Поиск

Поучения, кто есть истинный христианин

Святитель Тихон Задонский

Святитель Тихон Задонский

Святитель Тихон Задонский

 

ПОУЧЕНИЯ, КТО ЕСТЬ ИСТИННЫЙ ХРИСТИАНИН

 

18. Уды, или члены  между собою.

Что члены в теле: тое христиане ме­жду собою суть. Члены телесные составляют тело: тако xpиcтиaнe составляют тело духовное. Члены в теле суть соеди­нены, и суть едино тело: тако христиане суть соединены духовно, и суть едино ду­ховное тело. Члены в теле соединяются и связуются жилами: тако xpиcтиaнe соеди­няются и связуются верою, духом и любовию. Члены в теле не делают друг другу вреда: тако xpиcтиaнe не должны друг другу обиды и вреда делать. Члены в теле суть мирны и согласны между собою: тако в христианах должен быть мир и согласие. Члены в теле друг другу помогают, друг друга защищают: тако xpиcтиaнe должны друг другу помогать, друг друга защищать. Когда один член страждет в теле, то и прочие члены ему состраждут: тако и xpиcтиaнe, когда xpистианин какой страждет, должны ему со­страдать, должны плакать с плачущими. Члены в теле друг друга не презирают, друг на друга не гордятся: тако xpиcтиaнe не должны друг друга презирать, друг на друга гордиться. Члены в теле вси суть в равном достоинстве: тако и xpистиане о себе думать должны. Члены друг друга предостерегают от находящаго зла, как-то: очи видением, уши слухом, но­ги бегством, и проч.: тако христиане дол­жны друг друга предостерегать, иной словом, иной советом, иной страхом, иной молитвою. О всем составе телесном гла­ва печется и промышляет: тако о всем духовном Своемъ теле глава—Христос печется и промышляет. Тому слава во веки, аминь! — Видишь, xpистиaнинe, что суть христиане, и какая между ими дол­жна быть любовь, мир, согласие, милосердие, сострадание и проч. Разсуждай убо, надлежиши ли ты до святаго сего общества. О первыхъ xpиcтиaнax пишется: народу веровавшему бе  сердце и душа еди­на 1). О когда бы и ныне тое было! Но противное с болезнию и воздыханием видим 2).

 

19. Овцы.

Христиане в святом Писании овцами называются потому, что между христианами и овцами немалое имеется сходство. Овцы никакому скоту не делают обиды: тако христиане никого не обижают. В овцах примечается простота; когда едину овцу волк режет, не бегут прочь, но вси на тое смотрят: тако христиане суть просто­сердечны, просты во злое, но мудры во благое 3). Овцы великую пользу прино­сят хозяевам, то есть, подают им волну или шерсть, молоко, кожу, мясо: тако христиане всем добры и полезны суть, и Богу Господу своему приносят жертву хваления и исповедания. В овцах примечается мир и согласие; ибо и в малой хлевине много их помещается: тако христиане мирны суть и согласны между со­бою. В овцах примечается кротость и терпение; когда стригут их, молчат, и когда бьют, молчат: тако христиане суть смиреннии, кротки и терпеливы. В овцах не примечается зависти; ибо когда едят, не дерутся между собою: тако христиане не завистливы суть. Овцы весьма алчны; ибо много едят: тако христиане хотя и благо­честивы суть, всегда алчут и жаждут благочестия. Овцы пастухам своим послушливы: тако христиане Пастырю и Го­споду своему Иисусу Христу показуют послушание. Овцы Моя гласа Моею слушают, глаголет Христос 4). Видишь христианине, свойства овец Христовых истинных христиан! Разсуждай себе, принадлежиши ли ты до благословеннаго стада сего. Когда хощеши во ограде небесной быть: надобно тебе быть неотменно овцею Христовою.

 

20. Козлища.

Козлищам злыи люди уподобляются. Ибо немалое сходство между козлищами и злыми людьми. Козлища почти всякой скот рогами своими бодут и обижают, тако злыи люди всякому человеку, доброму и злому, или делом, или словом, делают обиду. В козлищах примечается гордость; ибо ходят наипаче по высоким местам, по стремнинам, а часто и на здания всходят: тако злыи люди гордятся и высоко возносятся. Козлища всегда тщатся в стаде быть напереду: тако злыи люди всегда хотят над другими начальствовать или первое место иметь. Козлища когда их влекут куда или биют, не молчат, но кричатъ так злыи люди, яко наказуются, не терпят, но ропщут часто и хулят: какая-де моя вина? Что я согрешил? и проч. Козлища особливый некий издают смрад: тако злыи люди смердят злонравием и беззаконным  житием. Примечай, христианине, сходства козлищ и злых людей, и помни, что написано о овцах и козлищах: и соберутся пред Ним (Христом Царем) вси языцы, и разлучит их друг от друга, якоже пастырь разлучает овец от козлищ. И поставить овцы одесную Себе, а козлища ошуюю 5). Исправляй убо себе покаянием и молитвою, да будеши овца Хритова, да не явишися тогда яко козлище, когда разлучатся добрыи от злых, яко овцы от козлищ.

1) Деян. 4, 32.

2) Римл.. 12, 4 и 5. 1 Кор. 10, 17 и 12 гл. 12, 13 и проч.

3) Рим. 16, 19.

4) Иоан. 10,  27. 

5) Mф.. 25, 32-33

 

«СОКРОВИЩЕ ДУХОВНОЕ ОТ МIРА СОБИРАЕМОЕ», (ГЛ. 18, 19, 20.), СВ. ТИХОН ЗАДОНСКИЙ.

 

«Суть язычества, Феодул, и состоит в компромиссе между богами и бесами, между добром и злом и в равном служении обоим. В самом деле, где зло и добро сговорились, там зло побеждает, и там бес властвует над людьми. Если где-нибудь змея и корова находятся в одном и том же храме, разве не ясно, на чьей стороне будет преимущество» (СВ. НИКОЛАЙ СЕРБСКИЙ, «Феодул»).

 

 

 

 

 
«Церковная Жизнь» — Орган Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви.
При перепечатке ссылка на «Церковную Жизнь» обязательна.