковщины

catacomb.org.ua/modules.php

 

 

 
«Церковная Жизнь» — Орган Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви.
При перепечатке ссылка на «Церковную Жизнь» обязательна.