Поиск

Канон Св. Андрея Критского как призыв к покаянию

Святитель Филарет (Вознесенский)

 

Святитель Филарет (Вознесенский)

Икона Святителя Филарета (Вознесенского)

 

 

 

КАНОН СВЯТОГО АНДРЕЯ КРИТСКОГО КАК ПРИЗЫВ К ПОКАЯНИЮ

  

    Как вы сами видите и слышите, возлюбленные, этот Великий канон святого Андрея Критского исключительно исполнен духом глубокого покаяния, и составивший его великий праведник Церкви Православной святой Андрей Критский, себя самого во всем осуждая, смиряется пред Богом, и, как последний грешник, просит у Него оставления грехов.

    Бывает в жизни так, что у человека вдруг проснется, как говорят, совесть и громко заговорит. И в особенности, это остро бывает тогда, когда человек до этого жил рассеянной жизнью, ни о Боге не думал, ни о своей душе, ни о вечности - ни о чем! А потом - засиял вдруг Свет истинный в его душе и видит он, во свете этой истины, все окаянство свое.

    Тут Церковь идет навстречу грешнику, сознающему свою крайнюю безответственность и вину, с примерами тех, кто принес покаяние и этим покаянием сумел от бездны греховной прямо к небу вознестись. Поэтому никогда не следует кающемуся человеку впадать в отчаянье. Смирить нужно себя, когда грехи язвят совесть, когда душа от них болит, смиряться перед Богом нужно, признавать себя во всем непотребным, никуда не годным, но никак не отчаиваться.

    Мы с вами слышим в этом каноне о преподобной Марии Египетской. Трудно было, кажется, ниже упасть, чем упала она - до полного поругания женской чести и достоинства, а покаяние сделало из нея невесту Христову, как говорит Церковь. Преподобный Зосима, сам великий праведник, видел, как она Иордан переходила как по сухому и на молитве поднималась от земли на небо. Вот, что делает покаяние всем, кто искренно кается!

    Один проповедник говорил, указывая на другой пример... У преподобной Марии покаяние было длительное: как долго она грешила, так еще дольше приносила покаяние, пока действительно не стала «земным ангелом и небесным человеком». Но проповедник указывает на другой пример - на пример разбойника благоразумного, который не принес такого покаяния, как преподобная Мария, а который опомнился только на кресте в лютых страданиях, за несколько часов до кончины, и, однако же - что он слышит? Просит только о том, чтобы Господь его помянул, не забыл о нем, когда придет во Царствие Свое. А так как (мы не раз говорили) Господь наш любит давать больше, чем у Него просят - поэтому услышал ответ: «Днесь - не тогда, когда Я приду, а днесь, сегодня - со Мною будеши в раи»*. Указывая на этот пример, как был принят этот человек, всю жизнь грешивший, а только опомнившийся уже на ея самом конце, проповедник говорил, что православный человек не имеет права отчаиваться, не имеет права опасаться в том, что покаяние его не будет принято, когда было принято покаяние разбойника.

    Также мы здесь приводили слова Златоуста, которого Церковь по преимуществу именует «проповедником покаяния», так как Златоуст любил подчеркивать, что там, где покаяние есть, там не может не быть милости Божией. Господь Свою милость как бы спаял, сочетал с покаянием человека. Недаром, еще в Ветхом Завете, Он говорил, что если к Нему придут с искренним покаянием, то, как говорил Господь: «Если будут ваши грехи багряны, яко снег, убелю; и будут, яко червлены (то есть - темно-красные), яко волну драгоценную убелю»**. Поэтому, сознавая свою греховность, в то же самое время помните, что настоящее покаяние есть чувство не просто скорбное, не унылое, а искреннее сознание своей греховности и непотребства, но вместе с тем есть и радость, потому что мы знаем, что если мы искренно каемся, то Господь не отвергнет нас и примет нас, как Он принял блудного сына.***

Аминь.

* Лк.23, 43.
** Ис. 1, 18.
***Лк 15, 11-32.

 

Проповеди и поучения Высокопреосвященнейшаго митрополита Филарета
Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви. том II.

Издание Комитета Русской Православной Молодежи
при Русской Православной Зарубежной Церкви 1989 г.

 

Источник:

www.geocities.com/ppav2002/andr_kr_fv.htm

 

 

Дополнительно см.:

 

1. Слова, проповеди, послания, письма Святителя Филарета (Вознесенского), третьего Первоиерарха РПЦЗ

catacomb.org.ua/modules.php

  

2. Служба Святителю Митрополиту Филарету (Вознесенскому) и святому праведному Филарету Милостивому

catacomb.org.ua/modules.php

  

3. Видео-репортаж с прославления на Освященном Соборе РИПЦ Святителя Филарета (Вознесенского) и Отцев-Исповедников Церкви Катакомбной
Фильм сделан гостями из Сербии, участвовавшими в Освященном Соборе РИПЦ

catacomb.org.ua/modules.php

 

4. Слово на прославление Святителя Филарета (Вознесенского) и Отцов-Исповедников Катакомбной Церкви

catacomb.org.ua/modules.php

 

5. Акт о прославлении во святых Русской Истинно-Православной Церковью Первоиерарха РПЦЗ Святителя Филарета (Вознесенского)

catacomb.org.ua/modules.php

 

6. Доклад Освященному Собору РИПЦ о подвиге святительского служения Митрополита Филарета (Вознесенского)
М. Евфросиния (Молчанова), Леснинский монастырь Пресвятой Богородицы, Провемон, Франция

catacomb.org.ua/modules.php

 

 

 

 

 

 

 

 
«Церковная Жизнь» — Орган Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви.
При перепечатке ссылка на «Церковную Жизнь» обязательна.