Поиск

Скончался архиепископ Серафим Брюссельский и Западно-Европейский, не одобрявший слияния РПЦЗ с МП.

В понедельник 24 ноября, в день празднования Монреальской Мироточивой иконы Божией Матери, отошел ко Господу находящийся на покое бывший правящий архипастырь Западно-Европейской епархии РПЦЗ – Преосвященный архиепископ Серафим (Дулгов). Владыка Серафим был одним из немногих, кто не одобрял попытки слияния РПЦЗ с МП. Для него это был вопрос принципиальный, серьезно отразившийся и на его здоровье, особенно последние события в Синоде митр. Лавра и его переговоры с В.Путиным и патр. Алексием Ридегером.

Владыка Серафим уже несколько лет тяжело болел. В течение последних недель Владыка особенно чувствовал себя плохо, чему способствовали его переживания за судьбы Зарубежной Церкви. В воскресенье 23 ноября у Владыки началось кровотечение и его отвезли в больницу, где он через несколько часов скончался.

Господь да упокоит его душу!

 

________________________________________________________________

 

Ниже приводим два обращения протод. Германа Иванова Тринадцатого в редакцию «Портал-Кредо», опубликовавшего неправдивые сведения о том, что Вл. Серафим будто бы: "был одним из самых убеждённых сторонников объединения РПЦЗ(Л) с РПЦ МП." Не смотря на эти обращения редакция так и не исправила допущенной дезинформации.

Письмо 1-е:

25 ноября 2003 г.

Уважаемая Редакция "Портал-Кредо" !

Пишу Вам по поводу Вами поставленной информации о кончине нашего бывшего (во всех отношениях) правящего Архиепископа Серафима. Для серьёзности подаваемой Вами информации следует исправить, невольно попавшуюся грубую ошибку о том, что он был чуть ли не самым ярым сторонником сближения с МП. На самом деле, можно почти безошибочно сказать, что он по всей вероятности был самым ярым противником такового и не исключено предполагать, что его молниеносную, внезапную смерть именно можно объяснить его переживаниями при виде встречи с Путиным, а затем и марковского (с приближенными) позора, то-есть - сознанием полного ПРОВАЛА той линии, которую он избрал и ПРОПАГАНДИРОВАЛ, а именно, что Вл. Митрополит Виталий на самом деле подал в отставку и что избрание Вл. Лавра канонично и полномочно.

Придерживался - но вероятно сам тому не веря - той официальной линии, что никакого сближения с МП опасаться не следует. Когда в 2002 г. в нашем лионском приходе (исполняющим должность настоятеля которого в течение 8 лет, с середины 1985 г. по начало 94 г., он был) появилось коренное разногласие относительно выбора Митрополита, то он поддержал сторонников Вл. Лавра, несмотря на что прихожане проголосовали (51/35) за истинного Первоиерарха Зарубежной Церкви.

Вероятно этим объясняется Ваша ошибочная информация.

Признавал Вл. Лавра митрополитом РПЦЗ - Да.

Как ни в чём не бывало, всё это время общался с четырежды анафемаствованным бывшим еп. Михаилом, Симеоном Донсковым - Увы, Да.

Был про-советски и про-патриархийно настроен - Никак Нет.

Не имел мужества в церковной обстановке защищать свои явно белые убеждения - Увы, Не имел.

Тем не менее, по некоторым сведениям за несколько дней (недель?) до внезапной кончины (3 недели назад принимал паломников, читал доклад, служил даже "гидом" в поездке по-близости Леснинского монастыря) якобы написал принципиальное обращение против всякого сближения с бывшими (?) чекистами. Интересно было бы иметь подтверждение о таком обращении. По своей непонятной привычке утаил от общественного мнения свои убеждения, которые в данной трагической обстановке могли бы повлиять на события, кое- кому помочь ...

Просил, чтоб его отпевали по монашескому чину, не желая, вероятно, чтобы только что вырвавшийся из объятий Дроздова и Гундяева Вл. Марк стоял перед его гробом.

Имеется еще маленькая неточность, которую Вы вероятно списали с официального лаврского сайта : бывшая кафедра Вл. Серафима была Брюссель, а не Женева. Последним великим правящим Архиереем Женевским и Западно- Европейским был наш дорогой, приснопамятный Архиепископ Антоний.

В лионском св.Николаевском храме, в котором он в течении восьми лет служил добрым пастырем, в среду 26 ноября, в день отпевания, будет отслужена панихида, на которой будем вспоминать всё то доброе, что покойный Владыка каждому из нас принёс.

 

Протодиакон Герман Иванов-Тринадцатый

Лион (Франция)

Письмо 2-е:

26 ноября 2003 г.

Уважаемая Редакция !

Вчера после обеда прочел на Вашем сайте, сильно удивившее меня Ваше сообщение о кончине Архиепископа Серафима. Покойный был в течении 8 лет моим настоятелем (хотя от этого титула всегда отказывался), в течении 7 лет, до ухода на покой, моим Правящим Архиереем. Всё это время (за исключением м.б. двух последних лет) я был его ближайшим сотрудником.

После печальных событий в РПЦЗ наши пути коренным образом и окончательно разошлись и я мог бы иметь все "человеческие" основания радоваться при чтении развенчивания бывшего единомышленника. Но у русского человека есть такое понятие, мало кем сегодня понимаемое : ПОРЯДОЧНОСТЬ.

Итак, прочитав Ваше коротенькое сообщение сразу заметил 2 ошибки : одну, незначительную, касающуюся кафедры, другую, иначе как грубую оплошность, или просто дезинформацию, не назовёшь. Повторяю - в РПЦз(Л) нельзя найти ни одного, даже близко приближающегося, архиерея столь чуждого всякой советчине.

В 17 ч. 30 по фр. времени (19 ч. 30 по московскому) я Вам отправил заметку исправляющую Вашу ошибку. Сейчас, ровно 24 часа спустя, Вы не изволили поместить никакой поправки.

На самом деле я Вашим корреспондентом не числюсь, но если Ваш корреспондент вводит Вас в заблуждение, а посторонний человек хоть и не будучи корреспондентом, но знающим, Вас информирует, из уважения к памяти усопшего и из простой ПОРЯДОЧНОСТИ следовало моментально исправить ошибку.

Или же дезинформация произошла не по незнанию, а умышленно ?

Таким образом могут ставиться под сомнение все Ваши информации.

С уважением,

+ Протодиакон Герман Иванов-Тринадцатый

Лион (Франция)

_________________________________________________

Духовное Завещание
Епископа РПЦЗ Серафима
Брюссельского и Западно-Европейского,

25 октября/7 ноября 1994 г.

СЛИЯНИЕ С МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИЕЙ НЕДОПУСТИМО

1. Слияние нас с МП даже на условиях, сходных с неким "униатством" (например, сохранение наших прав на самоуправление), недопустимо.

Вспомним слова покойного архиепископа нашего Антония: "Московской Патриархии выгодно втянуть нас в диалог с ними! Цель даже диалога: заставить смолкнуть свободный и незапятнанный голос Зарубежной Церкви". И дальше: "Как когда-то Сталину пришлось обратить свой взгляд на Церковь, в критический момент, так и сейчас МП необходимо обогатиться нашим авторитетом". "Да, мы должны помочь русскому духовенству, но не тем, что мы себя ликвидируем" (письмо у нас в архивах).

2. Нашим существованием, независимым от МП, мы приносим и будем приносить пользу всему Православию, как и самой МП. Пока мы существуем, и как малочисленны мы бы ни были, МП вынуждена на нас оглядываться. Мы служим спасительным тормозом в ея скольжениях. Исчезни мы, слейся мы с ними, руки МП и тут совершенно развяжутся.

3. Ни о каком "Соборе Всей Полноты Русской Церкви" не может быть и речи. Даже и не следовало бы мечтать, имея в виду теперешнее поколение. Отец Лев Лебедев прекрасно объяснил, что церковного народа сейчас в России еще нет.

4. Судя по тому, что мы видим или наблюдаем, у нас в Зарубежной Церкви многое важное сейчас решается простым большинством голосов. Помнится, как архиепископ Антоний рассказывал: когда стоял вопрос причисления к Лику Святых Новомучеников и особенно Царской Семьи, среди епископата были разные мнения, но это в процессе обдумывания. Когда все пришли к полному единомыслию (а не по большинству голосов!), то все стало ясно и приступили к Акту.

По-видимому, сейчас мы рискуем идти по линии подсчета голосов. Или под давлением наиболее активных священнослужителей или мирян, а, может быть, даже по ловкой агитации и незримого давления со стороны МП? Совершенно упуская из вида, что имеется риск, что не все пойдут на такие необдуманные шаги...

Назовем это своим именем: в случае решения о слиянии с МП "по большинству голосов", а не как плод единомыслия, –– встанет риск РАСКОЛА в нашей среде. Ибо многим совесть не позволит слепо подчиняться "большинству". Встанет страшный вопрос –– как нам делиться? В каждой Епархии, в каждом приходе, в каждой семье...

Это наводит аналогичную мысль: у нас в Епархии много и духовенства, и мирян, перешедших в Православие из римо-католичества. Они вполне естественно держатся за Зарубежную Церковь, ибо все другие юрисдикции заигрывают с католиками. Вдруг мы станем задаваться вопросом: а не следует ли смягчить нашу позицию? "Мы от них ушли, а такие-то только и думают с ними сойтись путем экуменизма",–– скажут они нам. Точно то же подумают те, кто сознательно отошли от МП и к нам примкнули: теперь нас приглашают с нею сойтись!"

Вот и это было бы желательно учесть, имея в виду опасность решения таких вопросов путем простого подсчета голосов. Будем думать о последствиях...

5. Высказывается часто опасение, что в каком-то будущем продолжение Зарубежной Церкви на прежних канонических основаниях станет немыслимым, нереальным. Указ св. Патриарха (Тихона –– ред.) потеряет (уже потерял?) свою силу ввиду изменившихся условий в России. Говорят, что мы будем Русскими по названию, а не по существу.

Что касается Указа, то св. Патриарх Тихон никак не мог предвидеть, каким станет русский народ, и с кем Зарубежью придется разговаривать. Да, многое изменилось за последнее время, и многое еще может измениться. Так зачем гадать, что как будет через 5, 10, 20 лет, поколение? История ведь поручила нам думать о настоящем моменте, а не о том, что может получиться даже через несколько лет.

6. В опроснике Владыки Митрополита (Виталия. –– ред.) речь шла о какой-то фотографии митр. Питирима (из МП. –– ред.) с сатанистами. Мое впечатление: пускай иерархи МП снимаются с Папой (в Ассизах), с колдунами, с главным раввином Нью-Йорка, с масонами, даже с сатанистами (если не фотомонтаж). Тут они естественны. Гораздо опаснее, когда те же иерархи выставляют себя в несвойственной им личине. Например, когда под Парижем освящают Храм Всем Новомученикам и Исповедникам Российским, или когда СПетербургский митрополит произносит проповеди, или пишет в духе Зарубежной Церкви, когда патриарх будет в следующем марте хоронить предполагаемые останки Царской Семьи, когда МП выставляет себя даже более монархической, чем Архиерейский Синод (РПЦЗ. –– ред.). Здесь они опаснее!

25 октября/7 ноября 1994 г.

 
«Церковная Жизнь» — Орган Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви.
При перепечатке ссылка на «Церковную Жизнь» обязательна.