Поиск

Новое в библиотеке:

Слово утешения к скорбящим

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

 

СЛОВО УТЕШЕНИЯ К СКОРБЯЩИМ

 

Чадо, - говорит Писание, - аще приступаеши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение: управи сердце твое и потерпи. Все, елико нанесено ти будет, приими, и по изменении сердца твоего долготерпи.

Скорби были от начала века знамением избрания Божия. Они были знамением богоугождения для патриархов, пророков, апостолов, мучеников, препо­добных. Все святые прошли тесным путем искушений и скорбей, терпением их принесли себя в благоприятную жертву Богу.

И ныне святым душам попускаются, по воле Божией, различные напасти, чтоб любовь их к Богу открылась во всей ясности.

Ничего не случается с человеком без соизволе­ния и попущения Божия.

Христианин, желающий быть последователем Господа нашего Иисуса Христа и соделаться по благодати сыном Божиим, рожденным от Духа, прежде всего должен положить себе за правило, вменить се­бе в непременную обязанность благодушное терпение всех скорбей: и телесных страданий, и обид от человеков, и наветов от демонов, и самого восста­ния собственных страстей своих.

Христианин, желающий благоугодить Богу - более всего нуждается в терпении и твердом уповании на Бога. Он должен непрестанно держать это оружие в мысленной деснице: потому что лукавый враг наш, диавол, со своей стороны, употребляет все средства, чтоб во время скорби ввергнуть нас в уныние и похитить у нас упование на Господа. Бог никогда не попускает на истинных рабов своих искушения, превышающего их силы. Верен Бог, - говорит святой апостол Павел, - Иже не оставит вас искуситися паче, еже можете, но сотворит со искушением и избытие (избавление) яко возмощи вам понести. Диавол, будучи создание и раб Божий, озлобляет душу не столько, сколько хочет, но сколько дозволено будет Богом.

Если человекам не неизвестно, какую тяжесть может носить различный вьючный скот, то тем более безконечная Божия Премудрость ведает, какой меры искушение прилично каждой душе. Скудельник знает, сколько времени должно держать в огне глиняные сосуды, которые, будучи передержаны, расседаются, а будучи недодержаны, не годны к употреблению: тем более знает Бог, какой силы и степени нужен огнь искушений для словесных сосудов Божиих - христиан, чтоб они соделались способными к наследованию Царства Небесного.

Отрок не способен к отправлению служений в мi­ре: он не способен к управлению домом, к возделыванию земли и к прочим житейским занятиям. Так, часто и души, будучи уже причастницами Божест­венной благодати, но не искушенные скорбями, на­носимыми от злых духов, не свидетельствованные этими скорбями, пребывают еще в младенчестве и, так сказать, неспособны к Царству Небесному. Аще без наказания есте, - говорит апостол, - ему же прича­стницы быта ecu: убо прелюбодейчищи есте, а не сынове.

Искушения и скорби ниспосылаются человеку для его пользы: образованная ими душа делается сильною, честною пред Господом своим. Если она претерпит все до конца в уповании на Бога, то невозможно ей лишиться благ, обещанных Святым Ду­хом, и совершенного освобождения от страстей.

Души, будучи преданы различным скорбям, явным, наносимым человеками, или тайным, от восстания в уме непотребных помыслов, или телесным болезням, если всё это претерпят до конца, то спо­добляются одинаковых венцов с мучениками и оди­накового с ними дерзновения.

Мученики терпели напасти от человеков. Они охотно предавали себя на мучения, оказывали до са­мой смерти мужественное терпение. Чем разнооб­разнее и тяжелее был подвиг их: тем большую стяжавали они славу, тем большее получали дерзнове­ние к Богу. Иноки терпят напасти от злых духов. Чем большие напасти наносит им диавол: тем большую славу они получат в будущем веке от Бога, тем большего утешения они сподобятся от Святаго Духа здесь, во время земного странствования, среди самых страданий своих. Так и для всякого христианина.

Тесен и прискорбен путь, ведущий в живот веч­ный; мало ходящих по нему, но он неотъемлемое и неизбежное достояние всех спасающихся. Не должно уклоняться с него! Всякое искушение, на­носимое нам диаволом, будем претерпевать с твер­достью и постоянством, взирая оком веры на мздовоздаяние, уготованное на небе.

Каким бы ни подвергались мы скорбям во время земной жизни, они никак не могут быть сравнены с благами, обещанными нам в вечности, или с уте­шением, которое дарует Дух Святый еще здесь, или с избавлением от владычества страстей, или с отпущением множества долгов наших, - с эти­ми неминуемыми следствиями благодушного терпе­ния скорбей.

Недостойны страсти нынешняго времени, т.е. нынешние временные страдания ничего не значат, говорит апостол, к хотящей славе явитися в нас, т.е. в сравнении с славою, которая откроется в нас при обновлении нас Святым Духом.

Мужественно претерпим всё ради Господа, как следует претерпеть храбрым воинам, не страша­щимся и смерти за Царя своего.

Почему мы не подвергались таким и толиким огорчениям, когда служили мiру и житейским попе­чениям? Почему теперь, когда приступили служить Богу, подвергаемся многообразным бедствиям? Знай: за Христа сыплются на нас скорби, как стре­лы. Пускает их на нас враг наш, диавол, чтоб ими от­мстить нам за вечные блага, которые уповаем и ста­раемся получить, - вместе, чтоб расслабить наши ду­ши печалью, унынием, леностью, и тем лишить нас ожидаемого нами блаженства.

Христос невидимо сражается за нас. Этот креп­кий и непобедимый Заступник наш разрушает все козни и ухищрения врага нашего.

Сам Он, Господь и Спаситель наш, шел во время всей земной жизни Своей по тесному и при­скорбному пути, - не по другому какому. Он был по­стоянно гоним, претерпел многие поношения, на­смешки и напасти, - наконец, безчестную смерть на кресте между двумя разбойниками.

Последуем Христу! Смиримся подобно Ему! По­добно Ему не откажемся прослыть льстецами и умо­исступленными: не пощадим чести нашей, не отвра­тим лица от заплеваний и ланит от заушений; не бу­дем искать ни славы, ни красоты, ни наслаждений, принадлежащих мiру сему; совершим земное стран­ствование, как странники, не имеющие где главу подклонить; примем, примем поношения, уничиже­ния и презрение от людей, как неотъемлемые при­надлежности избранного нами пути; будем явно и тайно бороться с помыслами гордыни, всеусильно низлагать эти помыслы нашего ветхого человека, ищущего оживить свое “я” под различными правдопо­добными предлогами. Тогда Сын Божий, сказавший: вселюся в них и, и похожду, - явится в сердце нашем и дарует нам власть и силу связать крепкого, расхи­тить сосуды его, наступить на аспида и василиска; попрать их.

Отвергнем ропот, отвергнем жалобы на судьбу на­шу, отвергнем сердечную печаль и тоску, от которых слабые души страдают более, нежели от самих скорбей. Отвергнем всякую мысль о мщении и воздаянии злом  за  зло. Мне отмщение,  Аз воздам,  - сказал Господь.

Хочешь ли переносить скорби с легкостью и удоб­ством? - Смерть за Христа да будет вожделенна тебе. Эта смерть да предстоит непрестанно пред очами твоими. Умерщвляй себя ежедневно воздержанием от всех греховных пожеланий плоти и духа; умерщв­ляй себя отвержением своей воли и отвержением са­мооправданий, приносимых лжеименным разумом и лукавой совестью ветхого человека; умерщвляй се­бя, живо представляя себе и живописуя неминуемую смерть твою. Нам дана заповедь последовать Христу, взяв крест свой. Это значит: мы должны быть всегда готовы с радостью и веселием умереть за Христа. Ес­ли так устроим себя, то легко будем переносить вся­кую скорбь, видимую и невидимую.

Желающий умереть за Христа - какой напасти, ка­кого оскорбления не претерпит великодушно?

Нам представляются тяжелыми наши скорби именно оттого, что не хотим умереть за Христа, не хотим в Нем одном заключить все наши желания, все наши надежды, весь наш разум, все наше достоя­ние, все существование наше.

Стремящийся последовать Христу и быть сонас­ледником Его, должен быть ревностным подражате­лем страданий Его. Любящие Христа и последовате­ли Его обнаруживают и доказывают свой сокровен­ный залог тем, что претерпевают всякую ниспосылаемую  им  скорбь не  только  с  благодушием, но и с усердием, и с ревностью, и с радостью, и с благодарением, возлагая на Христа все упование. Такое терпение - дар Христов.

Этот дар примет тот, кто испросит его смирен­ною и постоянною молитвою у Христа, доказывая искренность желания получить безценный духов­ный дар терпения принуждением и болезненным насилием не хотящего сердца к терпению всех встречающихся и случающихся скорбей и искуше­ний. Аминь.


 «СЛОВО УТЕШЕНИЯ К СКОРБЯЩИМ ИНОКАМ»

Слово утешения к скорбящим

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

 

СЛОВО УТЕШЕНИЯ К СКОРБЯЩИМ

 

Чадо, - говорит Писание, - аще приступаеши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение: управи сердце твое и потерпи. Все, елико нанесено ти будет, приими, и по изменении сердца твоего долготерпи.

Скорби были от начала века знамением избрания Божия. Они были знамением богоугождения для патриархов, пророков, апостолов, мучеников, препо­добных. Все святые прошли тесным путем искушений и скорбей, терпением их принесли себя в благоприятную жертву Богу.

И ныне святым душам попускаются, по воле Божией, различные напасти, чтоб любовь их к Богу открылась во всей ясности.

Ничего не случается с человеком без соизволе­ния и попущения Божия.

Христианин, желающий быть последователем Господа нашего Иисуса Христа и соделаться по благодати сыном Божиим, рожденным от Духа, прежде всего должен положить себе за правило, вменить се­бе в непременную обязанность благодушное терпение всех скорбей: и телесных страданий, и обид от человеков, и наветов от демонов, и самого восста­ния собственных страстей своих.

Христианин, желающий благоугодить Богу - более всего нуждается в терпении и твердом уповании на Бога. Он должен непрестанно держать это оружие в мысленной деснице: потому что лукавый враг наш, диавол, со своей стороны, употребляет все средства, чтоб во время скорби ввергнуть нас в уныние и похитить у нас упование на Господа. Бог никогда не попускает на истинных рабов своих искушения, превышающего их силы. Верен Бог, - говорит святой апостол Павел, - Иже не оставит вас искуситися паче, еже можете, но сотворит со искушением и избытие (избавление) яко возмощи вам понести. Диавол, будучи создание и раб Божий, озлобляет душу не столько, сколько хочет, но сколько дозволено будет Богом.

Если человекам не неизвестно, какую тяжесть может носить различный вьючный скот, то тем более безконечная Божия Премудрость ведает, какой меры искушение прилично каждой душе. Скудельник знает, сколько времени должно держать в огне глиняные сосуды, которые, будучи передержаны, расседаются, а будучи недодержаны, не годны к употреблению: тем более знает Бог, какой силы и степени нужен огнь искушений для словесных сосудов Божиих - христиан, чтоб они соделались способными к наследованию Царства Небесного.

Отрок не способен к отправлению служений в мi­ре: он не способен к управлению домом, к возделыванию земли и к прочим житейским занятиям. Так, часто и души, будучи уже причастницами Божест­венной благодати, но не искушенные скорбями, на­носимыми от злых духов, не свидетельствованные этими скорбями, пребывают еще в младенчестве и, так сказать, неспособны к Царству Небесному. Аще без наказания есте, - говорит апостол, - ему же прича­стницы быта ecu: убо прелюбодейчищи есте, а не сынове.

Искушения и скорби ниспосылаются человеку для его пользы: образованная ими душа делается сильною, честною пред Господом своим. Если она претерпит все до конца в уповании на Бога, то невозможно ей лишиться благ, обещанных Святым Ду­хом, и совершенного освобождения от страстей.

Души, будучи преданы различным скорбям, явным, наносимым человеками, или тайным, от восстания в уме непотребных помыслов, или телесным болезням, если всё это претерпят до конца, то спо­добляются одинаковых венцов с мучениками и оди­накового с ними дерзновения.

Мученики терпели напасти от человеков. Они охотно предавали себя на мучения, оказывали до са­мой смерти мужественное терпение. Чем разнооб­разнее и тяжелее был подвиг их: тем большую стяжавали они славу, тем большее получали дерзнове­ние к Богу. Иноки терпят напасти от злых духов. Чем большие напасти наносит им диавол: тем большую славу они получат в будущем веке от Бога, тем большего утешения они сподобятся от Святаго Духа здесь, во время земного странствования, среди самых страданий своих. Так и для всякого христианина.

Тесен и прискорбен путь, ведущий в живот веч­ный; мало ходящих по нему, но он неотъемлемое и неизбежное достояние всех спасающихся. Не должно уклоняться с него! Всякое искушение, на­носимое нам диаволом, будем претерпевать с твер­достью и постоянством, взирая оком веры на мздовоздаяние, уготованное на небе.

Каким бы ни подвергались мы скорбям во время земной жизни, они никак не могут быть сравнены с благами, обещанными нам в вечности, или с уте­шением, которое дарует Дух Святый еще здесь, или с избавлением от владычества страстей, или с отпущением множества долгов наших, - с эти­ми неминуемыми следствиями благодушного терпе­ния скорбей.

Недостойны страсти нынешняго времени, т.е. нынешние временные страдания ничего не значат, говорит апостол, к хотящей славе явитися в нас, т.е. в сравнении с славою, которая откроется в нас при обновлении нас Святым Духом.

Мужественно претерпим всё ради Господа, как следует претерпеть храбрым воинам, не страша­щимся и смерти за Царя своего.

Почему мы не подвергались таким и толиким огорчениям, когда служили мiру и житейским попе­чениям? Почему теперь, когда приступили служить Богу, подвергаемся многообразным бедствиям? Знай: за Христа сыплются на нас скорби, как стре­лы. Пускает их на нас враг наш, диавол, чтоб ими от­мстить нам за вечные блага, которые уповаем и ста­раемся получить, - вместе, чтоб расслабить наши ду­ши печалью, унынием, леностью, и тем лишить нас ожидаемого нами блаженства.

Христос невидимо сражается за нас. Этот креп­кий и непобедимый Заступник наш разрушает все козни и ухищрения врага нашего.

Сам Он, Господь и Спаситель наш, шел во время всей земной жизни Своей по тесному и при­скорбному пути, - не по другому какому. Он был по­стоянно гоним, претерпел многие поношения, на­смешки и напасти, - наконец, безчестную смерть на кресте между двумя разбойниками.

Последуем Христу! Смиримся подобно Ему! По­добно Ему не откажемся прослыть льстецами и умо­исступленными: не пощадим чести нашей, не отвра­тим лица от заплеваний и ланит от заушений; не бу­дем искать ни славы, ни красоты, ни наслаждений, принадлежащих мiру сему; совершим земное стран­ствование, как странники, не имеющие где главу подклонить; примем, примем поношения, уничиже­ния и презрение от людей, как неотъемлемые при­надлежности избранного нами пути; будем явно и тайно бороться с помыслами гордыни, всеусильно низлагать эти помыслы нашего ветхого человека, ищущего оживить свое “я” под различными правдопо­добными предлогами. Тогда Сын Божий, сказавший: вселюся в них и, и похожду, - явится в сердце нашем и дарует нам власть и силу связать крепкого, расхи­тить сосуды его, наступить на аспида и василиска; попрать их.

Отвергнем ропот, отвергнем жалобы на судьбу на­шу, отвергнем сердечную печаль и тоску, от которых слабые души страдают более, нежели от самих скорбей. Отвергнем всякую мысль о мщении и воздаянии злом  за  зло. Мне отмщение,  Аз воздам,  - сказал Господь.

Хочешь ли переносить скорби с легкостью и удоб­ством? - Смерть за Христа да будет вожделенна тебе. Эта смерть да предстоит непрестанно пред очами твоими. Умерщвляй себя ежедневно воздержанием от всех греховных пожеланий плоти и духа; умерщв­ляй себя отвержением своей воли и отвержением са­мооправданий, приносимых лжеименным разумом и лукавой совестью ветхого человека; умерщвляй се­бя, живо представляя себе и живописуя неминуемую смерть твою. Нам дана заповедь последовать Христу, взяв крест свой. Это значит: мы должны быть всегда готовы с радостью и веселием умереть за Христа. Ес­ли так устроим себя, то легко будем переносить вся­кую скорбь, видимую и невидимую.

Желающий умереть за Христа - какой напасти, ка­кого оскорбления не претерпит великодушно?

Нам представляются тяжелыми наши скорби именно оттого, что не хотим умереть за Христа, не хотим в Нем одном заключить все наши желания, все наши надежды, весь наш разум, все наше достоя­ние, все существование наше.

Стремящийся последовать Христу и быть сонас­ледником Его, должен быть ревностным подражате­лем страданий Его. Любящие Христа и последовате­ли Его обнаруживают и доказывают свой сокровен­ный залог тем, что претерпевают всякую ниспосылаемую  им  скорбь не  только  с  благодушием, но и с усердием, и с ревностью, и с радостью, и с благодарением, возлагая на Христа все упование. Такое терпение - дар Христов.

Этот дар примет тот, кто испросит его смирен­ною и постоянною молитвою у Христа, доказывая искренность желания получить безценный духов­ный дар терпения принуждением и болезненным насилием не хотящего сердца к терпению всех встречающихся и случающихся скорбей и искуше­ний. Аминь.


 «СЛОВО УТЕШЕНИЯ К СКОРБЯЩИМ ИНОКАМ»

 
«Церковная Жизнь» — Орган Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви.
При перепечатке ссылка на «Церковную Жизнь» обязательна.