Поиск

Священномученик Епископ Виктор (Островидов). Краткая биография и Послание

Епископ Виктор (Островидов Константин Александрович, 20.05.1875 — +02.05.1934), родился в с. Золотое Камышинского уезда Саратовской губернии, в семье псаломщика. Окончил Камышинское духовное училище, затем Саратовскую духовную семинарию (1899) и Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия (1903). Пострижен в монашество, будучи еще студентом академии. По окончании академии принял рукоположение во иеромонаха и назначен настоятелем Свято-Троицкого собора в п. Хвалынск. Состоял иеромонахом Русской Духовной миссии в Иерусалиме (1904—1909); смотрителем Архангельского духовного училища (с 13.01.1909); с 15.10.1909 служил иеромонахом в Александро-Невской Лавре в Санкт-Петербурге; 22.11.1910 назначен настоятелем Зеленецкого Свято-Троицкого монастыря Петербургской епархии с возведением в сан архимандрита; затем наместником Александро- Невской Лавры (21.02—12.1919).

В 1919 в Петрограде был арестован, вскоре освобождён. Хиротонисан во Епископа Уржумского, викария Вятской епархии 08.01.1920. В том же году вновь арестован и приговорён Вятским Губревтрибуналом к лишению свободы до окончания войны с Польшей, через 5 мес. освобождён. Активно выступал против обновленчества. Арестован 25.08.1922 и по постановлению КОГПУ сослан на 3 года в Нарымский край. Вновь арестован 04.04.1923, и вновь ссылка. Освобождён в 1924 без права проживания в крупных городах; вернулся в Вятку. В том же году назначен Епископом Глазовским и временно управляющим Вятской епархией. С 1925 временно управлял также и Омской епархией.

14.05.1926 арестован уже в пятый раз, по обвинению «в организации нелегальной епархиальной канцелярии». По постановлению ОСО КОГПУ (от 20.08.1926) выслан на 3 года и лишён права проживания в крупных городах, в том числе и в Вятке. Осенью 1926 назначен Еп. Ижевским и Вотским.

Написал письмо митр. Сергию с аргументированным опровержением Декларации о лояльности, а, по сути, полным подчинением Церкви Советской власти (октябрь 1927), объявил об отделении от сергиевого "синода" и перешёл на самоуправление (декабрь 1927). Возглавил движение исповедников Православия, которое позже было названо его именем («викторианским»), в Вятской и Вотской епархиях. Объединил приходы в Вятке, Ижевске, Воткинске, в Глазовском, Слободском, Котельническом и Яранском уездах. Находился в тесном общении с "ленинградскими" иосифлянами. Не подчинялся указам сформированного Е. Тучковым "синода", возглавляемого митр. Сергием (Страгородским). В письме к митр. Сергию (от 23.12.1927), а также в многочисленных посланиях к духовенству и пастве обличал сергианскую политику полного порабощения Церкви богоборческому государству. Отстаивал духовную свободу Церкви, был одним из активных организаторов Катакомбной Русской Церкви.

Арестован 04.04.1928 в Глазове, по постановлению ОСО КОГПУ (от 18.05.1928) приговорён к 3 годам лагеря. Перед отправкой в лагерь передал свои приходы в управление Епископу Димитрию (Любимову). В заключении на Соловках (июнь 1928—1930), работал бухгалтером на канатной фабрике, участвовал в катакомбных богослужениях иосифлян. Весной 1930 переведен на материк (командировка Май-Губа). По постановлению ОСО КОГПУ по пересмотру дела (от 10.04.1931) приговорён к ссылке на 3 года в Северный край. Освобождён из лагеря 11.07.1931 и сослан в Онегу Архангельской области. Арестован 12.12.1932, по постановлению ОСО КОГПУ (от 10.05.1933) приговорён к 3 годам ссылки в Коми-Зырянскую АО. Жил в Усть-Цилемском р-не. Умер 02.05.1934 в п. Усть-Цильма. До самой своей исповеднической кончины оставался убежденным защитником Истинно-Православной Церкви, за что и подвергался многочисленным арестам.

Собором Русской Православной Церкви Заграницей в 1981 канонизирован во святых как Священномученик и Исповедник в сонме Святых Новомучеников и Исповедников Российских.

***

Священномученик Епископ ВИКТОР (Островидов)

Послание

В деле расточения Церкви вместе с предательством митр. Сергий произвёл и тяжкую хулу на Духа Святого, которая по неложному слову Христа никогда не простится ему ни в сей, ни в будущей жизни.

«Кто не собирает со Мною, — говорит Господь, — тот расточает». «Или признайте дерево хорошим (Церковь) и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым» (Мф. 12.33). «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам; а хула на Духа не простится человекам» (Мф. 12.30-31). «Исполняя меру греха своего», митрополит Сергий совместно со своим Синодом, указом от 8(21) октября 1927 г. вводит и новую формулу поминовения.

Смесив в одно в великом святейшем таинстве Евхаристии вопреки слову Божию «верных с неверными» (2Кор. 6.14-18), Святую Церковь и борющих на смерть врагов ея, митрополит этим своим богохульством нарушает молитвенный смысл великого таинства и разрушает его благодатное значение для вечного спасения душ православно верующих. Отсюда и богослужение становится не просто безблагодатным, по безблагодатности священнодействующего, но оно делается мерзостью в очах Божиих, а потому и совершающий и участвующий в нём подлежит сугубому осуждению.

Являясь во всей своей деятельности еретиком антицерковником, как превращающий Святую Православную Церковь из дома благодатного спасения верующих в безблагодатную плотскую организацию, лишённую духа жизни, митр. Сергий в то же время через своё сознательное отречение от истины и в своей безумной измене Христу является открытым отступником от Бога Истины.

И он без внешнего формального суда Церкви (которого невозможно над ним произвести) «есть самоосуждён» (Тит. 3.10-11); он перестал быть тем, чем он был — «служителем истины» по слову: «Да будет двор его пуст … и епископство его да приимет ин» (Деян. 1.20).

Ряд увещаний архипастырей, богомудрых отцев и православных мужей Церкви в течение многих лет не принесли пользы, не привели митр. Сергия к сознанию содеянного им греха и не возбудили в его сердце раскаяния.

А потому мы по благодати, данной нам от Господа нашего Иисуса Христа, «силою Господа нашего Иисуса Христа» (1Кор. 5.4) объявляем бывшего митрополита Сергия лишённым молитвенного общения с нами и всеми верными Христу и Его Святой Православной Церкви и предаём его Божиему суду: «Мне отмщение, Аз воздам, глаголет Господь» (Евр. 19.30).

Настоящее деяние в дополнение к ранее сделанным нами в 1927— 1928 гг. заявл[ени]ям, мы совершаем в строгом сознании нашего архипастырского долга перед нашей паствой, всеми верными чадами Церкви Православной, стоя в послушании Церкви Христовой, в должном подчинении правилам Вселенских Соборов и Собора Российской Церкви 1917—1918 г., возглавляемой ныне Патриаршим Местоблюстителем Петром, митрополитом Крутицким и его заместителем Серафимом, архиепископом Угличским.

«Не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство!» (Лк. 12.32).

Смиренный епископ Виктор. 1928(?)

«Акты Святейшего патриарха Тихона…», с.634- 635.

Послесловие редакции:

Современная Московская патриархия, бывшая во времена гонений на стороне богоборческого режима и принимавшая активное участие в преследованиях Исповедников, ныне, не покаявшись в содеянном и приспосабливаясь к новым политическим условиям, пытается присвоить себе подвиг Новомучеников и Исповедников. С этой целью, например, 1 июля 1997 года была вскрыта могила Новосвященноисповедника Виктора (Островидова) и обретены его честные мощи, оказавшиеся нетленными. Ныне эти похищенные у Церкви святые мощи, источающие благоухание и обильно подающие чудесные исцеления, хранятся в патриархийном Свято- Троицком монастыре г. Вятки. Ввиду явного свидетельства святости Епископа Виктора, Московская патриархия "прославила" его в лике "своих" святых на соборе 2000 г. Поистине к этим современным фарисеям и лицемерам обращены слова Спасителя: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты. Так и вы по наружности кажетесь людьми праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам, и украшаете памятники праведников, и говорите: "если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков". Таким образом, вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков. Дополняйте же меру отцов ваших. Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?» (Мф. 23.27-33).

 
«Церковная Жизнь» — Орган Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви.
При перепечатке ссылка на «Церковную Жизнь» обязательна.