Поиск

Памяти Архиепископа Серафима (Дулгова)

Монахиня Евфросиния (Молчанова),

Леснинский монастырь Пресвятой Богородицы,

Провемон, Франция

Архиепископ Серафим (Дулгов)

 

Памяти Архиепископа Серафима (Дулгова)

 

24 ноября исполнилось 5 лет со дня кончины нашего приснопамятного Владыки Архиепископа Серафима (Дулгова). Владыка знал наш монастырь со дня его приезда во Францию: он был в группе прихожан, которая встретила сестёр на вокзале в Париже и помогла добраться до первого пристанища, заброшенной семинарии в предместье Парижа, в Saint Cloud. Впоследствии он много бывал в монастыре, сначала студентом, а потом Батюшкой о. Игорём. В 80-х гг. Владыка Антоний Женевский предложил протоиерею Игорь Дулгову, который просился на покой по состоянию здоровия, поселиться при монастыре. О. Игорь начал строить домик и готовится к покою, но в 1993 году открылась предсмертная болезнь Вл. Антония, и он указал на о. Игоря как на одного из возможных своих заместителей на Западно-Европейской кафедре. Для Вл. Серафима это было неожиданно, и он в своём Слове при наречении сказал:

«Пророк Илия нашёл Елисея, который обрабатывал землю двенадцатью парами волов. Илия приблизился и накинул на Елисея свой плащ. Это было знаком посвящения его в пророки. Так и Вы, Святители Божии, подобно Илие накинули ваш плащ, то есть возложили ваши руки на меня. Вы можете быть подобны Илие. Но я-то не Елисей! Наоборот. Когда-то... сказали про Саула с иронией: Неужели и Саул во пророках! Так и про меня кто подумает: “Как, неужели и он в епископах”! Но я-то, даже и не Саул!...»

Владыку хиротонисали как Епископа Леснинского, и в октябре он поселился у нас насовсем. Монастырь стал епархиальным центром и в первые годы Владыка вёл очень активную жизнь: часто служил, много ездил, издавал епархиальный журнал и разные брошюрки, устроил епархиальный съезд и участвовал в певческих и других съездах, которые проводились при монастыре. В 1998-м году у нёго открылся рак и он стал проситься на покой. Время было сложное, многие уже ждали соединения с МП, среди духовенства начинались разделения на «за» и «против». Владыка предложил несколько кандидатов на свою кафедру и несколько вариантов устройства епархии, чтобы избежать раскола, но Архиерейский Синод решил иначе. Ко времени его ухода на покой произошло еще и смещение Владыки Митрополита Виталия и выборы митрополита Лавра, и к великому огорчению Владыки епархия разделилась и начались нестроения, которые продолжаются здесь в Европе по сей день. Сам Владыка Серафим всегда был принципиальным противником унии с МП. Еще при наречении  он высказался:

«За всю историю России, Церковь наша всегда была основой всей жизни, упованием и учителем народа. Кормилом, пестуном, мерилом совести. Будь это в междоусобных делах князей в эпоху домосковскую, в период татарского ига, особенно в Смутное Время, в период воцарения большевиков, во времена гонений, мучительства.

То же самое и с Зарубежной частью этой Церкви, нашей. Всем известно, какую роль она играла в эмиграции, как в больших центрах, так и в глубине провинции или где-то в трущобах. Особенно проявила себя наша Церковь в период последней войны. Потеряв всё при наступлении Красной Армии, территории Восточной и Центральной Европы, потеряв положение, солидное существование, твёрдые возможности, несмотря на всё это, будучи Сама беженкой, наша Зарубежная Церковь и в условии лагерей оставалась, как и прежде, упованием, учителем и центром жизни и деятельности русских людей. Ибо Церковь наша была истинной Церковью Христовой. Выполняет ли официальная Церковь в России ту же роль, как должна была бы выполнить она, будь она истинной? Конечно нет. Можно твёрдо установить, что Московская Патриархия не способна на это. Вести свою паству она не может. Она лишь жалко плетётся вслед за ней и вынуждена проявлять какое ея требование, либо делать непривычные для нея уступки народному чаянию. Лавирует, подгоняет себя под необходимость момента. И никак не может стать тем, чем была Русская Церковь, например, в период Смутного Времени: центром совести при общей разрухе. А ведь сейчас хуже Смутного Времени прошлого...

Итак, по плодам определяем что истинно, а что ложно... А если кто нам укажет на тот или иной расцвет в России: там открыли храм, или отремонтировали монастырь, или начались уроки Закона Божия, так это не заслуга Церкви (Патриархии?), но отдельных энтузиастов или жертвенных, идейных, ревностных пастырей и церковных делателей, которые, конечно, заслуживают и восхищение и радость нашу.

“Так помогите же Патриархии”, могут нам еще сказать. И на это имеется готовый ответ, основанный на опыте: наша лучшая помощь официальной Церкви заключается уже в том, что мы существуем!

Ибо она всё время вынуждена считаться с нами, оглядываться на нас и то ли копировать нас или сдерживать себя, сокращать степень своих беззаконий из опасения реакции с нашей стороны. Примеров этому мы видим множество. Мы как бы спасительный тормоз в ея безрассудном скольжении вниз...

Но это пока мы существуем...»

Тем не менее, Владыка Серафим решил не порывать полностью с РПЦЗ до окончательного соединения. После 2000 года он жил тихо, принципиально в епархиальные дела не вмешиваясь, но не скрывал своего несогласия с новым курсом РПЦЗ. Благодаря тому, что Владыка ставил попечения о душах выше всего и искренне любил и старался помочь своим пасомым, ему удалось сохранить добрые отношения с духовенством и паствой во всех образовавшихся группировках «за» и «против», и его пастырская забота и поистине евангельская любовь очень многих утешали и поддерживали в это сложное время. В начале 2000 г. владыка перенёс тяжелую и не совсем удачную операцию, и до конца жизни так и не поправился. Он стал гораздо реже служить, почти никуда не ездил. 5-го ноября 2003 г. Владыка всё же собрался с силами и отслужил Литургию св. ап. Иакова, которую особенно любил и долгие годы изучал и разрабатывал. В следующее воскресенье он не служил, но сказал проповедь – толкование молитвы «Единородне Сыне», и почти сразу же уехал в свой домик, сославшись на грипп. В тот же вечер он сам вызвал скорую помощь, так как упал у себя дома и не смог встать. Владыка всё думал, что у него сильный грипп от этого и слабость, и собирался домой, но через пару дней его не стало. Ему даже не успели сказать, что у него возобновился рак в более сильной форме – ночью опухоль лопнула, и Владыка умер от потери крови. В больнице нам сказали, что это была милость Божия – развивался бы дальше рак, смерть была бы долгой и очень мучительной.

В служении Владыки преобладали две вещи: пастырская забота и любовь к богослужению.

Во всех вопросах Владыка всегда, прежде всего, руководствовался пастырскими соображениями: как решение повлияет на приходскую жизнь, на настрой прихожан, привлечёт ли их к Церкви, или наоборот, соблазнит, оттолкнёт? Особенно он заботился о молодежи. Также Владыка относился и к богослужению. Это не был академический интерес знатока-литургиста. Привлекая к участию в богослужении, он пытался заинтересовать, привлечь к участию в церковной жизни. Не случайно последняя Литургия Владыки была именно Литургия св. ап. Иакова, в которой символически открывается подлинное значение архиерейского служения. Еще можно заметить, что отпевали Владыку в день памяти свят. Иоанна Златоуста, а 40-й день выпал в день памяти св. прав. Иоанна Кронштадтского, – выдающихся пастырей и учителей древности и нашего времени.

Владыка Серафим предвидел падение РПЦЗ и очень скорбел об этом:

«Исчезнем мы, вольись мы в безформенную массу официальной Церкви, мы потеряем всю нашу соль, всю нашу силу... и руки у официальной Церкви полностью развяжутся. И не только в области экуменизма, но и во многих других беззакониях. Кто может знать, по какой покатой плоскости она покатится и тогда уже без тормозов ... Куда она заведёт себя и Православие в России?...»

Милостивый Господь не дал ему дожить до этого времени. Мы верим, что теперь Владыка молится за любимую им Русскою Церковь, Которой он отдал всю свою жизнь, все свои силы, перед Престолом Всевышняго, сослужа всем Святителям, пастырям и новомученикам российским в Горнем Иерусалиме.

 

 

 

Дополнительно см.:

1. Архив: Почему мы не можем причащаться у священников Московской патриархии
Архиепископ Серафим (Дулгов), РПЦЗ

catacomb.org.ua/modules.php

 

2. Скончался архиепископ Серафим Брюссельский и Западно-Европейский, не одобрявший слияния РПЦЗ с МП.

catacomb.org.ua/modules.php

 

 

 

 

 

 
«Церковная Жизнь» — Орган Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви.
При перепечатке ссылка на «Церковную Жизнь» обязательна.