Большую духовную радость испытали прихожане Азовского храма РИПЦ в честь иконы Божией Матери "Азовской" (Ростовская область) от недавнего архипастырского визита нашего правящего архиерея Владыки Вениамина, Архиепископа Черноморского и Кубанского, привезшего для поклонения и молитв Чудотворную икону Божией Матери Иверскую "Благоухающую", написанную ровно 20 лет назад братом-мучеником Иосифом Муньосом и переданную им по откровению Свыше катакомбному архиепископу Лазарю (Журбенко) для защиты и благословения гонимой Истинно-Православной Церкви на Родине.
В нашем старинном городе казачьей славы Азове (Ростовской области) уже около двадцати лет открыто действует приход Черноморско-Кубанской Епархии Русской Истинно-Православной Церкви. Настоятелем этого прихода во имя иконы Божией Матери Азовской является хоть и старенький, но неутомимый труженик на Ниве Христовой батюшка-иеромонах Иоасаф. Долгое время службы у нас совершались в небольшом храме, сооруженном силами прихожан. Но с 1995 г. было начато строительство большого трехпрестольного каменного храма. И хотя строительные работы до сих пор еще не закончены, богослужения уже совершаются именно в нем.
История нашего города довольно древняя, насыщенная героическими подвигами предков. Расположен он на левом берегу р. Дон, в 7 км от её впадения в Таганрогский залив Азовского моря, в 42 км к юго-западу от Ростова-на-Дону. В X-XII вв. на месте нынешнего города было славянское поселение, входившее в состав древнерусского Тмутараканского княжества. В XIII в. на этом месте возник г. Азак (тюрк. aзак: "устье реки"), через который проходил «великий торговый путь» в Китай. В 1395 г. город был разрушен ордами Тамерлана. В 1471 захвачен турками, превращён в турецкую военную крепость. Со временем тюркское исходное Азак было превращено в Азау (по-русски Азов). В 1637 отряды запорожских и донских казаков штурмом захватили Азов, разбив тем твердыню Османской империи на Юге России. Ярчайшей героической страницей истории города является знаменитое Азовское осадное сидение, когда в 1641 году укрепленная казачья крепость с пятью тысячами казаков 93 дня и ночи выдержала натиск 250-тысячного турецкого войска. И не только выдержала. Басурмане вынуждены были снять осаду и убраться прочь. С этими событием связано и чудо явления иконы Божией Матери «Азовской». Судьба подлинника Чудотворной иконы ныне не известна, но сохранился список XVIII в., где в центре изображена Богоматерь-Оранта с Христом-Младенцем на фоне двуглавого орла, герба православной Российской Империи, и св. Георгий Победоносец, побивающий копьем змея, который символизирует Оттоманскую Порту. По обе стороны от Богоматери — молитвенники за русскую землю, у ног Ее — русское воинство. В нижней части иконы изображены освобожденные и спасенные русские крепости и города на Азовском море. Яркая деталь чудотворной иконы: лапы двуглавого орла из-под образа Богородицы словно преподносят Ей земные державу и скипетр, чем как бы предвещается прообраз чудотворного явления Державной иконы Божией Матери – величайшей святыни Святой Руси.
Икона Божией Матери Азовская
Благословение Божией Матери г. Азову символично, ведь окончательное его утверждение за Россией в результате победоносных походов русского воинства, предпринятые в 1695-96 годах и увенчавшиеся взятием турецкой крепости, открыли "ворота" к южным морям православной державе, непоправимо ослабив влияние магометан в Европе. С 1708 г. Высочайшим повелением Азову дан статус города и центра Азовской губернии. И хоть после неудачного Прутского похода русских войск (1711) город был захвачен Турцией, уже в 1736 в ходе русско-турецкой войны (1736-39) русские войска вновь овладели Азовом. Стратегическо-геополитеческое значение города настолько было велико, что именно вокруг него разворачивались основные события противостояния православного и исламского мiров. В 1775 г. по Кючук-Кайнарджийскому миру Азов окончательно закреплён за Российской империей. В 1776-82 - центр Азовской губернии. С 1801 в составе Екатеринославской губернии, с 1888 в составе Области войска Донского. После богоборческой революции 1917 г. город Азов был одним из центров Белой борьбы православного казачества против большевизма. Позже наш край дал немало святых мучеников и споведников, за святую православную веру от богоборцев умученных.
Духовное наследие и заветы этих святых мучеников и исповедников Катакомбной Церкви по мере сил и пытается хранить наш небольшой приход во имя иконы Божией Матери Азовской Русской Истинно-Православной Церкви. Кроме нашего прихода РИПЦ, в городе есть еще несколько приходов Московской патриархии. На наш приход с их стороны оказывается давление. Но, с Божией помощью, мы стараемся постоянно пребывать в молитвах, и особенно не обращаем внимания на это давление. О трудностях строительства нового храма и в целом жизни нашего прихода РИПЦ не будем много говорить; они общеизвестны.
Остановимся больше на церковной жизни наших прихожан. Воистину, как уже было сказано, неисчерпаемую духовную радость и утешение испытали прихожане Азоввского прихода от прибытия к ним Чудотворной Иконы Божией Матери Иверской-Благоухающей, Одигитрии Русской Истинно-Православной Церкви.
В наше смутное и апостасийное время эта чудотворная икона Пресвятой Богородицы является верным указателем ко спасению. После таинственного исчезновения подлинника мироточивой иконы Матери Божией Иверской «Монреальской», а затем и «таинственного исчезновения» самой Русской Зарубежной Церкви (где эта икона явилась), Одесский Благоухающий образ Иверской чудотворной иконы, написанный муч. Иосифом Муньос, оказался единственным. Смысл явления этой новой иконы Царицы Небесной особенно стал очевидным после того, как с отпадением епископата РПЦЗ от Истинного Православия светильник Истинной Православной Веры и Церкви был перенесен обратно на Родину, на Святую Русь, в Церковь Катакомбную. С момента явления этой иконы и передачи ее на Родину она является Одигитрией Русской Истинно-Православной Церкви.
По прибытии чудотворной иконы Божией Матери в наш новопостроенный Азовский храм РИПЦ все желающие могли приложиться к святыне, молитвенно обращаясь к Ней и прося у Небесной Заступницы покрова и утешения. Посетивший нас с иконою Владыка Вениамин в своей проповеди отметил духовную важность обращения православных к Владычице нашей Пресвятой Богородице, являющейся заступницей и покровительницей рода христианского. После службы перед Иконой также был пропет акафист Богородице. Во время богослужения и после него приходили все новые желающие увидеть Благоухающую Икону, помолиться перед Ней и приложиться к святыне.
Благодаря прибытию в Азов Благоухающей Иконы Заступницы нашей, этот день, верно, останется незабываемым для многих наших прихожан РИПЦ, и праздничное настроение еще долго будет сохраняться в сердцах верующих, как и благодарность Царице Небесной за Её милостивое посещение нас, грешных.
****
Также хотелось бы поведать, что ранее в местной газете «Приазовье» как-то была помещена заметка А. Терпугова о празднике Крещения Господня в нашем приходе Русской Истинно-Православной Церкви. Приведем ее здесь, чтобы тоже дать какое-то представление о жизни нашего прихода.
«Крещение. Большой наш христианский праздник. Накануне выпал снег. Пасмурно. На лестнице, ведущей к Дону, появляется крестный ход. Впереди, как и подобает, степенные мужи и молодые отроки, как и в старину, несут православные хоругви, иконы, горящие свечи. Среди них батюшка в белых облачениях. За ним — многочисленная толпа православного люду. Шествие неспешно направляется к Азовке, где традиционно будет проходить водосвятие.
Зажигаются свечки. Священник начинает торжественное богослужение. Ему помогает молодой церковнослужитель. Поет церковный хор. Все молятся.
Служба идет своим чередом, слышатся вечно живые слова Евангелия. Народ прибывает. Вот батюшка спускается к реке, окунает в студеную воду крест и вновь поднимается наверх. Почти чудо! Тучи расступаются и выходит солнце. Опустившаяся на колени женщина, омывая в водах Азовки лицо, вдруг смотрит в небо и восклицает: "Глядите, чайка! Белая чайка — как белый символ, символ чистоты и веры".
Заканчивая водосвятие, священник обходит ряды верующих, окропляет их св. водой. Вот он все ближе, ближе... Наконец и по моей голове и лицу брызнули живительные струи. Верующие целуют крест. Люди заполняют водой баллоны, бутыли, некоторые пришли с ведрами.
Праздник заканчивается, все расходятся счастливые и благостные. По пути спрашиваю батюшку:
— Отец Иоасаф! Поздравляю с праздником! Что бы вы пожелали всем нам?
— В этот праздничный день самого главного — спасения души, здоровья, мира. Остальное все приложится!
На том и расстаемся».
Россия, Ростовская обл., г. Азов,
Приход Азовской иконы Пресвятой Богородицы Русской Истинно-Православной Церкви