Поиск

Новое в библиотеке:

Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы

Святитель Филарет (Вознесенский)

 

Благовещение Пресвятой Богородицы

 

БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТЫЯ БОГОРОДИЦЫ

  

    Праздник Благовещения Божией Матери - один из самых прекрасных, светлых, радостных и красивых праздников. Русский народ, который так любил Пречистую и Преблагословенную Деву Марию, что прямо называл Русскую землю домом Божией Матери, этот праздник как-то по-особому любил и особенно его отмечал. Именно о Празднике Благовещения Божией Матери русский народ говорил, что в этот день даже и птичка гнезда не вьет, и девушка косы не заплетает, вся природа радуется и торжествует, и, как солнышко играет на Пасху на восходе, так оно играет и на Благовещение.

    Когда мы читаем только в Евангелии святого Евангелиста Луки* о том, как произошло преславное событие Благовещения, нужно иметь в виду, что Евангелист упомянул только самое главное. Вряд ли можно думать, что святой Архангел явился и сказал всего несколько слов; но главное содержание его благовестия нам передано в святом Евангелии, и уже из этого мы видим, насколько радостен и велик был этот день.

    Но Церковь, Ея предание, и святые Отцы Церкви в своих творениях оставили нам некоторые подробности, относящиеся к этому преславному событию. В частности, в Назарете, на святой Земле, есть источник водный, который так и именуется: "источник Божией Матери". И вот, сохранилось трогательное предание о подробности, относящейся к событию Благовещения. По Евангелию получается так: Ангел вошел к Деве Марии, когда Она была в каком-то помещении, предстал пред Нею и приветствовал Ее: "радуйся Благодатная, Господь с Тобою". Но предание, сохраненное у святых Отцов, говорит, что было так:

    Дева Мария, Которая тогда еще была совсем юной девушкой, пошла к этому источнику за водой, как это делают всякие девушки и молодые женщины. И вот там, у этого источника, Она слышит голос: "Ты родишь Сына Моего". Только одна Она слышала этот голос; это не был потрясающий гром с неба, но было ясно, Кто произнес эти слова. Их произнес Тот, Чей Сын родится от Нея, то есть, Сам Бог Отец. И хотя сказаны они были только для Нея, и Она одна только знала их, но, когда творение слышит голос своего Творца - оно трепещет. Ея чистая, святая душа непосредственно воспринимала токи божественной благодати, но здесь, когда Она услышала голос Творца и Владыки своего, Ея девственная и чистая душа затрепетала. В трепете и испуге Она вернулась домой.

    Но - нужно успокоить как-то взволновавшуюся душу, и Она для этого взялась за свое любимое чтение - чтение Священного Писания. А когда Она стала читать, ей открылось место в книге пророка Исайи, где как раз говорится о том, что Спаситель мiра родится от Девы.** Но настолько было глубоко Ея божественное, Ея благоухающее смирение, что, несмотря на те слова, которые Она услышала у колодца, Она все-таки это пророчество и не подумала применить к Себе Самой, а просто - прочитавши о рождении Спасителя мiра от Девы подумала: «как была бы Я рада, если бы только была последней служанкой у этой преблагословенной Девы».

    И вот тут пред Ней предстал Архангел Гавриил и Она слышит его слова: «Радуйся Благодатная, Господь с Тобою. Благословенна Ты в женах». Мы знаем из Ея жизни, что явление Ангела само по себе не было новостью для Нея. До своего переселения в Назарет, от самого переселения во храм, она жила при храме и там, как говорит предание Церковное, Архангел Гавриил являлся Ей, приносил Ей пищу и беседовал с Нею. Так что само по себе его явление не взволновало бы Ея особенно; но она слышит необыкновенное приветствие, которого никогда ни одна дева ни женщина не слыхала; поэтому Евангелист не говорит, что Она увидя его испугалась, а что Она услышавши его слова смутилась от них и стала размышлять, что значит такое приветствие.

    И слышит Она дальше, как Архангел Ей говорит: «Не бойся Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога, Ты родишь Сына и наречешь ему имя Иисус, Он будет велик, Он Сын Вышнего наречется, и даст Ему Господь Бог престол Давида, Отца Его, и царствию Его не будет конца». Причем, церковная служба, опять-таки, сохранила нам трогательное предание, что слова эти были более распространительны, чем они коротко переданы в Евангелии, и что, между прочим, видя Ея волнение, святой Архистратиг говорит Ей: «Что Ты боишься меня, что Ты трепещешь меня, Владычице, пред Которой я сам трепещу, что Ты так благоговейно предстоишь предо мною, когда я сам с благоговейным страхом Тебе предстою...»

    Когда Дева Мария услышала благовестие Архангела, в Ея святейшей душе сразу появилось недоумение: Архангел благовествует Ей о том, что Она будет матерью, но Она дала обет девства, и никогда от него не отступит: как же может это быть? Дева не может быть матерью - матерь не может быть Девою? Как же понять это благовестие? Она и задает свой смиренный вопрос: «Как это будет, когда Я мужа не знаю?» Но когда Архангел Ей сказал: «Дух Святой найдет на Тя и сила Вышнего осенит Тя», и закончил свое благовествование словами «у Бога не изнеможет всяк глагол» - то есть, никакое слово или повеление, данное Богом, не может остаться без исполнения - Ея святая душа успокоилась, и Она поняла, что это будет уже сверхъестественным рождением, и, успокоившись, сказала те чудные слова, которые Московский митрополит Филарет назвал «Благовестием от земли к небу».

    Обратите внимание: Архангел как будто бы сделал свое дело, все Ей сказал, все Ей объяснил - но он чего-то ждет, он не уходит - и, наконец, слышит Ея ответ, о котором великий святитель говорил, что если благовестие ангела было Благовестием от неба к земле, то Ея слова - это благовестие от земли к небу. Ответ Ея был: «Се раба Господня - буди мне по глаголу твоему». То есть, я - раба Господня; раба не рассуждает, ея господин с ней поступает как ему благоугодно, она же только повинуется и исполняет его волю. Смиренное, всецелое послушание и полная преданность воле Божией, возвещенной небесным Благовестником....

    И вот совершилось это взаимное благовестие от неба к земле и от земли к небу и «отыде от Нея ангел». Ея чистая, разумная, просветленная душа понимала, конечно, что это благовестие принесет коренную перемену в Ея жизни. Она думала, вероятно, в безвестности окончить свою жизнь, в преданности Богу и служении Ему. Но тут Она видит, что Ей предрекается тот жребий, по которому Она будет Царицею всех Цариц, по которому Она будет высшей и честнейшей херувимов и серафимов.

    Взволнованная всем этим, и зная от ангела о том преславном событии, которое произошло в жизни Ея старшей родственницы, праведной Елисаветы***, которая, потеряв уже надежду когда-либо иметь сына или дочь, теперь готовится также быть матерью, Она поспешила к ней. И конечно, великой радостью было для Нея то, что когда она вошла к праведной Елисавете и приветствовала ее, то услышала от нея слова, которыми в Назарете приветствовал Ее ангел: «благословенна Ты в женах». Какая радость это была для нея...

    И тут из Ея чистой души и излилась та молитвенная песнь, которую Церковь так любит и всегда повторяет на утрени: «Величит душа Моя Господа и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем...» Дальше Она говорит: «яко призре на смирение рабы своея», то есть, Господь призрел на Ея смирение; а еще далее говорит то, что стало ясным для Нея. Она понимала, как высок теперь Ея жребий: «се бо отныне ублажат Мя вси роди, яко сотвори Мне величие Сильный». Она, неизвестная мiру дева Иудеянка, поднимается этим Благовещением на такую высоту, на такое величие, пред которым всякое земное величие - детские игрушки... Но, сказав - «яко сотвори Мне величие Сильный», Она добавляет: «и СВЯТО ИМЯ ЕГО». Как истинно преданная Богу, Она и здесь переходит к прославлению святости Божией.

    Да будет же все это назиданием для нас - и то Ея смирение, по которому она не могла сразу и принять благовестия, что она станет Матерью Божией, и та Ея преданность, послушание и повиновение Богу, по которому Она и сказала, что Она - раба Господня - пусть будет Ей по глаголу Ангела. Она дала нам высочайший и святейший пример того, как нужно всегда, а особенно - в ответственные и важные моменты своей жизни, прежде всего - заботиться о том, чтобы исполнить волю Божию, как Она Сама ее исполнила в день Своего Благовещения...

Аминь.

* Лк. 1, 26-38.
** Ис. 7, 14.
*** Лк. 1, 5-24; 39-56.

 

Проповеди и поучения Высокопреосвященнейшаго митрополита Филарета
Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви. том I.

Издание Комитета Русской Православной Молодежи
при Русской Православной Зарубежной Церкви 1981 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы

Святитель Филарет (Вознесенский)

 

Благовещение Пресвятой Богородицы

 

БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТЫЯ БОГОРОДИЦЫ

  

    Праздник Благовещения Божией Матери - один из самых прекрасных, светлых, радостных и красивых праздников. Русский народ, который так любил Пречистую и Преблагословенную Деву Марию, что прямо называл Русскую землю домом Божией Матери, этот праздник как-то по-особому любил и особенно его отмечал. Именно о Празднике Благовещения Божией Матери русский народ говорил, что в этот день даже и птичка гнезда не вьет, и девушка косы не заплетает, вся природа радуется и торжествует, и, как солнышко играет на Пасху на восходе, так оно играет и на Благовещение.

    Когда мы читаем только в Евангелии святого Евангелиста Луки* о том, как произошло преславное событие Благовещения, нужно иметь в виду, что Евангелист упомянул только самое главное. Вряд ли можно думать, что святой Архангел явился и сказал всего несколько слов; но главное содержание его благовестия нам передано в святом Евангелии, и уже из этого мы видим, насколько радостен и велик был этот день.

    Но Церковь, Ея предание, и святые Отцы Церкви в своих творениях оставили нам некоторые подробности, относящиеся к этому преславному событию. В частности, в Назарете, на святой Земле, есть источник водный, который так и именуется: "источник Божией Матери". И вот, сохранилось трогательное предание о подробности, относящейся к событию Благовещения. По Евангелию получается так: Ангел вошел к Деве Марии, когда Она была в каком-то помещении, предстал пред Нею и приветствовал Ее: "радуйся Благодатная, Господь с Тобою". Но предание, сохраненное у святых Отцов, говорит, что было так:

    Дева Мария, Которая тогда еще была совсем юной девушкой, пошла к этому источнику за водой, как это делают всякие девушки и молодые женщины. И вот там, у этого источника, Она слышит голос: "Ты родишь Сына Моего". Только одна Она слышала этот голос; это не был потрясающий гром с неба, но было ясно, Кто произнес эти слова. Их произнес Тот, Чей Сын родится от Нея, то есть, Сам Бог Отец. И хотя сказаны они были только для Нея, и Она одна только знала их, но, когда творение слышит голос своего Творца - оно трепещет. Ея чистая, святая душа непосредственно воспринимала токи божественной благодати, но здесь, когда Она услышала голос Творца и Владыки своего, Ея девственная и чистая душа затрепетала. В трепете и испуге Она вернулась домой.

    Но - нужно успокоить как-то взволновавшуюся душу, и Она для этого взялась за свое любимое чтение - чтение Священного Писания. А когда Она стала читать, ей открылось место в книге пророка Исайи, где как раз говорится о том, что Спаситель мiра родится от Девы.** Но настолько было глубоко Ея божественное, Ея благоухающее смирение, что, несмотря на те слова, которые Она услышала у колодца, Она все-таки это пророчество и не подумала применить к Себе Самой, а просто - прочитавши о рождении Спасителя мiра от Девы подумала: «как была бы Я рада, если бы только была последней служанкой у этой преблагословенной Девы».

    И вот тут пред Ней предстал Архангел Гавриил и Она слышит его слова: «Радуйся Благодатная, Господь с Тобою. Благословенна Ты в женах». Мы знаем из Ея жизни, что явление Ангела само по себе не было новостью для Нея. До своего переселения в Назарет, от самого переселения во храм, она жила при храме и там, как говорит предание Церковное, Архангел Гавриил являлся Ей, приносил Ей пищу и беседовал с Нею. Так что само по себе его явление не взволновало бы Ея особенно; но она слышит необыкновенное приветствие, которого никогда ни одна дева ни женщина не слыхала; поэтому Евангелист не говорит, что Она увидя его испугалась, а что Она услышавши его слова смутилась от них и стала размышлять, что значит такое приветствие.

    И слышит Она дальше, как Архангел Ей говорит: «Не бойся Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога, Ты родишь Сына и наречешь ему имя Иисус, Он будет велик, Он Сын Вышнего наречется, и даст Ему Господь Бог престол Давида, Отца Его, и царствию Его не будет конца». Причем, церковная служба, опять-таки, сохранила нам трогательное предание, что слова эти были более распространительны, чем они коротко переданы в Евангелии, и что, между прочим, видя Ея волнение, святой Архистратиг говорит Ей: «Что Ты боишься меня, что Ты трепещешь меня, Владычице, пред Которой я сам трепещу, что Ты так благоговейно предстоишь предо мною, когда я сам с благоговейным страхом Тебе предстою...»

    Когда Дева Мария услышала благовестие Архангела, в Ея святейшей душе сразу появилось недоумение: Архангел благовествует Ей о том, что Она будет матерью, но Она дала обет девства, и никогда от него не отступит: как же может это быть? Дева не может быть матерью - матерь не может быть Девою? Как же понять это благовестие? Она и задает свой смиренный вопрос: «Как это будет, когда Я мужа не знаю?» Но когда Архангел Ей сказал: «Дух Святой найдет на Тя и сила Вышнего осенит Тя», и закончил свое благовествование словами «у Бога не изнеможет всяк глагол» - то есть, никакое слово или повеление, данное Богом, не может остаться без исполнения - Ея святая душа успокоилась, и Она поняла, что это будет уже сверхъестественным рождением, и, успокоившись, сказала те чудные слова, которые Московский митрополит Филарет назвал «Благовестием от земли к небу».

    Обратите внимание: Архангел как будто бы сделал свое дело, все Ей сказал, все Ей объяснил - но он чего-то ждет, он не уходит - и, наконец, слышит Ея ответ, о котором великий святитель говорил, что если благовестие ангела было Благовестием от неба к земле, то Ея слова - это благовестие от земли к небу. Ответ Ея был: «Се раба Господня - буди мне по глаголу твоему». То есть, я - раба Господня; раба не рассуждает, ея господин с ней поступает как ему благоугодно, она же только повинуется и исполняет его волю. Смиренное, всецелое послушание и полная преданность воле Божией, возвещенной небесным Благовестником....

    И вот совершилось это взаимное благовестие от неба к земле и от земли к небу и «отыде от Нея ангел». Ея чистая, разумная, просветленная душа понимала, конечно, что это благовестие принесет коренную перемену в Ея жизни. Она думала, вероятно, в безвестности окончить свою жизнь, в преданности Богу и служении Ему. Но тут Она видит, что Ей предрекается тот жребий, по которому Она будет Царицею всех Цариц, по которому Она будет высшей и честнейшей херувимов и серафимов.

    Взволнованная всем этим, и зная от ангела о том преславном событии, которое произошло в жизни Ея старшей родственницы, праведной Елисаветы***, которая, потеряв уже надежду когда-либо иметь сына или дочь, теперь готовится также быть матерью, Она поспешила к ней. И конечно, великой радостью было для Нея то, что когда она вошла к праведной Елисавете и приветствовала ее, то услышала от нея слова, которыми в Назарете приветствовал Ее ангел: «благословенна Ты в женах». Какая радость это была для нея...

    И тут из Ея чистой души и излилась та молитвенная песнь, которую Церковь так любит и всегда повторяет на утрени: «Величит душа Моя Господа и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем...» Дальше Она говорит: «яко призре на смирение рабы своея», то есть, Господь призрел на Ея смирение; а еще далее говорит то, что стало ясным для Нея. Она понимала, как высок теперь Ея жребий: «се бо отныне ублажат Мя вси роди, яко сотвори Мне величие Сильный». Она, неизвестная мiру дева Иудеянка, поднимается этим Благовещением на такую высоту, на такое величие, пред которым всякое земное величие - детские игрушки... Но, сказав - «яко сотвори Мне величие Сильный», Она добавляет: «и СВЯТО ИМЯ ЕГО». Как истинно преданная Богу, Она и здесь переходит к прославлению святости Божией.

    Да будет же все это назиданием для нас - и то Ея смирение, по которому она не могла сразу и принять благовестия, что она станет Матерью Божией, и та Ея преданность, послушание и повиновение Богу, по которому Она и сказала, что Она - раба Господня - пусть будет Ей по глаголу Ангела. Она дала нам высочайший и святейший пример того, как нужно всегда, а особенно - в ответственные и важные моменты своей жизни, прежде всего - заботиться о том, чтобы исполнить волю Божию, как Она Сама ее исполнила в день Своего Благовещения...

Аминь.

* Лк. 1, 26-38.
** Ис. 7, 14.
*** Лк. 1, 5-24; 39-56.

 

Проповеди и поучения Высокопреосвященнейшаго митрополита Филарета
Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви. том I.

Издание Комитета Русской Православной Молодежи
при Русской Православной Зарубежной Церкви 1981 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
«Церковная Жизнь» — Орган Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви.
При перепечатке ссылка на «Церковную Жизнь» обязательна.